| 
           
             
             
             
            
          Приложение 
           
          к постановлению администрации города Томска 
           
          от 10.06.2009 № 494 
           
          
          
          
          ПОЛОЖЕНИЕ 
          о Единой дежурно-диспетчерской службе
          муниципального образования «Город Томск» 
          
 
          1. Общие положения 
           
           1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 22.7.01-99 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения", Уставом города Томска и определяет состав решаемых задач, структуру и порядок функционирования Единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования «Город Томск» (далее - ЕДДС) в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации (далее - ЧС). 
           
           2. Целью создания ЕДДС является повышение готовности администрации города Томска и служб города к реагированию на угрозу или возникновение ЧС, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств городских служб при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС. 
           
           3. ЕДДС подчиняется директору муниципального учреждения «Оперативно-дежурная служба города Томска», руководство деятельностью ЕДДС осуществляет начальник отдела оперативного реагирования на аварийные ситуации муниципального учреждения «Оперативно-дежурная служба города Томска». 
           
          2. Задачи ЕДДС 
           
           1. Основными задачами ЕДДС являются: 
           
          - прием от населения и организаций сообщений о любых чрезвычайных происшествиях (далее - ЧП), несущих информацию об угрозе или факте возникновения ЧС; 
           
          - анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до дежурно-диспетчерской службы (далее - ДДС), в компетенцию которой входит реагирование на принятое сообщение; 
           
          - сбор от ДДС, служб контроля и наблюдения за окружающей средой (систем мониторинга) и распространение между ДДС города полученной информации об угрозе или факте возникновения ЧС, сложившейся обстановке и действиях сил и средств по ликвидации ЧС; 
           
          - обработка и анализ данных о ЧС, определение ее масштаба и уточнение состава ДДС, привлекаемых для реагирования на ЧС, их оповещение о переводе в высшие режимы функционирования объединенной системы оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях (далее - ОСОДУ); 
           
          - обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации ЧС, подготовка и коррекция заранее разработанных и согласованных с городскими службами вариантов управленческих решений по ликвидации ЧС, принятие экстренных мер и необходимых решений; 
           
          - информирование ДДС, привлекаемых к ликвидации ЧС, подчиненных сил постоянной готовности об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах; 
           
          - оповещение ДДС, организаций, населения, аварийных бригад о ЧП (ЧС); информирование директора муниципального учреждения «Оперативно-дежурная служба города Томска», Мэра города Томска и его заместителей, а также руководителей организаций о складывающейся на территории муниципального образования «Город Томск» обстановке и о принимаемых мерах по предотвращению ЧС и ликвидации ее последствий; 
           
          - представление докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС, сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС (на основе ранее подготовленных и согласованных планов) председателю комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования «Город Томск» (далее - КЧС и ОПБ) или его заместителю; 
           
          - доведение задач, поставленных вышестоящими органами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), до ДДС и подчиненных сил постоянной готовности, контроль их выполнения и организация взаимодействия; 
           
          - обобщение информации о произошедших ЧС (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов по подчиненности. 
           
           2. При местных и более масштабных ЧС немедленно оповещается и приводятся в готовность КЧС и ОПБ, которая берет на себя управление дальнейшими действиями по предупреждению и ликвидации ЧС. В таких ситуациях ЕДДС обеспечивает сбор, обработку и представление КЧС и ОПБ собранной информации, подготовку вариантов возможных решений и донесений вышестоящим органам управления ГОЧС, а также оперативное управление действиями органов управления, сил и средств городской подсистемы РСЧС. 
           
           3. ЕДДС является вышестоящим органом для всех ДДС города по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о ЧС, а также координирующим органом по вопросам совместных действий ДДС в ЧС. 
           
           4. Создание ЕДДС не отменяет существующего до ее появления в городских ДДС порядка приема от населения сообщений о происшествиях (по телефонам 01, 02, 03, 04 и др.). 
           
           5. ЕДДС функционирует круглосуточно и при этом должна: 
           
          - немедленно приступить к экстренным действиям по оповещению и информированию ДДС и координации их усилий по предотвращению и (или) ликвидации ЧС после получения необходимых данных; 
           
          - самостоятельно принимать решения по защите и спасению людей (в рамках своих полномочий), если возникшая обстановка не дает возможности для согласования экстренных действий с вышестоящими органами управления. 
           
          ЕДДС несет ответственность за своевременность принятия необходимых экстренных мер по защите и спасению людей, материальных и культурных ценностей. 
          
          3. Техническое обеспечение 
           
           1. В состав технических средств пункта управления ЕДДС входят: 
           
          - три городских телефонных линии; 
           
          - УКВ радиостанции имеющие частоту радиостанций ПСО и аварийных формирований; 
           
          - абонентский аппарат транкинговой связи; 
           
          - система определения номера телефона и идентификации абонента; 
           
          - система записи телефонных разговоров; 
           
          - персональный компьютер; 
           
          - факс; 
           
          - электронная почта; 
           
          - электронные часы. 
           
