Согласовано: 
               
              на заседании педагогического совета лицея 
               
              протокол № 1_ от 28.08. 2017г. 
               
              секретарь_____Л.М.Волощук
  | 
               
              Утверждаю: 
               
              Директор лицея № 51 имени Капустина Б.В. 
               
              ____________________Е.В.Курлаева 
               
              Приказ № 78/1 от 28.08.2017 г. 
              
  | 
             
            
          Основная образовательная программа 
           
          начального общего образования 
           
          МБОУ города Ростова-на-Дону 
           
          «Лицей № 51 
           
          имени Капустина Бориса Владиславовича» 
           
          на 2017-2018 учебный год 
          
            
            
               
              Согласовано
  | 
             
            
               
               
              
  | 
             
            
               
              _______________
  | 
             
            
               
              Председатель Совета лицея
  | 
             
            
               
              Т.В. Гудимова 
               
              (пр. № 6_от 25.08..2017г.)
  | 
             
            
           
           СОДЕРЖАНИЕ 
          
            
            
            
               
               
               
              1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  | 
               
              
  | 
             
            
               
               
               
              1.1 Пояснительная записка 
               
              1.2 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Программа начального общего образования 
               
              1.3 Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего 
               
              образования
  | 
               
               
               
              стр. 2 
               
               
               
              стр.9 
               
               
               
               
               
               
               
               
               
              стр. 17
  | 
             
            
               
              2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              2.1 Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования 
               
              2.2 Программы отдельных учебных предметов, курсов 
               
              2.3 Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 
               
              2.4 Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни 
               
              2.5 Программа коррекционной работы
  | 
               
               
               
              стр. 27 
               
               
               
               
               
               
              стр. 72 
               
               
               
              стр.284 
               
               
               
               
               
               
              стр. 294 
               
               
               
               
               
               
              стр. 311
  | 
             
            
              
                
                   
                  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
  
                  
                 
                
                  
                     
                    Учебный план начального общего образования
  
                     
                    План внеурочной деятельности
  
                     
                    Система условий реализации ООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта
  
                   
                 
               | 
               
               
               
               
               
              стр. 329 
               
               
               
              стр. 335 
               
               
               
              стр. 335
  | 
             
            
           
           
          1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 
           
          1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 
           
          Информационная справка о лицее 
           
          
             
            Название лицея: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Лицей № 51 имени Капустина Бориса Владиславовича»
  
            
          адрес: 344006, город Ростов-на-Дону, проспект Чехова, 36. 
           
          год постройки:1890, год реконструкции:1960  
          
             
            количество классов, обучающихся: всего в начальной школе 8 классов, 193обучающихся
  
             
            социальный состав обучающихся: детей из полных семей – 126, под опекой находится 1 ребенок, детей из многодетных семей -20, детей из малообеспеченных семей - 57.
  
            
          характеристика и состав педагогического коллектива начальной школы: 
           
          всего в начальной школе работает 6 учителей начальных классов, 2 учителя английского языка , 2 учителя физической культуры, 1 учитель изобразительного искусства, 1 учитель музыки и азбуки искусств, 1 учитель ИКТ. Из них имеют высшее образование 13 человек (100%). 
           
          Учителя лицея создают условия для успешного продвижения ребёнка в рамках образовательного процесса, обеспечивают многообразие организационно-учебных и внеучебных форм освоения программы, формируют учебную деятельность младших школьников, организовывают постановку учебных целей, создавая условия для их «присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками; побуждают и поддерживают детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей; организовывают усвоение знаний посредством коллективных форм учебной работы; осуществляют функции контроля и оценки, постепенно передавая их ученикам); создают условия для продуктивной творческой деятельности ребенка, поддерживают детские инициативы и помогают в их осуществлении; обеспечивают презентацию и социальную оценку результатов творчества учеников через выставки, конкурсы, фестивали, детскую периодическую печать и т. п.; создают пространство для социальных практик младших школьников и приобщают их к общественно значимым делам; психолог оказывает помощь учителю в выявлении условий, необходимых для развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями; классные руководители осуществляют индивидуальное или групповое педагогическое сопровождение образовательного процесса; воспитатели ГПД отвечают за организацию условий, при которых ребенок может освоить внеучебное пространство, как пространство взаимоотношений и взаимодействия между людьми; библиотекарь обеспечивает интеллектуальный и физический доступ к информации, участвует в процессе воспитания культурного и гражданского самосознания, содействует формированию информационной компетентности обучающихся путем обучения поиску, анализу, оценке и обработке информации; администрация обеспечивает условия для эффективной работы специалистов, осуществляет контроль и текущую организационную работу. 
           
