Автор урока: Курганова 
           
          Людмила Алексеевна 
           
          Учитель биологии МАОУ 
           
          «Лицей №8» г. Пермь 
           
          Авторы программы: В. В. Пасечник, В. М. Пакулова, В. В. Латюшин 
           
          Учебник «Природа. Живая и неживая.5 класс», В. М. Пакулова, Н. В. Иванова – 
           
          М.: Дрофа, 2007 
           
          Тема: Как помочь природе? 
           
          Класс: 5 класс 
           
          Предмет: природоведение 
           
          Тип урока: обобщающий 
           
          Обобщающий урок природоведения в 5 классе, как итог изучения тем «Природа едина», «Горные породы», «Вода», «Воздух», «Почва» 
           
          Форма организации работы с учащимися: групповая 
           
          Методы обучения: диагностический, частично поисковый, проблемный 
           
          Дидактические материалы: 
          
             
            Презентация к уроку
  
             
            Методика диагностики мотивации взаимодествия
  
             
            Ключ к обработке результатов
  
             
            Критерии оценивания ответов
  
             
            Групповые задания
  
             
            Видеоролик «Куда мы катимся?» http://www.youtube.com/watch?v=lDTHmSarcKk&NR=1
  
             
            Видеоролик «Береги свет – он может закончиться» http://www.youtube.com/watch?v=dKYTLExEfJE&feature=player_embedded Синквейн
  
             
            Синквейн
  
            
          План – конспект урока 
           
          Цель урока: изучение глобальных проблем ресурсосбережения 
           
          Задачи урока: 1. Изучить способы уменьшения индивидуального воздействия на окружающую среду в повседневной жизни; 
           
          2. Воспитывать экологическое сознание и культуру подрастающего поколения; 
           
          3. Формировать коммуникативные и информационные компетенции учащихся. 
           
          Оборудование к уроку: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, планшеты для рисования, маркеры, компьютерная презентация к уроку, информационные материала из Интернета № 2-9, карточки с заданиями, диагностический материал для каждого ученика. 
           
          План урока 
          
            
            
            
            
            
               
              №
  | 
               
              Этап урока
  | 
               
              Приемы и методы
  | 
               
              Время (мин.)
  | 
             
            
               
              1.
  | 
               
              Организационный момент
  | 
               
              Мультимедийная презентация 
               
              Беседа
  | 
               
              1 мин
  | 
             
            
               
              2.
  | 
               
              Мобилизующий
  | 
               
              Самостоятельное формулирование темы урока с помощью зашифрованного буквенного материала
  | 
               
              2-3 мин
  | 
             
            
               
              3.
  | 
               
              Целеполагание
  | 
               
              Эпиграф к уроку 
               
              Видеоролик «Куда мы катимся?» 
               
              Формулирование цели 
               
              Беседа «Какой след оставишь после себя?» 
               
              Система оценивания знаний (следы зеленого, синего, красного цветов)
  | 
               
              5-6 мин
  | 
             
            
               
              4.
  | 
               
              Работа по теме
  | 
               
              Индивидуальная работа по диагностическим картам 
               
              Самопроверка и анализ 
               
              Тренинг 
               
              Групповая работа 
               
              Выступление групп 
               
              Взаимооценивание выступлений 
               
              Подведение итогов
  | 
               
              20 -25 мин
  | 
             
            
               
              5.
  | 
               
              Рефлексия
  | 
               
              Синквейн «Природа» 
               
              Задание «Мишень»
  | 
               
              4-5 мин
  | 
             
            
               
              6.
  | 
               
              Домашнее задание
  | 
               
              Мини – сочинение по теме «Как я могу помочь природе?» или отзыв о видеоролике «Береги свет» 
               
              Синквейн «Планета»
  | 
               
              1-2 мин
  | 
             
            
          Ход урока 
          
            
            
            
            
               
              №
  | 
               
              Деятельность учителя
  | 
               
              Деятельность ученика
  | 
             
            
               
              1
  | 
               
              Приветствие. Организационный момент. 
               
              - В рамках проекта по энергосбережению мы проводим с вами обобщающий урок природоведения. ММП (1 слайд)
  | 
               
              Дети отвечают на приветствие. Смотрят на экран.
  | 
             
            
               
              2
  | 
               
              Мобилизующий этап. Используя подсказку, прочтите тему урока, которая зашифрована среди букв. (2,3 слайды)
  | 
               
              Дети самостоятельно формулируют тему урока, развивая внимание. Вслух читают тему «Как помочь природе?»
  | 
             
            
               
              3
  | 
               
              Целеполагание. 
               
