  
           
           
          Программа по литературному чтению 
           
           Рабочая программа является составной частью образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 73 «Лира» с углубленным изучением предметов искусств города Тюмени. Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный № 15785), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный № 19707), от 22 сентября 2011 г. № 2357 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2011г., регистрационный №22540), от 18 декабря 2012 г. № 1060 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 февраля 2013 г., регистрационный № 26993), от 29 декабря 2014 г. №1643 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2015 г., регистрационный № 35916) и от 18 мая 2015 г. № 507 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 июля 2015 г., регистрационный №37714), от 31 декабря 2015 г. №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2016 г., регистрационный № 40936), письмом Минобрнауки России от 25.05.2015 №08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России», письмом Минобрнауки России от 14.12.2015 № №08-2355 «О внесении изменений в примерные основные образовательные программы» и на основе авторской программы Л.А.Ефросининой, М.И.Омороковой «Литературное чтение», 1-4 класс. Вентана-Граф, М. 2012. 
           
          Для реализации программы используется учебник: Л.А. Ефросинина. Литературное чтение; 1-4 класс. Вентана- Граф. 2011-2014. 
           
          Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение» 
          «Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 
          
             
            формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  
             
            формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  
             
            формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  
             
            овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  
             
            принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  
             
            развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  
             
            формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  
             
            развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  
             
            развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  
             
            формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  
            
           
          Метапредметные результаты освоения основоной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 
          
             
            овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  
             
            освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  
             
            формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определение наиболее эффективных способов достижения результата;
  
             
            формирование умения принимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  
             
            освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  
             
            использование знаково – символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем и решения учебных и практических задач;
  
             
            активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативныхи познавательных задач;
  
             
            использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умения вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео-, и графическим сопровождением; соблюдение нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  
             
            овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах;
  
             
            овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогии и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  
             
            готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения и оценки событий;
  
             
            определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществление взаимного контроля в совместной деятельности, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих;
  
             
            готовность конструктивно разрешать конфликты посредствам учёта интересов сторон и сотрудничества;
  
             
            овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  
             
            овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношение между объектами и процессами;
  
             
            умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования ( в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
  
            
          Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению с учётом специфики содержания предметной области «Филология», должны отражать: 
          
             
            понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  
             
            осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом;
  
             
            понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  
             
            достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  
             
            умение самостоятельно выбрать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
  
            
           
           
          
            
            
            
               
              К концу обучения в 1 классе ученик достигнет следующих результатов.
  | 
             
            
               
              Виды речевой и читательской деятельности
  | 
             
            
               
              Ученик научится: 
               
              - понимать содержание прослушанных произведений; 
              - осознанно воспринимать и различать произведения фольклора и художественной литературы; 
              - читать вслух произведения разных жанров и отвечать на вопросы по содержанию; 
              - правильно называть произведения; 
              - моделировать обложку книги; 
              
  | 
               
              Ученик получит возможность научиться: 
               
              - понимать нравственное содержание прочитанного произведения; 
              - высказывать суждения о произведении и поступках героев; 
              - узнавать изученные произведения по отрывкам из них; 
              - оформлять информацию о произведении или книге в виде модели; 
               
              
  | 
             
            
               
              Литературоведческая пропедевтика
  | 
             
            
               
              Ученик научится: 
               
              - определять на практическом уровне и называть жанры и темы изучаемых произведений; 
              - использовать в речи литературоведческие понятия (произведения, заголовок, фамилия автора, название произведения); 
              - различать жанры произведений; 
               
              - сравнивать фольклорные и авторские сказки и выделять их особенности; 
              
  | 
               
              Ученик получит возможность научиться: 
               
              - сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц; 
              - находить в тексте произведения сравнения, обращения; 
              - находить в тексте и читать диалоги героев; 
              - определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям; 
              
  | 
             
            
               
              Творческая деятельность
  | 
             
            
               
              Ученик научится: 
               
              - читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме; 
              - моделировать «живые картины» к отдельным эпизодам; 
              - придумывать истории с героями изученных произведений; 
              
  | 
               
              Ученик получит возможность научиться: 
               
              - иллюстрировать отдельные эпизоды произведения; 
              - инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах; 
              - создавать устно небольшие произведения; 
              - пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица; 
              
  | 
             
            
               
              Чтение: работа с информацией
  | 
             
            
               
              Ученик научится: 
               
              Понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений; 
              - находить в тексте информацию о героях, произведении или книге, заданную в явном виде; 
              - определять тему текста; 
              - работать с несложными таблицами, схемами, моделями; 
              - сравнивать произведения по таблице; 
              
  | 
               
               
              Ученик получит возможность научиться: 
               
              - находить информацию о произведении и книге; 
              - дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель; 
              - находить в тексте информацию о героях произведений; 
              
  | 
             
            
           
           
          
            
            
            
               
              К концу обучения во 2 классе ученик достигнет следующих результатов.
  | 
             
            
               
              Виды речевой и читательской деятельности
  | 
             
            
               
              Ученик научится: 
               
              - читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное ( не менее 55 -60 слов в минуту); 
              - читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя; 
              - читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению; 
              - отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках; 
              - определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование; 
              - понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, соотносить поступки героев произведения с нравственными нормами; 
              - находить в тексте произведений пословицы, сравнения и обращения; 
              - пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов; 
              - группировать книги по жанрам, темам или авторской принадлежности; 
              
  | 
               
              Ученик получит возможность научиться: 
               
              - понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, высказывать своё мнение о поступках героев, ориентируясь на общепринятые моральные ценности; 
              -пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изученному разделу (теме); 
              - пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения в зависимости от цели чтения; 
              - читать доступные периодические издания и находить в них произведения к изученным разделам или темам; 
               
              
  | 
             
            
               
              Литературоведческая пропедевтика
  | 
             
            
               
              Ученик научится: 
               
              - различать стихотворный и прозаический тексты; 
              - определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок, выделяя существенный признак; 
              - различать пословицы и загадки по темам; 
              - использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения); 
              
  | 
               
              Ученик получит возможность научиться: 
               
              - осознавать нравственные и этические ценности произведения; 
              - выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках; 
              - находить в тексте произведения сравнения, эпитеты, образные выражения;
  | 
             
            
               
              Творческая деятельность
  | 
             
            
               
              Ученик научится: 
               
              - понимать особенности образов героев произведения и читать по ролям; 
              - инсценировать небольшие произведение (сказки, басни) или отдельные эпизоды; 
              - моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельные эпизоды; 
              - рассказывать сказки с присказками; 
              - создавать истории о героях произведений или придумывать продолжение истории; 
              
  | 
               
              Ученик получит возможность научиться: 
               
              - делать иллюстрации к изученным произведениям; 
              - иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений; 
              - выполнять проекты индивидуально и в группе по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «»Сказки о животных»; 
              - инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в литературных конкурсах и играх;
  | 
             
            
               
              Чтение: работа с информацией
  | 
             
            
               
              Ученик научится: 
               
              - находить в тексте информацию (конкретные сведения и факты) о героях произведений; 
              - определять тему и главную мысль текста; 
              - работать с таблицами и схемами, использовать информацию из таблиц и моделей для характеристики произведения, книги, героев; 
              -дополнять таблицы и схемы недостающей информацией; 
              
  | 
               
              Ученик получит возможность научиться: 
               
              - самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике; 
              - находить информацию о книге в её аппарате; 
              -сравнивать произведения по моделям: дополнять, исправлять, уточнять; 
              - высказывать оценочные суждения о прочитанном тексте;
  | 
             
            
           
           
          
            
            
            
               
              К концу обучения в 3 классе ученик достигнет следующих результатов.
  | 
             
            
               
              Виды речевой и читательской деятельности
  | 
             
            
               
              Ученик научится: 
               
