Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение 
           
          «Плотавская средняя общеобразовательная школа»  
           
          Октябрьского района Курской области 
          
            
            
            
            
               
              Согласовано 
               
              Руководитель МО 
               
              _________ Ковалева А.Н. 
               
              Протокол от 
               
              «____»___________2015 г. 
               
              №__
  | 
               
              Утверждено 
               
              на заседании 
               
              педагогического совета 
               
              Протокол от 
               
              «____»____________2015 г. 
               
              №__ 
              
  | 
               
              Введено 
               
              в действие приказом по МКОУ «Плотавская средняя общеобразовательная школа» 
               
              Приказ от «___» ______2015 г. 
               
              №__ 
               
              директор школы 
               
              _____________ А.В.Тарарина
  | 
             
            
          РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА  
           
          I квалификационной категории 
           
          Ковалевой Аллы 
           
          Николаевны 
           
          по учебному курсу 
           
          «Биология» 
           
          (адаптированная программа) 
           
          6 класс 
           
          2015 - 2016 учебный год 
           
          Пояснительная записка 
          Рабочая программа по биологии специальной (коррекционной) школы VIII вида разработана на основе авторской программы под редакцией В.В. Воронковой («Биология» 6-9 классы), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (издательство «Владос» 2011г.). 
           
           Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы. 
           
          По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, об окружающем мире, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья. 
           
          Рабочая программа по биологии рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю. 
           
          Цель школьного курса биологии – дать элементарные, но научные и систематические сведения об окружающем мире, о неживой природе, растениях, животных, строении человека. 
           
          Данная программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся интеллектуальной недостаточностью. Биологический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты, понимать причинно-следственные зависимости. 
           
          Работа с пособиями учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках биологии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им употреблять новые слова в связной речи. Курс биологии имеет много смежных тем с географией, чтением и развитием речи, изобразительным искусством и др. 
           
          Основными задачами преподавания биологии являются: 
          
             
            сообщение обучающимся знаний об основных элементах неживой природы (воле, воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой природы (о строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровье);
  
             
            формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;
  
             
            проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе;
  
             
            первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома и hi в школьном уголке природы;
  
             
            привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
  
            
          Тематика курса 
           
          В 6 классе программа призвана дать обучающимся основные знания о неживой природе; продолжает формировать представление о мире, который окружает человека. 
           
          Для проведения занятий по биологии используются соответствующее оборудование и наглядные пособия: измерительные приборы и различная химическая посуда, которые требуются для демонстрации опытов, образцы полезных ископаемых, различных почв, а также таблицы и раздаточный материал. 
           
          Межпредметные связи 
           
          Рабочая программа построена с учетом реализации межпредметных связей курсов природоведения 5 класса и биологии 6 класса, в ходе которых изучаются основные знания о неживой природе; формируются представления о мире, который окружает человека, а так же с учетом изменений, происходящих в современном обществе и новых данных биологической науки. 
          Основные направления коррекционной работы: 
           
          
             
            Коррекция переключаемости и распределение внимания;
  
             
            Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти
  
             
            Коррекция слухового и зрительного восприятия
  
             
            Коррекция произвольного внимания
  
             
            Развитие самостоятельности, аккуратности
  
            
           
          Основные требования к знаниям и умениям обучающихся 
          Обучающиеся должны знать: 
           
          - отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов; 
           
          характерные признаки некоторых полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы; 
           
          - некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере металлов, воды, воздуха; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла; текучесть воды и движение воздуха. 
           
          Обучающиеся должны уметь: 
           
          - обращаться с самым простым лабораторным оборудованием; 
           
          - проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке. 
           
          Критерии и нормы оценки знаний обучающихся по биологии 
          Оценка «5» ставится ученику, если обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести примеры, допускает единичные ошибки, которые исправляет. 
           
          Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ в целом правильный, но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя. 
           
          Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно, и непоследовательно, затрудняется самостоятельно подтвердить примерами, делает это с помощь учителя, нуждается в постоянной помощи учителя. 
           
          СОДЕРЖАНИЕ 
          Природа (9ч) 
           
          Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей — в газы. Для чего нужно изучить неживую природу. Планета, на которой мы живем, — Земля. Форма и величина. Смена дня и ночи. Смена времен года. 
           
          Вода (12ч) 
           
          Вода в природе. Свойства воды: непостоянство формы; текучесть, испарение при нагревании и сжатие при охлаждении. Три состояния воды. Способность воды растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Учет и использование свойств воды. Использование воды в быту, промышленности сельском хозяйстве. Бережное отношение к воде. Охрана воды. 
           
          Демонстрация опытов: 
          
             
            Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении.
  