              -Я хочу эпиграфом к нашему уроку предложить слова великого писателя Виктора Гюго: «Кому угрожает опасность? Вам. Разве вы не видите, что перед вами весы, на одной чаше которых – ваше могущество, 
              На другой – ваша ответственность?» (4 слайд), тем более что основания для этого есть. 
               
              Вашему вниманию предлагается посмотреть видеоролик «Куда мы катимся?» Подумайте, какие проблемы загрязнения окружающей среды здесь показаны и к чему они ведут? 
               
              (просмотр видеоролик «Куда мы катимся?»http://www.youtube.com/watch?v=lDTHmSarcKk&NR=1) 
               
              В настоящее время каждый человек должен познакомиться со способами уменьшения индивидуального воздействия на окружающую среду в повседневной жизни. Ведь решения по вопросам изменения климата принимают не только руководители и политики, ежедневно их принимает каждый из нас. 
               
              Что я должен делать сегодня, чтобы помочь природе? 
               
              - Не секрет, что человек оставляет после себя следы своей деятельности в природе и насколько эти следы будут ощутимы, зависит будущее всей планеты. (5 слайд) 
               
              -Итак, я предлагаю вам познакомиться со способами, которые помогут сберечь природу. Для оценивания ваших знаний мы воспользуемся следами разного цвета:  
               
              Зеленый след – блестяще справились с заданием; 
               
              Синий след – справились с заданием, но допускали некоторые погрешности; 
               
              Красный след – не нашли правильного решения.
  | 
               
              Дети самостоятельно формулируют цель урока 
               
              Проговариваем вместе проблемный вопрос урока 
              
  | 
             
            
               
              4
  | 
               
              Работа по теме. 
               
              В рамках сегодняшней темы, мы совместно проведем диагностику взаимодействия с природой в области энергосбережения и определим, к какому типу мотиваций вы относитесь. (6 слайд) 
               
              Учитель читает вслух вопросы и два варианта ответов. (7, 8 слайды) 
               
               Диагностика мотивации взаимодействия с природой в области энергосбережения «Альтернатива» 
               
              Инструкция: в предложенных ситуациях выберите, пожалуйста, один из двух вариантов - Э или П, который кажется наиболее подходящим для вас. Если вы считаете, данную ситуацию маловероятной для вас или вам трудно предпочесть один вариант, то все-таки постарайтесь сделать свой выбор. Отвечать лучше быстро, так как первая реакция наиболее точно выражает ваше мнение. 
               
              1. Для вашей квартиры вы бы предпочли купить лампы: 
               
              Э) Энергосберегающие; П) Обычные лампы накаливания; 
               
              2.Вы бы предпочли мыться: 
               
              Э) В душе; П) В ванной; 
               
              3.Вы бы предпочли передвигаться по городу на небольшие расстояния: 
               
              П) На автомобиле; Э) На общественном транспорте; 
               
              4.Вы бы предпочли съездить в отпуск: 
               
              П) На самолете; Э) На поезде; 
               
              5.Вы бы пошли в магазин: 
               
              Э) С тканевой сумкой; П) С одноразовым полиэтиленовым пакетом; 
               
              6.Вы бы предпочли мыть посуду: 
               
              Э) Используя тазик с водой; П) Под постоянно текущей струёй воды; 
               
              7. Вы бы поставили счётчики (на воду, газ и тепло) в своей квартире: 
               
              Э) Да; П) Нет; 
               
              8.Вы бы предпочли провести свой отпуск: 
               
              Э) На даче или в деревне; П) По туристической путёвке; 
               
              9.Вы бы предпочли купить автомобиль, работающий: 
               
              Э) На электрическом токе; П) На бензине; 
               
              10.Вы бы предпочли утилизировать твёрдые бытовые отходы способом; 
               
              П) Сжигания; Э) Сортировкой и переработкой; 
               
              11. Вы бы предпочли употреблять в пищу: 
               
              Э) Полуфабрикаты местного производителя; 
               
              П) Полуфабрикаты, место производства которых вас не интересует; 
               
              12.Вы бы предпочли использовать в быту энергию: 
               
              Э) Солнца, воды, ветра; П) Нефти, газа, угля. 
               
              Обсуждение в группах и подсчет детей с этическим типом мотивации и с прагматическим (9 слайд). Командир группы отчитывается о проделанной работе. 
               
              - Хорошо, что уже сейчас вы ориентированы в области ресурсосбережения. И выполнение следующих заданий реально помогут не только людям с этическим типом мотивации, но и с прагматическим. 
               
              Для дальнейшей плодотворной работы давайте проведем физкультминутку. 
               
