ШЕНТАЛИНСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬГНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ТОЛЬЯТТИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» 
           
          МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 
          ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 
          Дисциплина: ОГСЭ 07. Русский язык и культура речи 
           
          Специальность 34.02.01. Сестринское дело 
           
          естественнонаучный профиль 
          Составитель: М.В. Бурлягина 
           
          ШЕНТАЛА 
           
          2015 г 
           Пояснительная записка 
          Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентам по дисциплине «Русский язык и культура речи» разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины «Русский язык и культура речи». Целью методических рекомендаций является обеспечение эффективности самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Задачами методических рекомендаций по выполнению самостоятельной работы являются: 
           
          - активизация самостоятельной работы студентов; 
           
          - содействие развития творческого отношения к данной дисциплине; 
           
          - выработка умений и навыков рациональной работы с литературой; 
           
          - управление познавательной деятельности студентов. 
           
          Функциями методических рекомендаций по выполнению самостоятельной работы являются: 
           
          - определение содержания работы студентов по овладению программным материалом; 
           
          - установление требований к результатам изучения дисциплины. 
           
          Сроки выполнения и виды отчетности самостоятельной работы определяются преподавателем и доводятся до сведения студентов. 
          УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ! 
          Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОГСЭ.07. Русский язык и культура речи созданы Вам в помощь для работы. 
           
          Внеаудиторная, т.е. собственно самостоятельная работа студентов, выполняется без непосредственного участия педагога, как правило, вне аудитории, в произвольном режиме времени. 
           
          Приступая к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы, Вы должны внимательно ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральным государственным стандартом среднего профессионального образования. 
           
          В результате освоения дисциплины ОГСЭ.07. Русский язык и культура речи Вы должны: 
           
          уметь: 
          
             
            строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;
  
             
            анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности;
  
             
            устранять ошибки и недочёты в своей устной и письменной речи;
  
             
            пользоваться словарями русского языка;
  
             
            оформлять документацию;
  
             
            осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета.
  
            
           
          Вы должны знать знать: 
          
            - 
              
 
               различия между  языком   и   речью;  
             
             
            нормы русского литературного языка;
  
             
            специфику устной и письменной речи;
  
             
            правила продуцирования текстов разных деловых жанров;
  
             
            правила делового общения;
  
             
            этические нормы взаимоотношений с коллегами, партнерами, пациентами;
  
             
            основные техники и приемы общения: правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования.
  
            
           
          В результате освоения дисциплины у Вас должны формироваться общие компетенции (ОК): 
           
          
            
              
              
              
                 
                Общие компетенции (ОК)
  | 
                 
                Результат, который Вы должны получить после изучения содержания дисциплины
  | 
               
              
                 
                ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. 
                
  | 
                
                  
                     
                    Осознавать, что речь человека является отражением его общей культуры.
  
                     
                    Понимать, что правильная речь - залог достижения взаимопонимания между людьми и профессионального успеха.
  
                     
                    Качественно выполнять свои профессиональные функции.
  
                   
                 | 
               
              
                 
                ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
  | 
                
                  
                     
                    Анализировать речевую ситуацию и выбирать наиболее эффективную стратегию речевого поведения.
  
                     
                    Определять методы и формы выполнения самостоятельных творческих заданий.
  
                   
                 | 
               
              
                 
                ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
  | 
                
                  
                     
                    Создавать проекты решений лингвистических проблем и заданий.
  
                     
                    Формулировать проблему, анализируя модельную ситуацию.
  
                     
                    Моделировать цепочку последствий различных процессов и явлений, делать прогнозы и выводы.
  
                   
                 | 
               
              
                 
                ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  | 
                
                  
                     
                    Уметь пользоваться различными источниками информации, сопоставлять и анализировать их, выявлять закономерности, делать прогнозы и выводы в рамках дисциплины.
  
                     
                    Систематизировать и организовывать информацию в виде таблиц, схем, тезисных планов, графиков.
  
                    
                   
                   
                 | 
               
              
                 
                ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  | 
                
                  
                     
                    Использовать информационно-коммуникационные технологии для создания электронных презентаций, проектов, графиков и диаграмм, прогнозирования последствий различных модельных ситуаций, явлений и процессов.
  
