  
           
          Оглавление 
           
          
             
            I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 2 
           
          
 
          
 
          
 
          
 
          
 
          
 
          
 
          
 
          
 
          
 
          
 
          
 
          
 
          
 
          
 
          
 
          
 
          
 
          
 
          
 
          
 
          
 
          
 
          
 
          
 
          
 
          
 
          
 
          
 
          
 
          
            - 
              
 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
             
           
          
 
           
           
          Рабочая программа педагога-психолога муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Набережные Челны «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников № 119 «Кроха» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155); с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 (с изменениями и дополнениями); Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»; приказом МОиН РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам 
           
          дошкольного образования; нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность педагога-психолога образовательного учреждения, локальными актами МАДОУ. Программа соответствует основной общеобразовательной программе МАДОУ № 10. 
           
          Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 2 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами МАДОУ. 
           
          Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности МАДОУ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по основным направлениям – социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. В Программе учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, возможности освоения ребенком ООП МАДОУ на разных этапах ее реализации. 
           
          Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ, значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей. 
           
           Цели и задачи реализации Программы 
           
          Программа сформирована как программа комплексного сопровождения и психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). 
           
          Исходным положением для формирования Программы является системно – ориентированный подход, обеспечивающий создание условий для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития (индивидуальная траектория развития). 
           
          Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы педагога-психолога МАДОУ, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка. 
           
          Педагог-психолог МАДОУ осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. 
           
          Цель программы - определение основных направлений психологического сопровождения, реализации образовательных инициатив, для обеспечения развития личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей. Формирования предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их психическом развитии. 
           
          Данная цель конкретизируется в следующих задачах: 
           
          - предупреждать возникновение проблем развития ребенка; 
           
          - оказать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации; 
           
          - повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов; 
           
          - обеспечить психологическое сопровождение разработки и реализации Основной общеобразовательной программы и программы развития ДОУ в целом. 
           
          Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от возраста детей, уровня их развития. 
           
           Принципы и подходы к формированию Программы 
           
          В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства. 
           
          При разработке Программы учитывались научные подходы формирования личности ребенка: 
           
          - Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия) 
           
          - Деятельностный подход (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, Д.Б.Эльконин и др.) 
           
          - Личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Д.Б.Эльконин и др.) 
           
          Эти подходы к проблеме индивидуального развития человека очень тесно взаимосвязаны и составляют теоретико-методологическую основу для: 
          
             
            сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
  
             
            формирования у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира;
  
             
            интеграции личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;
  
             
            формирования основ социальной и жизненной адаптации ребенка;
  
             
            развития позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;
  
             
            развития потребности в реализации собственных творческих способностей.
  
            
          Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. 
           
          Программа основана на важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и на научных положениях Л. С. Выготского, В. В. Давыдова о том, что воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка». 
           
          Основные принципы построения Программы: 
           
          1) полноценное проживание ребенком этапа детства (раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 
           
          2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); 
           
          3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 
           
          4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 
           
          5) сотрудничество с семьей; 
           
          6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 
           
          7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 
           
          8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 
           
          9) учет этнокультурной ситуации развития детей. 
           
          10) принцип непрерывности образования требует - связи всех ступеней дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп, формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др. 
           
           
           
           
          2. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики 
           Новообразования раннего и дошкольного возраста 
           
          Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. 
           
          По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторам как речь и общение со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). 
           
          Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени, выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни. 
           
          При участии взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации происходит включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития. Развитие психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных формах создает психологическую готовность к последующему — школьному — периоду развития. 
           Возрастные особенности детей от 2 до 3 лет (первой младшей группы) 
           
          На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. 
           
          Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия. 
           
          Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка. 
           
          В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. 
           
          Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. 
           
          Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. 
           
          Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которыесовершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. 
           
          В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями. 
           
          Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий. 
           
          На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. 
           
          Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. 
           
          Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. 
           
          Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот периодначинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного отвзрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет. 
          Возрастные особенности детей от 3 до 4 лет (вторая младшая группа) 
           
          Общение становится внеситуативным. 
           
          Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. 
           
          Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесённость к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. 
           
          В младшем дошкольном возрасте происходит переход к сенсорным эталонам. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения. 
           
          Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. 
           
          Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. 
           
          В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение. Взаимоотношения детей: они скорее играют радом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. 
         |