Правительство Российской Федерации 
          Федеральное государственное автономное образовательное учреждение 
           
          высшего профессионального образования 
          «Национальный исследовательский университет 
          «Высшая школа экономики» 
          Факультет социологии
          Кафедра экономической социологии 
           
          ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА 
          На тему «Роль университета в формировании отношения 
           
          студентов к предпринимательству» 
          Студентка группы № 431 
           
          Береза Елена Анатольевна 
           
          Руководитель ВКР 
           
          д.э.н., профессор кафедры 
           
          экономической социологии НИУ ВШЭ 
           
          Чепуренко Александр Юльевич 
           
          Москва, 2013 
           
          Оглавление 
          
             
            Введение 4 
             
            Воронков В. Томск. Развитие предпринимательских университетов как системообразующих элементов инновационных территориальных кластеров // URL: http://community.sk.ru/press/c/skevents/events/1339.aspx 5 
             
            Мезенцева Л. «ВШЭ по своей сути предпринимательский университет» // URL: http://www.hse.ru/news/avant/49707432.html 5 
             
            Арабкина Н. Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов: “Наша задача — дать возможность учиться тем, кто этого действительно хочет и кто может” // Московский комсомолец. 2006. № 109. 6 
             
            Социологический, экономический и психологический подходы к личности предпринимателя 9 
             
            GEM 2012 Global Report // URL: http://www.gemconsortium.org/docs/cat/1/global-reports 10 
             
            Предпосылки к зарождению предпринимательского образования 12 
             
            Можно ли обучить предпринимательству? 13 
             
            Packham, G., Jones P., Miller Ch., Pickernell D., Thomas B., Attitudes towards entrepreneurship education: a comparative analysis // Education + Training. 2010. Vol. 52. Iss: 8/9. P. 568 – 586 14 
             
            Цели, задачи, содержание предпринимательских программ 16 
             
            Примеры эмпирических исследований 19 
             
            Концепция предпринимательского университета 23 
             
            Основные выводы теоретической части 25 
             
            Глава 2. Методология исследования 27 
             
            Цель исследования 27 
             
            Объект и предмет исследования 27 
             
            Стратегия исследования 27 
             
            1 этап – Качественная стратегия 27 
             
            2 этап - Количественная стратегия 30 
             
            Интерпретация основных понятий 33 
             
            Проведение опроса 35 
             
            Глава 3. Анализ результатов исследования 37 
             
            1 этап – анализ качественных данных 37 
             
            2 этап – анализ количественных данных 55 
             
            (5) Самое главное – НИУ ВШЭ развивает способность действовать в условиях неопределенности и меняющихся обстоятельств, способность структурировать новую информацию, распознавать новые возможности 74 
             
            Самое главное – НИУ ВШЭ развивает способность действовать в условиях неопределенности и меняющихся обстоятельств, способность структурировать новую информацию, распознавать новые возможности 75 
             
            Самое главное – НИУ ВШЭ развивает навыки коммуникации: умение вести переговоры, умение работать в коллективе, способность организовывать команду 75 
             
            Заключение: основные выводы исследования 77 
             
            Список использованной литературы 80 
            
           
           
           Введение 
          В современном мире многие институты общества претерпевают изменения в контексте основных социетальных сдвигов. К числу таких институтов относится и высшее образование и его основные носители - университеты. В частности, в сегодняшних российских условиях (рост требований бизнеса и государства к качеству образования в условиях ограниченных возможностей государственного финансирования высшей школы при росте масштабов высшего образования) появляется необходимость перехода к новой системе, позволяющей при необходимости быстро менять технологии и само содержание образования и мотивировать студентов не только к исследовательской, но и к предпринимательской деятельности1. Так, на первый план выступает способность высшей школы формировать акторов общественных изменений - специалистов, способных не только к производству нового знания, но и к инновациям, готовых действовать в условиях неопределенности, иными словами, воспитывать предпринимателей. 
           