                   
                 | 
               
              
                 
                ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
  | 
                
                  
                     
                    Вести дискуссии, аргументированно высказывать собственную точку зрения, слушать и анализировать мнения оппонентов.
  
                     
                    Создавать коллективные проекты решения различных лингвистических задач.
  
                    
                   
                   
                 | 
               
              
                 
                ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
  | 
                
                  
                     
                    Уметь строить взаимоотношения на основе сотрудничества и взаимопомощи.
  
                   
                  
                     
                    Принимать решения и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
  
                   
                 | 
               
              
                 
                ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
  | 
                
                  
                     
                    Самостоятельно анализировать и корректировать
  
                    
                  результаты собственной работы. 
                  
                     
                    Организовывать самостоятельные занятия при изучении дисциплины.
  
                     
                    Определять необходимые ресурсы для освоения квалификации.
  
                   
                 | 
               
              
                 
                ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
  | 
                
                  
                     
                    Анализировать инновации в области медицины.
  
                   
                 | 
               
              
                 
                ОК 10.  Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
  | 
                
                  
                     
                    Бережно относиться к русскому языку как отражению духовной культуры и истории русского народа.
  
                     
                    Проявлять социальную толерантность.
  
                   
                 | 
               
             
           
           
          В результате освоения дисциплины у Вас должны формироваться профессиональные компетенции (ПК): 
          
            
            
            
               
              Профессиональные компетенции (ПК)
  | 
               
              Результат, который Вы должны получить после изучения содержания дисциплины
  | 
             
            
               
              ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
  | 
              
                
                   
                  Осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета.
  
                   
                  Передавать информацию устно и письменно с соблюдением требований культуры речи.
  
                   
                  Поддерживать деловую репутацию.
  
                   
                  Организовывать рабочее место
  
                 
               | 
             
            
           
          Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу по русскому языку и культуре речи и составляет 18 академических часов. 
           
          Виды самостоятельной работы студентов 
          
            
            
            
               
              Репродуктивная самостоятельная работа
  | 
               
              Самостоятельное прочтение, просмотр, конспектирование учебной литературы, прослушивание лекций, заучивание, пересказ, запоминание, Интернет-ресурсы, повторение учебного материала, выполнение упражнений и др.
  | 
             
            
             
           
          
            
            
            
               
              Познавательно-поисковая самостоятельная работа
  | 
               
              Подготовка сообщений, докладов, эссе, выступлений на занятиях, подбор литературы, написание рефератов, контрольных работ и др.
  | 
             
            
             
           
          
            
            
            
               
              Творческая самостоятельная работа
  | 
               
              Написание рефератов, участие в научно-исследовательской работе. Выполнение специальных заданий и др., участие в студенческой научной конференции.
  | 
             
            
          Некоторые задания требуют пояснения: 
           
          1. Прокомментировать высказывание - объяснить, какая идея заключена в отрывке, о какой позиции ее автора она свидетельствует. 
           
          2. Сравнить – выявить сходство и различие позиций по определенным признакам. 
           
          3. Обосновать один из нескольких предложенных вариантов ответа – привести аргументы в пользу правильности выбранного варианта ответа и указать, в чем ошибочность других вариантов. 
           
          4. Аргументировать (обосновать, доказать, объяснить) ответ – значит: а) оправдать (опровергнуть) некоторую точку зрения; б) обосновать свою точку зрения, опираясь на теоретические или практические обобщения, данные и т.д. 
           
          5. Провести анализ – разложить изучаемые явления на составные части, сопоставить их с целью выявления в них существенного, необходимого и определяющего. 
           
          6. Тезисно изложить идею, концепцию, теорию – используя материал учебных пособий и другой литературы, кратко, но не в ущерб содержанию сформулировать основные положения учения. 
           
          7. Дать характеристику, охарактеризовать явления – значит назвать существенные, необходимые признаки какого-либо явления (положения какой-либо теории) и выявить особенности. 
           
          8. Изобразить схематически – значит раскрыть содержание ответа в виде таблицы, рисунка, диаграммы и других графических форм.  
           
