СП 12-134-2001 
          Свод правил по проектированию и строительству 
           Механизация строительства. Расчет расхода топлива на работу строительных и дорожных машин 
           
            Дата введения 2001-12-18 
           
          ПРЕДИСЛОВИЕ 
          1 РАЗРАБОТАН Центральным научно-исследовательским и проектно-экспериментальным институтом организации, механизации и технической помощи строительству (ЦНИИОМТП) и Управлением строительной индустрии, промышленности строительных материалов и механизации Госстроя России 
          ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 376 «Эксплуатация строительно-дорожных машин и оборудования» 
          2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Госстроя России от 18.12.2001 № 124 
          3 ВЗАМЕН «Методических указаний по расчету норм расхода бензина и дизельного топлива на работу строительно-дорожных машин» 
           
          ВВЕДЕНИЕ 
          Затраты на топливо, расходуемые строительными и дорожными машинами, значительны и составляют 10-15 % всех затрат на эксплуатацию машин. 
          Экономное расходование топлива поэтому является одной из постоянных проблем эксплуатации строительных и дорожных машин. 
          Экономия может быть достигнута планированием потребности в топливе на основе применения технически обоснованных норм расхода. 
          Свод правил определяет состав, порядок и методы расчета норм расхода топлива по маркам (моделям) строительных и дорожных машин, а также порядок их проверки. 
          Настоящий документ подготовлен ЦНИИОМТП (Колосков В. Н., Гутарев Ю. А., Корытов Ю. А.) и Отделом механизации строительства и реформирования домостроения Управления строительной индустрии, промышленности строительных материалов и механизации Госстроя России (Молоткова Л. Н., Симонов С. Н.). 
           
          1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 
          Настоящий Свод правил распространяется на топливо карбюраторных и дизельных двигателей (далее - топливо) строительных и дорожных машин. 
          Документ устанавливает правила нормирования расхода топлива на работу строительных и дорожных машин (далее - машин). 
          Свод правил предназначен для использования во всех организациях строительной отрасли. 
          Свод правил гармонизирован с государственными строительными нормами Украины ДБН В.2.8-12-2000 «Строительная техника, оснастка, инвентарь и инструмент. Типовые нормы расхода топлива и смазочных материалов для эксплуатации техники в строительстве» в части метода расчета норм топлива машин. 
           
          2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ 
          В настоящем документе использованы ссылки на следующие стандарты: 
          ГОСТ 25646-95. Эксплуатация строительных машин. Общие требования 
          ГОСТ 27246-87. Машины землеройные. Указания по методике обучения операторов 
          Руководящий документ Р 3112194-0366-97. Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Минтранс России, НИИАТ). 
           
          3 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ 
          Норма расхода топлива - плановая мера потребления топлива строительно-дорожной машиной на выполнение единицы работы или на единицу рабочего времени (машино-час) при использовании машин в условиях прогрессивной технологии и рациональной организации труда. 
          Индивидуальная норма расхода топлива - норма расхода топлива машиной конкретной марки на производство единицы работы (продукции) или на единицу рабочего времени применительно к определенным условиям производства. 
          Базовая (типовая) норма расхода топлива - индивидуальная норма расхода топлива машины на средних режимах потребления мощности, рациональном использовании сменного времени и без учета местных условий эксплуатации. 
          Примечание - Базовые нормы, как правило, определяют на основе статистической обработки многолетних данных подконтрольной эксплуатации машин, в том числе о фактических расходах топлива при указанных выше условиях эксплуатации машин. 
          Базовая (линейная) норма расхода топлива автомобиля - индивидуальная норма расхода топлива автомобиля, на базе которого создана строительно-дорожная машина, регламентирующая расход топлива в литрах на 100 км пробега автомобиля по определенному заданному маршруту без учета местных условий эксплуатации. 
          Технологическая (пооперационная) норма расхода топлива - индивидуальная норма расхода топлива на выполнение данного вида работы (операции), которая учитывает его расход на основные и вспомогательные технологические процессы производства работы (операции), расход на разогрев и пуск машин после технологических перерывов, а также технически и технологически неизбежные потери топлива при работе машин. 
          Групповая норма расхода топлива - норма расхода топлива на парк машин предприятия (организации), необходимая для выполнения запланированного объема работ. 
          Общепроизводственная норма расхода топлива - групповая норма расхода топлива, учитывающая расход топлива на основные и вспомогательные технологические процессы производства, а также на вспомогательные нужды, не связанные непосредственно с осуществлением технологического процесса. 
           
