МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
                 
                ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА 
                 
                НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 
                 
                ТЕХНИКА ПОЖАРНАЯ.  АВТОМОБИЛЬ СВЯЗИ И ОСВЕЩЕНИЯ. 
                 
                ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ. 
                 
                МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ 
                 
                 НПБ 192-2000 
                FIRE ENGINEERING. COMMUNICATION AND LIGHTING TRUCK. 
                GENERAL TECHNICAL REQUIREMENTS. TEST METHODS 
                Разработаны Федеральным государственным учреждением “Всероссийский ордена “Знак Почета” научно-исследовательский институт противопожарной обороны” (ФГУ ВНИИПО МВД России) (А.Г. Грущинский, С.П. Ерохин, Ю.Г. Улогов) и Главным управлением Государственной противопожарной службы (ГУГПС МВД России) (М.И. Кондауров). 
                 
                Внесены и подготовлены к утверждению отделом пожарной техники и вооружения ГУГПС МВД России. 
                 
                Утверждены приказом ГУГПС МВД России от 26 сентября 2000 г. № 51. 
                 
                Дата введения в действие 1 декабря 2000 г. 
                 
                Вводятся впервые. 
                 
                  
                 
                1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 
                 
                1.1. Настоящие нормы пожарной безопасности (далее - Нормы) распространяются на вновь разрабатываемые или модернизируемые пожарные автомобили связи и освещения (далее - АСО), создаваемые на различных автомобильных шасси, а также на автобусах. 
                 
                1.2. Настоящие нормы применяются на всех стадиях разработки, изготовления и испытания АСО, а также при сертификации в Системе сертификации пожарной безопасности. 
                 
                2. ТЕРМИНЫ И опРЕДЕЛЕНИЯ 
                 
                В настоящих НПБ применены следующие термины с соответствующими определениями. 
                 
                2.1. Автомобиль связи и освещения (далее – АСО) - пожарный автомобиль, предназначенный для доставки к месту пожара (аварии, катастрофы) личного состава, средств связи и освещения, специального оборудования. 
                 
                АСО может обеспечивать работу штаба пожаротушения, являясь одновременно передвижной электростанцией, питающей агрегаты освещения, аппаратуру оперативной связи и специальное оборудование. 
                 
                2.2. Главный параметр - один из основных (базовых) параметров, отличающийся стабильностью при всех технических усовершенствованиях автомобиля, независимостью от технологии его изготовления и служащий для определения числовых значений других основных параметров. 
                 
                2.3. Основные параметры - параметры, характеризующие автомобиль по основным функциональным назначениям. 
                 
                2.4. Базовое шасси - автомобильное шасси, полно- или неполноприводное, серийно выпускаемое, с доработкой кузова (салона) в целях приспособления его для выполнения специальных работ. 
                 
                2.5. Салон - замкнутое пространство, предназначенное для размещения боевого расчета, ограниченное крышей, полом, боковыми стенками (бортами), дверями, окнами. 
                 
                2.6. Аварийный выход - аварийная дверь, аварийное окно или аварийный люк, предназначенные для использования в качестве выхода при невозможности использовать штатное место выхода. 
                 
                2.7. Электросиловая установка (далее - ЭСУ) совокупность агрегатов, линий и вспомогательного оборудования, предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии. 
                 
                2.8. Основной источник питания - это электроагрегат, в котором электрическая энергия производится с помощью двигателя внутреннего сгорания. 
                 
                2.9. Внешний источник питания - это дополнительный источник питания с характеристиками по частоте и напряжению, аналогичными основному источнику питания. 
                 
                2.10. Изолированная нейтраль - нейтраль генератора или трансформатора, не присоединенная к заземляющему устройству или присоединенная к нему через приборы регулирования, измерения, защиты, сигнализации и другие аппараты, имеющие большое сопротивление. 
                 
                2.11. Защитное отключение - быстродействующая защита, обеспечивающая автоматическое выключение электроустановки при возникновении в ней опасности поражения током. 
                 
                2.12. Электромагнитная совместимость - это способность радиоэлектронных средств (далее - РЭС) одновременно функционировать в реальных условиях эксплуатации с требуемым качеством при воздействии на них помех. 
                 
                2.13. Помехозащищенность - способность РЭС противостоять мешающему действию определенных помех. 
                 
                2.14. Индустриальная помеха - помеха, создаваемая электрическими машинами, приборами или другими электроустройствами. 
                 
