                     
           
           
          СОДЕРЖАНИЕ 
           
          Раздел I. Целевой. 
           
          Пояснительная записка………………………………………………………………..4-45 
           
          1. Цели и задачи Программы 
           
          2. Принципы и подходы Программы 
           
          3. Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста 
           
          4. Планируемые результаты освоения Программы 
           
          5. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы 
          Раздел II. Содержательный 
          
            
            
               
              Проектирование воспитательно-образовательного процесса……………………………………………………………………...................46-47 
               
              Ранний возраст 
               
              Ведущая деятельность детей раннего возраста 
               
              Содержание педагогической работы по образовательным областям 
               
              Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»……................48-50 
               
              Образовательная область «Познавательное развитие»……………………………....51-55 
               
              Образовательная область «Речевое развитие»…………………………………….….55-56 
               
              Образовательная область «Художественно-эстетическ 
               
              е развитие»……...……….57-62 
               
              Образовательная область «Физическое развитие».…………………………………..62-64 
               
              Показатели развития детей трёх лет 65-67 
               
              Младшая группа
  | 
             
            
               
              Характеристика жизнедеятельности ребенка четвертого года жизни. ………..…67-73
  | 
             
            
               
              Содержание педагогической работы по образовательным областям
  | 
             
            
               
              Образовательная область «Физическое развитие».……………………………….…..73-77
  | 
             
            
               
              Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»……………….77-87
  | 
             
            
               
              Образовательная область «Познавательное развитие»………………………….……87-91
  | 
             
            
               
              Образовательная область «Речевое развитие»…………………………………….….91-93
  | 
             
            
               
              Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»……………….93-99
  | 
             
            
               
              Каким стал воспитанник………………………………………………………………….……99-100
  | 
             
            
               
              Средняя группа
  | 
             
            
               
              Характеристика жизнедеятельности ребенка пятого года жизни…………...……100-107
  | 
             
            
               
              Содержание педагогической работы по образовательным областям
  | 
             
            
               
              Образовательная область «Физическое развитие»……………………………..…...107-112
  | 
             
            
               
              Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»……………..112-122
  | 
             
            
               
              Образовательная область «Познавательное развитие»……………………………..122-129
  | 
             
            
               
              Образовательная область «Речевое развитие»…………………………………..…..129-131
  | 
             
            
               
              Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»………………131-137
  | 
             
            
               
              Каким стал воспитанник…………………………………………………………………..…..137-139
  | 
             
            
               
              Старшая группа
  | 
             
            
               
              Характеристика жизнедеятельности ребенка шестого года жизни……………….139-144
  | 
             
            
               
              Содержание педагогической работы по образовательным областям
  | 
             
            
               
              Образовательная область «Физическое развитие»…………………………...……....144-152
  | 
             
            
               
              Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»………...…….152-164
  | 
             
            
               
              Образовательная область «Познавательное развитие»………………………...…….164-173
  | 
             
            
               
              Образовательная область «Речевое развитие»………………………………………..173-176
  | 
             
            
               
              Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»………..……..172-185
  | 
             
            
               
              Каким стал воспитанник………………………………………………………………………185-186
  | 
             
            
               
              Подготовительная группа
  | 
             
            
               
              Характеристика жизнедеятельности ребенка седьмого года………………………..186-194 
  | 
             
            
               
              Содержание педагогической работы по образовательным областям
  | 
             
            
               
              Образовательная область «Физическое развитие»………………………………..…194-200
  | 
             
            
               
              Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»………..…….200-213
  | 
             
            
               
              Образовательная область «Познавательное развитие»…………………………..….213-223
  | 
             
            
               
              Образовательная область «Речевое развитие»…………………………………….…223-227
  | 
             
            
               
              Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»…………...….228-234
  | 
             
            
               
              Каким стал воспитанник……………………………………………………………..…….….234-237
  | 
             
            
          Раздел III. Организационный  
          
             
            Особенности организации образовательного процесса………………..……238-239
  
             
            Особенности организации развивающей
  
            
          предметно-пространственной среды…………………………………………..….240-244 
          
             
            Особенности взаимодействия педагогического коллектива
  
            
          с семьями воспитанников……………………………………………………...….244-246 
          
             
            Материально-техническое обеспечение Программы………………………..246-247
  
             
            Програмно-методическое обеспечение………………………………….……247-249
  
             
            Организация режима пребывания детей в образовательном
  
            
          Учреждении…………………………………………………………………………249-252 
           
          ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ И НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ, НАУЧНЫХ, МЕТОДИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...……..253-254 
           
           
          Раздел I. Целевой 
           
          Пояснительная записка 
           
          Основная общеобразовательная программа МБДОУ детский сад № 5 г.Кизела - это документ, разработанный коллективом дошкольного учреждения. 
           
