  
            
           
           
           
          2015 
           
          
  
           
           
           
           
          РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ 
          для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы 
           
          по дисциплине "Русский язык " 
           
          студента I курса 
           
          специальности: 
           
          15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям); 
           
          (15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям) 
           
          ________________________________________ 
           
          ________________________________________ 
           
          (ФИО) 
           
          [Подзаголовок документа]
  
           
           
          Рабочая тетрадь. Учебная дисциплина «Русский язык». - Ярославль: Информационный центр, 2015 - 47 с. 
           
          
            
            
            
            
               
              Одобрены предметно-цикловой комиссией литературы, иностранных и русского языков
  | 
               
               
              
  | 
               
              Соответствуют рабочей программе по дисциплине "Русский язык" 
               
              специальностям: 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям), 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям) 
              
  | 
             
            
               
               
              Протокол № 
               
              от . . г. 
              Председатель ПЦК 
               
              _______________________ Мулик И.В. 
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              Одобрены Методическим советом колледжа
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Протокол № 
               
              от «____»______________________20__ г. 
              Зам. директора по УМР и ИТ 
               
              _________________________ Кузнецов О.В. 
              
  | 
             
            
           
          
            
            
            
               
              Составитель: 
               
              Рецензент:
  | 
               
              Мокина С.Л., преподаватель ГПОУ ЯО "Ярославский автомеханический колледж" 
              Лебедев В.Н., преподаватель ГПОУ ЯО «Ярославский автомеханический колледж» 
              
  | 
             
            
          150054 г. Ярославль, ул. Автозаводская, 1-а, 
           
          тел/факс (4852) 73-26-43, E-mail: avtomeh@bk.ru. 
          ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 
          Данная рабочая тетрадь составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня и разработана на основе рабочей программы учебной дисциплины «Русский язык». Рабочая тетрадь содержит следующие темы: " Общие сведения о русском языке ", " Фонетика. Орфоэпия ", "Морфемика и словообразование", "Лексика и фразеология", "Морфология", "Синтаксис", "Орфография и пунктуация", "Текст", " Взаимосвязь языка и культуры". 
           
          Задания рабочей тетради направлены на формирование у обучающихся навыков владения всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям. 
           
          Рабочая тетрадь включает как теоретический, так и практический материал. Практические задания рекомендуется выполнять при условии овладения теоретическим материалом. 
           
          Учебно-контрольный файл № 1 по теме "Общие сведения о русском языке" 
          Цель: 
           
          -умение создавать письменные высказывания в соответствии с требованиями к языковому оформлению текста для эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; 
           
          - умение создавать письменные монологические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной сферах общения. 
          1. Подтвердите или опровергните следующие точки зрения: 
           
          а) Поэзия “льёт примирительный елей” “на бушующее море человеческих страстей” (Ф.Тютчев); б) “Литература — это как бы дыхание, носящееся поверх хаоса…” (Н.Лесков); в) “Положительный герой русской литературы — женщина” (А.Есин); г) “Жить в эпоху свершений, имея возвышенный нрав, к сожалению, трудно…” (И.Бродский); д) “История проходит через Дом человека, через его частную жизнь…” (Ю.Лотман). 
           
          ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
          Учебно-контрольный файл № 2 по теме "Русский язык в современном мире" 
          Цель: 
           
          -умение создавать письменные высказывания в соответствии с требованиями к языковому оформлению текста; 
           
          - умение аргументировать свою позицию. 
          1. Докажите или опровергните следующие положения. Подберите 2-3 аргумента. 
           
          Никто из нас не владеет русским языком в совершенстве.____________________________________ 
           
          _____________________________________________________________________________________ 
           
          _____________________________________________________________________________________ 
           
          _____________________________________________________________________________________ 
           
          _____________________________________________________________________________________ 
           
          _____________________________________________________________________________________ 
           
          Иностранцы не испытывают трудностей при овладении русским языком.______________________ 
           
          _____________________________________________________________________________________ 
           
          _____________________________________________________________________________________ 
           
          _____________________________________________________________________________________ 
           
          _____________________________________________________________________________________ 
           
          Русский язык переживает глубокий кризис.________________________________________________ 
           
          _____________________________________________________________________________________ 
           
          __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
          Учебно-контрольный файл № 3 по теме "Орфоэпия" 
          Цель: 
           
          - умение применять в практике речевого общения основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. 
          1. Подчеркните предложения, в которых нарушены орфоэпические нормы. 
           
          1. Необходимо нормальное программное обеспе/чение всех наших служб. 
           
          2. В книге представлен богатый языковой материал. 
          
             
            Я шла медленно, боясь подскользнуться.
  
             
            Мы провели отпуск на краси/вейшем острове.
  
             
            По результатам проверки возбу/ждено уголовное дело.
  
             
            Необходимо обеспечить уход за новорождёнными.
  
             
            К первому сентября были приобре/тены учебники по всем предметам.
  
             
            Мы договорились встретиться у почтамта.
  
