Краткие рекомендации по использованию презентации
            ФИО автора: 
Ситникова Ольга Борисовна
            
            Название образовательного учреждения: 
МБОУ «Гимназия №8» г.Глазов
            
            Полное название разработки: 
Презентация по теме «Местоимение»
            
            Предмет, класс: 
Русский язык, 3 класс
            
            Тема: 
Местоимение
            Краткая инструкция
            Данная презентация сопровождает урок русского языка в 3 классе. Конспект и технологическая карта урока представлены ниже.
            
Конспект урока русского языка в 3 классе
            
            по УМК «Планета знаний»
            
            Тема: Подлежащее. Употребление личных местоимений (первый урок)
            
            
Цели:
            
            - познакомить учащихся с новой частью речи – местоимением;
            
            - формировать умения выделять местоимения в речи и правильно их употреблять;
            
            - развивать речь, внимание, коммуникативные умения;
            
            - воспитывать партнерские отношения при работе в паре и группе, уважение к своей малой Родине – Удмуртии;
            
            - укреплять свое здоровье.
            
            
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация к уроку, таблицы для групповой работы, клей-карандаш, музыка (В.Моцарт Соната для фортепиано Ля мажор Часть 1 Анданте Грациозо), «Массажные шарики» (для пальчиковой гимнастики), костюмы к удмуртской сказке «Охотник и Змея», скамейка, карточки для индивидуальной работы учащихся, маркеры черного цвета, магниты, линейка, простой карандаш, ручка с зеленой пастой, дифференцированное домашнее задание на карточках в цветных конвертах, кружки разного цвета на спинках стульев, Желтовская Л.Я., Калинина О.Б. Русский язык: 3 класс: в 2 ч. Ч.2 - М.: АСТ: Астрель, 2013.- ( УМК « Планета знаний»).
            
            
Приложение к уроку.
            
            Ход урока
            
            1.Мотивационно-целевой этап.
            
            1) Организационный момент (выполняется в кругу):
            
            Игра-энергизатор:
            
            Я, я, я – самый (-ая) любознательный (-ая)
            
            Я, я, я – хочу учиться!
            
            Устойчиво стою я на земле
            
            Вот так! (шагаем на месте)
            
            Несчастья свои отправляю назад
            
            Вот так! (пинаем правой ногой вперёд)
            
            Друзей своих я буду обнимать
            
            Вот так! (обнимаем соседа рядом)
            
            В учебе буду успешен я
            
            Вот так! (показываем Окей!)
            
            – Я рада Вас видеть, ребята. Желаю вам работать на уроке активно, аккуратно и 
найти путь к новому секрету русского языка! Садитесь.
            
            2) Чистописание.
            
            
- Начинаем урок с чистописания. Для этой работы нужно подготовить пальчики: (под тихую музыку В. Моцарта)
            
            А) Массируем пальчики с помощью колечка
            
            (для благотворного влияния на весь организм).
            
            Б) Массажный шарик - массажер
            
            (для интенсивного воздействия на определенные точки).
            
            
- Строчка чистописания. Пропишите строчную букву Ж с гласными:
            
            ЖО ИЖ ЕЖ ЖИ ЖУ
            
            (следите за осанкой!)
            
            3) Словарная работа. (Слайд № 3)
            
            
Заяц корова медведь петух собака сорока воробей ворона лисица
            
            Задание:
            
            
- Запишите в тетради слова, вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы: (1,2 и 3 группа пишут все три столбика, а 4 группа записывает два столбика слов, затем у доски с комментированием объясняет).
            
            4) Проверка.
            
            
- Обменяйтесь тетрадями, проверьте правильность написания.
            
            ( Оценивание работ по заданным критериям, работа в парах).
            
            
2. Ориентировочный этап.
            
            1) Введение в тему.
            
            (внимание на доску учащихся).
            
            Слайд № 4 Вопросы:
            
            
1). На какие две группы делятся животные по образу жизни?
            
            (Домашние и дикие)
            
            
2). Чем питаются животные?
            