          Образовательная программа разработана в соответствии: 
           
          с нормативными документами в сфере образования Российской Федерации 
           
          • на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ; 
           
          • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва; 
           
          • Постановления Российской Федерации от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва; 
           
          • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва. 
           
          с нормативными документами в сфере образования регионального уровня: 
           
          • Приказа Министерства образования и науки Пермского края «Об утверждении плана действий по обеспечению введения ФГОС ДО в Пермском крае» от 27.01.2014 № СЭД – 26-01-04-28 с локальными документами по организации работы в ДОУ 
           
          Основная общеобразовательная программа МБДОУ детский сад № 5 г.Кизела обеспечивает развитие личности, мотивации, и способностей детей (в разных видах деятельности) в возрасте от 2 до 7 лет по пяти образовательным областям: 
           
          социально-коммуникативное, 
           
          познавательное, 
           
          речевое, 
           
          художественно-эстетическое, 
           
          физическое развитие. 
           
          Программа включает в себя разделы : целевой, содержательный, организационный. В каждом из разделов отражена обязательная часть, разработанная на основе примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детский сад – Дом радости» (автор Н.М. Крылова). 
           
          В группе детей раннего возраста (с 1 до 3 лет) созданы условия обеспечивающие 
           
          развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников с использованием приметной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Истоки» (Л.А.Парамонова) 
           
          Содержание основной общеобразовательной программы (Программы) выстроено в 
           
          соответствии с основными принципами дошкольного образования, обозначенными в 
           
          Федеральных государственных образовательных стандартах : 
           
          • полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащение 
           
          (амплификация) детского развития; 
           
          • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных 
           
          особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становиться активным 
           
          субъектом образования; 
           
          • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка 
           
          полноценным участником образовательных отношений; 
           
          • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности: 
           
          • сотрудничество Организации с семьей; 
           
          • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и 
           
          государства; 
           
          • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в 
           
          разных видах деятельности; 
           
          • возрастная адекватность дошкольного образования; 
           
          • учет этнокультурной ситуации развития. 
           
          На ряду с принципами и подходами к содержанию и организации образовательного процесса, определёнными ФГОС ДО, при разработке настоящей Программы был учтен ряд преемственных, не противоречивших принципов и подходов, заявленных в примерной основной общеобразовательной программе ДО «Детский сад – Дом радости» Н.М. Крыловой: 
           
          - принцип гуманистической направленности, ориентированный на выявление, 
           
          обогащение личностного и индивидуального развития каждого воспитанника; 
           
          - принцип тесной взаимосвязи национального и общечеловеческого в воспитании, 
           
          предусматривающий обращение к народной педагогике, национальным традициям, фольклору, в приобщении к национальной и общечеловеческой культуре; 
           
          - принцип индивидуально-дифференцированного подхода, обеспечивающий максимальный учёт, актуализацию и развитие индивидуальных способностей, интересов каждого ребёнка; 
           
          - принцип природосообразности, предполагающий учёт возрастных особенностей 
           
          воспитанников в образовательной и коррекционной еятельности воспитывающего взрослого; 
           
          - принцип содружества субъектов образовательного процесса, обеспечивающий 
           
          единство развивающего и воспитательного влияния на ребёнка всех субъектов образовательного процесса и гармонизацию взаимоотношений ребёнка и родителей на основе открытия ими сына (дочки) как индивидуальности. 
           
          1. Ведущим в технологии образования по программе является деятельностный 
           
          подход, ориентирующий на понимание детских видов деятельности (прежде всего игры, 
           
          коммуникативной, познавательно-исследовательской) как необходимого условия и средства развития личности и индивидуальности ребенка дошкольного возраста. 
           
          Деятельность в программе и технологии «Детский сад – Дом радости» является не только 
           
          комплексным средством решения задач развития и воспитания ребенка, но и самостоятельным предметом познания. 
           
          2. Образовательная программа и технология «Детский сад – Дом радости» носит развивающий характер. Содержание программы с одной стороны обеспечивает педагогический условия для реализации всех возрастных возможностей развития воспитанника дошкольного возраста, с другой – реализует идею опережающего развития посредством целенаправленного влияния на становление предпосылок тех психических и личностных новообразований, которые являются базовой основой полноценного становления ребенка на этапе младшего школьного возраста. 
           
          3. Предлагаемое программой содержание образования детей дошкольного возраста 
           
          позволяет обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста. 
           