          План проведения внеаудиторной самостоятельной работы 
          
            
              
              
              
                 
                Наименование разделов и тем 
                
  | 
                 
                Самост. работа студента
  | 
               
              
                 | 
               
              
                 
                Раздел 1. Нормативный аспект культуры речи 
                
  | 
                 
                12
  | 
               
              
                 
                Тема 1.1 Культура речи. Нормы русского литературного языка
  | 
                 
                1
  | 
               
              
                 
                Тема 1.2 Орфоэпические и акцентологические нормы
  | 
                 
                1
  | 
               
              
                 
                Тема 1.3 Орфографические нормы
  | 
                 
                1
  | 
               
              
                 
                Тема 1.4 Лексические нормы и лексические ошибки
  | 
                 
                2
  | 
               
              
                 
                Тема 1.5 Фразеология
  | 
                 
                1
  | 
               
              
                 
                Тема 1. 6 Словообразовательные нормы
  | 
                 
                1
  | 
               
              
                 
                Тема 1.7 Морфологические нормы
  | 
                 
                2
  | 
               
              
                 
                Тема 1.8 Синтаксические нормы
  | 
                 
                2
  | 
               
              
                 
                Тема 1.9 Пунктуационные нормы
  | 
                 
                1
  | 
               
              
                 
                Раздел 2 Текст и его особенности
  | 
                 
                1
  | 
               
              
                 
                Тема 2.1Текст. Основные виды работы с текстом
  | 
                 
                1
  | 
               
              
                 
                Раздел 3 Культура речи и стилистика. Функциональные стили речи.
  | 
                 
                5
  | 
               
              
                 
                Тема 3.1 Научный стиль речи
  | 
                 
                1
  | 
               
              
                 
                Тема 3.2 Официально-деловой стиль речи
  | 
                 
                2
  | 
               
              
                 
                Тема 3.3 Публицистический стиль речи
  | 
                 
                1
  | 
               
              
                 
                Тема 3.4 Разговорный стиль речи
  | 
                 
                1
  | 
               
              
                 
                Итого
  | 
                 
                18
  | 
               
             
            
           
          Раздел 1. Нормативный аспект культуры речи 
           
          Тема 1.1 Культура речи. Нормы русского литературного языка 
           
          1.Вопросы для самоконтроля по теме: 
          
            
               
              Что такое язык и речь и чем они различаются?
  
               
              Что называется культурой речи?
  
               
              Что такое литературная норма?
  
               
              Какие типы норм существуют в русском языке?
  
             
            
          2. Выполнить задание 
          
            
            
            
               
              В жизни нам приходится выражать свои мысли в двух формах - устной и письменной. Они находятся в сложном единстве и в речевой практике занимают важное и примерно одинаковое место по своей значимости. В сфере производства, сферах управления, образования, юриспруденции, искусства, в средствах массовой информации имеют место и устная и письменная речь. В условиях реальной коммуникации наблюдается их постоянное взаимодействие и взаимопроникновение. Любой письменный текст может быть озвучен, т.е. прочитан вслух, а устный - записан при помощи технических средств.
  | 
               
              Стимул
  | 
             
            
               
              Составьте краткий конспект в табличной форме «Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения». Укажите 7 различий устной и письменной формы существования русского языка по указанным критериям, выписывая из текста основные положения (тезисы).
  | 
               
              Формулировка 
               
              задания
  | 
             
            
              
                 
                 
                
                  
                  
                  
                  
                  
                     
                    №
  | 
                     
                    Критерии
  | 
                     
                    Устная речь
  | 
                     
                    Письменная речь
  | 
                   
                  
                     
                    1.
  | 
                     
                    Определение
  | 
                     
                     
                    
  | 
                     
                     
                    
  | 
                   
                  
                     
                    2.
  | 
                     
                    История возникновения
  | 
                     
                     
                    
  | 
                     
                     
                    
  | 
                   
                  
                     
                    3
  | 
                     
                    Материальная форма речи
  | 
                     
                     
                    
  | 
                     
                     
                    
  | 
                   
                  
                     
                    4
  | 
                     
                    Основное свойство речи
  | 
                     
                     
                    
  | 
                     
                     
                    
  | 
                   
                  
                     
                    5
  | 
                     
                    Формы передачи и восприятия речи
  | 
                     
                     
                    
  | 
                     
                     
                    
  | 
                   
                  
                     
                    6
  | 
                     
                    Формы существования в стилях речи.
  | 
                     
                     
                    
  | 
                     
                     
                    
  | 
                   
                  
                     
                    7
  | 
                     
                    Средства выражения
  | 
                     
                     
                    
  | 
                     
                     
                    
  | 
                   
                  
                 
                 
               | 
               
              Бланк
  | 
             
            
               
              Устная речь. 
               