          4 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 
          4.1 Нормирование расхода топлива производится для машин, эксплуатация которых организована согласно требованиям ГОСТ 25646 при использовании прогрессивной технологии строительных работ и рациональной организации труда. 
          При нормировании не учитываются возможные затраты топлива, вызванные отступлением от принятой технологии, нарушением рационального режима работы, применением топлива, не предусмотренного заводом - изготовителем двигателя. 
          4.2 Расход топлива, не связанный непосредственно с работой машины (например, на ремонтно-хозяйственные нужды), нормируется отдельно. 
          4.3 Нормирование расхода топлива на работу машин производится раздельно по бензину и дизельному топливу. Нормы должны периодически пересматриваться с учетом достигнутых показателей расходования топлива, повышения внутрисменного использования машин по времени и мощности. 
          4.4 Нормы расхода топлива разрабатываются по номенклатуре и маркам (моделям) машин в соответствии с существующей классификацией машин по Общероссийскому классификатору продукции ОК 003-93. 
          4.5 Организация (предприятие, фирма и т.п.) разрабатывает, как правило, сама нормы расхода топлива на машины, имеющиеся в эксплуатации, и производит опытную проверку норм (в соответствии с разделом 6). 
          Нормы утверждает руководитель (главный инженер) организации или вышестоящая организация. 
          4.6 Исходной информацией для нормирования расхода топлива и расчета потребности в нем служат: 
          - данные эксплуатационных документов на машины и их силовые установки; 
          - нормативные показатели, характеризующие наиболее рациональные и эффективные условия работы машин (время внутрисменного использования, коэффициент загрузки двигателя по мощности, удельный расход топлива при номинальной мощности двигателя, природно-климатические условия и др.); 
          - структура и численность (по маркам) парка строительных машин; 
          - объем и структура строительных работ (производства); 
          - показатели действующих стандартов на машины; 
          - результаты испытаний; 
          - отчетные данные о плановых и фактических расходах топлива за прошедшие годы (по маркам и видам машин, по видам работ и в целом по строительной организации); 
          - данные плана организационно-технических мероприятий по экономии топлива. 
          4.7 Нормы расхода топлива классифицируются: 
          - по степени укрупнения - на машину (индивидуальные) и на группу машин (групповые); 
          - по режиму работы - на работу оборудования и на транспортный режим (для осуществления транспортного процесса с учетом (или без учета) выполнения транспортной работы; 
          Примечание - Данная классификация зависит от вида машин: землеройные машины (скреперы, автогрейдеры и т.п.); машины на базе автомобилей или пневмоколесных шасси, выполняющих работы либо в период стоянки (автокраны, автогидроподъемники, бурильные машины, автоцементовозы и т.п.), либо в период передвижения (автобетоносмесители, снегоочистители и т.п.). 
          - по времени действия - на годовые, квартальные, на месяц, на декаду; 
          - по составу расходов - на технологические (пооперационные) и общепроизводственные; 
          - по уровням планирования - для строительных ведомств и первичных организаций (УМ, ПМК, СМУ, ДСК и т.д.). 
          4.8 Для определения норм расхода топлива применяют расчетно-аналитический, опытный и расчетно-статистический методы. 
          4.8.1 Расчетно-аналитический метод основан на поэтапном расчете норм по элементам расхода топлива с учетом конструктивных особенностей машин, технологии и организации выполнения строительных работ. 
          Расчетно-аналитический метод применяют для определения как индивидуальных, так и групповых норм расхода топлива. 
          4.8.2 Опытный метод заключается в экспериментальном определении в лабораторных или производственных условиях фактического удельного расхода топлива в режимах использования машин, предусмотренных технологическим процессом и инструкциями по эксплуатации. 
          Опытный метод применяют в тех случаях, когда отсутствуют необходимые данные для расчета индивидуальных норм расхода топлива. 
          4.8.3 Расчетно-статистический метод основан на анализе статистических данных о фактическом удельном расходе топлива за ряд предшествующих лет с учетом факторов, влияющих на его изменение. 
          Метод применяют как исключение в тех случаях, когда невозможно использовать расчетно-аналитический и опытный методы. 
           
