Министерство образования и науки Российской Федерации 
                 
                Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего 
                 
                образования 
                «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана 
                 
                (национальный исследовательский университет)» 
                Московский техникум космического приборостроения. 
                
  | 
               
              
                 
                 
                
  | 
               
              
                 
                Рабочая программа
  | 
               
              
                 
                учебной дисциплины
  | 
                 
                Химия
  | 
               
              
                 
                 
                код, специальности
  | 
                 
                 
                11.02.01 Радиоаппаратостроение
  | 
               
              
                 
                 
                
  | 
                 
                27.02.04 Автоматические системы управления
  | 
               
              
                 
                09.02.03 Программирование в компьютерных системах
  | 
               
              
                 
                09.02.01 Компьютерные системы и комплексы
  | 
               
              
                 
                09.02.05 Прикладная информатика
  | 
               
              
                 
                09.02.02 Компьютерные сети
  | 
               
              
                 
                15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) 
                 
                11.02.08 Средства связи с подвижными объектами
  | 
               
              
                
                   
                   
                   
                  Москва 
                   
                   2016 
                 | 
               
             
           
           
          СОДЕРЖАНИЕ 
           
          
            
            
            
               
               
              
  | 
               
              стр.
  | 
             
            
              
                
                   
                  ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  
                  
                 
                 
               | 
               
              3
  | 
             
            
              
                
                   
                  СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  
                  
                 
                 
               | 
               
              8
  | 
             
            
              
                
                   
                  условия реализации учебной дисциплины
  
                  
                 
                 
               | 
               
              13
  | 
             
            
              
                
                   
                  Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
  
                  
                 
                 
               | 
               
              15
  | 
             
            
           
           
          1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 
           
          ХИМИЯ 
          1.1. Область применения программы 
           
          Реализация среднего (полного) общего образования в пределах программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по техническим специальностям. 
          1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в общеобразовательный цикл (базовый). Учебная дисциплина направлена на формирование у студентов общих и профессиональных компетенций. 
          1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: 
           
          Освоение содержания учебной дисциплины «Химия», обеспечивает достижение студентами следующих результатов: 
           
          • личностных: 
          
             
            чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;
  
             
            готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
  
             
            умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
  
            
          • метапредметных: 
          
             
            использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
  
             
            использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;
  
            
          • предметных: 
          
             
            сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
  
             
            владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
  
             
            владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
  
             
            сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
  
             
            владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
  
             
            сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
  
            
           
          В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: 
           
          Умение 1 (У1) называть: 
           
          - изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре; 
           
          Умение 2 (У2) определять: 
           
          - валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений; характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии; 
           
          Умение 3 (У3) характеризовать: 
           
          - s-, p-, d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов); 
           
          Умение 4 (У4) объяснять: 
           
          - зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения. Природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции от различных факторов, и положение химического равновесия от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул; 
           
          Умение 5 (У5) выполнять химический эксперимент: 
           
          по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений; 
           
          Умение 6 (У6) осуществлять: 
           
          самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах; 
           
          Умение 7 (У7) решать: 
           
          расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям; 
           
          Умение 8 (У8) решать: 
           
          расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций; 
          Умение 9 (У9) решать: 
           
          изученный материал со своей профессиональной деятельностью; 
           
          Умение 10 (У10) использовать: 
           
          приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых; для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые; безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов. 
           
          В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: 
           
          З1- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-оснóвные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии; 
           
          З2- основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева, закон Гесса, закон Авогадро; основные теории химии; строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, солей кислот и оснований, строения органических и неорганических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику; 
           
          З3- классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений; 
           
          З4- важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы; влияние химических веществ на организмы. 
           
          З5 - безопасное обращение с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием; 
           
          З6- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве; 
           
          З7- критически оценивать достоверность химической информации, поступающей из разных источников; 
           
          З8- роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества; 
           
          З9- природные источники углеводородов и способы их переработки. 
           
          1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины: 
           
          максимальной учебной нагрузки обучающего – 117 часов, в том числе: 
           
          обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –78 часов; 
           
          самостоятельной работы обучающегося – 39 часов. 
           
          2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 
           
          2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 
           
          
            
            
            
               
              Вид учебной работы
  | 
               
              Объем часов
  | 
             
            
               
              Максимальная учебная нагрузка (всего)
  | 
               
              117
  | 
             
            
               
              Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
  | 
               
              78
  | 
             
            
               
              в том числе:
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              лабораторные занятия
  | 
               
              6
  | 
             
            
               
              практические занятия
  | 
               
              14
  | 
             
            
               
              контрольные работы
  | 
               
              2
  | 
             
            
               
              Самостоятельная работа обучающегося (всего)
  | 
               
              39
  | 
             
            
              
                 
                в том числе: 
                
                   
                  подготовка к практическим и лабораторным работам;
  
                   
                  работа с источниками информации (основной и дополнительной учебной литературой, материалами на электронных носителях, Интернет- ресурсами);
  
                   
                  создание презентаций по заданным темам;
  
                   
                  написание рефератов по заданным темам;
  
                 
               | 
               
               
              20 
               
              7 
               
              6 
               
              6
  | 
             
            
               
              Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета (контрольная работа)
  | 
               
              2
  | 
             
           
         |