Центр антикоррупционных исследований и инициатив 
           
          «Трансперенси Интернешнл-Р»  
           
           
           
          Программа дополнительного образования детей 
           
          «КОРРУПЦИЯ И МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЕЙ» 
           
          Срок реализации программы 1 учебный год 
           
          Программа может использоваться для проведения занятий со школьниками в рамках дополнительного образования, а также для классных часов и ориентирована на обучающихся 9-11 классов. 
           
           
          Москва - Санкт-Петербург, 2014 
           
          Пояснительная записка 
           
          Актуальность программы обусловлена тем, что в современной России растет потребность в формировании негативного восприятия коррупции, а также в обучении конкретным мерам противодействия. Эта задача должна решаться не только на государственном уровне, но и на уровне отдельных организаций (соответствующая обязанность предусмотрена в статье 13.3 ФЗ «О противодействии коррупции»). Выполнение такой задачи предполагает создание условий, в которых молодые люди будут включаться в реализацию антикоррупционной политики.  
           
          Цель настоящей программы - формирование у школьников негативного отношения к коррупции и системных представлений о мерах противодействия этому явлению. 
           
          В результате освоения программы обучающийся сможет: 
          
             
            Давать определение коррупции;
  
             
            Характеризовать последствия коррупции;
  
             
            Разграничивать коррупционные и некоррупционные нарушения;
  
             
            Выработать алгоритм действий при столкновении с коррупционным нарушением;
  
             
            Иметь представление об антикоррупционных мерах и законодательстве, которое регулирует их применение;
  
             
            Знать о том, как гражданское общество может принимать участие в противодействии коррупции.
  
            
           
          Основные принципы, на которых строится программа: 
           
          - Разъяснение через игру, а не проповедь; 
           
          - Развитие диалога (создание площадки, на которой каждый обучающийся имеет возможность высказывать свое мнение и предлагать темы для обсуждения и варианты решения проблем); 
           
          – Необходимость учитывать «обратную связь» от обучающихся; 
           
          - Широкое использование современных образовательных технологий и технических средств для достижения целей программы. 
          Место дисциплины в структуре образовательной программы 
           
          Предмет посвящен изучению коррупции как социального явления, механизмам противодействия ей и формированию негативного отношения к этому явлению. Полученные знания можно будет применять при изучении обществознания, права и истории и при выборе будущей профессии. 
           
          Преподавание предмета опирается на знания, полученные на уроках обществознания, права, истории и экономики. 
           
          Программа рассчитана на 20 аудиторных часов (10 часов теории и 10 часов практики). Вместе с тем даже занятия лекционного типа рекомендуется проводить в интерактивной форме, постоянно вовлекая слушателей в дискуссию. 
          Виды и формы контроля знаний 
           
          Текущий контроль - домашние задания. 
           
          Итоговый контроль - презентация проекта. 
          Учебно-тематический план 
          
            
            
            
            
            
               
              Тема
  | 
               
              Теория
  | 
               
              Практика
  | 
               
              Всего часов
  | 
             
            
               
              1. Что представляет собой коррупция, как она проявляется и к каким последствиям приводит
  | 
               
              3
  | 
               
              3
  | 
               
              6
  | 
             
            
               
              2. Международный опыт противодействия коррупции
  | 
               
              2
  | 
               
              2
  | 
               
              4
  | 
             
            
               
              3. Как государство противодействует коррупции
  | 
               
              2
  | 
               
              2
  | 
               
              4
  | 
             
            
               
              4. Как гражданское общество может участвовать в противодействии коррупции
  | 
               
              1
  | 
               
              1
  | 
               
              2
  | 
             
            
               
              5. Антикоррупционные меры 
               
              в России 
              
  | 
               
              2
  | 
               
              2
  | 
               
              4
  | 
             
            
               
               
              ИТОГО 
              
  | 
               
              10
  | 
               
              10
  | 
               
              20
  | 
             
            
          Содержание программы 
           
          Тема 1. Что представляет собой коррупция, как она проявляется и к каким последствиям приводит (6 часов) 
           
          Определение и признаки коррупции. Формы проявления коррупции: взяточничество, подкуп должностных лиц, коммерческий подкуп, превышение должностных полномочий, фаворитизм, непотизм, конфликт интересов, злоупотребление административным ресурсом, коррупционное рейдерство. Причины коррупции. Последствия коррупции. 
           
          На теоретические занятия по теме 1 отводится 3 часа. Ещё 3 часа проводятся в форме практических занятий. 
           
          Практическое занятие № 1 (1 час) 
           
          Подготовка эссе на тему: «Как оценить последствия коррупции» (выдаётся в качестве домашнего задания), на занятии организуется дискуссия на эту тему. 
          Практическое занятие № 2 (1 час) – ролевая игра. 
           
