Итоговая контрольная работа 
           
          по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 
           
          для учащихся 10 класса 
           
          Инструкция по выполнению работы 
           
          Работа по русскому языку состоит из Часть 1, содержащей 24 задания. 
           
          Среднее время выполнения одного задания 1-2 минуты. Ориентировочное время выполнения контрольной работы – 45 минут. 
           
          Ответами к заданиям 1–24 являются цифра (число), слово (несколько слов), словосочетание или последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа на бланке работы. 
           
          При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. 
           
          Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. 
           
          Желаем успеха! 
           
           Итоговая контрольная  работа по русскому языку в форме ЕГЭ 10 класс 
           
          Вариант 1 
           
          Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ  справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. 
           
          Прочитайте текст и выполните задания 1–3. 
           
          (1)Сохранение культурной среды — задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. (2)Утраты в природе до известных пределов восстановимы, в отличие от потерь культурных. (3)<...> современные учёные (археологи, историки, этнографы, философы, писатели, лингвисты и др.) говорят о том, что защита и сохранение культурных особенностей народов и наций становятся ключевым моментом человеческого прогресса и самовыражения. 
           
          1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте? 
           
          1) Сохранение окружающей среды — задача не менее важная, чем сохранение культуры народов и наций. 
           
          2) Ключевым моментом человеческого прогресса и самовыражения становится защита и сохранение культурной специфики народов и наций. 
           
          3) Археологи, историки, этнографы, философы, писатели и лингвисты изучают культурные особенности народов и наций. 
           
          4) Учёные считают, что сохранение культурной специфики народов и наций и её защита –это ключевой момент человеческого прогресса и самовыражения. 
           
          5) По мнению современных учёных, утраты в природе до известных пределов восстановимы, в отличие от потерь культурных. 
           
          2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово. 
           
          Однако 
           
          Поэтому 
           
          Например, 
           
          Наоборот 
           
          В то же время 
           
          3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СРЕДА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. 
           
           СРЕДА́, -ы, вин. среду, мн. среды, сред, средам, жен. 
           
          1. Вещество, заполняющее пространство, а также тела, окружающие что-н. Воздушная с. Питательная с. (жидкая или твёрдая смесь веществ, на к-рой выращиваются микроорганизмы; также перен.: условия, благоприятные для существования, порождения чего-н.). 
           
          2. ед. Окружение, совокупность природных условий, в к-рых протекает деятельность человеческого общества, организмов. Географическая с. Охрана окружающей среды. 
           
          3. ед. Окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий. Социальная с. Из рабочей среды. В нашей среде. С. заела кого-н. (о невозможности расти, развиваться из-за неблагоприятного окружения; устар. и шутл.). 
           
          4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. 
           
          крАны 
           
          некролОг 
           
          экспЕрт 
           
          тортОв 
           
          Отрочество 
           
          5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 
           
          Мотылёк сейчас только вспомнил, что у него в кармане всего тридцать копеек, а плата за АБОНЕМЕНТ в месяц с залогом превышала эту сумму ровно в семь раз. 
           
          "До востребования" означало, что АДРЕСАТ сам должен получить письмо на почтамте. 
           
          Он [Мурзик] прыгал в темноту, ляскал зубами и отскакивал - воевал с НЕПРИГЛЯДНОЙ октябрьской ночью. 
           
          Мы должны быть БЛАГОДАРНЫМИ сыновьями нашей великой матери — Древней Руси. 
           
          Под сводами нового храма, выстроенного лет пять назад, в БУДНИЙ день и в час, свободный от службы, искали утешения всего несколько человек. 
           
          6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 
           
          спелых АБРИКОСОВ 
           
          ШЕСТЬЮСТАМИ учебниками 
           
          ЧУДЕСНЕЙШИМ образом 
           
          здоровые ДЁСНА 
           
          МОКЛА под дождём 
           
          7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. 
          
            
            
            
              
                 
                 ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ 
               | 
               
              ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  | 
             
            
               
              А) ошибка в построении 
               
              предложения с причастным оборотом
  | 
               
              1).Никто из тех, кто играл в школьной волейбольной команде, 
               
              не стал профессиональным спортсменом.
  | 
             
            
               
              Б) ошибка в построении 
               
              сложноподчиненного предложения
  | 
               
              2). Дорога привела нас к деревеньке, поразившей всех 
               
              своим заброшенным видом.
  | 
             
            
               
              В) нарушение в построении предложения 
               
              с несогласованным приложением
  | 
               
              3). На уроке литературы мы рассуждали, что в своих рассказах 
               
              А.П. Чехов по-новому покахал тип «маленького» человека.
  | 
             
            
               
              Г) неправильное построение предложения 
               
              с деепричастным оборотом
  | 
               
              4).Осенью колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда появятся в поле комбайны.
  | 
             
            
               
              Д) неправильное употребление 
               
              падежной формы существительного с предлогом
  | 
               
              5). Изучая растения средней полосы, используется озеленение участков.
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
              6). Грибники вышли на поляну, где росла одинокая ёлочка, окружённая хороводом маслят.
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
              7). О пьесе «Вишнёвом саде» А.П. Чехов писал, что у него вышла не драма, а комедия.
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
              8). Согласно правил вводные слова выделяются на письме запятыми.
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
              9). Я спрсил нашего провожатого, кто здесь ловит соболей.
  | 
             
            
          8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. 
           