           2. Средства связи и оборудование, предоставленные ЕДДС, должны обеспечивать: 
           
          - прямые телефонные каналы и селекторную (конференц) связь между ЕДДС и наиболее важными ДДС организаций, аварийными бригадами, а также между ЕДДС и Мэром города Томска; 
           
          - прием информации по единому выделенному телефонному номеру городской сети одновременно от трех абонентов; 
           
          - автоматическое определение номера входящего абонента и его идентификацию; 
           
          - обмен речевыми сообщениями и документальной информацией с вышестоящими и взаимодействующими органами управления. 
           
          4. Состав оперативной документации ЕДДС 
           
          В состав оперативной документации, хранящейся на рабочем месте оперативного дежурного ЕДДС, входят: 
           
          - журналы учета полученной и переданной информации, полученных и переданных сигналов и распоряжений; 
           
          - Приказ Госстроя РФ N 191 от 20 августа 2001 "Об утверждении Методических рекомендаций по техническому расследованию и учету технологических нарушений в системах коммунального энергоснабжения и работе энергетических организаций жилищно-коммунального комплекса"; 
           
          - государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия" (принят постановлением Госстандарта РФ от 19 июня 2000 г. N 158-ст); 
           
          - Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" 
           
          - журнал учета технологических нарушений (аварий и инцидентов); 
           
          - должностная инструкция диспетчера ЕДДС; 
           
          - схемы и списки оповещения руководителей организаций, учреждений и предприятий в случае аварии (ЧС); 
           
          - рабочие карты муниципального образования «Город Томск»; 
           
          - план связи и оповещения; 
           
          - перечень возможных аварий на предприятиях города Томска с указанием возможных последствий и особенностей действий при их возникновении; 
           
          - телефонные справочники; 
           
          - план муниципального образования «Город Томск» с возможной обстановкой при аварии на потенциально-опасных объектах; 
           
          - бланки формализованных и иных донесений (докладов); 
           
          - журнал приема и сдачи дежурства; 
           
          - критерии и классификация чрезвычайных ситуаций. 
           
          - другие документы. 
           
           
          5. Аварийный запас спецодежды и средств индивидуальной защиты 
           
           1. Предназначен для использования в любое время суток оперативной группой КЧС и ОПБ при выезде непосредственно на место ЧС для оценки обстановки и организации проведения аварийно - спасательных и других неотложных работ. 
           
           2. В состав аварийного запаса спецодежды и СИЗ входят: 
           
          - летние и зимние костюмы, кепки, шапки-ушанки - 10 комплектов (по сезону); 
           
          - резиновые сапоги - 10 пар; 
           
          - респираторы ШБ-1, "Лепесток-200" - 30 штук. 
           
          - промышленные фильтрующие противогазы типа "КД" и "БКФ" - 10 штук. 
           
          6. Режим и порядок работы 
           
           1. ЕДДС функционирует круглосуточно в следующих режимах: 
           
          - в режиме повседневной деятельности; 
           
          - в режиме повышенной готовности; 
           
          - в режиме чрезвычайной ситуации. 
           
           2. В режиме повседневной деятельности ЕДДС: 
           
          -поддерживает в готовности к использованию имеющиеся технические средства; 
           
          -вносит необходимые дополнения в банк данных, а также дополнения и изменения в оперативные документы, необходимые для обеспечения их действий при угрозе возникновения аварийной ситуации; 
           
          -принимает от организаций и населения города Томска информацию о ЧП, авариях и инцидентах, оперативно доводит ее до соответствующих ДДС и аварийных бригад, контролирует их ликвидацию (устранение); 
           
          - принимает заявки от организаций на текущее и аварийное обслуживание систем коммунального тепло-, водо- и энергоснабжения на договорной основе и контролирует через заказчика исполнение заявок; 
           
          -обобщает и анализирует информацию об авариях и инцидентах в городе за отчетный период, принятых мерах по ликвидации их последствий, и предоставляет информацию с результатами анализа, в установленной форме, Мэру города Томска и директору МУ "Оперативно-дежурная служба города Томска"; 
           
          - к выполнению обязанности по круглосуточному приему заявок, сбору информации в установленном порядке могут привлекаться дежурно-диспетчерские службы организаций жилищно-коммунального хозяйства. 
           
           3. В режим повышенной готовности ЕДДС переводится в случае угрозы ЧС или аварии. В этом режиме ЕДДС обязано заблаговременно подготовиться к возможным действиям при возникновении аварии или ЧС, принять экстренные меры, направленные на ее предотвращение. 
           
           4. В чрезвычайном режиме ЕДДС функционирует при возникновении и ликвидации аварии или ЧС. 
           
           5. ЕДДС обязано принять информацию о возникновении ЧП, аварий и инцидентов от всех физических лиц и всех организаций независимо от форм собственности. 
           
           6. Поступающая по телефону информация о ЧП или ЧС фиксируется работниками ЕДДС в установленном порядке и доводиться до ДДС организаций. При этом параллельно подключается система определения номера телефона и идентификация абонента. 
           
