ТОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ 
           
          КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ 
           
          РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ 
           
          МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 
           
          ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ 
           
          И ОРГАНИЗАЦИИ 
           
          ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 
           
          В ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ 
           
           
          Томск 2014 
          Методические рекомендации по формированию содержания и организации образовательного процесса в общем образовании/ сост. Е.В. Дозморова, А.А. Лыба – Томск: ТОИПКРО, 2014. – 253с. 
           
           
          Составители: 
           
          Дозморова Елена Владимировна, проректор по научной работе ТОИПКРО, кандидат педагогических наук; Лыба Алла Анатольевна, заведующий кафедрой сопровождения инноваций в образовании ТОИПКРО 
           
           
          Методические рекомендации, представленные в сборнике, раскрывают вопросы организации образовательного процесса и обновления содержания образования в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты 
           
           
          © Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки 
           
          работников образования, 2014 
           
           Содержание
          
             
            Содержание 4 
             
            РАЗДЕЛ II Формирование содержания в условиях перехода на ФГОС 105 
            
           
          РАЗДЕЛ I. Организация образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС 
          Составление учебных планов общеобразовательных организаций Томской области на 2014-2015 учебный год 
          Дозморова Е.В., проректор по НР ТОИПКРО, 
          Лыба А.А., заведующий кафедрой 
          сопровождения инноваций в образовании ТОИПКРО 
           
          I. Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Томской области, реализующих ФГОС начального общего образования, на 2014-2015 учебный год 
           
          В соответствии с графиком поэтапного введения федеральных государственных образовательных стандартов в 2014-2015 учебном году I-IV классы общеобразовательных организаций будут обучаться по федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (далее – ФГОС НОО). 
           
          Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, учебный план является неотъемлемой частью основной образовательной программы общего образования; требования к его наполнению закреплены в соответствующем ФГОС. 
           
          В целях соблюдения действующего законодательства при организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (далее – ОО) Томской области; формирования единых подходов к разработке нормативных документов, регламентирующих реализацию образовательной программы общеобразовательной организации в 2014-2015 учебном году для I-IV классов, необходимо руководствоваться следующим пакетом документов: 
          
             
            Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ;
  
             
            приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрированный Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  
             
            приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 года № 986, зарегистрированный Минюстом России 3 февраля 2011 года № 19682, «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
  
             
            приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года № 1241, зарегистрированный Минюстом России 4 февраля 2011 года № 19707, «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373»;
  
             
            приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  
             
            приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 года № 2357, зарегистрированный Минюстом России 12 декабря 2011 года № 22540, «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373»;
  
            
          Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993) (http://mon.gov.ru/dok/akt/8321/); 
           
          письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. N 08-548 «О федеральных перечнях учебников»; 
           
          письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.11.2010 № 6842-03/30 «О введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся в общеобразовательных учреждениях»; 
           
          письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (http://mon.gov.ru/dok/akt/8498/). 
           
          Отличия в характеристиках учебных планов, формируемых в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и государственных образовательных стандартов общего образования 2004 года, представлены в таблице 1. 
          Таблица 1 
           
          Отличия учебных планов (ФГОС-2009 и ГОС-2004) 
          
            
            
            
            
              
                 
                № п/п
  | 
                 
                В условиях реализации
  | 
               
              
                 
                ФГОС НОО-2009
  | 
                 
                ГОС-2004
  | 
               
            
            
              
                 
                1.
  | 
                 
                Часть (Раздел 3) основной образовательной программы начального общего образования (закреплено в требованиях ФГОС начального общего образования к структуре основной образовательной программы).
  | 
                 
                Номинально - составная часть образовательной программы ОУ, реально – самостоятельный нормативный документ.
  | 
               
            
            
              
                 
                2.
  | 
                 
                Утверждается в составе основной образовательной программы начального общего образования – отдельный приказ не издается.
  | 
                 
                Утверждается приказом по 
                 
                образовательному 
                 
                учреждению.
  | 
               
            
            
              
                 
                3.
  | 
                 
                Обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса.
  | 
                 
                Инвариантная часть (федеральный, национально-региональный компоненты) и вариативная часть (компонент образовательного учреждения)1 и внеучебная деятельность2.
  | 
               
            
            
              
                 
                4.
  | 
                 
                На нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования (4 года) и на текущий учебный год.
  | 
                 
                На текущий учебный год.
  | 
               
            
            
           
          Основная образовательная программа (далее – ООП) начального общего образования в образовательной организации, имеющей государственную аккредитацию, создаётся в соответствии с ФЗ-273, на основе ФГОС НОО и с учетом примерной ООП НОО3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования размещена на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации: http://mon.gov.ru/files/materials/7195/noo-prim.pdf. 
           
          ООП НОО определяет содержание и организацию образовательного процесса в начальной школе и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. 
           
          Разработка образовательной организацией ООП НОО осуществляется самостоятельно с привлечением органов самоуправления (совет образовательной организации, попечительский совет, управляющий совет и др.), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательной организацией. 
           
          Основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы начального общего образования, согласно ФГОС НОО, являются учебный план и план внеурочной деятельности (п. 16 ФГОС НОО). 
           
          Учебный план начального общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения). Основная образовательная программа начального общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов. 
           
          Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательная организация. 
           
          Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 3039 часов и более 3345 часов (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 22.09.2011 N 2357). 
           
          Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса4. 
           
          Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. 
           
          Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования: 
          
             
            формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
  
             
            готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
  
             
            формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
  
             
            личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
  
            
          ФГОС НОО определяет основные задачи реализации предметных областей (таблица 2). 
           
          Таблица 2. 
          
            
            
            
            
               
              № п/п
  | 
               
              Предметные области
  | 
               
              Основные задачи реализации содержания
  | 
             
            
               
              1.
  | 
               
              Филология
  | 
               
              Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
  | 
             
            
               
              2.
  | 
               
              Математика и информатика
  | 
               
              Развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
  | 
             
            
               
              3.
  | 
               
              Обществознание и естествознание (Окружающий мир)
  | 
               
              Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
  | 
             
            
               
              4.
  | 
               
              Основы духовно- нравственной культуры народов России
  | 
               
              Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.
  | 
             
            
               
              5.
  | 
               
              Искусство
  | 
               
              Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
  | 
             
            
               
              6.
  | 
               
              Технология
  | 
               
              Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности.
  | 
             
            
               
              7.
  | 
               
              Физическая культура
  | 
               
              Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.
  | 
             
            
           
          Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся и предусматривает: 
          
             
            увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
  
             
            введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей)5, в том числе с учетом региональных и этнокультурных особенностей региона и специфики ОО.
  
            
          При формировании данной части учебного плана необходимо учитывать следующее: соотношение часов, отводимых на обеспечение запросов и потребностей обучающихся, и часов, отводимых на курсы (предметы, виды деятельности и т.д.), отражающие специфику ОО, определяется организацией самостоятельно. 
           
         |