Рассмотрено на 
                   
                  Заседании 
                   
                  ШМО 
                   
                  Протокол №__ 
                   
                  от «___» августа 2014г. 
                   
                 | 
                 
                «Согласовано» 
                 
                Заместитель руководителя по УР____/Д.Д.Абдрахманова/ 
                 
                «29» августа 2014г. 
                
  | 
                 
                «Утверждаю» 
                 
                Директор 
                 
                ____/И.И. Шарафутдинова/ 
                 
                Приказ № 64.1 
                 
                от «1» сентября 2014 г. 
                
  | 
               
             
           
           
          Рабочая программа 
           
          по биологии для 7 класса 
           
          учителя II квалификационной категории 
           
          муниципального бюджетного 
           
          общеобразовательного учреждения 
           
          “ Нурлатская основная общеобразовательная школа” 
           
          Буинского муниципального района Республики Татарстан 
           
          Гилмановой Венеры Рашитовны 
           
           
          Рассмотрено на заседании педагогического совета 
           
          протокол № 1 
           
          от «29» августа 2014г. 
           
           
          2014 - 2015 учебный го 
           
          ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 
           
          Рабочая программа составлена на основе: 
          
             
            Законом РФ «Об образовании»;
  
             
            Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки - Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897);
  
             
            Примерной программы основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007);
  
             
            Программы для общеобразовательных учреждений и лицеев и гимназий. Биология. 6 – 11 классы - М., Дрофа, 2005, (авт. Пасечник В.В. и др.), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся;
  
             
            Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);
  
             
            Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, утвержденным Приказом МО РФ № 302 от 07.12.2009г.
  
             
            Учебный план МБОУ «Нурлатска ООШ Буинского муниципального района Республики Татарстан» на 2013 – 2014 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол №1, от 31 августа 2013 года)
  
             
            Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы)
  
             
            Годового учебного календарного графика на текущий учебный год;
  
             
            Учебно-методического комплекса;
  
            
           
           
          Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе основной общеобразовательной школы по учебнику: В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Биология. Животные. 7 класс. «Дрофа», 2009. 
           
          Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7 класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю (всего за год 70 часов). 
          Рабочая программа предусматривает некоторые изменения. 
           
          В связи с тем, что основной частью учебной программы является раздел «Многообразие животных», в него введены ещё 4 дополнительных уроков. Два урока из раздела «Эволюция и функции органов и их систем», так как в разделе «Многообразие животных» эти темы уже рассматриваются. Недостающие два урока в разделе «Эволюция и функции органов и их систем» объединены в один урок. С учетом 70 часов в год, плюс ещё 2 часа (68ч) 
           
          Для приобретения практических навыков и повышения уровня знания в рабочую программу включены лабораторные и практические работы. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с их расположение в перечне лабораторных и практических работ, представленным в Примерном программе. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и оцениваться по усмотрению учителя. 
           
          ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА. 
           
          Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей: 
          
             
            освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли животных, о методах познания животного организма;
  
             
            овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
  
             
            развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  
             
            воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
  
             
            использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за животными, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде.
  
            
          ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ. 
           
          В результате изучения биологии ученик должен 
           
          Знать/понимать 
           
          Основные биологические понятия и термины; результаты выдающихся биологических открытий. 
           
          Биологические явления и процессы в природе и живых организмов, взаимодействия между ними; изменение окружающей среды в результате деятельности человека; последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды; охрана природы и перспективы рационального природопользования. 
           
          Многообразие живого мира; основные свойства живых организмов. 
           
          Систематические категории животных, их характеристика и образ жизни. 
           
          Размножение животных организмов; бесполое размножение; половое размножение. 
           
          Индивидуальное развитие организмов; эмбриональный период развития; постэмбриональный период развития; развитие организма и окружающая среда. 
           
          Биосфера, ее структура и функции; круговорот веществ в природе. 
           
          Жизнь в сообществах, основы экологии; история формирования сообществ живых организмов; основные биомы суши, их флора и фауна; взаимодействие организма и среды; абиотические и биотические факторы, воздействующие на живые организмы; основные типы взаимоотношений между организмами. 
           
          Уметь 
           
          Выделять, описывать и объяснять существенные признаки биологических объектов и явлений; 
           
          Находить информацию в разных источниках и уметь ее анализировать, необходимую для изучения биологических объектов и явлений. 
           
          Приводить примеры многообразие живого мира; размножения организмов; использования и охраны окружающей среды, адаптации живых организмов к условиям местообитания; влияние абиотических и биотических факторов на живые организмы. 
           
          Составлять краткую биологическую характеристику разных типов биологических объектов, явлений и процессов, на основе разнообразных источников биологической информации и форм ее представления. 
           
          Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 
           
          Учета биологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными животными или группой животных, процессами, их изменений в результате биотических, абиотических и антропогенных воздействий; оценка их последствий. 
           
          рационально использовать природные ресурсы и бережно относиться к окружающей среде; определять пищевые цепи и сети своей местности, образ жизни живого организма по его внешнему облику. 
           
