  
           
          Рабочая программа 
           
          в соответствии с ФГОС ДОУ 
           
          в первой младшей группе. 
           
          (от 2 до 3 лет) 
           
           Автор: Воспитатель Беляева Надежда Петровна 
           
          Содержание 
          1.Целевой раздел 
           
          Пояснительная записка 
           
          Возрастные особенности детей 2- 3 лет 
           
          2.Содержательный раздел 
           
          Перспективный план по взаимодействию с родителями. 
           
          Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие». 
           
          Образовательная область «Познавательное развитие». Образовательная область «Речевое развитие». 
           
          Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие». 
           
          3.Организационный раздел 
           
          Организация жизни и воспитания детей. 
           
          Режим дня (теплое время года, холодное время, гибкий режим) 
           
          Предметно- развивающая, игровая среда. 
           
          Список методической литературы. 
           
          1.Целевой раздел. 
          Пояснительная записка 
          Настоящая рабочая программа по развитию детей 1 мл. группы, разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования ГБДОУ №48 с внедрением Федерального Государственного Стандарта Дошкольного образования в образовательный процесс ДОУ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей младшего дошкольного возраста. 
           
          Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей 1 младшей группы и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей. 
           
          Цель: Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными индивидуальными особенностями, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. 
           
          Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи: 
          
             
            Укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни, развитие двигательной и гигиенической культуры детей.
  
             
            Развитие гуманистической направленности отношения детей к миру, воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.
  
             
            Развитие эстетических чувств детей, творческих способностей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение воспитанников к искусству и художественной литературе.
  
             
            Развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей, самостоятельности и инициативы, стремления к активной деятельности и творчеству.
  
            
          Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности: 
          
             
            Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).
  
             
            Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
  
             
            Самостоятельная деятельность детей.
  
             
            Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.
  
            
          Таким образом, решение программных задач осуществляется  в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. 
           
          Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными 
           
          Документами: 
           
          • Конституция РФ, ст. 43, 72. 
           
          • Конвенция о правах ребенка (1989 г.) . 
           
          • Закон РФ «Об образовании». 
           
          • Типовое положение о ДОУ. 
           
          • Сан ПиН 2.4.1.3049-13 
           
          • Устав ДОУ. 
           
          • ФГОС ДО. 
           
          Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативным, познавательному, речевому и художественно-эстетическому. 
           
          Возрастные особенности детей 2-3 лет. 
          На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. 
           
          Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия. 
           
          Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка. 
           
          В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. 
           
          Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. 
           
          Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения , в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. 
           
          К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. 
           
          Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. 
           
          В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями. 
           
          Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий. 
           
          На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. 
           
          Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. 
           
          Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. 
           
          Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет. 
           
          Образовательный процесс реализуется в режиме пятидневной недели. Длительность пребывания детей во 1-й младшей группы: с 7.00 до 19.00. 
           
          2.Содержательный раздел 
          В данной рабочей программе запланированная работа, проводимая с детьми 2-3 лет в специально организованной деятельности по следующим образовательным областям: 
          
             
            «Социально- коммуникативное развитие»
  
             
            «Познавательное развитие»
  
             
            «Речевое развитие»
  
             
            «Художественно- эстетическое развитие»
  
             
            « Физическое развитие»
  
            
          Методики проведения непосредственно — образовательной деятельности по разным видам построены таким образом, что программные задачи могут быть реализованы на различном материале. Знания, умения и навыки, полученные детьми, рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности ребенка. Форма организации НОД как групповые, так и по подгруппам. При организации педагогического процесса осуществляется оптимальный отбор методов, средств, форм обучения. В практической деятельности применяются исследовательские и опытно-экспериментальные методы, позволяющие анализировать и прогнозировать педагогический процесс. 
          Работа с детьми организуется в следующих формах: 
           
          - Непосредственно образовательная деятельность. Специально организованная деятельность педагога с детьми. 
           