          5 МЕТОДИКА РАСЧЕТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ НОРМ РАСХОДА ТОПЛИВА 
          5.1 Основными составляющими нормирования расхода топлива являются расход топлива в единицу времени при номинальной мощности двигателя, нормативный интегральный коэффициент (K), учитывающий особенности загрузки двигателя машин в период эксплуатации. 
          5.2 Индивидуальную норму расхода топлива на единицу рабочего времени машины Нт, кг/маш.-ч, определяют по формуле 
          Нт = geNeK×10-3, (1) 
          где gе - удельный расход топлива при номинальной мощности двигателя машины, г/кВт×ч (принимают согласно данным эксплуатационных документов на двигатель); 
          Ne - номинальная мощность двигателя машины, кВт (принимают согласно данным эксплуатационных документов машины); 
          К - интегральный нормативный коэффициент изменения расхода топлива в зависимости от режимов загрузки двигателя машины (далее - интегральный коэффициент); 
          10-3 - переводной коэффициент граммов в килограммы. 
          5.2.1 Значение интегрального коэффициента определяют по формуле 
          К = Kт.зKвKмKт.мKи (2) 
          где Kт.з - коэффициент, учитывающий расход топлива на запуск и прогревание двигателя, а также ежесменное техническое обслуживание машин, Кт.з = 1,03 для всех машин; 
          Kв - коэффициент использования двигателя по времени (при отсутствии фактических значений, определенных в реальных условиях эксплуатации, принимается по таблице А.1 приложения А); 
          Kм - коэффициент использования мощности двигателя (при отсутствии фактических значений, определенных в реальных условиях эксплуатации, принимается по таблице А.1 приложения А); 
          Kт.м - коэффициент, учитывающий изменение расхода топлива в зависимости от степени использования мощности двигателя (выраженной коэффициентом Kм), определяется по таблице А.2 приложения А; 
          Kи - коэффициент, учитывающий износ двигателя, определяется по таблице А.3 приложения А. 
          Примечания 
          1 Коэффициенты разработаны на основе данных о фактических расходах топлива при выполнении машинами определенных объемов работ. 
          2 Пересчет индивидуальных норм расхода топлива из кг/маш.-ч в л/маш.-ч осуществляется по формуле 
          Нт (л/маш.-ч) = Нт (кг/маш.-ч)×K, 
          где K = 1,21 для дизельного топлива, K = 1,35 для бензина. 
          3 Для перевода мощности, выраженной в киловаттах, в лошадиные силы пользуются коэффициентом 1,36, а лошадиной силы в киловатты - 0,735. 
          4 При необходимости пересчета расхода в условном топливе используется калорийный эквивалент Е, равный 1,45 для дизельного топлива и 1,49 для бензина. 
          5.2.2 Результаты расчета индивидуальных норм расхода топлива машин рекомендуется свести в форму, приведенную в таблице 1. 
           