                2.15. Снаряженная масса автомобиля - масса полностью заправленного (топливом, маслами, охлаждающей жидкостью и пр.) пожарного автомобиля связи и освещения, укомплектованного (запасным колесом, инструментом), но без водителя, боевого расчета, средств связи и освещения и пожарно-технического вооружения (ПТВ). 
                 
                2.16. Полная масса автомобиля - сумма снаряженной массы АСО и массы доставляемого боевого расчета, включая водителя, средств связи и освещения, оборудования и ПТВ. 
                 
                2.17. Стационарная радиостанция - это радиостанция, предназначенная для работы на стационарных объектах связи. 
                 
                2.18. Возимая радиостанция - это радиостанция, предназначенная для установки на подвижных объектах и обеспечения связи во время движения и во время остановок. 
                 
                2.19. Носимая радиостанция - это радиостанция, имеющая собственный источник питания и приспособленная для работы при переноске. 
                 
                2.20. Портативная радиостанция - носимая радиостанция массой не более 1 кг. 
                 
                2.21. Симплексный режим - режим работы радиостанции, при котором передача и прием возможны попеременно в каждом из двух направлений на одной или двух различных частотах при автоматическом или ручном переключении режимов прием - передача. 
                 
                2.22. Дуплексный режим - режим работы радиостанции, при котором передача и прием возможны одновременно в обоих направлениях на двух различных частотах. 
                 
                2.23. Перечень стандартов и других нормативных документов, использованных в НПБ, приведен в приложении 1. 
                 
                3. ОБОЗНАЧЕНИЕ 
                 
                3.1. Обозначение пожарного автомобиля связи и освещения должно иметь следующую структуру: 
                 
                  
                 
                3.2. В качестве главного параметра АСО берется значение мощности основного источника питания (кВт). 
                 
                3.3. Примеры условных обозначений. 
                 
                Пример 1: АСО-12(66)-90Б ХХ. 
                 
                Автомобиль связи и освещения с генератором мощностью 12 кВт, на шасси ГАЗ-66, модели 90-Б, ХХ. 
                 
                Пример 2: АСО-20(3205) ХХХ ЮСЯИ240 ТУ. 
                 
                Автомобиль связи и освещения с генератором мощностью 20 кВт, на шасси ПАЗ-3205, изготовленный в соответствии с ЮСЯИ240.00.00.000 ТУ. 
                 
                4. ГЛАВНЫЙ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ 
                 
                4.1. В настоящих нормах устанавливаются значения главного и основных параметров, а также общие технические требования к АСО в соответствии с разделом 1. 
                 
                4.2. Главный параметр АСО следует выбирать из значений, приведенных в таблице 1. 
                 
                Таблица 1 
                
                  
                  
                  
                     
                    Главный параметр
  | 
                     
                    Значение
  | 
                   
                  
                     
                    Номинальная мощность источника питания, кВт
  | 
                     
                    6; 8; 16; 20; 30; 60
  | 
                   
                  
                4.3. Значения главного параметра АСО, не представленные в таблице 1, устанавливаются нормативно-технической документацией на конкретные модели. 
                 
                4.4. Основные параметры АСО в соответствии с номенклатурой показателей назначения и безопасности, а также характеризуемые ими свойства приведены в таблице 2. 
                 
                Таблица 2 
                
                  
                  
                  
                  
                     
                    Наименование показателя
  | 
                     
                    Обозначение показателя
  | 
                     
                    Наименование характеризуемого свойства
  | 
                   
                  
                     
                    Полная масса, кг
  | 
                     
                    Мп
  | 
                     
                    Материалоемкость
  | 
                   
                  
                     
                    Мощность двигателя шасси, кВт (л.с.)
  | 
                     
                    Nд
  | 
                     
                    Тягово-скоростные возможности
  | 
                   
                  
                     
                    Мощность основного источника питания, кВт
  | 
                     
                    Nг
  | 
                     
                    Энерговооруженность
  | 
                   
                  
                     
                    Наличие защитно-отключающих устройств, приборов контроля изоляции, заземления
  | 
                     
                    -
  | 
                     
                    Электробезопасность
  | 
                   
                  
                     
                    Число мест боевого расчета (включая место водителя)
  | 
                     
                    Пбр
  | 
                     
                    Возможность организации оперативного штаба пожаротушения
  | 
                   
                  
                     
                    Количество стационарных радиостанций, шт.
  | 
                     
                    nс.р.с.
  | 
                     
                    Обеспеченность каналами оперативной связи
  | 
                   
                  
                     