          - Совместная деятельность. Деятельность педагога с детьми, включающие совместные игры, творческие, спортивные мероприятия на территории дошкольного учреждения. 
           
          - Самостоятельная деятельность дошкольников. Педагоги создают условия для игровой, художественно-эстетической и физкультурной деятельности по интересам и желанию детей. 
           
          Предельно допустимая образовательная нагрузка не превышает установленных норм СанПиНа 2.4.1.1249-03 (не более 10 занятий в неделю по 10 минут с детьми 2-3 лет). 
           
          Во все виды НОД включаются пальчиковые упражнения с целью развития мелкой моторики пальцев рук, игры на развитие психических процессов, ориентировки в пространстве, эмоционально-волевой сферы. 
           
          Физкультурные минутки проводятся с целью смены деятельности физической нагрузки на группы мышц с музыкальным сопровождением. 
           
          Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю. 2 занятия в спортивном зале, 1 занятие на прогулке. 
           
          Музыкальные занятия проводятся музыкальным руководителем. 
          Сетка НОД 
          
            
            
            
               
              День недели
  | 
               
              НОД
  | 
             
            
               
              Понедельник
  | 
               
              1. Окружающий мир 
               
              2. Физкультура
  | 
             
            
               
              Вторник
  | 
               
              1. Развитие речи 
               
              2. Музыка
  | 
             
            
               
              Среда
  | 
               
              1. Лепка 
               
              2. Физкультура на улице
  | 
             
            
               
              Четверг
  | 
               
              1. Развитие речи 
               
              2. Музыка
  | 
             
            
               
              Пятница
  | 
               
              1. Рисование 
               
              2. Физкультура
  | 
             
            
           
           
          Задачи рабочей программы 
           
          1. Создать условия для развития одинаковых стартовых возможностей каждого воспитанника при переходе на следующую возрастную ступень. 
           
          2.Способствовать повышению индекса здоровья не менее 0,6% в год. 
           
          3.Создать условия для психологического благополучия, физической готовности, здоровья воспитанников путём внедрения здоровье сберегающих технологий и проектного метода обучения. 
          Перспективный план по взаимодействию с родителями. 
          Цель: Сплочение родителей и педагогов ДОУ и создание единых установок на формирование у дошкольников ценностных ориентиров. 
          
            
            
            
               
              Месяцы
  | 
               
              Название мероприятия
  | 
             
            
               
              Сентябрь
  | 
               
              1.Родительский дневничок «В первый раз в детский сад» 
               
              2.Анкетирование родителей «Давайте познакомимся». 
               
              3.Консультация «Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению» 
               
              4.Беседа с родителями «Одежда детей в разные сезоны». 
               
              5.Памятка для родителей по сопровождению процесса адаптации ребёнка «Ребёнок идёт в детский сад» 
               
              6. Здоровый ребёнок - Консультация «Как уберечь ребёнка от простуды». 
               
              7.Организация выставки детского творчества совместно с родителями «Осенний калейдоскоп» 
               
              8.Оформление портфолио детей: «Давайте познакомимся», «Мой знак зодиака и гороскоп», «Моё имя», «Моя семья» …
  | 
             
            
               
              Октябрь
  | 
               
              1. Рекомендации родителям младших дошкольников (ПДД) 
               
              2. Родительский дневничок «Игры с малышом осенью» 
               
              3. Консультация «Возрастные особенности психического развития детей 2-3 лет» 
               
              4. Консультации для родителей: 
               
              -«Особенности развития эмоциональной сферы»; 
               
              5. Здоровый ребёнок - Консультация «Режим - залог нормального развития ребёнка - дошкольника». 
              
  | 
             
            
               
              Ноябрь
  | 
               
              1. Организационное родительское собрание «Задачи воспитания и содержания работы с детьми 1 младшей группы» 
               
              2.Консультация «Подвижная игра как средство физического, нравственного, духовного здоровья и гармонично-развитой личности» 
               
              3. Индивидуальные беседы с родителями. 
               
