Рабочая программа курса «Первые шаги»
            
             Пояснительная записка
            
            Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного стандарта начального общего образования и авторской программы «Первые шаги» для начальной школы, разработанной  Кабышевой В.И., Кузьминых Н.И.
            
            Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления.  
             
            Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности. Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести и получить в итоге реальный, ощутимый результат.
            
             Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности.
            
             Новизной данной программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям:
             
               
              реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания;
  
               
              воспитание и развитие качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества;
  
               
              признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
  
               
              учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
  
             
            Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Первые шаги» предназначена для обучающихся начальной школы, интересующихся проектной деятельностью и направлена на формирование методологических качеств учащихся – способность осознания целей проектной деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе. Проектная деятельность в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной  системы проектных задач. В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
             
               
              Рефлексирование (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  
               
              Целеполагание (ставить и удерживать цели);
  
               
              Планирование (составлять план своей деятельности);
  
               
              Моделирование (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  
               
              Проявление инициативы при поиске способа (способов) решения задачи;
  
               
              Способность вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
  
             
            Программа позволяет реализовать следующие подходы: компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный.
            
             Цель программы: формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.
            
             Задачи программы:
            
               
              Развивать познавательный интерес к проектной и исследовательской деятельности;
  
               
              Способствовать формированию потребности в самопознании и саморазвитии;
  
               
              Содействовать воспитанию активности личности, культуры общения и поведения в социуме.
  
             
            Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной образовательной программы начального общего образования, которая реализуется в гимназии: духовно-нравственному, социальному, личностному и интеллектуальному развитию обучающихся; созданию основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие, сохранение и укрепление здоровья.
             
            Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Первые шаги» направлена не только на выработку самостоятельных исследовательских умений, но и способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса на разных предметах, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. 
            Содержание программы внеурочной деятельности «Первые шаги» соответствует задачам основной образовательной программе начального общего образования школы.
             
            Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счет углубления знаний.
             Связь урочной и внеурочной деятельности
            
            
              
              
              
              
                 
                Предмет
  | 
                 
                Тема учебных предметов
  | 
                 
                Тема программы «Первые шаги»
  | 
               
              
                 
                Окружающий мир
  | 
                 
                Этот удивительный мир
  | 
                 
                Как и где человек проводит исследования в быту
  | 
               
              
                 
                 
                
  | 
                 
                Окружающий мир как объект изучения
  | 
                 
                Классификация предметов по разным основаниям
  | 
               
              
                 
                 
                
  | 
                 
                Твоё здоровье
  | 
                 
                Обсуждение и подготовка материалов для выполнения конечного продукта
  | 
               
              
                 
                Информатика
  | 
                 
                Алгоритмы
  | 
                 
                «Как работает завод»
  | 
               
             
            
            
           
          
            
            
            Форма организации: занятия проводятся  1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на предприятиях и различных объектах города (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.) Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний научных клубов младших школьников, олимпиад, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
            
             Сроки реализации программы: 4 года (1-4 класс).
             
            Программа внеурочной деятельности «Первые шаги» рассчитана на 135 учебных часов, из расчета 1 час в неделю:
             
            33 часа на первом году обучения;
             
            34 часа на втором году обучения;
             
            34 часа на третьем году обучения;
             
            34 часа на четвертом году обучения.
             ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
            Воспитательные результаты проектной деятельности школьников распределяются по трем уровням:
            
             УРОВЕНЬ РЕЗУЛЬТАТОВ
            ПЕРВЫЙ
            ВТОРОЙ
            ТРЕТИЙ
            
            Предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. 
            Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. 
            Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
            
             ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
            
            Презентации
             
            проектов
             
            Участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям 
            Выставки 
            Конференции 
            Фестивали 
            Чемпионаты 
            В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы  личностные, регулятивные, познавательные и  коммуникативные универсальные учебные действия.
             
            В  сфере личностных универсальных учебных действий будет сформировано умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
             
            В  сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий по реализации учебно-исследовательских проектов, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
            
             В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающийся научится  выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.
            
             В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающийся научится планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада решение общих задач группы; учет способностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный).
             Оценка планируемых результатов освоения программы:
            Система оценки предусматривает  уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.
             
