  
           
          Содержание рабочей программы учителя-логопеда 
           
          
            - 
              
                
                
                
                  
                    
                       
                      Целевой раздел
  
                     
                   | 
                   
                  Стр.
  | 
                 
                
                   
                  1.1Пояснительная записка
  | 
                   
                  3
  | 
                 
                
                   
                  1.2 Цели, задачи, педагогические принципы построения РП
  | 
                   
                  3-4
  | 
                 
                
                   
                  1.3 Краткая характеристика контингента
  | 
                   
                  4
  | 
                 
                
                   
                  1.4 Целевые ориентиры и планируемые результаты.
  | 
                   
                  4-8
  | 
                 
                
                   
                  1.5 Педагогическая диагностика
  | 
                   
                  8-9
  | 
                 
                
                   
                  2.Содержательный раздел:
  | 
                   
                   
                  
  | 
                 
                
                   
                  2.1 Содержание коррекционной работы
  | 
                   
                  9-16
  | 
                 
                
                   
                  2.2 Комплексно - тематическое планирование
  | 
                   
                  16-18
  | 
                 
                
                   
                  2.3Вариативная часть
  | 
                   
                  219-20
  | 
                 
                
                   
                  3. Организационный раздел:
  | 
                   
                   
                  
  | 
                 
                
                   
                  3.1 Организация коррекционной образовательной деятельности
  | 
                   
                  21
  | 
                 
                
                   
                  3.2 Организация РППС ДО
  | 
                   
                  22-23
  | 
                 
                
                   
                  3.3 Программно-методическое сопровождение
  | 
                   
                  23-28
  | 
                 
                
                   
                  3.4Взаимодействие участников образовательного процесса
  | 
                   
                  28-29
  | 
                 
                
                   
                  3.5 Работа с родителями.
  | 
                   
                  29
  | 
                 
               
             
            
          1.Целевой раздел: 
           
          1.1 Пояснительная записка 
           
          Рабочая программа учителя - логопеда (далее Программа) разработана в соответствии с: 
          
             
            Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  
           
          
             
            Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155,"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
  
             
            СанПиНом 2.4.1.3049-13 ОТ 30 июля 2013года
  
             
            Уставом ГБДОУ №120;
  
             
            Адаптированной образовательной программой ДО ГБДОУ №120;
  
             
            Нормативными документами ГБДОУ №120.
  
            
          Программа рассчитана на пребывание в группе компенсирующей направленности детей 6-летнего возраста, имеющих тяжелое нарушение речи. Основной формой работы во всех пяти образовательных областях является игровая деятельность. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими упражнениями. 
          1.2 Цели, задачи и педагогические принципы построения Программы 
           
          Целью данной Программы является построение системы работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте 6-7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольной образовательной организации и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития, развития физических, духовно-нравственных, интеллектуальных и художественно-эстетических качеств дошкольников. 
           
          Задачи программы: 
           
          Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова). 
           
          Развитие навыков звукового анализа, синтеза, представлений. 
           
          Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ТНР. 
           
          Формирование грамматического строя речи. 
           
          Развитие связной речи старших дошкольников. 
           
          Создание предпосылок к успешному овладению грамотой. 
           
          Развитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления, умения ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. 
           
          Совершенствование общей, артикуляторной и мелкой моторики. 
           
          Развитие коммуникативных способностей, успешности в общении. 
           
          Формирование мотивации к успешному школьному обучению. 
           
          Программа имеет в своей основе также следующие принципы: 
          
             
            принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
  
             
            принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
  
             
            принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
  
             
            принцип интеграции усилий специалистов;
  
             
            принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  
             
            принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
  
             
            принцип постепенности подачи учебного материала;
  
             
            принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
  
            
          Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников. 
           
          
            
               
              Краткая характеристика контингента
  
             
            
          Списочный состав группы 15 человек. Из них 7 – девочек и 8 мальчиков. Согласно заключениям ТПМПК все дети имеют: Тяжелое нарушение речи. Общее недоразвитие речи (II, III уровень речевого развития), обусловленное дизартрией, моторной алалией, а также ОНР невыясненного генеза 
           
          1.4 Целевые ориентиры и планируемые результаты 
           
          Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. 
           