            (зерном, сеном, молоком, овощами).
            
            
3). В какое время года могут выводиться детеныши у животных?
            
            (в любое время года)
            
            Слайд №5.
            
            
Прочитайте получившийся текст (хором)
            
            Животные бывают дикими и домашними.
            
            Животные питаются зерном, сеном, молоком, овощами.
            
            У животных могут выводится детеныши в любое время года.
            
            - Ребятки, пожалуйста, скажите какой частью речи является слово 
ЖИВОТНЫЕ? Назовите основные признаки данной части речи.
            
            - Какой имеется в тексте недостаток и как его исправить? (неоправданный повтор слова животные. Необходимо его заменить другими словами).
            
            - Давайте его отредактируем.
            
            (1 предложение без изменений, во втором предложении слово ЖИВОТНЫЕ заменяем на слово ОНИ, а в 3-ем предложении заменяем словом - НИХ)
            
            Слайд № 6.
            
Животные бывают дикими и домашними.
            
            
Они питаются зерном, сеном, молоком, овощами.
            
            У 
них могут выводится детеныши в любое время года.
            
- Место какой части речи заняли в предложении новые слова?
            
            (Место имени существительного)
            
            - Как вы думаете, как можно было назвать новую часть речи?
            Слайд № 7.
            
            
Место имени
            
            МЕСТОИМЕНИЕ
            
            Расшифруйте это слово: из каких частей состоит слово? ( из двух частей –двусложное).
            
            
3. Поисково-исследовательский этап.
            
            1) Работа по учебнику с. 10 (групповая работа).
            
            - Самостоятельно прочитайте правило, заполните таблицу, сформулируйте правило ( 
1,2,3 группы):
            
            
              
                
                
                
                
                   
                  Местоимение
  | 
                
                
                   
                   
                  
  | 
                   
                  Единственное число
  | 
                   
                  Множественное число
  | 
                
                
                   
                  1 лицо
  | 
                   
                   
                  
  | 
                   
                   
                  
  | 
                
                
                   
                  2 лицо
  | 
                   
                   
                  
  | 
                   
                   
                  
  | 
                
                
                   
                  3 лицо
  | 
                   
                   
                  
  | 
                   
                   
                  
  | 
                
              
            
            
            4 группа: прочитайте правило, найдите в предложениях главные члены, выделите грамматическую связь, укажите части речи. Сделайте вывод:
            Животные бывают дикими и домашними.
            
            Животные питаются зерном, сеном, молоком, овощами.
            
            У животных могут выводится детеныши в любое время года.
            Животные бывают дикими и домашними.
            
            Они питаются зерном, сеном, молоком, овощами.
            
            У них могут выводится детеныши в любое время года.
            
            (Выполняют в группе на бумаге А-3, используя, маркеры черного цвета)
            
            
Вывод: В предложения местоимения заменяют имя существительное, бывают подлежащими ( формулируют учащиеся).
            
            2) Физкультминутка 
( двигательная).
            
            «Я иду и ты идешь
            
            Раз, два, три!
            
            Я пою и ты поешь
            
            Раз, два, три!
            
            Мы идем и мы поем
            
            Раз, два, три!
            
            Очень дружно мы живем
            
            Раз, два, три!
            3) Беседа с учителем. Мини-лекция.
            
            - К личным местоимениям относятся местоимения Я, ТЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ, ВЫ, МЫ.
            
            - Давайте определим, почему местоимение Я называется личным? Кто может сказать о себе Я? Тот, кто начинает разговор. Он первый, поэтому местоимение Я – 1 лица.
            
            - На сколько человек может указывать местоимение Я? (На одно). Значит это местоимение единственного числа.
            
            - Если я иду с Дариной, то, как скажем о себе? (МЫ)
            
            - Я беседую с Игорем. Как я к нему обращусь? (ТЫ). Он второй участник нашей беседы. Значит ТЫ – местоимение 2 лица.
            
            - При беседе с Юлей и Ваней я употребляю местоимение (ВЫ). Это местоимение множественного числа. Но иногда местоимение ВЫ употребляют при обращений к одному человеку. Когда это бывает?
            