              Сейчас каждой группе будет предложено задание, в течение 6 минут нужно обсудить предложенные вопросы по теме урока и представить в творческой форме отчет. 
               
              Групповая работа (звучит спокойная музыка в течение 6 минут для релаксации, 9 слайд): 
               
              1 группа работает по теме «Расчет экономии электроэнергии» 
               
              Предлагается просчитать, сколько используется электроэнергии при освещении трехкомнатной квартиры при использовании энергосберегающих ламп и ламп накаливания за год (10-13 слайды). Ответ учащихся проверяется с ответом на 14 слайде в таблице. Работа 1 группы завершается показом слайда 15 «Приборы учета и регулирования электропотребления». 
               
              Дети перечисляют, какие приборы электропотребления у них дома используются родителями, а учитель рассказывает о применении приборов в лицее. 
              2 группа работает с текстом: «Какой автомобиль экологичнее и почему?»  
               
              По мнению зарубежных экспертов, гибридные авто- и электромобили уже в скором времени станут основой экологически безопасного транспорта и заметно ослабят воздействие транспорта на окружающую среду. Уже сейчас эксперты говорят: «Гибридные автомобили: конец века нефти». 
               
              Ныне в мире насчитывается около 800 млн автомобилей, и, как считают специалисты, их число может удвоиться в ближайшие 25 лет. 
               
              Автомобили, частично или полностью использующие электроэнергию, намного эффективнее и выбрасывают меньше парниковых газов, чем автомобили на любом другом виде «топлива», особенно если электроэнергия получена от возобновляемых источников. 
               
              Электромобили почти вчетверо эффективнее автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. 
               
              Гибридных автомобилей в развитых странах сейчас выпускают немало, а к 2030 г., по оценкам Мирового энергетического агентства, их доля может достичь 20% от всех выпускаемых новых машин независимо от судьбы электромобилей. Первым гибридным автомобилем стал Tayota Prius. 
               
              Какой автомобиль экологичнее и почему? Сделайте выводы. 
               
              Ребята вспоминают материал о возобновимых и невозобновимых источниках энергии (16, 17 слайды), называют альтернативные источники энергии. 
               
              Перед выступлением 3 группы всему классу предлагается задание «Кто я?» на слайде 18. Дети должны ответить: полиэтиленовый пакет. 
               
              3 группа – работа с текстом «Как у «них» обходятся с мусором?»  
               
              Жители столицы Великобритании бесплатно получили от городских властей десятки тысяч хлопчатобумажных сумок в рамках компании по борьбе с пластиковыми пакетами. По оценкам экспертов, человек пользуется пластиковыми пакетами в среднем 12 минут. После чего пакет попадает на свалку, где разлагается 400-500 лет. 
               
              В ряде городов штата Аляски бесплатная раздача пакетов запрещена. В магазинах перешли на бумажную упаковку, а покупателям предлагают пакеты и сумки приносить с собой. 
               
              В Италии с 2010 г. перестали использовать пластиковые пакеты, заменив их тарой из экологически чистых и биоразлагаемых материалов. 
               
              В Австралии, Бангладеш пластиковые пакеты уже запретили, в Шотландии – обложили налогом. В Европе первым городом без пластиковых пакетов стал Париж, где от них отказались еще в 2006 г. В настоящее время ученые разрабатывают материалы, которые будут разлагаться быстрее, например, при помощи микроорганизмов, но упаковка из таких материалов оказывается раз в 5 дороже. 
               
              Какие меры и способы защиты природы Вы можете предложить от пластиковых пакетов в нашей стране? Приведите примеры. (18, 19 слайды) 
               
              4 группа – работа с текстом «Защитить здоровье от изменения климата»  
               
              Выбросы парниковых газов, прежде всего из-за сжигания ископаемого топлива способствуют дополнительному нагреву земной поверхности. За 40 лет они возросли на 70%. Наибольший рост выбросов в мире приходится на энергетику и на транспорт. По оценкам специалистов, к 2030 г. концентрация парникового газа возрастет на 50% , а средняя температура, выросшая за последние 100 лет на 0, 74о С, к концу века повысится еще на 2,5 – 6о С. 
               
              Изменение климата действует на здоровье не только за счет влияния погодных факторов, но и за счет изменений гидрологического режима, атмосферных процессов, урожайности, состояния экосистемы, благосостояния населения, инфраструктуры. Таким образом, изменение климата сказывается на здоровье и качество жизни. 
               