             
            Растворение соли, сахара в воде.
  
             
            Очистка мутной воды.
  
             
            Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды.
  
             
            Определение текучести воды.
  
             
            Практическая работа. Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей.
  
            
          Воздух (14ч) 
           
          Свойства воздуха: прозрачный, бесцветный, упругий. Использование свойства упругости воздуха. Плохая теплопроводность воздуха. Испарение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха..Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания в жизни животных и человека. Применение кислорода в медицине. 
           
          Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Борьба за чистоту воздуха. 
           
          Демонстрация опытов: 
          
             
            Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь почва).
  
             
            Обнаружение воздуха в какой-либо емкости.
  
             
            Упругость воздуха.
  
            
          4. Воздух — плохой проводник тепла. 
           
          5. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при 
          охлаждении. 
           
          6. Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодно 
          го — в теплую (циркуляция). Наблюдение за отклонением пламени 
          свечи. 
           
          Полезные ископаемые (17ч) 
           
          Полезные ископаемые и их значение. Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов: гранит, известняк, песок, глина. Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование. Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы. Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту. Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений. Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование. Полезные ископаемые, используемые для по лучения металлов (железная и медная руды и др.), их внешний вид и свойства..Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.). 
           
          Демонстрация опытов: 
           
          1. Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: влагоемкость торфа и хрупкость каменного угля. 
          
             
            Определение растворимости калийной соли.
  
            
          Практическая работа. Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов. 
           
          Наблюдение за сгоранием каменного угля и других горючих полезных ископаемых (в топках, печах, плитах). 
           
          Почва (13ч) 
           
          Почва - верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух..Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и минеральные вещества — минеральная часть почвы..Песчаные и глинистые почвы..Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать (сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. Основное свойство почвы – плодородие. Местные типы почв: название, краткая характеристика..Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Охрана почв. 
           
          Демонстрация опытов: 
          
             
            Выделение воздуха и воды из почвы.
  
             
            Обнаружение в почве песка и глины.
  
            
          3.Выпаривание минеральных веществ из водной вытяжки. 
           
          4. Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее. 
           
          Практическая работа. Различие песчаных и глинистых почв. Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами. 
           
          Экскурсия к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза. 
           
          Список использованных источников и литературы 
          
             
            Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл: В 2 сб./ Под. Ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1.
  
             
            Романов, И.В., Петросова, Р.А. Учебник Биология. 6 кл. для специальных (коррекционных) школ VIII вида. – М.: Дрофа, 2013. – 141 с.
  
            
           
          Календарно – тематическое планирование 
           
          6 класс (68 часов, 2 часа в неделю) 
          
            
            
            
            
            
            
            
            
            
            
            
            
            
            
               
              Дата
  | 
               
              № п/п
  | 
               
              Тема урока
  | 
               
              Оборудование
  | 
               
              Словарь
  | 
               
              Коррекционная работа
  | 
             
            
               
              план
  | 
               
              факт
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              1 
               
              (1)
  | 
               
              Введение
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Развитие наглядно-образного мышления.
  | 
             
            
               
              РАЗДЕЛ 1. Природа (9ч)
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              1 
               
              (2)
  | 
               
              Мир вокруг нас
  | 
               
              Видеофильм
  | 
               
              природа
  | 
               
              Развитие зрительного восприятия.
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              2 
               
              (3)
  | 
               
              Живая и неживая природа. Явления природы
  | 
               
              Табл. «Живая и неживая природа»
  | 
               
              изделия
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              3 
               
              (4)
  | 
               
              Тела и вещества
  | 
               
              Иллюстрация тел природы
  | 
               
              тела, вещества
  | 
               
              Развитие устойчивого внимания
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              4 
               
              (5)
  | 
               
              Превращение веществ
  | 
               
              Иллюстрация тел природы
  | 
               
              твердые, жидкие, газообразные тела
  | 
               
              Коррекция речевой деятельности
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              5 
               
              (6)
  | 
               
              Форма и величина Земли
  | 
               
               
              
  | 
               
              планета, глобус
  | 
               
              Коррекция познавательной деятельности
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              6 
               
              (7)
  | 
               
              Смена дня и ночи
  | 
               
              Презентация
  | 
               
               
              
  | 
               
              Коррекция речевой деятельности
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              7 
               
              (8)
  | 
               
              Смена времен года
  | 
               
              Интерактивные модели смены дня и ночи, времен года
  | 
               
               
              
  | 
               
              Развитие зрительного восприятия.
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              8 
               
              (9)
  | 
               
              Экскурсия « Природа осенью»
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Повышать интерес к предмету.
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              9 
               
              (10)
  | 
               
              Обобщение по разделу «Природа»
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Развитие познавательных интересов.
  | 
             
            
              
  | 
             
           
         |