          Начиная с середины 1990-х годов в специальной литературе активно обсуждается понятие «предпринимательский университет», а предпринимательская модель высшей школы рассматривается как адекватный ответ высшего образования на потребности современного общества. Такой университет характеризуется тем, что работает как предпринимательская организация, активно взаимодействует с внешней средой и базируется на предпринимательских способностях преподавателей, студентов и сотрудников2. А главное, такой университет выпускает людей, способных к интеллектуальному предпринимательству, обладающих навыками генерирования нового знания и мотивированные к генерированию этого знания, что позволяет выпускникам добиться успеха в условиях постоянно меняющейся конъюнктуры рынка труда. 
           
          Опыт воплощения модели предпринимательских университетов в некоторых странах (Великобритания, Нидерланды, Швеция, Финляндия) показывает, однако, что, её практическая реализация требует адекватных макросоциальных и культурно-экономических условий. В частности, например, в России, как отмечалось на недавней конференции проректоров по стратегическому развитию, науке и инновациям в Томске, имеющаяся инфраструктура, индивидуальные ресурсы университета, неготовность к тесному долгосрочному взаимодействию с бизнесом, отсутствие бизнес-культуры не позволяют вступить на путь реализации предпринимательской модели университета3. В то же время вектор развития в этом направлении положен, принципы этой модели постепенно укореняются в университетах: создаются инкубаторы, лаборатории, активно обсуждается кластерная политика, а недавно даже была создана «Ассоциация предпринимательских университетов». Предпринимаются и практические шаги по созданию адекватного институционального поля – так, на методическом семинаре «Опыт развития проектно-учебной деятельности в университете»4 не только говорилось об отсутствии в стране инновационного фундамента, инновационной культуры, эффективной инфраструктуры поддержки инноваций, нехватке реальных источников венчурного финансирования, неэффективности Бизнес-инкубаторов, но и предлагались выходы, такие как создание инновационных кластеров, когда вокруг университетов или предприятий складывается финансовая, научно-образовательная, поддерживающая, информационная инфраструктура. 
           
          НИУ ВШЭ сегодня можно считать одним из немногих ВУЗов в России, модель которого приближается к модели предпринимательских университетов: учреждение является инноватором в сфере государственного управления, разработчиком методов регулирования рынков, технологий администрирования и предоставления услуг5. В основные пункты программы этого ВУЗа входят проект по созданию высокотехнологичного производства и программа развития инновационной инфраструктуры6. Последняя преследует цель создания на базе НИУ ВШЭ «комплексной системы генерации инноваций и отработки устойчивой модели инновационного взаимодействия науки, бизнеса и общества в экономике знаний»7 - такая система, по сути, является одной из характеристик предпринимательского университета. 
           
          Следует сказать, что в контексте этих организационных изменений университет стремится поддерживать инициативы студентов по созданию бизнес-проектов. Для развития предпринимательского духа в университете сегодня созданы проектно-учебные лаборатории, Бизнес-инкубатор, центр коммерциализации, ряд др. инфраструктурных элементов, активно вовлекаются в различные формы образовательного процесса и проектной деятельности практикующие предприниматели. Помимо этого, ВШЭ вовлечена в деятельность Российской кластерной обсерватории. Таким образом, ВУЗ дает ряд возможностей для развития предпринимательства среди студентов. 
           
          В то же время, в условиях дефицита квалифицированных кадров новой формации на российском рынке труда, учебные планы объективно «затачивают» специалистов скорее под будущую деятельность по найму, чем под самозанятость и предпринимательство, что обусловлено высокой конкуренцией ведущих компаний за выпускников НИУ ВШЭ. Высшее руководство ВУЗа постоянно говорит о большой востребованности специалистов из ВШЭ. Так, в одном из интервью ректор Я.И. Кузьминов говорит: «Вышка в этом плане находится в выигрышном положении… и уже сейчас могу сказать, что все наши студенты-старшекурсники разобраны по компаниям. Компании не только платят деньги им, платят деньги ВУЗу за то, что он разрешает проходить у них практику8». Здесь также важно обратить внимание на тот факт, что многим компаниям-работодателям, которые тесно сотрудничают с ВШЭ, очевидно, невыгодно, чтобы студент становился самозанятым или предпринимателем, так как их цель - использовать их знания и навыки в качестве работников по найму. 
           