              4. Беседа «Одежда детей в группе». 
               
              5. Выставка фото ко Дню Матери. «Мамочка – наше солнышко!» 
               
              6. Фотовыставка «Мне хорошо, здесь мамочка» 
               
              7.Памятка для родителей. Тема: «Как помочь птицам зимой». 
               
              8. Консультация для родителей «Для чего нужны кормушки для птиц» 
               
              9.Здоровый ребёнок «Здоровое питание» 
               
              10. Творческий проект изготовление кормушки для птиц
  | 
             
            
               
              Декабрь
  | 
               
              1.Оформление папки – передвижки «Зима!» 
               
              2. Консультация «Правильное поведение при сезонных изменениях погоды (ПДД)» 
               
              3.Родителям на заметку: «Как проводить с ребёнком досуг» 
               
              4.Папка – передвижка: «Дети любят потешки» 
               
              5.Здоровый ребёнок «Правила питания детей» 
               
              6.Проектная деятельность с детьми и родителями «Лук от семи недуг» 
               
              7. Тематическая выставка совместного творчества родителей с детьми «Здравствуй гостья – Зима!» 
               
              8. Памятка для родителей. Тема: «Чаще читайте детям». 
               
              9.Оформление странички портфолио « Мы читающая семья»
  | 
             
            
               
              Январь
  | 
               
              1. Консультация «Какие игрушки необходимы детям» 
               
              2. Здоровый ребёнок «Острые инфекционные заболевания верхних дыхательных путей. Ангина» 
               
              3.Родительский дневничок «Научите детей узнавать цвета» 
               
              5. Консультация «Шесть заблуждений родителей о морозной погоде» 
               
              6.Оформлении родителями страничек из книги «Лук от семи недуг»
  | 
             
            
               
              Февраль
  | 
               
              1. Фотовыставка: «Мой папа, дедушка». 
               
              2.Родительский дневничок «Воспитание ребёнка: роль отца» 
               
              3. Консультация для родителей «Праздники, традиции и быт нашей станицы - праздник Масленица» 
               
              «Растим будущего мужчину» 
               
              4.Здоровый ребёнок «точечный массаж при ОРЗ», «Что нужно знать при ОРВИ» 
               
              5.Нетрадиционное родительское собрание 1 младшей группе «Путешествие в страну Сенсорику»
  | 
             
            
               
              Март
  | 
               
              1.Оформление папки – передвижки: «Весна» 
               
              2. Тематическая выставка совместного творчества родителей с детьми «Весна – красна!» 
               
              3. Фотовыставка «Мамочка милая, мама моя, очень сильно люблю я тебя!» 
               
              4.Консультация «Игра, как средство воспитания дошкольников». 
               
              5.Памятка «Отличие девочек от мальчиков»
  | 
             
            
               
              Апрель
  | 
               
              1.Родительский дневничок «Мама, я сам!» 
               
              2. Тематическая выставка совместного творчества родителей с детьми «Светлая Пасха!» 
               
              3.Папка – передвижка. «Праздник – Светлая Пасха!» 
               
              4. Здоровый ребёнок «Вредные привычки» 
               
              5. Оформление портфолио «Как и во что играют дети дома» 
               
              6. Создание игр для детей своими руками (фотоотчет, папки- передвижки) 
               
              7. Встреча –диалог с родителями по результатам мониторинга
  | 
             
            
               
              Май
  | 
               
              1. Родительское собрание «Игры для детей трёхлетнего возраста» 
               
              2. Папка - передвижка для родителей ко Дню Победы и оформление книги «Посещение памятных мест» (фото родителей с детьми) 
               
              3. Здоровый ребёнок «Не оставляйте малышей одних» 
               
              4. Советы родителям по соблюдению правил ПДД 
               
              5. Творческий проект с детьми «Одуванчики» 
               
              6. Консультации: 
               
              «Поговорим о воспитании» 
               
              «Приучаем к порядку» 
               
              «Кризис 3 лет»
  | 
             
            
         |