  
          Содержание 
           
          Введение 
           
          Часть 1. Целевой раздел 
          
             
            Пояснительная записка. 1.1 Введение.
  
            
          1.2. Цели и задачи Программы. 
           
          1.3. Принципы и подходы к формированию Программы. 
           
          1.4. Характеристики особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих общее недоразвитие речи. 
           
          1.5. Планируемые результаты освоения Программы. 
          Часть 2. Содержательный раздел 
           
          Образовательная деятельность в ДОУ. 
           
          2.1.1. Описание модулей образовательной деятельности 
           
          2.1.2. Реализация программы 
           
          2.2. Описание образовательной деятельности по образовательным областям. 
           
          Коррекционно-развивающая работа учителя логопеда. 
           
          Коррекционно-развивающая работа педагога психолога. 
           
          Взаимодействия с семьей. 
          Часть 3. Организационный раздел 
          3.1. Организация коррекционно-развивающей работы. 
           
          3.2. Традиционные праздники и развлечения. 
           
          3.3. Организация предметно-пространственной среды. 
           
          3.4. Методические материалы и пособия. 
           
          Введение1 
           
          Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад «Радуга» 
           
          г.Тарко-Сале Пуровского района (сокращенно МАДОУ «ЦРР-ДС «Радуга» г. Тарко-Сале). 
           
          Организационно-правовая форма – муниципальное автономное учреждение. 
           
          Тип образовательного учреждения: дошкольное образовательное учреждение. 
           
          По уровню общего образования – дошкольное. 
           
          Юридический (фактический) адрес: 629850, Россия, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, город Тарко-Сале, ул. Мира, 4. 
           
          Контактная информация: 
           
          Телефон: 8(34997) 2-41-00, 2-41-42 
           
          Факс: 8(34997) 2-41-00 
           
          E-mail: radugatarko@yandex.ru. 
           
          Наличие сайта Учреждения: www.radugatarko.caduk.ru 
           
          Устав дошкольного образовательного учреждения: в настоящее время действует Устав МАДОУ «ЦРР-ДС «Радуга», утвержденный приказом ДОАПР № 532 от 11.11.2015 г. 
           
          Лицензия ДО ЯНАО № 2203 от 28 ноября 2014 г., серия 89ЛО1 № 0000775. Настоящая лицензия предоставлена бессрочно. 
           
          График работы ДОУ: 07.30 - 19.30. 
           
          Выходные дни: суббота, воскресенье, праздничные дни. 
           
          Начало учебного года – 01 сентября, окончание – 31 августа. 
          Форма освоения адаптированной образовательной программы: очная. 
           
          Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации в течение учебного года с 01.12.2015г. по 31 .05.2016г. 
           
          ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 
           
          1. Пояснительная записка 
           
          1.1.Введение 
           
          Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями развития, умения взаимодействовать в едином детском коллективе. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития. 
           
          Особенности детей, с задержкой психического развития, такие как: ограниченный общий запас знаний и представлений об окружающем, низкая работоспособность, неустойчивое внимание, трудность сосредоточения, нарушение развития всех видов памяти, низкий уровень развития речи. У детей наблюдается неравномерность нарушений психических функций. Дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения, социальные эмоции формируются с трудом. 
           
          Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования направлено на овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, развитие навыков самообслуживания, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования. 
           
          Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие. 
           
          Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ (ОНР 2уровня) (далее Программа) разработана в соответствии с нормативными документами: 
           
          конвенции о правах ребенка 
           
          федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ с изменениями и дополнениями; 
           
          законом Ямало-ненецкого автономного округа «Об образовании Ямало-Ненецкого автономного округа» от 19.06.2013. № 1579; 
           
          федеральным государственным образовательным стандаром дошкольного образования от 17.10.2013г. № 1155 с комментариями; 
           
          порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования от 30.08.2013 г.№ 1014; 
           
          концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 от 17.11.2008 г. № 1662-р; 
           
          санитарно-эпидемиологическими требованими к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» СанПиН 2.4.1.3049-13 с изменениями; 
           
          лицензией № 2203 от 28.11.2014 г.; 
           
          уставом МАДОУ «ЦРР-ДС «Радуга». 
           
          Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ (ОНР 2 уровня) разработана с учетом программ 
          
            
            
            
               
              Программа
  | 
               
              Основная образовательная программа ДОУ 
              
  | 
             
            
               
              Парциальные программы
  | 
               
              1.Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. – М.: Просвещение, 2005. – 272 с. 
              2.Программа оздоровления детей дошкольного возраста «Румяные щечки» (2 изд, авторский коллектив ДОУ). 
               
              3.Комплексная программа по национально-региональному компоненту «Край мой северный – ЯМАЛ».
  | 
             
            
           
          Программа определяет основные принципы, подходы, цели и задачи, которыми руководствуется педагогический коллектив Учреждения в соответствии с требованиями ФГОС ДО, социальным заказом родителей и общества, принимающих гуманистическую парадигму дошкольного воспитания и образования, учетом особенностей психофизического развития воспитанников Учреждения, их индивидуальных возможностей, и направлена на обеспечение коррекции нарушений развития и социальную адаптацию воспитанника с ограниченными возможностями здоровья 
          1.2. Цели и задачи реализации коррекционно-развивающей работы 
           
          Цель коррекционной работы: выравнивание психофизического и речевого развития детей. 
           
          Основные задачи коррекционно-развивающей работы 
           
          I. Образовательная область «Речевое развитие» 
           
          Развитие словаря. 
           
          Формирование и совершенствование грамматического строя речи. 
           
          Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа (развитие просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны речи; работа над слоговой структурой и звуко-направленностью слов; совершенствование фонематического восприятия). 
           
          Развитие связной речи. 
           
          Формирование коммуникативных навыков. 
           
          II. Образовательная область «Познавательное развитие» 
           
          Сенсорное развитие. 
           
          Развитие психических функций. 
           
          Формирование целостной картины мира. 
           
          Познавательно-исследовательская деятельность. 
           
          Развитие математических представлений. 
           
          III. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» 
           
          Восприятие художественной литературы. 
           
          Конструктивно-модельная деятельность. 
           
          Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка ) 
           
          Музыкальное развитие (восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, пение, игра на детских музыкальных инструментах). 
           
          IV. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» 
           
          Формирование общепринятых норм поведения. 
           
          Формирование гендерных и гражданских чувств. 
           
          Развитие игровой и театрализованной деятельности (подвижные игры, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры). 
           
          Совместная трудовая деятельность. 
           
          Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе. 
           
          V. Образовательная область «Физическое развитие» 
           
          Физическая культура (основные движения, общеразвивающие упражнения, спортивные упражнения, подвижные игры). 
           
          Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.. 
          1.3. Принципы и подходы к формированию коррекционно-развивающей программы 
          Главная идея заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания психического и речевого развития детей с ЗПР, то есть одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности. Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с ЗПР и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детей в норме. 
           
          Кроме того, Программа имеет в своей основе следующие принципы: 
           
          принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка; 
           
          принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса; 
           
          принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка; 
           
          принципы интеграции усилий специалистов; 
           
          принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей; 
           
          принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала; 
           
          принцип постепенности подачи учебного материала; 
          1.4. Характеристики особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих общее недоразвитие речи. 
           
          Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р.Е.). 
           
          Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития ребенка с общим недоразвитием речи. Это достигается за счет модификации общеразвивающих программ и всего комплекса коррекционно-развивающей работы в группе с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента. Главная идея заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей, то есть одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности. Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме. 
           
          . 
          1.5. Планируемые результаты освоения Программы 
           
          Планируемые результаты к концу первого года обучения. 
           
          Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» 
           
          эмоционально-положительно реагировать на общение с близкими родственниками, знакомыми детьми и взрослыми; 
           
          здороваться при встрече и прощаться при расставании, благодарить за услугу; 
           
          называть свое имя и фамилию; 
           
          называть имена некоторых сверстников по группе и друзей по месту жительства; 
           
          называть воспитателей по имени и отчеству; 
           
          идентифицировать себя по полу (девочка, мальчик); 
           
          выражать словом свои основные потребности и желания; 
           
          выполнять предметно-игровые и предметно-орудийные действия: держать ложку, пить из чашки, действовать совком или лопаткой, возить машину, нагружать в машину кубики, кормить куклу, переносить стул и ставить его на определенное место, проводить линии карандашом, мелом, краской, фломастером; 
           
          адекватно вести себя в привычных ситуациях. 
           