            В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).
             
            Важнейшим звеном внеурочной деятельности является формирование универсальных учебных действий и личностных результатов, которые осуществляются при выполнении следующих требований:
             
            - Отслеживание содержательного объема, осмысленность, система в знаниях, прочность и действенность;
             
            -Объективность;
             
            -Индивидуализация;
             
            -Систематичность.
             
            На занятиях по проектной деятельности используются разные виды контроля:  текущий, промежуточный, итоговый.
            
            - Текущий контроль осуществляется посредством наблюдения за деятельностью обучающихся на каждом занятии.
             
            Оценка отдельных личностных результатов проводится на основе анкет и методик:
             Анкета №1
            
            (Диагностика уровня развития коммуникативных склонностей)
            Цель методики. Анкета предназначена для диагностики уровня развития коммуникативных склонностей.
             
            Диагностику следует проводить два раза в год (в начале и конце учебного года), с целью отслеживания динамики развития коммуникативных склонностей обучающихся.
             
            Методика доступна в проведении и обработке результатов, поэтому диагностику может проводить как психолог, так и классный руководитель.
            
             Процедура диагностики. Анкету можно проводить как в индивидуальной, так и в групповой форме.
            
             Инструкция: «Ребята, сейчас я буду вам зачитывать вопросы. На каждый вопрос есть два варианта ответа: да или нет. Вам необходимо выбрать один из вариантов ответа на каждый вопрос, подходящий именно вам, и поставить «+» (если вы отвечаете на вопрос «да») и «–» (если вы отвечаете на вопрос «нет») рядом с номером вопроса.
            
             Вопросы
            
               
              Много ли у тебя друзей, с которыми ты постоянно общаешься?
  
               
              Если тебя кто-то обидел, долго ли ты обижаешься?
  
               
              Нравится ли тебе знакомиться с новыми людьми?
  
               
              Правда ли, что тебе больше понравилось бы остаться дома с игрушками и книжками, чем пойти гулять с ребятами?
  
               
              Легко ли ты общаешься с людьми, которые намного старше тебя (родители, тети, дяди, бабушки, дедушки и т.д.)?
  
               
              Трудно ли тебе общаться с малознакомыми ребятами?
  
               
              Легко ли ты можешь познакомиться с незнакомыми ребятами?
  
               
              Трудно ли тебе осваиваться в новом коллективе (например, при переходе из садика в школу)?
  
               
              Если ты захочешь познакомиться с кем-то, подойдешь ли ты знакомиться первым?
  
               
              Часто ли тебе хочется побыть одному?
  
               
              Нравится ли тебе постоянно находиться среди людей?
  
               
              Стесняешься ли ты, когда тебе приходится первым подходить знакомиться?
  
               
              Любишь ли участвовать в коллективных играх?
  
               
              Чувствуешь ли ты себя неуверенно среди малознакомых людей?
  
             
            
            Обработка результатов. По окончании заполнения анкеты подсчитывается количество совпадений с ключом. За каждый совпавший с ключом ответ начисляется 1 балл. Затем все баллы суммируются.
            
             Ключ
            
           
          
            - 
              
                
                
                
                   
                  № вопроса
  | 
                   
                  ответ
  | 
                 
                
                   
                  1
  | 
                   
                  +
  | 
                 
                
                   
                  2
  | 
                   
                  –
  | 
                 
                
                   
                  3
  | 
                   
                  +
  | 
                 
                
                   
                  4
  | 
                   
                  –
  | 
                 
                
                   
                  5
  | 
                   
                  +
  | 
                 
                
                   
                  6
  | 
                   
                  –
  | 
                 
                
                   
                  7
  | 
                   
                  +
  | 
                 
                
                   
                  8
  | 
                   
                  –
  | 
                 
                
                   
                  9
  | 
                   
                  +
  | 
                 
                
                   
                  10
  | 
                   
                  –
  | 
                 
                
                   
                  11
  | 
                   
                  +
  | 
                 
                
                   
                  12
  | 
                   
                  –
  | 
                 
                
                   
                  13
  | 
                   
                  +
  | 
                 
                
                   
                  14
  | 
                   
                  –
  | 
                 
               
             
            
           
           
          
             
             
            Интерпретация результатов 
             
            От 11 – 14 совпадений – 15 баллов – высокий уровень развития коммуникативных склонностей; 
             
            От 7 – 10 совпадений – 10 баллов – средний уровень развития коммуникативных склонностей; 
             
            От 0 – 5 совпадений – 5 баллов – низкий уровень развития коммуникативных склонностей. 
             
