433. ПГСХА 
          Учет на предприятиях малого бизнеса 
          СОДЕРЖАНИЕ 
           
           
          
             
            Введение 3 
             
            1. Теоретические и правовые основы организации учета на предприятии малого бизнеса 5 
             
            1.1. Понятие малого предпринимательства 5 
             
            1.2. Нормативно-правовое регулирование организации учета на малом предприятии 8 
             
            1.3. Актуальные вопросы организации учета на малом предприятии 13 
             
            2. Отчетность на малом предприятии ООО «Рыбинсккабель-Урал» 16 
             
            2.1. Характеристика предприятия 16 
             
            2.2. Организация бухгалтерского учета на предприятии 16 
             
            2.3. Организация учета денежных средств 17 
             
            2.4. Организация учета материальных ценностей 21 
             
            3. Пути совершенствования бухгалтерского учета в ООО «Рыбинсккабель-Урал» 24 
             
            3.1. Автоматизация учета на предприятии 24 
             
            Заключение 27 
             
            Список использованной литературы 28 
             
            Приложения 32 
            
           
           
           Введение 
           
          Переход российской экономики к рыночным отношениям неизбежно связан со становлением и развитием предпринимательства. Так что, говоря об экономики вообще и о рыночной экономике в частности,  неизбежно приходится концентрировать внимание на предпринимательстве, как неотъемлемой составной части экономической деятельности. 
           
          В настоящее время деятельность малого бизнеса характеризуется сложностью и глубокими внутренними противоречиями, что подчёркивает актуальность данной темы. В литературе недостаточно внимания уделено изучению особенностей организации бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса. 
           
          Специфические условия для осуществления предпринимательской деятельности, сложившиеся в Российской Федерации с самого начала реформ, послужили поводом для возникновения у некоторых экономистов мнения об особом российском варианте развития рыночной экономики. Недостаточная эффективность действующей в России системы государственной поддержки малого предпринимательства во многом определяется неудовлетворительно сформированной в базовом законе, регулирующем цели, задачи, направления и формы поддержки малого бизнеса, позицией государства, плохо отражающей складывающиеся реалии и потребности бизнеса. 
           
          Цель данной работы - проанализировать виды, состав и элементы бухгалтерской (финансовой) отчетности на примере предприятия малого бизнеса ООО «Рыбинсккабель-Урал». 
           
          Для реализации поставленной цели в работе предпринята попытка решения следующих задач: 
           
          1. Изучение теоретических и правовых основ организации учета на предприятии малого бизнеса; 
           
          2. Анализ организации учета на предприятии малого бизнеса ООО «Рыбинсккабель-Урал»; 
           
          3. Разработка мероприятий, направленных на совершенствование учета на предприятии малого бизнеса ООО «Рыбинсккабель-Урал». 
           
          При решении этих задач были использованы следующие методы исследования: 
           
          •метод сравнения; 
           
          •балансовый. 
           
          Источниками информации послужили нормативно-правовая, периодическая литература, монографические издания и отчетность предприятия. 
           
          Объектом исследования является общество предприятие малого бизнеса ООО «Рыбинсккабель-Урал». 
           
          Дипломная работа состоит из: введения, трех глав, заключение, списка использованной литературы и приложений. 
           
           1. Теоретические и правовые основы организации учета на предприятии малого бизнеса 
           
           
           1.1. Понятие малого предпринимательства 
          Согласно п. 1 ст. 3 Закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", "под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): 
           
          - в промышленности - 100 человек; 
           
          - строительстве - 100 человек; 
           
          - на транспорте - 100 человек; 
           
          - в сельском хозяйстве - 60 человек; 
           
          - в научно-технической сфере - 50 человек; 
           
          - в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; 
           
          - в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек. [45, с. 24] 
           
          Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица". 
           
          В данном Законе понятие субъекта МП претерпело некоторые изменения по сравнению с предшествующими актами, посвященными малому бизнесу. Во-первых, к субъектам МП официально отнесены граждане-предприниматели. Во-вторых, вновь подвергнут корректировке и дальнейшей дифференциации критерий численности работающих (от 30 до 100 человек, включая работающих по гражданско-правовым договорам). В-третьих, введен дополнительный критерий для некоторых видов учредителей - государства, общественных и религиозных организаций, граждан и юридических лиц, не являющихся субъектами МП, - доля их в капитале малого предприятия не должна превышать 25%.[45, с. 38] 
           
          В научной литературе существуют различные взгляды относительно организационно-правовых форм малых предприятий. 
           