           7. При классификации аварии или ЧС как "не требующая совместных действий дежурно-диспетчерских служб", ЕДДС передает информацию соответствующей ДДС, в компетенции которой входит реагирование на случившееся. 
           
           8. При угрозе возникновения или возникновении ЧП до перерастания его в ЧС, на период созыва КЧС и ОПБ, ЕДДС обеспечивает взаимодействие экстренных оперативных служб, ДДС и соответствующих организаций. 
           
           9. При угрозе возникновения или возникновении аварий, для предупреждения или ликвидации, которой требуются взаимодействие нескольких экстренных оперативных служб и организаций, ЕДДС проводит оповещение соответствующих экстренных оперативных служб, ДДС организаций и аварийных бригад о постоянной готовности (по Плану действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера на территории муниципального образования «Город Томск»), доводит до них необходимую информацию и координирует их совместные действия. 
           
          Организует сбор и обмен информацией между ДДС об обстановке и действиях привлеченных сил и средств, обобщает полученные данные, готовит и предоставляет по подчиненности итоговые доклады. 
           
           10. Обеспечивает информационную поддержку КЧС и ОПБ. 
           
          7. Права и ответственность ЕДДС 
           
           1. ЕДДС является вышестоящим органом для всех ДДС, расположенных на территории города Томска по вопросам сбора, обработки и обмена информацией об ЧП и ЧС, а также координирующим органом по вопросам совместных действий ДДС на территории города Томска в чрезвычайных ситуациях. 
           
           2. ЕДДС имеет право в пределах, установленных действующим законодательством, запрашивать и получать у организаций информацию, касающуюся обеспечения жизнедеятельности и безопасности населения. 
           
           3. Дежурный диспетчер имеет право самостоятельно принимать решение по защите и спасению людей (в пределах полномочий ЕДДС), если возникшая обстановка не дает возможности для согласования экстренных действий с вышестоящими органами управления. 
           
           4. Оповещение (информирование) населения города при возникновении ЧС осуществляется ЕДДС по распоряжению администрации города Томска. 
           
           5. Сообщения для средств массовой информации и населения готовятся по поручению директора муниципального учреждения "Оперативно-дежурная служба города Томска". Текст сообщения согласовывается с Мэром города Томска. 
           
           6. ЕДДС несет ответственность, в соответствии с законодательством РФ за своевременность принятия необходимых экстренных мер по защите и спасению людей, материальных и культурных ценностей при угрозе возникновения или возникновении ЧС. 
           
          8. Порядок комплектования, подготовки и организации дежурства 
           
           1. На должность сотрудника ЕДДС принимаются лица, способные быстро и грамотно реагировать на различные изменения обстановки и оперативно принимать решения в кризисных ситуациях. 
           
           2. Лица, принимаемые на должность оперативного дежурного должны пройти тестирование на профессиональную пригодность и иметь: 
           
          - высшее или среднее специальное образование; 
           
          - стаж практической работы на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства города Томска либо в системе ГО и ЧС, или стаж службы в Вооруженных силах Министерства обороны РФ, Министерстве внутренних дел РФ, Федеральной службе безопасности РФ на офицерских должностях. 
           
           3. После назначения на должность работники ЕДДС проходят обучение по специальной программе и соответствующую стажировку. 
           
           4. Работники ЕДДС обязаны: 
           
          - хорошо знать требования нормативных правовых актов и документов (положения, инструкции, графики, планы ликвидации аварий и др.), регламентирующих их деятельность, уметь применять их в практической работе. 
           
          - знать инфраструктуру города, расположение на местности и особенности потенциально опасных предприятий (организаций), находящихся на территории муниципального образования «Город Томск» и за его пределами. 
           
           5. Профессиональная подготовка работников ЕДДС в процессе работы проводится по специальному плану в форме отдельных классно-групповых занятий, занятий на курсах и в учебно-методическом центре, участия в учениях в системе ГО и ЧС города Томска, а также в совместных тренировках дежурных смен городских ДДС. 
           
           6. Должностная инструкция сотрудника ЕДДС разрабатывается и утверждается директором МУ "Оперативно-дежурная служба города Томска" - руководителем ЕДДС. 
           
           7. Сотрудники ЕДДС работают по графику, утвержденному директором МУ "Оперативно-дежурная служба города Томска". 
           
          9. Финансовое и материально-техническое обеспечение ЕДДС 
           
           1. Финансирование и материально-техническое обеспечение ЕДДС осуществляется за счет средств местного бюджета, выделяемых на содержание МУ "Оперативно-дежурная служба города Томска". 
           
           2. В случае исполнения обязанностей ЕДДС по круглосуточному приему заявок, сбору информации организациями жилищно-коммунального хозяйства, финансирование данных организаций осуществляется в соответствии с заключенными договорами в пределах расходов, предусмотренных в бюджете города Томска на указанные цели. 
           
           
          Директор МУ «Оперативно-дежурная 
           
          служба города Томска» Н.В. Суходолов
         |