Комитет образования администрации городского округа 
           
          «Город Чита» 
           
          Муниципальное Бюджетное Дошкольное Общеобразовательное Учреждение 
           
          «Детский сад комбинированного вида №53» 
           
          печать  Утверждаю 
           
          заведующая МБДОУ №53 
           
          Г.Н. Ермоленко 
           
          _______(расшифровка) 
           
          «____»___________20__г. 
           
          Адаптированная образовательная программа (АОП) для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью (умеренной и тяжёлой) 
          Принята на заседании 
           
          педагогического совета 
           
          №___ от «__»______20_г. 
           
          ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 
          Пояснительная записка. 
          Адаптированная основная образовательная программа (АОП) для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью (умеренной и тяжёлой) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №53» разработана в соответствии с: 
          -ФЗ «Об образовании»; 
          -«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию 
          и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. 
          СанПиН 2.4.1.3049-13» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ .05.2013 г.); 
          -Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении 
          Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по 
          основным общеобразовательным программам - образовательным программам 
          дошкольного образования»; 
          -«Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного 
          Федерации от 25.11.2013 г. № 6241). 
          Адаптированная основная образовательная программа для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью (умеренной и тяжёлой) разработана на основе: 
          1) Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ №53; 
          2) Программы дошкольных образовательных учреждений 
          для детей с нарушением интеллекта « Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью», авторов Л.Б.Баряевой, Гаврилушкиной О.П. 
          Цели и задачи реализации Программы. 
          Цели реализации программы: 
          1) повышение социального статуса дошкольного образования; 
          2) обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении 
          качественного дошкольного образования; 
          3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного 
          образования; 
          4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования; 
          5) формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, 
          нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста; 
          6) создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его 
          позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и 
          творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; 
          7) создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой условий социализации и индивидуализации детей. 
          Задачи реализации Программы: 
          1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 
          2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого 
          ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); 
          3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, 
          реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней; 
          4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их 
          возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития 
          способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; 
          5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 
          6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей 
          здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; 
          7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания программ и 
          организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; 
          8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, 
          индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; 
          9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения 
          компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и 
          образования, охраны и укрепления здоровья детей; 
          10) организации воспитательно-образовательной работы, направленной на 
          коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и подготовке детей к обучению в школе с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка; 
          11) максимальной социально-бытовой адаптации детей с учётом индивидуальных психофизических возможностей здоровья; 
          12) подготовки воспитанников учреждения к обучению в специальной 
          образовательной коррекционной школе VIII вида и в общеобразовательной 
          школе (для детей с расстройством психического развития); 
          13) обеспечения психолого-педагогической диагностики детей в начале, 
          конце учебного года. 
          Принципы и подходы к формированию Программы. 
          Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, 
          определенными федеральным государственным образовательным стандартом 
          дошкольного образования. 
          Основные принципы к формированию Программы: 
          1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, 
          раннего и дошкольного возраста), обогащение детского развития; 
          2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных 
          особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); 
          3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка 
          полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 
          4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 
          5) сотрудничество ДОУ с семьей; 
          6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 
          7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 
          8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, 
          требований, методов возрасту и особенностям развития); 
          9) учет этнокультурной ситуации развития детей; 
          10) принцип деятельностного подхода к обучению и воспитанию дошкольников с ОВЗ; 
          11) принцип развивающего характера коррекционного обучения с учётом возраста и специфики (структуры, степени) нарушения; 
          12) принцип единства диагностики и коррекции развития; 
          13) учет общих тенденций развития нормального и аномального ребенка; 
          14) приобщение нетипичных детей ко всему, что доступно их нормально 
          развивающимся сверстникам, стирание границ, реализация концепции 
          нормализации; 
          15) оптимальное сочетание общеразвивающей работы с коррекционно-компенсаторной и абилитационно-реабилитационной педагогической 
          деятельностью на основе учета структуры дефекта, степени и времени его 
          возникновения, онтогенетических особенностей детей; 
          16) постоянное изучение нетипичных детей в динамике их развития и выявление психических новообразований; 
          17) создание условий для дифференциации обучения с элементами 
          индивидуализации в каждой возрастной группе в зависимости от особенностей психофизического развития детей с ОВЗ; 
          18) равномерное распределение психофизической нагрузки с учётом специфики нарушения детей с ОВЗ в ходе коррекционной работы; 
          19) опора на сохранные и компенсаторные механизмы с целью повышения 
          результативности проводимой психолого-педагогической деятельности. 
          Основные подходы к формированию Программы: 
          Программа сформирована на основе требований ФГОС, предъявляемых к 
          структуре образовательной программы дошкольного образования и к её объёму. 
          • Программа определяет содержание и организацию образовательной 
          деятельности на уровне дошкольного образования. 
          • Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в 
          различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, 
          индивидуальных психологических и физиологических особенностей. 
          • Программа сформирована как программа психолого-педагогической 
          поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития 
          личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных 
          характеристик дошкольного образования (объем, содержание и 
          планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного 
          образования). 
          В Программе учитываются: 
          • индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной 
          ситуацией и состоянием здоровья; 
          • возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее 
          реализации. 
          Программа направлена на: 
          • создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его 
          позитивной социализации, его личностного развития, развития 
          инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со 
          взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам 
          деятельности; 
          • на создание развивающей образовательной среды, которая представляет 
          собой систему условий социализации и индивидуализации детей. 
          Формы реализации программы: игра, познавательная и исследовательская 
          деятельность, творческая активность, общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала, лепка, рисование, аппликация и т.д. Реализация программы осуществляется в формах, специфических для детей данной возрастной группы и возможностей здоровья, прежде всего в форме различных видов игры, совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, специально организованной познавательной деятельности. 
          Программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста с 
          ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью лёгкой, 
          умеренной и тяжёлой) от 4 до 8 лет, с учетом их возрастных, типологических и индивидуальных особенностей, по образовательным областям: физическое 
          развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, 
          речевое развитие и художественно-эстетическое развитие. 
          Индивидуально-типологические особенности воспитанников ДОУ 
          с умственной отсталостью (умеренной и тяжёлой). 
          Категория детей с данными нарушениями интеллекта и психики 
          представляет собой разнородную группу, основными общими чертами которой являются тяжелый психофизический дефект и в большинстве случаев выраженные органические нарушения. 
          Общими чертами для всех этих детей помимо их позднего развития и 
          значительного снижения интеллекта являются также грубые нарушения всех 
          сторон психики: восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, эмоционально-волевой сферы. 
          Для этих детей характерно поверхностное, восприятие, т.е. 
          восприятие предметов в целом. Они не анализируют воспринимаемый материал, не сравнивают и не сопоставляют его с другими объектами. Вся деятельность детей по восприятию предметов характеризуется недифференцированностъю. Отсутствие целенаправленных приемов: анализа, сравнения, систематического поиска, полного охвата материала, применения адекватных действий – приводит к хаотичному, беспорядочному и неосмысленному характеру их деятельности. Специальная работа по развитию восприятие этих детей должна быть направлена на перевод от хаотичной, нецеленаправленной их деятельности к планомерному, по возможности осмысленному выполнению задач. 
          Внимание детей с глубокой умственной отсталостью всегда в той или иной 
          степени нарушено: его трудно привлечь, оно слабоустойчиво, дети легко 
          отвлекаются. Им свойственна крайняя слабость активного внимания, 
          необходимого для достижения заранее поставленной цели. 
          Изучение психики детей с глубокой интеллектуальной недостаточностью 
          показало, что механическая память у них крайне не развита. Вместе 
          с тем имеются случаи гипертрофированной механической памяти. Это так 
          называемая частичная память на событие, числа, места и т.д. 
          Для мышления детей с глубокими нарушениями интеллекта характерны еще 
          в большей степени те же черты, что и для сенсорной деятельности: 
          беспорядочность, бессистемность имеющихся представлений и понятий, 
          отсутствие или слабость смысловых связей, трудность их установлений, 
          инертность, узкая конкретность мышления и чрезвычайная затрудненность 
          обобщений. 
          В тесной связи с грубыми нарушениями интеллекта у детей находится 
          глубокое недоразвитие речи. Прежде всего, появление речи, как правило, 
          значительно запаздывает. У многих детей речь появляется к 6-7-летнему возрасту. 
          Степень поражения речи чаще всего соответствует уровню общего психического недоразвития. Однако встречаются случаи их расхождения в ту или иную сторону. У некоторых детей с кажущейся богатой речью можно наблюдать поток бессмысленных штампованных фраз с сохранением услышанных ранее интонаций. В таких случаях говорят о пустой, эхолаличной речи. У других детей речь не возникает и почти не развивается. Это так называемые «безречевые» дети. 
          Ярко выраженный речевой дефект оказывает негативное влияние на умственную деятельность детей и резко снижает их познавательные возможности. 
          Результаты освоения основной образовательной программы. 
          Результаты освоения основной образовательной программы ДОУ 
          представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые 
          представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики 
          возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного 
          образования. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются 
          основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. 
          Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным 
          требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение 
          Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и 
          итоговой аттестации воспитанников. 
          Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: 
          − ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, 
          проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - 
          игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, 
          конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по 
          совместной деятельности; 
          − ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным 
          видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного 
          достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, 
          участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать 
          интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам 
          других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, 
          старается разрешать конфликты; 
          − ребенок владеет разными 
          формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет 
          подчиняться разным правилам и социальным нормам; 
          − ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои 
          мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, 
          чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, 
          может выделять звуки в словах, 
          − у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, 
          владеет основными движениями, может контролировать свои движения и 
          управлять ими; 
          − ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; 
          − ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и 
          сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается 
          самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам 
          людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными 
          знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; 
          знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными 
          представлениями из области живой природы, естествознания, математики, 
          истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, 
          опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. 
          Целевые ориентиры конкретизируются в планируемых результатах 
          освоения Программы с учётом возрастных и психологических особенностей детей с ОВЗ.
         |