          Миссия МБОУ «Лицей №51 имени Капустина Бориса Владиславовича» состоит в том, чтобы, поддерживая лучшие традиции широкого фундаментального образования, сложившегося в России на протяжении веков: 
           
          ♦ научить своих воспитанников находить пути преодоления межкультурных и межэтнических барьеров; 
           
          ♦ подготовить обучающихся для успешного обучения в ведущих вузах России; ♦ помочь ученикам стать гражданами мирового сообщества, активно участвующими в его жизни, обладающими широким кругозором, хорошо знающими культуру своего народа и при этом готовыми воспринимать различные точки зрения, с уважением относиться к ценностям и традициям других национальных культур; 
           
          ♦ создать необходимые условия для образования будущих специалистов в области политики, бизнеса, науки и культуры 
           
          Лицей №51 предоставляет следующие образовательные услуги: 
           
          •начальное общее образование (основная общеобразовательная программа начального общего образования) 
           
          •основное общее образование 
           
          •среднее общее образование 
           
          ООП НОО МБОУ «Лицей №51 имени Капустина Бориса Владиславовича» является программой действий всех субъектов образовательного процесса начальной ступени общего образования по достижению качественных результатов современного образования. 
           
          Деятельность МБОУ лицея №51 направлена на раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Обучение построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Обучающиеся лицея, отталкиваясь от своих интересов и возможностей, активно участвуют в исследовательских проектах, творческих занятиях, олимпиадах районного, городского, регионального, всероссийского и международного уровней. 
           
          МБОУ «Лицей №51 имени Капустина Бориса Владиславовича» - это лицей для всех. Здесь обеспечивается успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации, учитываются возрастные особенности школьников. Учителя лицея открыты ко всему новому, понимают детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знают свой предмет, помогая ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность муниципального бюджетного образовательного учреждения лицея №51.  
           
          МБОУ «Лицей №51 имени Капустина Бориса Владиславовича» - это центр взаимодействия как с родителями, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, организациями социальной сферы. 
           
          В образовательном учреждении существуют сложившиеся традиции: участие в конференциях, региональных олимпиадах, различных всероссийских конкурсах, посвящение в первоклассники и лицеисты, лицейские олимпиады и предметные недели, традиционные праздники. 
           
          В рамках внедрения новых Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения образовательная программа лицея ставит целью общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. А точнее: 
           
          Помочь школьникам овладеть основами грамотности в различных ее проявлениях (учебной, двигательной, духовно-нравственной, социально-гражданской, визуально-художественной, языковой, математической, естественнонаучной, технологической). 
           
          Сформировать у младших школьников основы теоретического и практического мышления и сознания; развивать универсальные учебные действия как собственно психологическую составляющую фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. 
           
          Обеспечить переход от оценки исключительно предметной обученности к оценке образовательных результатов в целом, включая надпредметные компетентности в соответствии с новым поколением стандартов. 
           
          Развить творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей; сохранить и поддержать индивидуальность каждого ребенка. 
           
          Сформировать духовно-нравственную основу развития личности в поликультурной среде мегаполиса на основе толерантного подхода, создать пространство для социальных коммуникаций, обеспечивающих возможность выстраивания ребенком собственных моделей поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях. Формировать понятие ценностей семьи и общества, сориентировать в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развивать этические чувства как регуляторы морального поведения. 
           
          Использовать ресурсы дополнительного образования как способа расширения возможностей выбора индивидуальных образовательных траекторий и развития творческого потенциала личности. 
           
          Создать педагогические условия, обеспечивающие не только успешное образование на данной ступени, но и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на следующие ступени образования и во внешкольную практику. 
           
          Через формирование здоровьесберегающей образовательной среды, учитывающей адаптационные резервы школьников, обеспечить сохранение их психосоматического и физического здоровья. Развить творческую среду для выявления и развития особо одаренных детей. 
           
          Основная образовательная программа начального общего образования составлена на основе УМК «Школа России» и УМК «Школа 2100». 
           
          Целью реализации Основной образовательной программы является: 
           
          • создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования; 
           
          • достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС и на основе УМК «Школа России», использующих личностно-ориентированный и проблемно-поисковый подходы в обучении. 
           
          Общеобразовательная программа начального общего образования обеспечивает достижение основных целей деятельности МБОУ лицея № 51: 
           
          • формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ; 
           
          • адаптация обучающихся к жизни в обществе; 
           
          • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 
           
          • формирование здорового образа жизни. 
           
          В основе реализации основной образовательной программы по УМК «Школа России» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: 
           
          • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава; 
           
          • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; 
           
          • ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира; 
           
          • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся; 
           
          • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; 
           
          • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования; 
           
          • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития. 
           
          В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования по УМК «Школа России» решаются следующие задачи: 
           
          - становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; 
           
          - формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе; 
           
          - духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; 
           
          - укрепление физического и духовного здоровья обучающихся; 
           
          - формирование универсальных учебных действий (УУД) в личностных,  коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность  к самостоятельной учебной деятельности; 
           
          - обучение ребенка осознанному чтению, письму и счету, правильной речи, привитие определенных трудовых и здоровьесберегающих навыков, обучение основам безопасной жизнедеятельности. 
         |