          Таблица 1 
          
            
            
            
            
            
            
            
            
            
            
            
            
              
                
                   
                  Наименование машины 
                 | 
                 
                Марка машины
  | 
                 
                Характеристика двигателя
  | 
                 
                Коэффициент использования двигателя по времени Kв
  | 
                 
                Коэффициент использования мощности двигателя Kм
  | 
                 
                Коэффициент, учитывающий изменение расхода топлива в зависимости от степени использования мощности двигателя Kт.м
  | 
                 
                Коэффициент, учитывающий износ двигателя Ки
  | 
                 
                Индивидуальная норма расхода топлива Нт
  | 
               
              
                 
                Дизельный или карбюраторный
  | 
                 
                Мощность Nе, кВт
  | 
                 
                Удельный расход топливаge, г/кВт×ч
  | 
                 
                кг/маш.-ч
  | 
                 
                л/маш.-ч
  | 
               
            
            
              
                 
                1
  | 
                 
                2
  | 
                 
                3
  | 
                 
                4
  | 
                 
                5
  | 
                 
                6
  | 
                 
                7
  | 
                 
                8
  | 
                 
                9
  | 
                 
                10
  | 
                 
                11
  | 
               
              
                 
                 
  | 
                 
                 
  | 
                 
                 
  | 
                 
                 
  | 
                 
                 
  | 
                 
                 
  | 
                 
                 
  | 
                 
                 
  | 
                 
                 
  | 
                 
                 
  | 
                 
                 
  | 
               
              
                 
                 
  | 
                 
                 
  | 
                 
                 
  | 
                 
                 
  | 
                 
                 
  | 
                 
                 
  | 
                 
                 
  | 
                 
                 
  | 
                 
                 
  | 
                 
                 
  | 
                 
                 
  | 
               
              
                 
                 
  | 
                 
                 
  | 
                 
                 
  | 
                 
                 
  | 
                 
                 
  | 
                 
                 
  | 
                 
                 
  | 
                 
                 
  | 
                 
                 
  | 
                 
                 
  | 
                 
                 
  | 
               
              
                 
                 
  | 
                 
                 
  | 
                 
                 
  | 
                 
                 
  | 
                 
                 
  | 
                 
                 
  | 
                 
                 
  | 
                 
                 
  | 
                 
                 
  | 
                 
                 
  | 
                 
                 
  | 
               
              
                 
                 
  | 
                 
                 
  | 
                 
                 
  | 
                 
                 
  | 
                 
                 
  | 
                 
                 
  | 
                 
                 
  | 
                 
                 
  | 
                 
                 
  | 
                 
                 
  | 
                 
                 
  | 
               
            
            
          5.2.3 Если количество машин одной марки (модели) в парке строительной организации более десяти, то рекомендуется организовывать проверку расчетной нормы (расхода топлива на 1 маш.-ч работы машин) путем определения фактического расхода топлива. По результатам такой проверки может быть выполнена корректировка расчетной нормы. 
          5.3 Индивидуальные нормы расхода топлива могут повышаться или понижаться в зависимости от конкретных условий эксплуатации, учет которых производится с помощью поправочных коэффициентов (Дi), повышающих или снижающих исходное значение нормы. 
          Таблица 2 
          
            
            
            
            
              
                
                   
                  Факторы, увеличивающие индивидуальную норму расхода топлива 
                 | 
                 
                Значение поправочного коэффициента (Дi), не более
  | 
               
            
            
              
                 
                Обкатка новой машины
  | 
                 
                Д1
  | 
                 
                0,05
  | 
               
              
                 
                Эксплуатация после капитального ремонта
  | 
                 
                Д2
  | 
                 
                0,05
  | 
               
              
                 
                Внутригаражные расходы, перегоны, техническое обслуживание и ремонт (кроме капитального), хранение машин
  | 
                 
                Д3
  | 
                 
                0,05-0,08
  | 
               
              
                 
                Практическое обучение и стажировка персонала
  | 
                 
                Д4
  | 
                 
                0,10
  | 
               
              
                 