              Устная речь - это любая звучащая речь. Исторически устная форма речи первична, она возникла гораздо раньше письма. Материальной формой устной речи являются звуковые волны, т.е. произносимые звуки, возникающие в результате деятельности органов произношения человека. С этим явлением связаны богатые интонационные возможности устной речи. Интонация создается мелодикой речи, интенсивностью (громкостью) речи, длительностью, нарастанием или замедлением темпа речи и тембром произнесения. В устной речи большую роль играют место логического ударения, степень четкости произношения, наличие или отсутствие пауз. Устная речь обладает таким интонационным разнообразием речи, что может передать все богатство человеческих переживаний, настроений и т.п. 
               
              Передача устной речи при непосредственном общении происходит одновременно и по слуховому, и по зрительному каналам. Устную речь сопровождают, усиливая ее выразительность, такие дополнительные средства, как характер взгляда (настороженный или открытый и т.п.), пространственное расположение говорящего и слушающего, мимика и жесты. Жест может быть уподоблен указательному слову (указание на какой-то предмет), может выражать эмоциональное состояние, согласие или несогласие, удивление и т.д., служить контактоустанавливающим средством, например поднятая рука в знак приветствия. 
               
              Необратимость, поступательный и линейный характер развертывания во времени - одно из главных свойств устной речи. Нельзя вернуться в какой-то момент устной речи еще раз, поэтому говорящий вынужден мыслить и говорить одновременно, т.е. он думает как бы "на ходу", в связи с этим, устной речи могут быть свойственны неплавность, фрагментарность, деление единого предложения на несколько коммуникативно самостоятельных единиц: сообщение секретаря участникам совещания "Директор звонил. Задерживается. Будет через полчаса. Начинайте без него". С другой стороны, говорящий обязан учитывать реакцию слушающего и стремиться привлечь его внимание, вызвать интерес к сообщению. Поэтому в устной речи появляются интонационное выделение важных моментов, подчеркивание, уточнение каких-то частей, автокомментирование, повторы: "Работу кафедра провела в течение года большую/ да/ надо сказать/ большую и важную/ И учебную, и научную, и методическую/ Ну/ учебную/ все знают/ Надо ли подробно/ учебную/ Нет/ Да/ тоже думаю/не надо/. 
               
              Устная речь так же, как и письменная, нормирована и регламентирована, однако нормы устной речи совсем другие. "Многие так называемые огрехи устной речи - функционирование незаконченных высказываний, введение перебивов, автокомментаторов, контакторов, реприз, элементов колебания и т.п. - является необходимым условием успешности и эффективности устного способа коммуникации". Слушающий не может удержать в памяти все грамматические и семантические связи текста, и говорящий должен учитывать это; тогда его речь будет понята и осмыслена. В отличие от письменной речи, которая строится в соответствии с логическим движением мысли, устная речь разворачивается посредством ассоциативных присоединений. 
               
              Устная форма речи закреплена за всеми функциональными стилями русского языка, однако, она имеет преимущество в разговорно-бытовом стиле речи. Выделяют следующие функциональные разновидности устной речи: устную научную речь, устную публицистическую речь, виды устной речи в сфере официально-делового общения, художественную речь и разговорную речь. Следует сказать, что разговорная речь оказывает влияние на все разновидности устной речи. Это выражается в проявлении авторского "я", личностного начала в речи с целью усиления воздействия на слушающих. Поэтому в устной речи используются эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика, образные сравнительные конструкции, фразеологизмы, пословицы, поговорки, даже просторечные элементы. 
               