             
            Люди по собственной воле вкладывали средства/ в это сомнительное дело. 
            10. Было принято беспрецендентное решение.
  
            
           
          Учебно-контрольный файл № 4 по теме "Морфемика" 
          Цель: умение применять в практике речевого общения основные словообразовательные нормы современного русского литературного языка. 
          Прочитайте текст и озаглавить его. Выпишите из текста слова с корнем дом-, разберите их по составу, определите способ образования слова. 
           
          В нашем доме поселилась новая семья. За их дверью всегда было тихо. Однако ночью из их квартиры разносился по всему дому странный грохот, из-за которого их невзлюбил даже домовладелец. Когда их укоряли в этом, все члены семейства как один утверждали, что у них завелся домовой. Действительно, переехали они недавно из ветхого домишка с окраины, который быстро снесли, может, домовой за ними и увязался, не желая оставаться бездомным. Хозяйка и ее домочадцы не привыкли попусту тратить время: они тосковали по огороду, который их кормил и приучал ребят к труду. Жизнь в городской квартире сделала их Домоседами: мать гнала детей хоть немного побегать на улице, но они не умели найти себе радость в наших городских играх. 
           
          (По Д. Григоровичу) _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ 
          Учебно-контрольный файл № 5 по теме "Лексика и фразеология" 
           
          Цель: умение применять в практике речевого общения основные лексические нормы современного русского литературного языка. 
          1.Составьте загадку, ответом на которую было бы слово футуризм (сонет, перифраз). 
           
          ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
           
          2.Определите известные пословицы, если все слова фразы «Перевёрнуты», то есть замените антонимами. 
           
          
            
            
            
            
               
               Перевёрнутые фразеологизмы
  | 
               
              Ответ
  | 
             
            
               
              1.
  | 
               
              Мокнуть от ненависти
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              2.
  | 
               
              Этак вон там кошка вырыта
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              3.
  | 
               
              Распорото чёрными ножницами
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              4.
  | 
               
              Взять красный переулочек
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              5.
  | 
               
              Три ботинка – не комплект
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              6.
  | 
               
              Двумя войнами отмытые
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              7.
  | 
               
              Мочало развязывает
  | 
               
               
              
  | 
             
            
           
           
          Учебно-контрольный файл № 6по теме "Выразительные возможности лексики" 
          Цель: умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. 
          Запишите отрывок из путевой прозы В.Конецкого. Объясните орфограммы и пунктограммы. Выпишите ключевые слова. Укажите средства речевой выразительности. 
           
          Безмолвствовала на вершине удивительная пальма. На изгибе ее ствола росла маленькая другая пальма. Огромные цветы покрывали кусты. Запахи зримо струились в прозрачном горном воздухе. И я понял, почему здесь родилось сари и почему только здесь женщины умеют превращать ткань в воздух. Прекрасная девушка-индуска с Маврикия вспомнилась, проскользнула, проплыла среди цветов и далей. Девушка, которая одной своей улыбкой могла бы превратить меня в гениального музыканта или сумасшедшего поэта, но не улыбнулась мне… 
           
          В долгом рейсе заход в порт иногда только расстраивает. Опытные моряки знают это. И не сходят с борта на стоянке. Красота чужой земли мигнет тебе, смутит душу – и все. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
           
          Учебно-контрольный файл № 7 по теме "Морфология" 
          Цель: умение применять в практике речевого общения основные грамматические нормы современного русского литературного языка. 
          1. Выпишите сначала одушевленные имена существительные, затем неодушевленные: кашне, портье, кукла, атташе, вирус, часовой, русалка.__________________________________________ 
           
          _________________________________________________________________________________ 
           
          _________________________________________________________________________________ 
           
          2. Составьте словосочетание (прилаг. +сущ.): шампунь, денди, кашне, рояль, плакса, судья, моль, тюль, староста, пенальти._______________________________________________________________ 
           
          _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
           
          3. От существительных образуйте форму множественного числа: волос, небо, ребенок, теленок, татарин, директор, торт, инженер._____________________________________________________ 
           
          ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
           Учебно-контрольный файл № 8 по теме "Морфологические нормы русского языка" 
          Цель: умение применять в практике речевого общения основные грамматические нормы современного русского литературного языка. 
          1. Укажите и исправьте речевые ошибки при употреблении фразеологизмов. Напишите мини-сочинение, используя один из предложенных фразеологических оборотов, соблюдая при этом морфологические нормы русского языка. 
           
          1. Писатель идет в одну ногу со своим временем. 2. Он знал всю его подноготную жизнь. 3. Ее душа обливалась гордостью за сына. 4. Это была последняя капля, которая переполнила бочку с порохом. 5. Я буду говорить сегодня совершенно откровенно, так как здесь собрался узкий круг ограниченных людей. 6. Он не из робкой десятки. 7. Воронцов теперь организовал театр на более широкую ногу. 8. Все у них было шито-крыто белыми нитками, так что комар носа не просунет. 9. Гребцы взялись за весла, и корабль понесся на всех парусах. 10. Нехорошо выносить мусор из избы. 
           
          ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
         |