            - Что мы можем добавить в копилку знаний о Местоимении?
            
            (Они изменяются по числам, бывают 1, 2 и 3 лица и в 3 лице единственного числа могут иметь род.
            Например: ОН (м.р.) мальчик
            
            ОНА (ж.р.) девочка
            
            ОНО (ср.р.) небо
            - Все вместе выучим правило (на доске):
            Я и МЫ, ТЫ и ВЫ,
            
            ОН, ОНА, ОНО, ОНИ –
            
            Все слова отличные,
            
            Важные и личные.
            
            Это без сомнения,
            
            Все местоимения.
            
4. Практический этап.
            
            1) Первичное закрепление.
            
            - Удмуртская народная сказка «Охотник и змея»
            
            (
Задание: посмотреть выступление ребят, заполнить таблицу с местоимениями.
            
            
Ответить на вопрос: какие встретились личные местоимения в удмуртской сказке « Охотник и Змея». Чему учит данная сказка?)
            
            (Группы №1,2 и 4 смотрят сказку, а группа№3 – выступает).
            
            (
Удмуртская сказка учит справедливости, мудрости. В сказке встречаются местоимения. Они обогащают нашу речь, делают ее более выразительной и понятной.)
            
            Итог: Местоимения какого лица и числа вы больше всего отметили?
            
            
(Выслушиваются ответы учащихся)
            
            2) Упражнение на смекалку «Открой секрет». Слайд №8,9
            
            3) Закрепление темы. Тест «Проверь себя» Слайд №10, 11, 12, 13.
            
            4) Проверка. Слайд №14.
            
            - Предлагаю вам проверить себя. Самопроверка и оценивание.
            
            5) - Ребята, у нас осталось немного времени – запишите в дневнике 
домашнее задание: по карточкам. Какого цвета у вас кружок - с такого конверта берете карточку.
            
            Упражнение у всех одинаковое, но задания у всех разные. Выполните внимательно в домашней тетради.
            
            
5. Рефлексивно-оценочный этап.
            
            - С какой частью речи мы познакомились?
            
            - Почему эта часть речи получила такое название?
            
            - Что нового для себя узнали? ( Спросить индивидуально нескольких учащихся)
            
            - Ребята, вы меня порадовали своей работой на уроке.
            
            Мы действительно, 
нашли путь и открыли новый секрет русского языка!
            
            - Мне бы хотелось, чтоб в повседневной жизни чаще звучало местоимение 
МЫ.
            
            - Завершаем наш урок энергизатором:
            МЫ, МЫ, МЫ – надежные, старательные, неповторимые!
            
            ВЫ, ВЫ, ВЫ – обаятельные, необыкновенные, самые лучшие!
            
            
Приложение
            
            №
1 Домашнее задание.
            
            Карточка 1
            
            
Задание: спиши текст, замени повторяющееся слово местоимением, укажи число и лицо местоимений. Укажи части речи в первом предложении.
            Я с бабушкой своею дружу давным-давно.
            
            
Бабушка во всех затеях со мной заодно.
            
            Я с 
бабушкой не знаю скуки, и все мне любо в 
бабушке,
            
            Но бабушкины руки люблю всего сильней.
            Карточка 2
            
            
Задание: спиши текст, замени повторяющееся слово местоимением, укажи число и лицо местоимений. Укажи части речи в первом и во втором предложениях.
            Я с бабушкой своею дружу давным-давно.
            
            
Бабушка во всех затеях со мной заодно.
            
            Я с 
бабушкой не знаю скуки, и все мне любо в 
бабушке,
            
            Но бабушкины руки люблю всего сильней.
            Карточка 3
            
            
Задание: спиши текст, замени повторяющееся слово местоимением, укажи число и лицо местоимений. Укажи части речи во всех предложениях.
            Я с бабушкой своею дружу давным-давно.
            
            
Бабушка во всех затеях со мной заодно.
            