              Приведите примеры, как жаркое лето 2010 г. сказалось на здоровье и качество жизни населения. Какие катаклизмы происходят в природе из-за дополнительного нагрева планеты? Что Вы сможете предпринять лично для нормализации ситуации по изменению климата? (20 слайд) 
               
              Выступление групп. Подведение итогов работы. На доске у каждой группы расположены три следа определенного цвета (см. критерии) 
               
              Учитель в итоге еще раз анализирует комментарии команд, останавливается на способах защиты природы в области ресурсосбережения в повседневной жизни. 
               
              В качестве эпилога приводит слова А. Экзюпери на слайде 20: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету»?
  | 
              
                 
                Дети заполняют индивидуально бланки диагностики. 
                 
                Затем дети обрабатывают данные теста, анализируют, определяют тип мотивации по наибольшему рангу. Представитель каждой группы озвучивает результаты деятельности. 
                 
                Учащиеся разминают мочки ушей в течение 2-3 минут для активизации кровообращения головного мозга. 
                Дети работают в группах, обсуждают вопросы и готовятся дать ответы по следующим критериям: 
                
                   
                  Выступление должно соответствовать теме и структуре (вступление, основная часть, выводы);
  
                   
                  Удержание внимания аудитории;
  
                   
                  Время выступления.
  
                   
                  Оригинальность подачи материала.
  
                  
                Выступление каждой команды комментируется. По итогам выступления каждая группа получает по три следа определенного цвета, которые закрепляются на доске. Каждое выступление поощряется аплодисментами. 
                 
                Дополнением к выступлению могут быть творческие задания: рисунки, плакаты, схемы, стихи, изображенные ребятами на планшетах. 
                 
                Детям предлагается задание «Кто я?» на слайде 18. 
                 
                Комментарии детей от каждой группы. Аплодисмениы. 
               | 
             
            
               
              5
  | 
              
                 
                Рефлексия. 
                 
                - Я хочу попросить вас в группах составить синквейн по понятию «природа» (21 слайд). 
                 
                Алгоритм составления синквейна: 
                
                   
                  Понятие
  
                   
                  Прилагательные (2 слова)
  
                   
                  Глаголы (3 слова)
  
                   
                  Предложение (4 слова)
  
                   
                  Существительное (1 слово)
  
                  
                Команды совместно или поодиночке зачитывают синквейны. 
                 
                - Я благодарю вас за работу на уроке и надеюсь, что урок был полезен для каждого. Совместно мы сохраним климат с помощью простых энергетических решений! 
                 
                В качестве оценки своего участия, значимости урока можно предложить задание «Мишень»: на листе бумаги заранее нарисован бланк мишени с окружностями и обозначенными цифрами (в центре - 10, на самой периферийной окружности – 0). 
                 
                Перед ребятами ставится один вопросов: 
                
                   
                  Насколько необходимы знания, полученные на уроке в вашей жизни?
  
                  
                Ребятам следует поставить свою метку (цветной кружочек диаметром до 1 см) в ту часть мишени, которая соответствует его оценке. 
               | 
               
              Дети в группах делятся своими ощущениями на уроке через составление синквейнов. 
               
              Дети прикрепляют на мишень цветные магниты по разным окружностям
  | 
             
            
               
              6
  | 
               
              Домашнее задание: 
               
              Мини – сочинение по теме «Как я могу помочь природе?» или отзыв о видеоролике «Береги свет» 
               
              http://www.youtube.com/watch?v=dKYTLExEfJE&feature=player_embedded 
               
              Синквейн «Планета» 
              
  | 
               
              Дети записывают домашнее задание
  | 
             
            
          Литература для учителя 
          
             
            Арский Ю. М и др. Экологические проблемы, что происходит, кто виноват, и что делать? – М.:МНЭПУ, 1997.
  
             
            Брагина С.В., Игнатович И.В., Сарьян А.В. Взаимоотношения общества и природы. – М.: НИА – природа, 1999.
  
             
            Голубев В.С., Шаповалов Н. С. Человек в биосфере. – М.: ОНИКС 21 век, 2004.
  
             
            Моисеев Н. Н. Человек. Среда. Общество. – М.: Наука, 1982.
  
             
            Обязательный минимум содержания основного общего биологического образования. Оценка  качества подготовки выпускников основной школы по биологии. /  Сост. В.С.Кучменко. – М.: Дрофа, 2000.
  
             
            Ясвин В. А. Психология отношения к природе. – М.: смысл, 2000.
  
            
          Интернет-сайты 
           
          www.ecolife.ru/index.shtml/ - журнал «Экология и жизнь» 
           
          www.ecoguild.narod.ru/ - сайты гильдии экологов
         |