                    Выходная мощность передатчика, Вт
  | 
                     
                    Nc.р.с.
  | 
                     
                    То же
  | 
                   
                  
                     
                    Дальность связи с однотипными радиостанциями, км
  | 
                     
                    Sс.р.с.
  | 
                     
                    То же
  | 
                   
                  
                     
                    Количество носимых радиостанций, шт.
  | 
                     
                    nн.р.с.
  | 
                     
                    То же
  | 
                   
                  
                     
                    Выходная мощность, Вт
  | 
                     
                    Nн.р.с.
  | 
                     
                    То же
  | 
                   
                  
                     
                    Дальность связи, км
  | 
                     
                    Sн.р.с.
  | 
                     
                    То же
  | 
                   
                  
                     
                    Мощность громкоговорящей установки, Вт
  | 
                     
                    Nг.г.у.
  | 
                     
                    Звукофикация боевых участков
  | 
                   
                  
                     
                    Мощность стационарного громкоговорителя, Вт
  | 
                     
                    Nг.г.с.
  | 
                     
                    То же
  | 
                   
                  
                     
                    Выходная мощность выносного громкоговорителя, Вт
  | 
                     
                    Nг.г.в.
  | 
                     
                    То же
  | 
                   
                  
                     
                    Количество стационарных прожекторов, шт.
  | 
                     
                    nп.с.
  | 
                     
                    Уровень освещенности
  | 
                   
                  
                     
                    Количество переносных прожекторов, шт.
  | 
                     
                    nп.п.
  | 
                     
                    То же
  | 
                   
                  
                     
                    Мощность прожектора, кВт
  | 
                     
                    Nп.р.
  | 
                     
                    То же
  | 
                   
                  
                     
                    Высота подъема осветительной мачты стационарными прожекторами от поверхности земли, м
  | 
                     
                    Нм
  | 
                     
                    Тактические возможности
  | 
                   
                  
                     
                    Тип привода мачты
  | 
                     
                    -
  | 
                     
                    Уровень механизации
  | 
                   
                  
                     
                    Способ ориентации прожекторов на мачте
  | 
                     
                    -
  | 
                     
                    То же
  | 
                   
                  
                     
                    Угол поворота прожекторов на мачте:
  | 
                   
                  
                     
                    б) в вертикальной плоскости, град
  | 
                     
                     в
  | 
                     
                    Тактические возможности
  | 
                   
                  
                     
                    Количество телефонных аппаратов системы МБ, шт.
  | 
                     
                    nт.м.б
  | 
                     
                    Уровень телефонизации
  | 
                   
                  
                     
                    Количество телефонных аппаратов системы ЦБ, шт.
  | 
                     
                    nт.ц.б.
  | 
                     
                    Уровень телефонизации
  | 
                   
                  
                     
                    Наличие средств вычислительной техники
  | 
                     
                    -
  | 
                     
                    Уровень оперативности
  | 
                   
                  
                     
                    Электромагнитная совместимость
  | 
                     
                    -
  | 
                     
                    Способность устойчивого функционирования РЭС в заданной электромагнитной обстановке
  | 
                   
                  
                     
                    Помехозащищенность
  | 
                     
                    -
  | 
                     
                    Совершенство конструкции
  | 
                   
                  
                     
                    Коэффициент поперечной устойчивости
  | 
                     
                    Ку.с.
  | 
                     
                    Устойчивость
  | 
                   
                  
                     
                    Дорожный просвет, мм
  | 
                     
                    
  | 
                     
                    Проходимость
  | 
                   
                  
                     
                    Угол свеса, град:
  | 
                   
                  
                     
                    передний
  | 
                     
                     п
  | 
                     
                    То же
  | 
                   
                  
                     
                    задний
  | 
                     
                     з
  | 
                   
                  
                     
                    Наименьший радиус поворота автомобиля, м
  | 
                     
                    r
  | 
                     
                    То же
  | 
                   
                  
                5. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ 
                 
                5.1. Общие требования 
                 
                5.1.1. Число мест для боевого расчета АСО, включая водителя, - в соответствии с нормативно-технической документацией на конкретную модель. 
                 
                5.1.2. Полная масса АСО и осевые нагрузки не должны превышать значений, установленных заводом-изготовителем шасси, а нагрузки по бортам не должны отличаться более чем на 1 %. 
                 