          Рационально использовать природные ресурсы и бережно относиться к окружающей среде. 
           
          СОДЕРЖАНИЕ. 
           
          Биология как наука. Методы биологии - 2час, Введение. 
           
          Биология - наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. 
           
          Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. 
           
          Правила работы в биологической лаборатории. Соблюдение правил поведения в окружающей среде как основа безопасности собственной жизни, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны. 
          
            
               
              Многообразие и эволюция живой природы. Система органического мира. Многообразие животных – 34 ч
  
             
            
          Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы. 
           
          Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших. 
           
          Многоклеточные животные 
           
          Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. 
           
          Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. 
           
          Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. 
           
          Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. 
           
          Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. 
           
          Лабораторная работа: Знакомство с многообразием кольчатых червей. 
           
          Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. 
           
          Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. 
           
          Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. 
           
          Лабораторная работа: Знакомство с разнообразием ракообразных. 
           
          Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. 
           
          Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. 
           
          Лабораторная работа: Изучение представителей отрядов насекомых. 
           
          Тип хордовые. Класс ланцетники. 
           
          Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. 
           
          Лабораторная работа: Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб. 
           
          Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. 
           
          Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. 
           
          Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. 
           
          Лабораторная работа: Изучение внешнего строения птиц. 
           
          Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. 
          
            
               
              Многообразие и эволюция живой природы. Эволюция строения – 14 ч
  
             
            
          Покровы тела. 
           
          Лабораторная работа: Изучение особенностей различных покровов тела 
           
          Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма. 
          
            
               
              Многообразие и эволюция живой природы Индивидуальное развитие животных – 3ч
  
             
            
          Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни. 
           
          Лабораторная работа: Изучение стадий развития животных и определение их возраста.. 
          
            
               
              Многообразие и эволюция живой природы Развитие животного мира – 3ч
  
             
            
          Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. 
           
          Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. 
           
          Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции 
          
            
               
              Взаимосвязи организмов и окружающей среды Биоценоз – 4ч
  
             
            
          Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. 
           
           
           
          
            
            
            
            
            
            
            
            
               
              Тема
  | 
               
              Кол-во часов по программе Пасечника
  | 
               
              Кол-во часов по рабочей программе
  | 
               
              № 
               
              Тема лабораторных работ 
              
  | 
               
              № 
               
              Тема контрольных работ
  | 
             
            
               
              Введение
  | 
               
              2
  | 
               
              2 
              
  | 
               
              1
  | 
               
              «Изучение клеток и тканей животных на готовых микропрепаратах и их описание»
  | 
               
              1
  | 
               
              «Простейшие организмы»
  | 
             
            
               
              Многообразие животных
  | 
               
              30
  | 
               
              34 
              
  | 
               
              2
  | 
               
              «Знакомство с многообразием круглых червей».
  | 
               
              2
  | 
               
              «Организм животного, особенности строения и жизнедеятельности»
  | 
             
            
               
              Эволюция строения и функции органов и их систем
  | 
               
              18
  | 
               
              14 
              
  | 
               
              3
  | 
               
              «Внешнее строение дождевого червя»
  | 
               
              3
  | 
               
              «Беспозвоночные»
  | 
             
            
               
              Индивидуальное развитие животных
  | 
               
              3
  | 
               
              3
  | 
               
              4
  | 
               
              «Особенности строения и жизни моллюсков»
  | 
               
              4
  | 
               
              « Рыбы»
  | 
             
            
               
              Развитие животного мира на Земле
  | 
               
              3
  | 
               
              3
  | 
               
              5
  | 
               
              « Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих»
  | 
               
              5
  | 
               
              «Классы птиц».
  | 
             
            
               
              Биоценозы
  | 
               
              4
  | 
               
              4 
              
  | 
               
              6
  | 
               
              «Изучение представителей отрядов насекомых»
  | 
               
              6
  | 
               
              «Тип хордовые»
  | 
             
            
               
              Животный мир и хозяйственная деятельность человека
  | 
               
              5
  | 
               
              5 
              
  | 
               
              7
  | 
               
              « Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни»
  | 
               
              7
  | 
               
              «Эволюция строения»
  | 
             
            
               
              Повторение
  | 
               
              5
  | 
               
              5 
              
  | 
               
              8
  | 
               
              « Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни»
  | 
               
              8
  | 
               
              «Развитие животных с превращением и без превращения»
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              9
  | 
               
              «Распознавание органов и систем органов у животных» 
               
              «Изучение особенностей покровов тела».
  | 
               
              9
  | 
               
              «Функций органов и их систем».
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              10
  | 
               
              Изучение внешнего строения млекопитающего 
               
              «Способы передвижения животных».
  | 
               
              10
  | 
               
              Итоговая контрольная работа.
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              11
  | 
               
              Изучение внутреннего строения млекопитающего 
               
              «Изучение способов дыхания животных».
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              Итого:
  | 
               
              70
  | 
               
              70
  | 
               
              12
  | 
               
              Наблюдение за поведением животных 
               
              «Изучение ответной реакции животных на раздражения».
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
             
           
         |