          К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с ФГОС ДО относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка: 
          • ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке, творческие рассказы; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа слов, анализа предложений, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности; у него сформирован грамматический строй речи, он владеет разными способами словообразования; 
           
          • ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, умеет обследовать предметы разными способами, подбирать группу предметов по заданному признаку, знает и различает основные и оттеночные цвета, плоские и объемные геометрические формы; у ребенка сформированы представления о профессиях, трудовых действиях; ребенок знаком с составом числа из единиц в пределах десяти, владеет навыками количественного и порядкового счета; у ребенка сформированы навыки ориентировки в пространстве, на плоскости, по простейшей схеме, плану; у ребенка есть представления о смене времен года и их очередности, смене частей суток и их очередности, очередности дней недели; у ребенка сформировано интеллектуальное мышление; 
           
          • ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности, ребенок умеет организовывать игровое взаимодействие, осваивать игровые способы действий, создавать проблемно-игровые ситуации, овладевать условностью игровых действий, заменять предметные действия действиями с предметами-заместителями, а затем и словом, отражать в игре окружающую действительность; 
           
          • ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности, у ребенка развиты коммуникативные навыки, эмоциональная отзывчивость на чувства окружающих людей, подражательность, творческое воображение; 
           
          • ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным идам деятельности; 
           
          • ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты; 
           
          • ребенок обладает чувством собственного достоинства, чувством веры в себя; 
           
          • ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности; 
           
          • ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям, знаком с принятыми нормами и правилами поведения и готов соответствовать им; 
           
          • у ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими. 
          СТАРШИЙ ВОЗРАСТ 
           
           Речевое развитие 
           
          Ребенок: 
          
             
            самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);
  
             
            правильно произносит все звуки, замечает ошибки в звукопроизношении;
  
             
            грамотно использует все части речи, строит распространенные предложения;
  
             
            владеет словарным запасом, связанным с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта детей;
  
             
            использует обобщающие слова, устанавливает и выражает в речи антонимические и синонимические отношения;
  
             
            объясняет значения знакомых многозначных слов;
  
             
            пересказывает литературные произведения, по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей;
  
             
            пересказывает произведение от лица разных персонажей, используя языковые (эпитеты, сравнения, образные выражения) и интонационно-образные (модуляция голоса, интонация) средства выразительности речи;
  
             
            выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры;
  
             
            отражает в речи собственные впечатления, представления, события своей жизни, составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы «из личного опыта»;
  
             
            владеет языковыми операции, обеспечивающими овладение грамотой.
  
            
           
           Логопедическая работа 
           
          Ребенок: 
          
             
            обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;
  
             
            усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
  
             
            употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с эмотивным значением, многозначные;
  
             
            умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;
  
             
            умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при необходимости прибегает к помощи взрослого);
  
             
            правильно употребляет грамматические формы слова; продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели;
  
             
            умеет подбирать однокоренные слова, образовывать сложные слова;
  
             
            умеет строить простые распространенные предложения; предложения с однородными членами; простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; сложноподчиненных предложений с использование подчинительных союзов;
  
             
            составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания;
  
             
            умеет составлять творческие рассказы;
  
             
            осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам;
  
             
            владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза;
  
             
            владеет понятиями «слово» и «слог», «предложение»;
  
             
            осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);
  
             
            умеет составлять графические схемы слогов, слов, предложений;
  
             
            знает печатные буквы (без употребления алфавитных названий), умеет их воспроизводить;
  
             
            правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);
  
             
            воспроизводит слова различной звукослоговой структуры (изолированно и в условиях контекста).
  
            
           
           
           
          Познавательное развитие 
           
          Ребенок: 
          
             
            обладает сформированными представления о форме, величине, пространственных отношениях элементов конструкции, умеет отражать их в речи;
  
             
            использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности;
  
             
            выполняет схематические рисунки и зарисовки выполненных построек (по групповому и индивидуальному заданию);
  
             
            самостоятельно анализирует объемные и графические образцы, создает конструкции на основе проведенного анализа;
  
             
            воссоздает целостный образ объекта из разрезных предметных и сюжетных картинок, сборно-разборных игрушек, иллюстрированных кубиков и пазлов;
  
             
            устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;
  
             
            демонстрирует сформированные представления о свойствах и отношениях объектов;
  
             
            моделирует различные действия, направленные на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности с помощью пантомимических, знаково-символических графических и других средств на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей;
  
             
            владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1-9 в правильном и зеркальном (перевернутом) изображении, среди наложенных друг на друга изображений, соотносит их с количеством предметов; решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения (палочки, геометрические фигуры);
  
             
            определяет пространственное расположение предметов относительно себя (впереди, сзади, рядом со мной, надо мной, подо мной), геометрические фигуры и тела.
  
             
            определяет времена года (весна, лето, осень, зима), части суток (утро, день, вечер, ночь);
  
             
            использует в речи математические термины, обозначающие величину, форму, количество, называя все свойства, присущие объектам, а также свойства, не присущие объектам, с использованием частицы не;
  
             
            владеет разными видами конструирования (из бумаги, природного материала, деталей конструктора);
  
             
            создает предметные и сюжетные композиции из строительного материала по образцу, схеме, теме, условиям, замыслу (восемь-десять деталей);
  
            
           
           
         |