ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ 
           
          ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 
           
          СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
           
          «БЕЛОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА» 
           
          Контрольно-измерительные материалы 
           
          для дифференцированного зачета 
           
          по учебной дисциплине 
           
          ОДБ. 5 обществознание 
           
          210723.03 – Электромонтер оборудования электросвязи и проводного вещания. 
           
          Белово 
           
          2012 
           
          Пояснительная записка 
          Дифференцированный зачет предусмотрен учебным планом учебного заведения и рабочей программой по дисциплине «обществознание» для специальностей 220415 –Автоматика и телемеханика на транспорте (на железнодорожном транспорте), 140448 -Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), 190623 -Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог. 
           
          Контрольные задания для дифференцированного зачета призваны проверить усвоенные студентами знания и освоенные ими умения по дисциплине «обществознание» 
           
          Дифференцированный зачет проводится письменной форме в течение 40 мин. Контрольные задания охватывают все темы рабочей программы дисциплины «обществознание». 
           
          Задания для дифференцированного зачета по учебной дисциплине «обществознание» состоят из двух частей А(обязательной) и В(дополнительной). 
          Каждое правильно выполненное задание части А оценивается одним баллом. 
           
          Задания части 2 оцениваются: 2 балла: нет ошибок; 1 балл: допущена одна ошибка; 0 баллов: допущены две и более ошибок. 
           
          Вся работа оценивается по 5 –бальной шкале. Оценка, полученная на дифференцированном зачете, является итоговой. 
          Шкала перевода баллов в отметку по пятибалльной системе 
          
            
            
            
               
              Отметка
  | 
               
              Необходимое количество баллов
  | 
             
            
               
              «3» («удовлетворительно»)
  | 
               
              22-24
  | 
             
            
               
              «4» («хорошо»)
  | 
               
              25-27 
               
              (не менее одного задания дополнительной части)
  | 
             
            
               
              «5» («отлично»)
  | 
               
              28-30 
               
              (не менее двух заданий дополнительной части)
  | 
             
            
           
           
          Технологическая матрица 
           
          
            
            
            
            
            
               
               
              
  | 
               
              Темы
  | 
               
              Часть А 
               
              (задания № 1-22)
  | 
               
              Часть В 
               
              (задания № 1-4)
  | 
             
            
               
              Тема 1.1.
  | 
               
              Природа человека, врожденные и приобретенные качества.
  | 
               
              1, 
              
  | 
               
              2 
              
  | 
             
            
               
              Тема 1.2.
  | 
               
              Общество как сложная система
  | 
               
              2 
              
  | 
               
              1,3
  | 
             
            
               
              Тема 2.1.
  | 
               
              Духовная культура личности и общества
  | 
               
              3 
              
  | 
               
              4
  | 
             
            
               
              Тема 2.2.
  | 
               
              Наука и образование в современном мире
  | 
               
              4 
              
  | 
               
              4
  | 
             
            
               
              Тема 2.3 
  | 
               
              Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры.
  | 
               
              5 
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              Тема 3.1.
  | 
               
              Экономика и экономическая наука. 
               
              Экономические системы. Экономика семьи
  | 
               
              6 
              
  | 
               
              2
  | 
             
            
               
              Тема 3.2. 
  | 
               
              Рынок. Фирма. Роль государства в экономике
  | 
               
              7 
              
  | 
               
              3
  | 
             
            
               
              Тема 3.3.
  | 
               
              ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция
  | 
               
              8-9 
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              Тема 3.4. 
  | 
               
              Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики
  | 
               
              10-11 
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              Тема 4.1. 
  | 
               
              Социальная роль и стратификация
  | 
               
              12-13 
              
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              Тема 4.2. 
  | 
               
              Социальные нормы и конфликты
  | 
               
              14 
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              Тема 4.3.
  | 
               
              Важнейшие социальные общности и группы.
  | 
               
              15 
              
  | 
               
              4
  | 
             
            
               
              Тема 5.1. 
  | 
               
              Политика и власть. Государство в политической системе
  | 
               
              16 
              
  | 
               
              1,4
  | 
             
            
               
              Тема 5.2.  
  | 
               
              Участники политического процесса
  | 
               
              17 
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              Тема 6.1. 
  | 
               
              Правовое регулирование общественных отношений
  | 
               
              18, 
              
  | 
               
              3 
              
  | 
             
            
               
              Тема 6.2.
  | 
               
              Основы конституционного права Российской Федерации
  | 
               
              19-20 
              
  | 
               
              1 
              
  | 
             
            
               
              Тема 6.3.
  | 
               
              Отрасли российского права
  | 
               
              21-22 
              
  | 
               
              2,3,1
  | 
             
            
           
          Инструкция по выполнению работы 
           
          На выполнение тестовых заданий дифференцированного зачета дается 40 мин. Работа состоит из 2 частей, включающих 26 заданий. 
          Часть А включает 22 задания с выбором ответа. К каждому заданию даётся 4 варианта ответа, из которых только один правильный. 
          Часть В состоит из 4 заданий, на которые надо дать краткий ответ в виде слова (словосочетания), цифры или последовательности цифр. 
          Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. 
          Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. 
           
          Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. 
           
          Желаем успеха! 
           
          
            
            
            
               
              Рассмотрено 
               
              на заседании ПЦК 
               
              Протокол №_____ 
               
              «____» __________ 20__ г. 
               
              Председатель ПЦК 
               
              ____________И.С.Тимофеева
  | 
               
              Утверждено 
               
              Заместитель директора по УР 
               
              ______________А.Р.Анохина 
               
              «___»______________20__ г.
  | 
             
            
           
           
          Зачетная работа 
           
          в виде контрольных заданий по дисциплине 
           
          «Обществознание» 
          Вариант I 
          Часть А(обязательная) 
           
          При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1–А22) поставьте знак « × » в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа. 
          A1(1 балл) 
           
          Художественное (эстетическое) познание основано на 
           
          1)выдвижении научных гипотез; 
           
          2)обобщении данных, полученных экспериментальным путем; 
           
          3)накоплении и обобщении жизненного опыта; 
           
          4)отображении мира в художественных образах. 
          A2(1 балл) 
           
          Влияние природных факторов на развитие общества может иллюстрировать пример: 
           
          1)строительство в древней Месопотамии ступенчатых башен – зиккуратов; 
           
          2)развитие ирригационного земледелия и городских центров в долине Тигра и Евфрата; 3)возникновение у шумеров древнейшей письменности в форме клинописи на глиняных табличках; 
           
          4)составление вавилонским царем Хаммурапи древнейшего письменного свода законов, защищающего собственность и закрепляющего правовое неравенство жителей. 
          А3(1 балл) 
           
          Верны ли следующие суждения о развитии современной культуры? 
           
          А. Интернационализации культуры способствуют мировое разделение труда и возросшая мобильность населения. 
           
          Б. Интернационализации культуры способствуют научно-технический прогресс и развитие информационных технологий. 
           
          1) верно только А; 
           
          2) верно только Б; 
           
          3) верны оба суждения; 
           
          4) оба суждения неверны. 
           
          A4(1 балл) 
           
          Верны ли следующие суждения об этике современной науки и ответственности ученых? 
           
          А. Мощь современной науки и возможности ученых настолько велики, что им необходимо помнить о моральных границах своей исследовательской деятельности. 
           
          Б. Особенно ответственно ученым необходимо подходить к исследованиям человеческой психики, интеллектуальных ресурсов, так как любое воздействие на эти процессы может быть непредсказуемо. 
           
          1)верно только А; 
           
          2)верно только Б; 
           
          3)верны оба суждения; 
           
          4)оба суждения неверны. 
          А5(1 балл) 
           
          К мировым религиям относится: 
           
          1) буддизм; 
           
          2) иудаизм; 
           
          3) синтоизм; 
           
          4) конфуцианство. 
          A6 (1 балл) 
           
          Исторически наиболее ранний тип экономической системы – традиционная экономика. Характерным ее признаком является: 
           
          1)доминирование интересов производителя над интересами потребителя; 
           
          2)объемы производства и распределение материальных благ регулируется посредством обычаев; 
           
          3)образование монополий, диктующих рынку цены и правила игры; 
           
          4)экономическая свобода потребителя, делающего выбор товаров в условиях альтернативы. 
          А7 (1 балл) 
           
          Необходимым условием развития рыночной экономики является: 
           
          1) устранение неравенства доходов населения; 
           
          2) увеличение расходов государственного бюджета; 
           
          3) частная собственность на средства производства; 
           
          4) превышение предложения над спросом. 
          A8 (1 балл) 
           
          Ферма после уборки урожая сократила количество работников. Механизаторы и комбайнеры вновь будут набираться на ферму только весной следующего года. Приведенный пример иллюстрирует безработицу 
           
          1)фрикционную; 
           
          2)сезонную; 
           
          3)циклическую; 
           
          4)структурную. 
          A9 (1 балл) 
           
          К инструменту монетарной (кредитно-денежной) политики государства можно отнести 
           
          1)согласование условий заключения коллективных договоров; 
           
          2)контроль за заключением сделок о слиянии между крупными компаниями; 
           
          3)определение учетной ставки банковского процента; 
           
          4)продажу государством в частные руки неэффективных предприятий. 
           