            Анкета №2 
             
            (оценка уровня воспитанности и культуры) 
            Цель методики. Анкета предназначена для диагностики уровня воспитанности и культуры. 
             
            Диагностику следует проводить два раза в год (в начале и конце учебного года), с целью отслеживания динамики развития воспитанности и культуры обучающихся. 
             
            Методика доступна в проведении и обработке результатов, поэтому диагностику может проводить как психолог, так и классный руководитель. 
             
            Процедура диагностики. Анкету можно проводить как в индивидуальной, так и в групповой форме. 
            Инструкция: «Ребята, сейчас я буду вам зачитывать вопросы. На каждый вопрос есть три варианта ответа: 
             
            а) да; 
             
            б) и да, и нет; 
             
            в) нет. 
             
            Вам необходимо выбрать один из вариантов ответа (а, б или в) на каждый вопрос, подходящий именно вам, и записать букву, выбранного вами ответа, рядом с номером вопроса». 
             
             
           
          
            
            Вопросы
            
            
               
              Я веду себя уважительно по отношению к окружающим меня людям (одноклассникам, друзьям, взрослым):
  
             
            а) да;
             
            б) и да, и нет;
             
            в) нет.
             
               
              Я соблюдаю правила поведения в школе:
  
             
            а) да;
             
            б) и да, и нет;
             
            в) нет.
             
               
              Я всегда соблюдаю чистоту на улицах города:
  
             
            а) да;
             
            б) и да, и нет;
             
            в) нет.
             
               
              Я бережно отношусь к природе, соблюдаю правила поведения в лесу:
  
             
            а) да;
             
            б) и да, и нет;
             
            в) нет.
             
               
              Я всегда аккуратен и опрятен:
  
             
            а) да;
             
            б) и да, и нет;
             
            в) нет.
            
            
             
               
              Я бережно отношусь к вещам:
  
             
            а) да;
             
            б) и да, и нет;
             
            в) нет.
             
               
              Я поддерживаю чистоту в классе и в школе:
  
             
            а) да;
             
            б) и да, и нет;
             
            в) нет.
             
               
              Я всегда добр в отношениях с людьми:
  
             
            а) да;
             
            б) и да, и нет;
             
            в) нет.
             
               
              Я всегда говорю «волшебные слова»: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста»:
  
             
            а) да;
             
            б) и да, и нет;
             
            в) нет.
             
               
              Я всегда уступаю место в транспорте пожилым людям:
  
             
            а) да;
             
            б) и да, и нет;
             
            в) нет.
             
               
              Я люблю посещать выставки, музеи:
  
             
            а) да;
             
            б) и да, и нет;
             
            в) нет.
            
            
          
             
            Обработка результатов: за каждый выбранный ответ под буквой «а» обучающихся получает 3 балла; за ответ под буквой «б» – 1 балл; за ответ под буквой «в» – 0 баллов. Все баллы суммируются. Максимально возможно набрать 33 балла. 
             
            Интерпретация результатов: 
             
            От 25 до 33 положительных ответов – 15 баллов – высокий уровень воспитанности, культуры; 
             
            От 17 до 24 положительных ответов – 10 баллов – средний уровень воспитанности, культуры; 
             
            От 0 до 16 положительных ответов – 5 баллов – низкий уровень воспитанности, культуры. 
            Анкета №3 
             
            (диагностика уровня самостоятельности) 
            Цель методики. Анкета предназначена для диагностики уровня самостоятельности. 
             
            Диагностику следует проводить два раза в год (в начале и конце учебного года), с целью отслеживания динамики развития самостоятельности обучающихся. 
             