           Сценарий игры 
          Игровая ситуация: 
           
          2 девушки в возрасте 20 лет едут по Пулковскому шоссе в направлении аэропорта. Их останавливает сотрудник дорожно-патрульной службы (отец пятерых детей, зарплата которого 15 тысяч рублей), проверяет документы и просит открыть багажник. После этого машина направляется в аэропорт Пулково-1. Девушки проходят предполётный досмотр (они летят в Москву). Полицейский (молодой человек, который собирается приобрести в ипотеку квартиру) слышит разговор девушек, которые обсуждают возможность пронести багаж в самолёт без проверки. 
           
          Роли в команде: 
           
          
             
            девушки в машине;
  
             
            сотрудник ДПС;
  
             
            служба безопасности аэропорта;
  
             
            полицейский – свидетель разговора.
  
            
           
          Задание: 
           
          
             
            Обозначьте имеющиеся в рассматриваемой ситуации предпосылки для коррупции.
  
             
            Опишите варианты развития событий:
  
            
          - какие действия могут предпринять участники событий; 
           
          - к каким последствиям это приведет. 
          Практическое занятие № 3 
           
          Занятие проводится в форме решения кейсов. Ученики работают в малых группах (по 2-3 человека) и определяют в предложенных учителем кейсах форму проявления коррупции. После этого проводится групповое обсуждение. Необходимо, чтобы правильные ответы были даны обучающимися. 
           
          Пример кейса 
           
          К директору детского центра Лидии К. обратилась её знакомая Анастасия Х. с просьбой подыскать жилье молодому специалисту Ивану С., тренеру этого центра. Решив помочь своей приятельнице, директор предоставила тренеру для проживания квартиру, предназначавшуюся для внеочередного предоставления детям-сиротам. Спустя два месяца указанная квартира распоряжением главы администрации была предоставлена местной жительнице Полине Д. На протяжении двух с половиной лет директор центра скрывала от нуждающейся факт предоставления ей жилья. Вплоть до мая 2014 года в указанной квартире продолжал проживать тренер центра, передававший начальнику отдела ежемесячно по 2 тысячи рублей за фиктивный наем жилплощади. 
           
          Кейсы можно формировать на основании сообщений о коррупционных преступлениях в газетах и на сайтах правоохранительных органов. 
           
          Одно из практических занятий может также быть проведено в форме игры «Суд над коррупцией». 
           
          Игровая ситуация: 
           
          Коррупция как реальное действующее лицо присутствует в зале суда по обвинению в противоправных деяниях. Её защищает адвокат. Со стороны обвинения прокурор. В качестве свидетелей вызывают представителей общества и государства. Решение принимается с участием присяжных заседателей. 
           
          Роли: 
           
          1) судья 
           
          2) адвокат 
           
          3) прокурор 
           
          4) свидетели по группам 
           
          5) коррупция (обвиняемый) 
           
          6) присяжные заседатели 
          Задание: 
           
          Провести слушание по делу. Выслушать аргументы обвинения и защиты. Ознакомиться с показаниями свидетелей. Определить позицию присяжных заседателей. Предоставить последнее слово обвиняемому (коррупции). Судье с опорой на результаты разбирательства вынести решение. 
           
          Роли распределяются заранее. В качестве домашнего задания обучающиеся готовят аргументы участников процесса и выступления в суде. 
          Тема 2. Международный опыт противодействия коррупции (4 часа) 
           
          Стратегии противодействия коррупции: стратегия «войны», стратегия сознательной пассивности, стратегия системного устранения причин коррупции. Основные элементы антикоррупционной стратегии. Антикоррупционные реформы: опыт Сингапура, Грузии, Южной Кореи, Перу. Международные индексы, которые позволяют измерить коррупцию. 
           
          На теоретические занятия по теме 2 отводится 2 часа. Ещё 2 часа проводятся в форме практических занятий. 
           
          Практическое занятие № 1 (1 час) 
           
          Работа в малых группах: каждая группа составляет список плюсов и минусов различных антикоррупционных стратегий (25 минут), после этого проводится дискуссия об эффективности каждой из рассмотренных стратегий (результаты работы в группах необходимо визуализировать – составить схемы, таблицы). 
          Практическое занятие № 2 (1 час) 
           
          Ученики составляют майнд-карту (графическую схему), которая позволит разобраться в этапах подготовки Индекса восприятия коррупции (методология описывается здесь: http://www.transparency.org/files/content/pressrelease/2013_CPISourceDescription_EN.pdf). 
          Тема 3. Как государство противодействует коррупции (4 часа) 
           
          Органы, ответственные за реализацию антикоррупционной политики. Направления антикоррупционной политики. Антикоррупционные программы. Разработка антикоррупционного законодательства. Виды антикоррупционных мер. Предотвращение коррупции на государственной и муниципальной службе. Контроль за расходами и доходами публичных должностных лиц. Противодействие коррупции в государственных и муниципальных закупках. 
           