                5.1.3. По устойчивости к климатическим воздействиям АСО должны соответствовать исполнению У, УХЛ категории размещения 1, для работы при температуре окружающей среды от 233 до 313 К (от минус 40 до плюс 40  С), эксплуатации в атмосфере типов 1 и 2, группе условий эксплуатации 5 по ГОСТ 15150 с размещением в период оперативного ожидания по ГОСТ 12.4.009 (помещения с температурой воздуха не ниже 10 С), если иное не предусмотрено требованиями к конкретной модели. 
                 
                5.1.4. Число и цвет проблесковых маяков, специальный звуковой сигнал АСО - в соответствии с ГОСТ Р 50574. 
                 
                5.1.5. АСО должен быть оборудован противотуманными фарами и фарами-искателями. Одна фара-искатель должна располагаться на кабине водителя, другая - на задней части кузова. 
                 
                Управление передней фарой-искателем должно осуществляться из кабины, с рабочего места водителя. 
                 
                Требования к размещению и подключению противотуманных фар - по ГОСТ 25478. 
                 
                5.1.6. Количество, место расположения устройств освещения и световой сигнализации всех типов базовых шасси, подвергшихся доработке при изготовлении АСО, должны соответствовать требованиям ГОСТ 6964, ГОСТ 8769, ГОСТ 10984, ГОСТ 20961. 
                 
                5.1.7. В АСО при необходимости должна быть предусмотрена система отключения гидроусилителя рулевого управления, предназначенная для исключения перегрева масла в системе гидроусилителя и выхода ее из строя при длительной работе двигателя базового шасси на привод основного источника питания. 
                 
                5.1.8. Размещение боевого расчета и крепление оборудования, аппаратуры, ЭСУ, ПТВ на АСО должно обеспечивать безопасность и оперативность выполнения функциональных задач при боевом развертывании, а также во время движения при техническом обслуживании и ремонте. Масса отдельных укладок имущества, предназначенных для переноски вручную при эксплуатации, не должна превышать 40 кг для одного человека. 
                 
                5.1.9. Узлы и детали с неудобной для зачаливания конфигурацией и массой более 20 кг должны иметь грузоподъемные элементы (отверстия, захваты, проушины и т.п.). 
                 
                5.1.10. Конструкция АСО должна обеспечивать возможность удобного доступа ко всем сборочным элементам и агрегатам, требующим ремонта и обслуживания. При этом должна быть обеспечена возможность ремонта по агрегатному методу (без предварительного демонтажа и разборки соседних агрегатов). 
                 
                5.1.11. Смазочные материалы для агрегатов и узлов АСО должны выбираться предпочтительно из числа применяемых для обслуживания базового шасси. 
                 
                Узлы трения, требующие в процессе эксплуатации периодического восстановления или добавления смазочного материала, должны иметь устройства (масленки и т.п.), позволяющие производить смазку без разборки и демонтажа узла или соседних агрегатов. 
                 
                5.1.12. Уровень вибрации на рабочих местах и на полу салона боевого расчета АСО - в соответствии с ГОСТ 12.1.012. 
                 
                5.1.13. Надежность АСО должна характеризоваться показателем гамма-процентной наработки ( = 80 %) генератора основного источника питания и его привода до отказа и составлять не менее 150 ч. 
                 
                5.1.14. В кабине и салоне АСО при закрытых окнах, люках и дверях система вентиляции должна обеспечивать избыточное давление и обмен воздуха в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50993. 
                 
                5.1.15. АСО не предназначен для эксплуатации во взрывоопасной среде. 
                 
                5.1.16. Не допускается производить реконструкцию в эксплуатирующих организациях (переделку или доработку) АСО, предусматривающую изменение количества, номенклатуры и (или) мест размещения оборудования, аппаратуры и ПТВ, при отсутствии соответствующей нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке. 
                 
                5.1.17. Углы свеса АСО должны быть не менее: 
                 
                а) неполноприводные шасси - передний 20 , задний 15 ; 
                 
                б) полноприводные шасси - передний 25 , задний 25 ; 
                 
                в) автобуса - в зависимости от класса по ГОСТ 20774. 
                 
                5.1.18. Угол поперечной устойчивости АСО с полной массой должен быть не менее 30о. 
                 
                5.1.19. АСО должны быть укомплектованы: 
                 
                а) запасным колесом; 
                 
                б) комплектом водительского инструмента; 
                 
                в) огнетушителями (один - в непосредственной близости от водителя); 
                 
                г) знаком аварийной остановки по ГОСТ 24333 или красным фонарем, работающим в проблесковом режиме; 
                 
                д) медицинской аптечкой (контейнером); 
                 
                е) противооткатными упорами. 
               | 
             
           
         |