          4. Авторской образовательной технологией предусмотрено оптимальное (соответствующее специфике задачам возрастного развития и особенностям реализуемого программного содержания) сочетание следующих форм организации жизнедеятельности и образования детей: совместная деятельность детей и взрослого (обучающее и развивающее взаимодействие, свободное общение по интересам, решение проблемно- поисковых задач и т.д.), самодеятельность воспитанников (игра, труд, экспериментирование, конструирование, общение, сотрудничество, творческие виды деятельности). 
           
          Ведущей формой организации, средством образования, методом воспитания и обучения является игра. Образовательной технологией предусмотрено ежедневная организация всех видов детской игры. Игровые приемы и методы воспитания и обучения являются ведущими в совместной деятельности взрослого и ребенка. 
           
          5. Реализация принципов дифференциации и индивидуализации образовательного 
           
          процесса обеспечивается посредством планирования и ежедневного осуществления трех форм работы с детьми: индивидуальная работа (составляет для каждого ребенка от 15 до 40 минут в день), групповая форма (от 40 минут до одного часа), индивидуальная и дифференцированная работа с детьми в коллективных формах образования (в ходе коллективных бесед, совместной детской деятельности и т.д.). 
           
          6. Принцип интеграции обеспечивается включением содержания различных образовательных областей во все формы работы с воспитанниками, а так же посредством актуализации и систематизации знаний и умений, приобретенных ребенком при освоении этих областей в разнообразных видах детской деятельности. Тематичность педагогического процесса реализуется посредством выстраивания «образа дня» (содержание, формы работы с детьми ежедневно планируются в соответствии с какой- либо темой), путем выделения в каждом дне ведущего вида деятельности, интегрирующего в себе весь опыт, приобретенный ребенком ранее. 
           
          Таким образом, результаты сравнительного анализа Примерной основной общеобразовательной программы позволяют сделать следующие выводы, что содержание, структура и технология научно-методической системы «Детский сад – Дом радости» в полной мере обеспечивают реализацию основополагающих идей, принципов, подходов, заявленных в Федеральных государственных образовательных стандартах ДО. 
          Цели, задачи, содержание, объём образовательных областей, основные результаты 
           
          освоения Программы, подходы и принципы построения образовательного процесса отражают общие целевые и ценностные ориентиры современной семьи, общества и государства Российской Федерации в сфере дошкольного образования и являются составляющими основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения. Вместе с тем, выбор направлений углубленной работы с детьми, выбор парциальных, авторизированных программ, форм, средств и методов образования, изложенных в основной общеобразовательной программе, отражает специфику конкретного ДОУ. 
           
          Цель деятельности ДОУ по реализации основной общеобразовательной 
           
          программы – содействие природосообразному и гармоничному развитию личности 
           
          дошкольника (физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и 
           
          художественно-эстетическому), поддержка его позитивной социализации и индивидуализации в условиях целостного, комплексного и интегративного образовательного процесса, достижение воспитанниками физической и психологической личностной готовности для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. 
           
          Достижение поставленной цели требует решения определённых задач деятельности 
           
          ДОУ: 
           
          1. Содействовать развитию эмоциональной и мотивационно-потребностной сферы ребёнка-дошкольника (социальных эмоций, познавательных и других мотивов и потребностей). 
           
          2. Приобщать к культуре самостоятельного и творческого выполнения разных 
           
          видов детской деятельности, средствам и способам самореализации и 
           
          саморазвития в них. 
           
          3. Обогащать и систематизировать представления об окружающем, природном и 
           
          социальном мире как системе систем, способы и формы собственного 
           
          эстетического отношения к миру. 
           
          4. Формировать основные физические качества и потребность в двигательной 
           
          активности, навыки осуществления гигиенических процедур, элементарных 
           
          правил здорового образа жизни. 
           
          5. Обеспечить своевременное становление стартовой готовности к обучению в 
           
          школе, предпосылки учебной деятельности. 
           
          6. Воспитывать основы патриотизма и гражданственности посредством приобщения ребенка к особенностям родного края. 
           
          7. Содействовать развитию музыкальных, изобразительных способностей, освоению начальных основ актерского мастерства. 
           
          Содержание части формируемой частниками образовательного процесса основной общеобразовательной программы реализует специфику культурных, демографических, социальных условий, в которых осуществляется образование дошкольников. 
           
          Содержание основной общеобразовательной программы учитывает возрастные и 
           
          индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном 
           
          учреждении. Всего в ДОУ воспитывается 112 детей. В группах отсутствуют дети с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды. Группы функционируют 12 часов в режиме 5-дневной рабочей недели. 
         |