          огл..шение 
           
          б..ланс 
           
          р..спублика 
           
          к..талог 
           
          приск..кать 
           
          9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. 
           
          пр..свистывать, пр..мудрый 
           
          в..кружить, бе..корыстный 
           
          о..гадать, пре..усмотреть 
           
          пр..клеить, пр..неприятный 
           
          о..ключить, по..пустить 
           
          10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. 
           
          расстра…ваться 
           
          овлад..вать 
           
          завистл..вый 
           
          заканч..вать 
           
          доверч..вый 
           
          11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. 
           
          постел..шь 
           
          движ..мый 
           
          уменьш..нный 
           
          подкол…шь 
           
          обид…вший 
           
          12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. 
           
          Во всем его облике Иван не видел теперь ни тени былой враждебности, немец был прост, деятелен, по каким-то признакам в нем чувствовался открытый, (не)злой человек. 
           
          «Успокойте друга», - сказал он, (не)изменяя голоса и тоном, в котором из-за приличия и участия просвечивало равнодушие и даже насмешка. 
           
          У него глаза потухли, и в них (не)сверкали отблески вечернего солнца. 
           
          Мне вовсе (не)интересно схватить насморк. 
           
          Сам (не)знающий покоя, человек с осатанелым упорством стремится подчинить, заарканить природу. 
           
          13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. 
           
          Я тебя (НЕ)ВСТРЕВОЖУ (НИ)ЧУТЬ. 
           
          Соседка заметила (ВО)ВСЁМ КАКОЙ(ТО) беспорядок. 
           
          Доброта для души ТО(ЖЕ), что здоровье для тела, ТАК(ЖЕ) жизненно необходима. 
           
          Когда (НА)ВСТРЕЧУ гостям вышел старик, я (ТОТ)ЧАС узнал его. 
           
          (ОТ)ТОГО незнакомого и страшного зверя, который внезапно появился на поляне, надо было срочно спрятаться, ЧТО(БЫ) не попасться ему в лапы. 
           
          14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. 
           
          Над детской кроваткой висел тка(1)ый коврик, на котором огне(2)ая лиса волочила в зубах растрепа(3)ого белого петуха, уносила его куда-то за синие лесы, за высокие горы. 
           
          15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 
           
          1) Все сёстры Головина доили коров и ходили за курами и пряли необыкновенную пряжу. 
           
          2) Часто маленький Шопен брал несколько придуманных им же аккордов или короткую мелодию и терзал их изменял. 
           
          3) В деревне все сельские мальчишки ни свет ни заря отправлялись рыбачить на Волгу. 
           
          4) Гости не видели ни разорванной тетради ни дрожи рук ни слёз маленького Шопена. 
           
          5) Дома не сиделось и мы решили проведать наших старых знакомых. 
           
          16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. 
           
          Ипполит Матвеевич (1) томясь стыдом (2) стоял под акацией и (3) не глядя на гуляющих (4) твердил три заученные фразы. 
           
          17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. 
           
          Удивительно приятным занятием (1) помнится (2) было для меня лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Тогда небо (3) казалось (4) бездонным морем, расстилавшимся перед глазами. 
           
          18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(ы), на месте которой(ых) в предложениях должны стоять запятые. 
           
          Большие (1) светлые здания (2) окна которых (3) отражали первые солнечные лучи (4) бежали по обе стороны дороги. 
           
          19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. 
           
          Не бывает скучно в лесу (1) и (2) если вы взгрустнёте (3) повнимательнее взгляните на самую обыкновенную берёзу (4) которая встретится на вашем пути. 
           
          Прочитайте текст и выполните задания 20–24. 
           
          (1)В 1969 году в воронежской «Коммуне» я прочитал заметку «Заживо погребённый» о человеке, который в сорок втором году дезертировал из армии и в течение двадцати лет укрывался на чердаке. (2)Он недавно спустился на землю и назвал своё имя. (3)Тонких Николай. (4)Случай невероятный. (5)Как журналист, я немедленно выехал в Воронежскую область... 
           
          (6)Село Битюг-Матрёновка. (7)Хата на краю села. (8)Дверь открыла женщина лет семидесяти. (9)Хозяйка не рада гостю, но голос искательный. 
           
          –(10)Сейчас позову Николая... 
           