            Методика доступна в проведении и обработке результатов, поэтому диагностику может проводить как психолог, так и классный руководитель. 
             
            Процедура диагностики. Анкету можно проводить как в индивидуальной, так и в групповой форме. 
            Инструкция: «Ребята, сейчас я буду вам зачитывать вопросы. На каждый вопрос есть три варианта ответа: 
             
            а) да; 
             
            б) и да, и нет; 
             
            в) нет. 
             
            Вам необходимо выбрать один из вариантов ответа (а, б или в) на каждый вопрос, подходящий именно вам, и записать букву, выбранного вами ответа, рядом с номером вопроса». 
             
             
           
          
            
            Вопросы
            
               
              Мне интересно находить ответы на непонятные вопросы:
  
             
            а) да;
             
            б) и да, и нет;
             
            в) нет.
             
               
              Я стараюсь самостоятельно выполнять задания:
  
             
            а) да;
             
            б) и да, и нет;
             
            в) нет.
             
               
              Я слежу за опрятностью своей одежды:
  
             
            а) да;
             
            б) и да, и нет;
             
            в) нет.
             
               
              Я самостоятельно собираюсь в школу (необходимые школьные принадлежности, вещи):
  
             
            а) да;
             
            б) и да, и нет;
             
            в) нет.
             
               
              Я люблю самостоятельно ухаживать за животными, растениями:
  
             
            а) да;
             
            б) и да, и нет;
             
            в) нет.
             
               
              Я помогаю родителям по дому:
  
             
            а) да;
             
            б) и да, и нет;
             
            в) нет.
             
               
              Я стараюсь самостоятельно преодолевать трудности
  
             
            а) да;
             
            б) и да, и нет;
             
            в) нет.
             
               
              Я заранее планирую свои дела:
  
             
            а) да;
             
            б) и да, и нет;
             
            в) нет.
             
               
              Я получаю удовольствие, когда помогаю родителям:
  
             
            а) да;
             
            б) и да, и нет;
             
            в) нет.
             
               
              Родители мне доверяют несложные поручения (сходить в магазин за хлебом, вынести мусор и т.д.):
  
             
            а) да;
             
            б) и да, и нет;
             
            в) нет.
            
            
          
            
            Обработка результатов: за каждый выбранный ответ под буквой «а» обучающихся получает 3 балла; за ответ под буквой «б» – 1 балл; за ответ под буквой «в» – 0 баллов. Все баллы суммируются. Максимально возможно набрать 30 баллов.
            
             Интерпретация результатов:
            
            От 23 до 30 положительных ответов – 15 баллов – высокий уровень самостоятельности;
             
            От 15 до 22 положительных ответов – 10 баллов – средний уровень самостоятельности;
             
            От 0 до 14 положительных ответов – 5 баллов – низкий уровень самостоятельности. 
            Материалы проектов, исследований, поделок, мероприятий. Материалами могут быть: сами исследовательские работы; фото, видео, презентационные материалы поделок и осуществлённых мероприятий − всё, что ученик САМ посчитает нужным сюда включить. Каждый материал или группа материалов может сопровождаться листом «Самооценка». О необходимости и полезности оценивать свои достижения также нужно время от времени напоминать ученикам: «Попробуйте сами оценить свои успехи». «Интересно взглянуть на свои достижения?»
             Пример листа «Самооценка творческого дела»
            
            1. В начале этого дела у меня была цель ….
            
            2. Особенно хорошо мне удалось …
            
            3. В следующий раз я постараюсь сделать лучше …
            
            4. Свой результат могу оценить так (на выбор):
            
            
              
              
              
              
              
              
              
                 
                Максималь-ный уровень
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                «Превосходно»
  | 
                 
                Очень высокий результат, его будет сложно повторить
  | 
               
              
                 
                Программный уровень
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                «Отлично»
  | 
                 
                Очень доволен, так как результат отличается от обычного
  | 
               
              
                 
                Необходимый 
                 
                уровень
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                «Хорошо»
  | 
                 
                Доволен, похоже на то, что делаю обычно
  | 
               
              
                 
                «Нормально»
  | 
                 
                Цель достигнута, но в следующий раз многое сделаю иначе
  | 
               
             
           
         |