          На теоретические занятия по теме 3 отводится 2 часа. Ещё 2 часа проводятся в форме практических занятий. 
           
          Практическое занятие № 1 (1 час) 
           
          Обучающиеся работают в компьютерном классе с одним из следующих ресурсов: 
           
          Декларатор (http://declarator.org/) - проанализировать декларации одного должностного лица и сопоставить данные в них за несколько лет, оценив прирост имущества и задекларированные доходы. 
           
          Госзатраты (http://clearspending.ru/) – в разделе «На контроле» (http://clearspending.ru/in-control/) найти примеры контрактов с признаками неэффективного расходования бюджетных средств, выделить эти признаки, или контракты с признаками ограничения конкуренции и коррупции и определить основания, по которым заполняется реестр недобросовестных поставщиков. 
          Практическое занятие № 2 (1 час) 
           
          Проводится в форме деловой игры, в ходе которой разрабатывается антикоррупционная программа для школы (программа должна предусматривать конкретные антикоррупционные меры и возможности для учеников участвовать в их реализации). 
          Тема 4. Как гражданское общество может участвовать в противодействии коррупции (2 часа) 
           
          Что представляет собой гражданское общество. Роль общественного контроля в противодействии коррупции. Формы участия гражданского общества в противодействии коррупции: антикоррупционное образование, антикоррупционный мониторинг, антикоррупционная экспертиза, независимые антикоррупционные расследования. Что могут независимые СМИ в сфере противодействия коррупции. 
           
          На теоретические занятия по теме 4 отводится 1 час. Ещё 1 час проводится в форме практического занятия. 
           
          На практическое занятие рекомендуется пригласить представителей НКО или инициативных групп, участвующих в антикоррупционных проектах. Помимо презентации деятельности таких организаций целесообразно проводить тренинги, в ходе которых у обучающихся сформируются конкретные навыки, необходимые для осуществления гражданского контроля (например, по мониторингу информационной открытости органов власти, по независимым антикоррупционным расследованиям, по подготовке публикаций о коррупции в СМИ, по мониторингу государственных и муниципальных закупок и т.д.). 
          Тема 5. Антикоррупционные меры в России (4 часа) 
           
          Содержание национального плана и стратегии противодействия коррупции. Ограничения, касающиеся подарков для публичных должностных лиц. Мероприятий по противодействию коррупционным правонарушениям в суде. Понятие коррупционного риска и деятельность по предотвращению коррупционных рисков. Меры по борьбе с незаконным обогащением. 
           
          На теоретические занятия по теме 5 отводится 2 часа. Ещё 2 часа проводятся в форме практических занятий. 
          Практическое занятие № 1 
           
          Проводится в форме дебатов (возможные темы: «Нужно ли вводить смертную казнь за коррупцию», «Существует ли коррупционный менталитет», «Можно ли исключить возможность списывания на ЕГЭ»). 
           
          Класс делится на две группы. Одни отстаивают позицию «за», а другие «против». В каждой группе выбираются спикеры. Один из учеников должен быть ведущим дебатов. 
           
          Регламент проведения дебатов 
           
          20 минут – команды готовят свои выступления, вырабатывают общую точку зрения, которую будут представлять спикеры групп. 
           
          5 минут – представление позиции группы спикером группы «За». 
           
          5 минут - представление позиции группы спикером группы «Против» 
          3 минуты – вопросы спикеру группы «За». 
           
          2 минуты – ответы спикера группы «За». 
           
          3 минуты - вопросы спикеру группы «Против». 
           
          2 минуты – ответы спикера группы «Против». 
           
          3 минуты – подготовка заключительного выступления команд (выступает любой представитель команды, кроме спикера) 
           
          1 минута – заключительное слово представителя команды «За». 
           
          1 минута – заключительное слово представителя команды «Против». 
           
          Подведение итогов дебатов. 
          Практическое занятие № 2 
           
          Проводится в форме тренинга, в результате которого вырабатывается алгоритм поведения в коррупционных ситуациях. 
           
          Проблемные ситуации для рассмотрения 
           
          1.  Сергей В. окончил автошколу в 2003 году и получил официальное свидетельство об окончании. В 2014 году он пошел в ГИБДД сдавать теоретический экзамен. Но инспектор не принял документы, потребовав предоставить справку-подтверждение об обучении в автошколе, намекнув при этом, что если будет оплачен дополнительный сбор, то можно обойтись без справки. 
           
          2. Денис П. зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя, собираясь продавать программное обеспечение для компьютеров. Через 2 недели после открытия в офис Дениса пришли 2 полицейских, которые сказали, что магазин будет работать только в том случае, если каждый месяц они будут получать 15 тысяч рублей на руки. По утверждению полицейских, это избавит Дениса от регулярных проверок надзорных органов. 
           
          Обсуждая ситуации в группах, школьники вырабатывают алгоритм действий в аналогичных ситуациях. 
         |