          эмоционально включаться в ту или иную игровую ситуацию, принимая на себя определенную роль в знакомой игре; 
           
          играть небольшими группами, подчиняясь сюжету игры; 
           
          по предложению педагога и воспитателя выполнять знакомые роли; 
           
          воспроизводить усвоенные цепочки действий по всем указанным в программе темам; 
           
          вводить в игру постройки и обыгрывать, разворачивая сюжет; 
           
          участвовать под руководством взрослого в драматизации знакомых сказок. 
           
          Образовательная область «Физическое развитие» 
           
          выполнять действия по показу взрослого; бросать мяч в цель двумя руками; ловить мяч среднего размера; ходить друг за другом; 
           
          вставать в ряд, строиться в шеренгу, вставать колонной по одному; бегать вслед за воспитателем; 
           
          прыгать на месте по показу воспитателя (или по подражанию); ползать по скамейке произвольным способом; перелезать через скамейку; . проползать под скамейкой; удерживаться на перекладине (10 с); выполнять речевые инструкции взрослого. 
           
          Образовательная область «Познавательное развитие» 
           
          ФЭМП 
           
          сравнивать множества по количеству, используя практические способы сравнения (приложение и наложение) и счёт, обозначая словами больше, меньше, поровну; 
           
          осуществлять преобразования множеств, изменяющие количество, использовать один из способов преобразования; 
           
          выделить 3 предмета из группы по слову; 
           
          пересчитывать предметы в пределах трех; 
           
          осуществлять группировку предметов по количественному признаку на основе образца; 
           
          выполнять операции объединения и разъединения в пределах трех с открытым и закрытым результатами. 
           
          ФЦКМР 
           
          называть свое имя, фамилию, возраст; 
           
          показывать и называть основные части тела и лица; 
           
          знать, что делает человек данной профессии (воспитатель, врач); 
           
          выделять по обобщающему слову, названному взрослым, некоторые продукты, игрушки, предметы посуды, одежды; 
           
          называть некоторые предметы и объекты живой и неживой природы; 
           
          определять по изображениям два времени года:, лето и зиму; 
           
          определять на элементарном уровне особенности деятельности детей и специфику их одежды в зависимости от времени года; 
           
          адекватно вести себя в знакомых ситуациях на прогулке, в группе, дома, используя накопленный практический опыт взаимодействия с людьми и предметами окружающего мира. 
           
          Конструирование 
           
          создавать знакомые для них постройки, состоящие из трех-четырех элементов, из различного строительного материала по образцу, играть с ними; 
           
          называть основные детали, использованные при создании конструкций; 
           
          позитивно реагировать на участие в коллективном конструировании и игре с использованием построек; 
           
          узнавать и называть знакомые постройки и конструкции; 
           
          передавать простейшие пространственные отношения между двумя или несколькими объемными объектами; 
          отвечать на вопросы взрослого о процессе и результатах создания постройки 
           
          Образовательная область «Сенсорное развитие» 
           
          различать свойства и качества предметов: маленький - большой — самый большой; сладкий — горький — соленый; 
           
          доставать знакомые предметы из «волшебного мешочка» по тактильному образцу (выбор из двух); 
           
          учитывать свойства предметов в разнообразной деятельности: в игре с сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование); 
           
          складывать разрезную предметную картинку из трех частей; , 
           
          выполнять группировку предметов по заданному признаку (форма, величина, вкус, цвет); 
           
          пользоваться методом проб при решении практических или игровых задач; 
           
          выполнять задания по речевой инструкции, включающей пространственные отношения между предметами: внизу, наверху, на, под («Поставь матрешку под стол»); 
           
          называть в собственной активной речи знакомые свойства и качества предметов («Лимон какой?» — «Лимон кислый и желтый». «Яблоко какое?» - «Яблоко круглое и сладкое»); 
           
          дифференцировать звучание трех музыкальных инструментов (металлофон, барабан, дудочка), реагируя на изменение звучания определенным действием; 
           
          дифференцировать слова, разные по слоговому составу: матрешка, кот, домик (с использованием картинок); 
           