              Письменная речь. 
               
              Письмо - это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка и звуковой речи. В тоже время письмо - это самостоятельная система коммуникации, которая, выполняя функцию фиксации устной речи, приобретает ряд самостоятельных функций: письменная речь дает возможность усвоить знания, накопленные человеком, расширяет сферу человеческого общения. Читая книги, исторические документы разных времен и народов, мы можем прикоснуться к истории, культуре всего человечества. Именно благодаря письменности мы узнали о великих цивилизациях Древнего Египта, шумеров, инков, майя и др. 
               
              Письмо прошло длительный путь исторического развития от первых зарубок на деревьях, наскальных рисунков до звуко-буквенного типа, которым сегодня пользуется большинство людей, т.е. письменная речь вторична по отношению к устной. Буквы, используемые на письме, - это знаки, с помощью которых обозначаются звуки речи. Звуковые оболочки слов и частей слов изображаются сочетаниями букв, знание букв позволяет воспроизводить их в звуковой форме, т.е. читать любой текст. Знаки препинания, используемые на письме, служат для членения речи: точки, запятые, тире соответствуют интонационной паузе в устной речи. Это значит, что буквы являются материальной формой письменной речи. 
               
              Основная функция письменной речи - фиксация устной речи, имеющая цель сохранить ее в пространстве и времени. Письмо служит средством коммуникации между людьми, когда непосредственное общение невозможно, когда они разделены пространством и временем. Развитие технического средства сообщения - телефона - уменьшило роль письма. Появление факса и распространение системы Интернет помогают преодолевать пространство и вновь активизируют письменную форму речи. 
               
              Основное свойство письменной речи - способность к длительному хранению информации. 
               
              Письменная речь развертывается не во временном, а в статическом пространстве, что дает возможность пишущему продумывать речь, возвращаться к написанному, перестраивать текст, заменять слова и т.д. В связи с этим письменная форма речи имеет свои особенности: 
               
              Письменная речь использует книжный язык, употребление которого достаточно строго нормировано и регламентировано. Порядок слов в предложении закреплен, инверсия (изменение порядка слов) не типична для письменной речи, а в некоторых случаях, например в текстах официально-делового стиля речи, недопустима. Предложение, являющееся основной единицей письменной речи, выражает сложные логико-смысловые связи посредством синтаксиса. Письменной речи свойственны сложные синтаксические конструкции, причастные и деепричастные обороты, распространенные определения, вставные конструкции и т.п. При объединении предложений в абзацы каждое из них строго связано с предшествующим и последующим контекстом. 
               
              Письменная речь ориентирована на восприятие органами зрения, поэтому она обладает четкой структурной и формальной организацией: имеет систему нумерации страниц, деление на разделы, параграфы, систему ссылок, шрифтовые выделения и т.п. 
               
              К сложному тексту можно не раз возвращаться, вдумываться в него, осмысливать написанное, имея возможность просматривать глазами тот или иной отрывок текста. 
               
              Письменная речь отличается тем, что в самой форме речевой деятельности находят определенное отражение условия и цель общения, например художественное произведение или описание научного эксперимента, заявление об отпуске или информационное сообщение в газете. Следовательно, письменная речь обладает стилеобразующей функцией, что находит отражение в выборе языковых средств, которые используются для создания того или иного текста. 
               
              Таким образом, говоря о том, что речевое общение происходит в двух формах - устной и письменной, надо иметь в виду сходство и различия между ними. Сходство заключается в том, что эти формы речи имеют общую основу - литературный язык и в практике занимают примерно равное место. Различия сводятся чаще всего к средствам выражения. Устная речь связана с интонацией и мелодикой, невербаликой, в ней используется определенное количество и "своих" языковых средств, она привязана больше к разговорному стилю. Письмо использует буквенные, графические обозначения, чаще книжный язык со всеми его стилями и особенностями.
  | 
               
              Источник
  | 
             
            
               
              Критерии оценивания: за каждый правильный вариант ответа – 1 балл 
               
              «5» - 12-14 баллов 
               
              «4»- 11-12 баллов 
               
              «3» - 10 баллов
  | 
               
               
              
  | 
             
            
          
         |