          Об акценте на подготовку выпускников к деятельности в качестве наемных работников свидетельствуют и результаты мониторинга карьеры выпускников НИУ ВШЭ, который проводится ежегодно, начиная с 2006 г. Согласно данным при первом трудоустройстве после ВУЗа большинство выпускников (93%) нанимаются работниками в компании/организации, еще 3% становятся фрилансерами, а доля предпринимателей составляет лишь 3% выборочной совокупности. Отмечается, правда, постепенное увеличение доли вовлеченных в предпринимательство и фриланс после ухода с первого места работы. Более половины выпускников (55%) оценивают соответствие текущей работы полученной специальности на 5 – 7 баллов (по семибалльной шкале)9. Наконец, при ответе на вопрос о том, чему в наибольшей степени способствовало обучение во ВШЭ, одним из наиболее распространенных ответов является: «я получил профессию, востребованную на рынке труда» (48%). 
           
          Понятно, что «массовым продуктом» любого университета были и остаются квалифицированные наемные работники, но возникает некоторое противоречие, когда, с одной стороны, НИУ ВШЭ всячески стремится подготовить качественного работника по найму, и, с другой стороны, активно принимает принципы предпринимательского университета. 
           
          Отсюда возникает ряд вопросов, которые требуют исследования: не блокирует ли университет столь важный для современного общества предпринимательский потенциал студентов в усиленном стремлении подготовить качественных профильных работников по найму? Позволяет ли созданная в НИУ ВШЭ инфраструктура (Бизнес-инкубатор и т.п.), осуществлять отбор и наращивать компетенции студентов, готовых к инновационной деятельности? Какие формы деятельности университета способствуют, а какие становятся препятствием на пути студента к предпринимательству? Какие в целом существуют барьеры при выборе студентами предпринимательской деятельности как будущей карьеры? 
           
          Можно предположить, что ВУЗ, уже сейчас создавая возможности занятия студентов предпринимательством, находится на пути к предпринимательскому университету, но что для полноценной реализации модели нет соответствующих условий. В то же время характер обучения, направленный на выпуск работников по найму, тесное партнерство с компаниями-работодателями, слабость возможностей обучения предпринимательству, низкая автономия при выборе дисциплин, по-видимому, нивелируют склонность студентов к предпринимательству. 
           
          Обзор литературы по теме настоящего исследования будет строиться следующим образом. Прежде всего, мы обратимся к социологическому, экономическому, психологическому подходам к личности предпринимателя, чтобы выделить отличительные черты, характеризующие такой тип личности и описанные в соответствующей научной литературе. Далее будет проведен анализ зарождения и развития предпринимательского образования и охарактеризованы основные подходы, описывающие цели, задачи, содержание предпринимательских программ. Здесь же будет дан обзор взглядов на проблему возможности обучения предпринимательству. Затем мы обратимся к существующим исследованиям о влиянии университета на предпринимательский потенциал, затронем вопрос эффективности такого рода образования. В завершении литературного обзора будет рассмотрена концепция предпринимательского университета, поскольку это важно для понимания роли высшей школы в формировании предпринимательских навыков и готовности к старту в бизнесе у студентов. Завершат теоретическую часть ключевые выводы о связи изученной теории с эмпирической частью настоящего исследования. 
           
          Затем, во второй главе будет описана методология и методика проведенного нами эмпирического исследования, в третьей главе – проанализированы полученные данные и сделаны соответствующие выводы. 
           
          Общие результаты исследования и дальнейшие возможности и задачи изучения предпринимательского потенциала студентов и его факторов представлены в заключении. 
           
          Кроме того, далее приведен библиографический список работ, использованных автором при подготовке и проведении данного исследования, а в приложении методический блок, анкета, гайд, таблицы с показателями статистики количественного этапа. 
           
          Глава 1. Теоретические основания исследования 
         |