          выделять знакомое (заданное) слово из фразы. 
          Образовательная область «Речевое развитие» 
           
          высказывать свои потребности в активной фразовой речи; 
           
          узнавать и описывать действия персонажей по картинкам; 
           
          строить фразу, состоящую из двух-трех слов; 
           
          рассказывать разученные детские стихи, считалочки; 
           
          понимать значение предлогов и выполнять инструкцию, включающую предлоги на, под, в; 
           
          отвечать на вопросы, касающиеся жизни в группе, наблюдений в природе, и задавать свои собственные; 
           
          отвечать на вопросы 
           
          узнавать среди других книгу со знакомыми сказками, стихами 
           
          Художественное чтение 
           
          проявлять эмоциональную отзывчивость на литературные произведения разного жанра; 
           
          слушать художественный текст и следить за развитием его содержания, подбирать иллюстрации к двум-трем знакомым произведениям, отвечать на вопросы по содержанию текста; 
           
          участвовать в совместном со взрослым рассказывании знакомых произведений, в их полной и частичной драматизации; 
           
          слушать рассказы и тексты вместе с группой сверстников; 
           
          выполнять игровые действия и элементы сюжетной игры по мотивам знакомых текстов сказок и потешек; 
           
          передавать в рисунках и конструкциях содержание фрагментов текста, использовать персонажи знакомых литературных произведений (2-3 персонажа); 
           
          бережно относиться к книге. 
          Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» 
           
          Лепка 
           
          брать мелкие предметы указательным типом хватания; 
           
          выполнять знакомые движения руками и пальцами по подражанию, образцу, слову; 
           
          показывать по просьбе взрослого и называть указательный и большой пальцы, остальные показывать (мизинец, средний, безымянный); 
           
          проводить пальцем и карандашом плавную непрерывную линию от начала до конца дорожек разной ширины; 
           
          проводить прямые непрерывные линии до определенной точки слева направо, сверху вниз. 
           
          лепить знакомые предметы круглой и овальной формы по просьбе взрослого, используя приемы вдавливания, сплющивания, прищипывания (овощи, фрукты, пирамидка из шаров); 
           
          давать оценку результатам своей работы по наводящим вопросам взрослого, сравнивая ее с образцом, при этом пользоваться словами верно, неверно, такой, не такой; 
           
          обыгрывать лепные поделки в свободной деятельности 
           
          Аппликация 
           
          наклеивать предмет по образцу, соотносить его с реальным объектом (фрукты или овощи); 
           
          наклеивать аппликацию на контурный силуэт изображенного предмета; 
           
          составлять и наклеивать по образцу предмет из двух частей, называть его; 
           
          по наводящим вопросам давать оценку результатам своей работы, сравнивая ее с образцом, пользуясь словами верно, неверно, такой, не такой. 
           
          ИЗО 
           
          проявлять интерес к изобразительной деятельности, передавать в рисунках круглую и овальную форму, разную величину предметов; 
           
          ориентироваться на листе бумаги: вверху, внизу; 
           
          давать оценку результатам своей работы по наводящим вопросам взрослого, сравнивая ее с образцом; пользоваться словами верно, неверно, такой, не такой. 
          Музыка 
          внимательно слушать короткие музыкальные произведения; 
           
          согласовывать движения с началом и окончанием музыки, менять движения соответственно изменению характера музыки; 
           
          узнавать одну и ту же мелодию, исполняемую на различных музыкальных инструментах; 
           
          различать знакомые звуки природы, бытовые шумы (выбор из двух-трех); 
           
          соотносить свои движения с характером музыки, передающей повадки сказочных героев и представителей животного мира; 
           
          подпевать взрослому слоги и слова в знакомых песнях; 
           
          двигаться под музыку по кругу (по одному и парами); 
           
          выполнять элементарные движения с предметами (платочками, погремушками, султанчиками); 
           
          участвовать в подвижных музыкальных играх; 
           
          выполнять танцевальные движения под веселую музыку; 
           
          хлопать в ладоши (по коленям в положении сидя и в положении стоя) и притопывать одной ногой, пружинисто качаться на двух ногах, вращать кистями рук, выполнять движения с предметами в такт музыке; 
           
          участвовать в праздничных утренниках, развлекательных занятиях и досуговой деятельности.
         |