                Стесненные условия работы
  | 
                 
                Д5
  | 
                 
                0,10
  | 
               
              
                 
                Перевозка грузов, требующих пониженных скоростей движения
  | 
                 
                Д6
  | 
                 
                0,10
  | 
               
              
                 
                Работа в тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы и повышенных снежных заносов
  | 
                 
                Д7
  | 
                 
                0,10
  | 
               
              
                 
                Работа в горных местностях на высоте над уровнем моря, м:
  | 
                 
                Д8
  | 
                 
                 
  | 
               
              
                 
                от 500 до 1500
  | 
                 
                 
  | 
                 
                0,05
  | 
               
              
                 
                от 1501 до 2001
  | 
                 
                 
  | 
                 
                0,10
  | 
               
              
                 
                от 2001 до 3000
  | 
                 
                 
  | 
                 
                0,20
  | 
               
              
                 
                св. 3000
  | 
                 
                 
  | 
                 
                0,30
  | 
               
              
                 
                Работа в зимнее время (при среднесуточной температуре воздуха ниже 0 °С):
  | 
                 
                Д9
  | 
                 
                 
  | 
               
              
                 
                в южных районах страны*
  | 
                 
                 
  | 
                 
                0,05
  | 
               
              
                 
                в северных районах страны*
  | 
                 
                 
  | 
                 
                0,15
  | 
               
              
                 
                в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним*
  | 
                 
                 
  | 
                 
                0,20
  | 
               
              
                 
                в остальных районах страны*
  | 
                 
                 
  | 
                 
                0,10
  | 
               
              
                 
                *Предельные значения зимних надбавок к нормам расхода топлива в республиках, краях и областях России приведены в приложении Б. 
                Примечание - Для машин, работающих на дизельном топливе, оснащенных пусковыми карбюраторными двигателями, расход бензина для запуска составляет 3 % в летнее время и 4,5 % в зимнее время индивидуальной нормы расхода дизельного топлива.
  | 
               
            
            
           5.3.1 Индивидуальные нормы расхода топлива повышаются при влиянии факторов, приведенных в таблице 2. 
          5.3.2 Индивидуальные нормы расхода топлива снижаются при: 
          - повременном режиме использования машин с перерывами, превышающими установленные технологией производства работ; 
          - замене двигателя на двигатель с меньшим контрольным расходом топлива или меньшей мощностью. 
          5.3.3 При наличии нескольких повышающих (понижающих) факторов индивидуальная норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности надбавок, выраженных обобщенным поправочным коэффициентом (Д), равным: 
           . (3) 
          5.3.4 Уточненное значение индивидуальной нормы расхода топлива (Нт.у) определяется по формуле 
          Нт.у = Нт(1+Д). (4) 
          5.4 Для строительных машин на автомобильном шасси (автокраны, бурильные установки, автобетононасосы и др.) норму расхода топлива определяют только на работу оборудования, а норму расхода топлива на пробег автомобильного шасси принимают в соответствии с базовыми (линейными) нормами расхода бензина автомобиля с учетом специфических условий работы. 
          Примечание - На строительные машины на автомобильном шасси, изготовленные до 1997 года, базовые нормы расхода топлива для автомобиля установлены в Руководящем документе Р 3112194-0366-97 «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (Минтранс России, Департамент автомобильного транспорта, Государственный НИИ автомобильного транспорта (НИИАТ), срок действия до 1 января 2001 года), на машины, изготовленные после 1997 года, базовые нормы расхода топлива для автомобиля рассчитываются и регламентируются НИИАТом. 
          5.5 Индивидуальные нормы расхода топлива на эксплуатацию оборудования (генераторы, компрессоры, гидронасосы и другие агрегаты, работающие от двигателя внутреннего сгорания) принимают в размере 0,04 кг на каждый киловатт мощности двигателя за один час работы агрегатов. 
          5.6 Пример расчета индивидуальных норм расхода топлива на машину приведен в приложении В. 
         |