            Я с 
бабушкой не знаю скуки, и все мне любо в 
бабушке,
            
            Но бабушкины руки люблю всего сильней.
            Карточка 4
            
            
Задание: спиши текст, замени повторяющееся слово местоимением, укажи число и лицо местоимений. Укажи части речи во всех предложениях. Выдели главные члены предложения в первом предложении, укажи грамматическую связь.
            Я с бабушкой своею дружу давным-давно.
            
            
Бабушка во всех затеях со мной заодно.
            
            Я с 
бабушкой не знаю скуки, и все мне любо в 
бабушке,
            
            Но бабушкины руки люблю всего сильней.
            №
2 Таблица для индивидуальной работы( Сказка « Охотник и Змея»).
            
            
              
              
              
              
                 
                Местоимение
  | 
              
              
                 
                 
                
  | 
                 
                Единственное число
  | 
                 
                Множественное число
  | 
              
              
                 
                1 лицо
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
              
              
                 
                2 лицо
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
              
              
                 
                3 лицо
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
              
            
            
            №
3 Таблица для групповой работы ( при работе с новым правилом учебник « Русский язык».
            
              
              
              
              
                 
                Местоимение
  | 
              
              
                 
                 
                
  | 
                 
                Единственное число
  | 
                 
                Множественное число
  | 
              
              
                 
                1 лицо
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
              
              
                 
                2 лицо
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
              
              
                 
                3 лицо
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
              
            
            
           
          
            
            Технологическая карта урока
            Данные об учителе: Ситникова Ольга Борисовна, имеющаяся категория – высшая, 
МБОУ «Гимназия №8», г. Глазов УР
            
            
Предмет: Русский язык
            
            
Класс: 3 
            
            Учебник (УМК): Желтовская Л.Я., Калинина О.Б. Русский язык: 3 класс: в 2 ч. Ч.2 - М.: АСТ: Астрель, 2013.- ( УМК « Планета знаний»).
            
            
Тема урока: Подлежащее. Употребление личных местоимений.
            
            
Тип урока: урок изучения нового материала.
            
            
Технология: дифференцированного обучения, системно-деятельностного подхода.
            
            
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация к уроку, таблицы для групповой работы, клей-карандаш, музыка (В.Моцарт Соната для фортепиано Ля мажор Часть 1 Анданте Грациозо), «Массажные шарики» (для пальчиковой гимнастики), костюмы к сказке, скамейка, карточки для индивидуальной работы учащихся, маркеры черного цвета, магниты, линейка, простой карандаш, ручка с зеленой пастой, дифференцированное домашнее задание на карточках в цветных конвертах, кружки разного цвета на спинках стульев.
            
            
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
            
            Учащиеся владеют:
            
            регулятивными УУД:
            
            - самостоятельно организовывать рабочее место (2 уровень);
            
            - формулировать тему и цель урока под руководством учителя, высказывать свое предположение(1 уровень);
            
            - оценивать результат своей деятельности (2 уровень);
            
            
познавательными УУД:
            
            - собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы (2уровень);
            
            
коммуникативными УУД:
            
            - участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, задавать вопросы (2 уровень);
            
            - выполнять роли в группе, сотрудничать в совместном решении учебной задачи (2 уровень);
            
            
личностными УУД:
            
            - уважительное отношение к мнению другого человека (2 уровень);
            
            
У учащихся недостаточно сформированы:
            
            личностные УУД:
            
            - осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы;
            
            
регулятивные УУД:
            
            - адекватно оценивать деятельность, вносить коррективы.
            