          А10(1 балл) 
           
          Причиной появления мировой экономики стал(-а,-о): 
           
          1) выбор какие блага производить и в каких количествах; 
           
          2) международное разделение труда; 
           
          3) совершенная конкуренция; 
           
          4) экономическая интеграция. 
          А11 (1 балл) 
           
          Основной целью антимонопольного законодательства является: 
           
          1) обеспечение конкуренции на рынке; 
           
          2) защита потребителей, товаров и услуг; 
           
          3) указание на то, какие товары и услуги следует производить; 
           
          4) оказание помощи тем, кто вложил деньги в крупные корпорации. 
           
           
           
           
          А12(1 балл) 
           
          Переход индивида или социальной группы от одной позиции к другой, находящейся на том же уровне, называется: 
           
          1) межпоколенная мобильность; 
           
          2) внутрипоколенная мобильность; 
           
          3) горизонтальная мобильность; 
           
          4) вертикальная мобильность. 
          А13(1 балл) 
           
          Уважение к занимаемому человеком месту в социальной иерархии относится к одному из четырех оснований стратификации, определяемому как: 
           
          1)доход; 
           
          2)власть; 
           
          3)образование; 
           
          4)престиж. 
          A14(1 балл) 
           
          Верны ли следующие суждения о социальном контроле? 
           
          А. Социальный контроль осуществляется как посредством применения к личности определенных требований, выработанных обществом, так и посредством требований личности к самой себе. 
           
          Б. Методы и способы социального контроля трансформируются в ходе исторического развития, одним из векторов их эволюции становится возрастание роли и значения самоконтроля. 
           
          1)верно только А; 
           
          2)верно только Б; 
           
          3)верны оба суждения; 
           
          4)оба суждения неверны. 
          A15(1 балл) 
           
          По какому признаку выделены такие социальные группы как горожане, селяне, провинциалы, столичные жители? 
           
          1)демографическому; 
           
          2)конфессиональному; 
           
          3)этно-социальному; 
           
          4)территориальному. 
           
          А16(1 балл) 
           
          Что из перечисленного является формой территориально-государственного устройства? 
           
          1) федерация; 
           
          2) республика; 
           
          3) монархия; 
           
          4) демократия. 
          А17(1 балл) 
           
          Высшим органом исполнительной власти, непосредственно осуществляющим управление страной, является: 
           
          1)парламент; 
           
          2)правительство; 
           
          3)полиция; 
           
          4)суд. 
          А18(1 балл) 
           
          Решение суда или должностного лица по конкретному делу, которым руководствуются в дальнейшем при разрешении аналогичных правовых проблем, называется: 
           
          1)правовой обычай; 
           
          2)прецедент; 
           
          3)нормативный договор; 
           
          4) нормативно-правовой акт. 
          A19(1 балл) 
           
          В стране Z после длительного правления военного диктатора к власти пришли силы, избранные демократическим путем. На учредительном конституционном конгрессе была принята новая конституция страны, закрепившая демократические основы государства. Какая статья обязательно должна быть представлена в конституции страны Z? 
           
          1)в стране закреплена основным законом и гарантируется государственная собственность на средства производства; 
           
          2)государство является основным работодателем для наемных работников, оно же устанавливает минимальный размер оплаты труда; 
           
          3)в государстве обеспечиваются равные условия развития для предприятий различных форм собственности, гарантируется неприкосновенность частной собственности; 
           
          4)государство принимает директивные планы развития экономики страны на долгосрочную перспективу. 
          A20(1 балл) 
           
          В Конституции РФ закреплено положение о России как о правовом государстве. Это означает, что 
           
          1)государство обеспечивает гражданам достойный уровень жизни; 
           
          2)в государстве реализуется принцип разделения и независимости властей; 
           
          3)церковь отделена от государства и система образования – от церкви; 
           
          4)в государстве гарантируется многообразие форм собственности. 
           
          A21(1 балл) 
           
          Имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, порядок наследования регулируются нормами права 
           
          1)трудового; 
           
          2)уголовного; 
           
          3)гражданского; 
           
          4)семейного. 
          A22(1 балл) 
           
          Производственное объединение предъявило иск фирме-поставщику о ненадлежащем исполнении договора поставки. Данное дело будет рассматриваться в суде 
           
          1)конституционном; 
           
          2)арбитражном; 
           
          3)мировом; 
           
          4)уголовном. 
         |