          (11)Николай, как потом оказалось, первым увидел гостя – и сразу в сарай. 
           
          (12) Любому человеку в его положении всякий разговор неприятен и тягостен. 
           
          (13) Но гость сидит на скамейке, достал сигареты, закурить предлагает – надо поддерживать разговор. 
           
          (14)Слово за словом я узнаю трагедию человека-труса. 
           
          (15)В сорок втором, когда полыхал Воронеж, когда немцы рванулись к Волге, с холщовыми сумками за плечами из Битюг-Матрёновки в Липецк шла группа ребят. 
           
          (16)Парни спешили к месту, где люди получали винтовки, потом садились в теплушки и отправлялись к Волге. (17)Каждый понимал, что ждёт его, но от страха руки только крепче сжимали винтовку. 
           
          (18)А он испугался и бросил друзей, глухими дорогами пошёл назад, к дому. 
           
          (19) В подсолнухах дождался полуночи и, озираясь, постучал в хату у Битюга. 
           
          –(20)Мама, открой... 
           
          (21)Мать сжала его в объятиях. 
           
          –(22) Сынок... (23)Живой, здоровый. (24)Никому не отдам... (25)Один раз живём... 
           
          (26)Так начались страшные двадцать лет жизни на чердаке возле печной трубы. 
           
          (27)Семь тысяч дней, похожих как близнецы. (28)Наперечёт известные звуки: это мать доит корову, это сестра повесила на стенку портфель, это скребётся мышь, это червяк точит стропила... (29)При каждом незнакомом звуке человек у трубы вздрагивал, сжимался в комок. 
           
          (30)Летом, в тёмные часы между зорями, человек спускался к земле. (31)Озираясь, он обходил вокруг хаты, трогал руками подсолнухи, прикладывал ладони к остывающим после дневной жары тыквам. (32)Уснувшие кузнечики шарахались из-под ног. (33)Человек думал: «Это они меня боятся… (34)Часто думал: спущусь к людям, расскажу всё. (35)Боялся. (36)Уже не кары за трусость боялся – боялся жизни. (37)Я завидовал тем ребятам, которые не вернулись. (38)Я думал: им хорошо, лежат спокойно, им носят цветы, их помнят. (39)А я... (40)Зачем?.. (41)Много раз трогал руками верёвку. (42)Минута, и всё. (43)Кому я нужен? (44)Но жутко – живём один раз...» 
           
          (45)Так через двадцать лет огородами к сельсовету прошёл никому не знакомый человек, назвал себя… (46)Вот и вся трагическая и жалкая судьба дезертира, променявшего живую жизнь на бесконечные годы страха. (47)Он живёт теперь среди нас, сам зарабатывает свой хлеб. (48)Он устаёт на работе, избегает людей. (49)Спит он по-прежнему на чердаке. (50)«Никак не привыкну к избе...» (51)Вечерами, перед тем как полезть на чердак, долго стоит во дворе, провожает закат. 
           
          (52)Трусость в тяжкий для Родины час требует наказания. (53)Но у кого поднялась бы сейчас рука на этого жалкого, ссохшегося, с потухшими от страдания глазами человека, пережившего семь тысяч дней страха, наказавшего себя сверх всякой меры! (54)Этот человек и теперь говорит: «Живём один раз». (55)Но он понимает, как беспощадны для него эти слова. (56)Двадцать золотых лет зачёркнуто в жизни. (57)Да и теперь что за жизнь? (58)Не всякий подаёт руку. (59)А когда идёт по селу, острый слух ловит шёпот: 
           
          –(60)Дезертир... 
           
          (61)Презрение людей – самое тяжкое наказание для человека. (62)А живём один раз... 
           
           (по В.М. Пескову*) *Василий Михайлович Песков (род. в 1930 году) − русский советский писатель, журналист, путешественник и телеведущий. 
           
          20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 
           
          1) Дезертир, живя возле печной трубы, боялся каждого нового звука. 
           
          2) Односельчане простили Николаю его трусость. 
           
          3) Мать с радостью встретила сбежавшего из армии сына. 
           
          4) Николай вечерами любит провожать закат, стоя во дворе. 
           
          5) В течение двадцати лет Николай Тонких ни разу не пожалел о своём поступке, потому что сохранил самое главное - жизнь. 
           
          21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 
           
          1) В предложениях 15-16 представлено повествование. 
           
          2) Предложение 12 объясняет причину того, о чём говорится в предложении 11. 
           
          3) В предложениях 30-31 представлено рассуждение. 
           
          4) В предложении 53 содержится описательный фрагмент. 
           
          5) В предложениях 61-62 представлено повествование. 
           
          22. Из предложений 53-55 выпишите фразеологизм. 
           
          23. Среди предложений 52-62 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза, личного местоимения и указательного местоимения. Напишите номер этого предложения. 
           
          Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ  справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами. 
         |