          Так, исходя из буквального толкования ст. 3 Закона N 88-ФЗ, Г.П. Поляк приходит к выводу, что малые предприятия могут создаваться лишь в организационно-правовой форме хозяйственного общества. Причем только в виде общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО). При этом непонятно, почему общества с дополнительной ответственностью оказались вне поля зрения автора. [41, с. 74] 
           
          Т.В. Теплов пишет: "Малым предприятием может быть только хозяйственное общество (с ограниченной ответственностью, закрытое акционерное общество или народное предприятие). Другие коммерческие предприятия не имеют уставного капитала". [45, с. 53] И в данном случае автор, причисляя к субъектам МП закрытые акционерные общества (далее - ООО), почему-то не признает такого права за открытыми акционерными обществами (далее - ОАО). Ведь в обоих видах обществ уставный капитал делится на акции. 
           
          При очерчивании круга субъектов МП, думается, не следует исходить из буквального толкования ст. 3 Закона N 88-ФЗ. Малые предприятия могут создаваться в любых организационно-правовых формах коммерческих организаций, за исключением, пожалуй, унитарных предприятий, имущество которых не делится на акции, доли и паи. Поэтому было бы неверно, исходя из различий в формировании имущественного капитала, исключать из числа малых предприятий хозяйственные товарищества и производственные кооперативы. 
           
          Законом для субъектов МП установлен критерий "доли участия" в их уставном капитале. Доля участия всех перечисленных в ней субъектов в совокупности должна быть не более 50%. Соответственно, доля, принадлежащая иным хозяйствующим субъектам, не названным в этой статье, составляет 50% и более. Критерий "доли участия" направлен против признания малыми предприятиями зависимых или дочерних обществ. Невозможно создать действительно конкурентную среду, стимулируя и поддерживая предприятия, которые формально обладают признаками МП, но подконтрольны предприятиям-монополистам. [40, с. 69] 
           
          Нормы, устанавливающие критерии отнесения предприятий к МП, содержатся не только в Законе. В связи с этим неизбежны противоречия в нормативных актах. Так, в соответствии со ст. 59 Трудового кодекса РФ предприятие считается малым, если численность его работников не превышает 40 человек, а в организациях розничной торговли и бытового обслуживания - 25 человек. 
           
          Закон не устанавливает каких-либо ограничений для отнесения индивидуальных предпринимателей к субъектам МП. Критерий максимальной численности работников для признания субъектом МП устанавливается лишь для юридических лиц, действующих в различных отраслях экономики. Однако в других нормативных актах для некоторых субъектов МП делается исключение. 
           
          Согласно Постановлению Правительства РФ от 22 апреля 2005 г. N 249 "Об условиях и порядке предоставления в 2006 г. средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" государственная поддержка оказывается субъектам МП, соответствующим критериям, установленным Федеральными законами "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", за исключением следующих субъектов: 
           
          а) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых); 
           
          б) организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции; 
           
          в) нерезиденты РФ. [28] 
           
          Статус индивидуального предпринимателя устанавливается не только гражданским законодательством. В связи с этим иногда возникают противоречия в нормативных актах. В частности, согласно ст. 11 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты. 
           
          В статье 1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" указано, что адвокатская деятельность не является предпринимательской. 
           
          В "Основах законодательства Российской Федерации о нотариате" от 11 февраля 1993 г. отмечено, что нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. 
           
          Исходя из вышеизложенного, можно прийти к следующему выводу. Адвокаты и нотариусы не могут быть субъектами МП, поскольку специальные законы, регулирующие их деятельность, не относят их к индивидуальным предпринимателям. 
           
          Многопрофильному предприятию при определении вида деятельности, доля которого является наибольшей, предоставлено право самому выбирать, какой из показателей применять - объем оборота или объем прибыли, полученной от всех видов деятельности в целом. Этот показатель должен быть неизменным в течение отчетного года. 
           
         |