            
            
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
            
            
              
              
              
              
                 
                Вид планируемых учебных действий
  | 
                 
                Учебные действия
  | 
                 
                Планируемый уровень достижения результатов обучения
  | 
              
              
                 
                Предметные
  | 
                 
                - знать признаки частей речи « Имя существительное», « Имя прилагательное», «Глагол»; 
                 
                - познакомить с понятием «Личные местоимения». 
                
  | 
                 
                3 уровень 
                 
                2 уровень 
                
  | 
              
              
                 
                Регулятивные
  | 
                 
                - организовывать свое рабочее место, определять цели учебной деятельности; 
                 
                - планировать собственную деятельность; 
                 
                - осуществлять контроль и оценку своих действий; 
                 
                - оценить степень достижения цели.
  | 
                 
                2 уровень 
                 
                2 уровень 
                 
                2 уровень 
                 
                2 уровень 
                
  | 
              
              
                 
                Познавательные
  | 
                 
                - воспроизводить знания в устной форме, классифицировать по заданному критерию; 
                 
                - собирать и выделять существенную информацию для решения проблемы; 
                 
                - извлекать необходимую информацию (из правила в учебнике), структурировать знания; 
                 
                - исследовать составленную таблицу, уметь самостоятельно сформулировать правило.
  | 
                 
                2 уровень 
                 
                2 уровень 
                 
                2 уровень 
                 
                2 уровень
  | 
              
              
                 
                Коммуникативные
  | 
                 
                - участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное; 
                 
                - участвовать в диалоге, слушать и понимать других; 
                 
                - обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; 
                 
                - оформлять свои мысли в устной речи, формулируя собственное мнение.
  | 
                 
                2 уровень 
                2 уровень 
                 
                2 уровень 
                2 уровень
  | 
              
              
                 
                Личностные
  | 
                 
                - осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; 
                 
                - адекватно отображать свои чувства, мысли в речевом высказывании, демонстрировать понимание изученного материала; 
                 
                - осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы; 
                 
                - понимать свою роль в достижении результата совместной деятельности.
  | 
                 
                2 уровень 
                 
                2 уровень 
                2 уровень 
                 
                2 уровень
  | 
              
            
            
            
              
              
              
              
              
              
              
              
                 
                Этап урока, время этапа
  | 
                 
                Задачи этапа
  | 
                 
                Методы, приемы обучения
  | 
                 
                Формы учебного взаимодей-ствия
  | 
                 
                Деятельность учителя
  | 
                 
                Деятельность учащихся
  | 
                 
                Формируемые УУД и предметные действия
  | 
              
              
                 
                Мотивационно-целевой этап 
                 
                7 мин.
  | 
                 
                - эмоционально настроить детей на урок 
                 
                - обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимися неполноты имеющихся знаний 
                
  | 
                 
                словесный 
                 
                 
                наглядный
  | 
                 
                групповая 
                 
                 
                индивидуальная 
                 
                фронтальная 
                 
                 
                работа в парах
  | 
                 
                1.Предлагает детям начать урок с игры-энергизатора( в кругу) 
                2. Просит детей записать в тетради число, проводит чистописание. 
                3. Демонстрирует слайды. 
                 
                Организует словарную работу в тетради. 
                 
                4.Организует дифференцированную взаимопроверку работы. 
                 
                
  | 
                 
                1.Слушают и повторяют слова и движения за учителем (в кругу). 
                2.Пишут в тетради, следят за осанкой. 
                 
                3. Смотрят, списывают с доски слова, вставляют пропущенные буквы, обозначают орфограмму. 
                4. Выполняют работу, проверяют в парах, сравнивают на слайде презентации. 
                 
                
  | 
                 
                Регулятивные УУД: 
                 
                самостоятельно организовывать свое рабочее место. 
                 
                Познавательные УУД: 
                 
                уметь воспроизводить свои знания в письменной форме. 
                 
                Коммуникативные УУД: 
                 
                участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное. 
                 
                Личностные УУД: 
                 
                осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. 
                
  | 
              
              
                 
                Ориентировоч-ный этап 
                 
                6 мин.
  | 
                 
                - вызвать познавательный интерес к проблеме 
                 
                - организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели 
                 
                -организовать совместное с учителем планирование и выбор методов поиска информации
  | 
                 
                Создание проблемной ситуации; 
                познавательный, подводящий диалог; 
                частично-поисковое кодирование информации (таблицы)
  | 
                 
                фронтальная
  | 
                 
                1.Организует просмотр слайдов. 
                 
                2.Организует повторение изученного. 
                
  | 
                 
                1. В процессе работы сталкиваются с проблемной ситуацией, выдвигают гипотезы, вступают в диалог с учителем. Формулируют тему и цели урока. 
                 
                2. Вступают в диалог с учителем. Предлагают варианты решения проблемы. Озвучивают ранее полученные знания.
  | 
                 
                Регулятивные УУД: 
                 
                Ставить новые учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. 
                 
                Познавательные УУД: 
                 
                Извлекать необходимую информацию, структурировать знания. 
                 
                Коммуникативные УУД: 
                 
                слушать и слышать учителя. 
                 
                Личностные УУД: 
                 
                формировать уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку.
  | 
              
              
                 
                Поисково-исследователь-ский этап 
                 
                12 мин.
  | 
                 
                -организовать поиск решения проблемы
  | 
                 
                практический (создание материального продукта, таблица) 
                 
                здоровьесбережение
  | 
                 
                групповая 
                 
                (дифференцированно-групповая)
  | 
                 
                1.Организует работу в группах. 
                 
                2. Помогает, направляет, дает советы. 
                 
                 
                3.Организует проверку работы в группах. 
                 
                4.При необходимости задает наводящие вопросы. 
                 
                5.Организует физкультминутку.
  | 
                 
                1.Объединяются в группы. 
                2.Устанавливают рабочие отношения. 
                 
                Обмениваются информацией и знаниями между членами группы. 
                 
                3.Заполняют таблицу, формулируют правило. 
                 
                4.Оценивают работу группы. 
                 
                Делают выводы. 
                 
                5.Выполняют физкультминутку.
  | 
                 
                Коммуникативные УУД: слушать и слышать друг друга, вступать в диалог, уметь устанавливать рабочие отношения в группе. 
                 
                Регулятивные УУД: 
                 
                планирование, составление плана и последовательности действий. 
                 
                Личностные УУД: 
                 
                понимать свою роль в достижении результата совместной деятельности.
  | 
              
              
                 
                Практический этап 
                 
                15 мин.
  | 
                 
                - обеспечить применение полученных знаний для достижения поставленных целей.
  | 
                 
                инсценирование сказки, разноуровневый подход к заданию, свобода выбора, создание ситуации успеха
  | 
                 
                индивидуальная 
                 
                групповая
  | 
                 
                1.Раздает карточки с таблицей, объясняет задание. 
                 
                2.Читает тестовые задания.
  | 
                 
                1.Дети работают индивидуально, смотрят сказку, слушают и заполняют таблицу. 
                 
                2.Слушают, выполняют тест «Проверь себя». 
                
  | 
                 
                Познавательные УУД: 
                 
                наблюдать за инсценировкой сказки, исследовать составленную таблицу. 
                 
                Регулятивные УУД: 
                 
                планирование последовательности действий, оценка осознанного качества и уровня усвоения. 
                 
                Коммуникативные УУД: 
                 
                вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
  | 
              
              
                 
                Рефлексивно-оценочный этап 
                 
                5 мин. 
                
  | 
                 
                -организовать рефлексию нового содержания урока, организовать оценку учениками собственной учебной деятельности 
                 
                - обеспечить осмысление процесса и результата деятельности
  | 
                 
                беседа, создание ситуации успеха, анализ, самоанализ, побуждающий диалог, формальная оценка-балл
  | 
                 
                фронтальная 
                 
                индивидуальная
  | 
                 
                1.Организует рефлексию нового содержания урока. 
                2.Организует рефлексию деятельности ученика, эмоционального состояния учащихся класса.
  | 
                 
                1.Оценивают степень достижения цели. 
                2.Демонстрируют свое эмоциональное состояние.
  | 
                 
                Личностные УУД: 
                 
                демонстрировать понимание изученного материала и высказывать свое отношение к содержанию темы. 
                 
                Регулятивные УУД: 
                 
                оценить степень достижения цели. 
                
  | 
              
            
            
            Дата: 25.12 2014. Подпись учителя: / Ситникова О.Б.