              - осознавать значимость чтения для расширения своего читательского кругозора; 
              - понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений, определять их главную мысль; 
              - читать вслух целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы, в темпе соответствующем возможностям третьеклассника и позволяет понять прочитанное (не менее 60 – 75 слов в минуту); 
              - читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя и самостоятельно; 
              - читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению; 
              - читать наизусть заранее подготовленные произведения; 
              - пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения по собственному желанию и в зависимости от цели чтения; 
              - практически различать художественные, научно-популярные и справочные тексты, сравнивать по принципу сходство/ различия; 
              - отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках; 
              - правильно называть произведение и книгу, объяснять заглавие произведения и его соответствие содержанию; 
              - понимать и оценивать поведение героев произведения и морально-этических позиций и обогащать свой эмоционально-духовный опыт; 
              - пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану, различая краткий и подробный пересказ; 
              - классифицировать изученные произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности, выделяя существенные признаки; 
              - различать типы книг: книга-произведение, книга-сборник; книги-сборники по темам и жанрам; 
              
  | 
               
              Ученик получит возможность научиться: 
               
              - понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку поступкам героев, высказывать своё мнение о произведении; 
              - понимать авторскую точку зрения, аргументированно соглашаться или не соглашаться с авторской позицией; 
              -работать с книгами разного типа, находить нужный элемент структуры книги; 
              - уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для выбора книги по теме, жанру или авторской принадлежности;
  | 
             
            
               
              Литературоведческая пропедевтика
  | 
             
            
               
              Ученик научится: 
               
              - различать стихотворный и прозаический тексты, называть стихотворные и прозаические жанры; 
              - определять особенности жанров произведений, выделяя 2-3 существенных признака; 
              - подбирать синонимы к словам из текста произведения и осознавать контекстное и прямое значение слов; 
              - находить в текстах произведений эпитеты, сравнения и обращения, пословицы;; 
              - находить средства выразительности, использовать в речи названия жанров и литературоведческие понятия; 
              
  | 
               
              Ученик получит возможность научиться: 
               
              - подбирать к словам синонимы, понимать прямое и контекстное значение слова; 
              - употреблять в речи изученные литературоведческие понятия при анализе произведений; 
              - находить и читать монологи и диалоги героев;
  | 
             
            
               
              Творческая деятельность
  | 
             
            
               
              Ученик научится: 
               
              - понимать особенности образов героев произведения, выбирать роль и читать реплики героя в соответствии с образом, созданным автором произведения; 
              - инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды; 
              - моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельные эпизоды; 
              - создавать истории о героях произведений на основе интерпретации художественного произведения;
  | 
               
              Ученик получит возможность научиться: 
               
              - иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений; 
              - выполнять различные творческие проекты коллективно или в группах; 
              - творчески пересказывать произведение от лица героя; 
              - создавать по образцу небольшие произведения;
  | 
             
            
               
              Чтение: работа с информацией
  | 
             
            
               
              Ученик научится: 
               
              - определять и формулировать главную мысль текста; 
              - находить в тексте произведения информацию о героях произведений, в структурных элементах книги – сведения об авторе, жанре; 
              - работать с таблицами и схемами, использовать информацию таблицы для характеристики произведения, книги, героев; 
              - делить текст на составные части, составлять план текста; 
              - понимать информацию, представленную разными способами: в таблицах, схемах, моделях; дополнять, исправлять, уточнять её; 
              - сопоставлять и обобщать информацию, содержащуюся в разных частях текста;
  | 
               
              Ученик получит возможность научиться: 
               
              - самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике; 
              - находить информацию о книге, об авторе, пользуясь структурными элементами книги; 
              - целенаправленно находить информацию о предметах, явлениях природы в текстах научно-популярных произведений и справочниках; 
              - сравнивать полученную из текста информацию с информацией готовых таблиц и схем;
  | 
             
            
           
           
          
            
            
            
               
              К концу обучения в 4 классе ученик достигнет следующих результатов и научится: 
               
              понимать и оценивать духовные ценности, которые несёт в себе художественная литература; объяснять понятия «честность», «отзывчивость», «ответственность», «добро», «зло»; 
              - понимать значение отечественной и зарубежной литературы как части культуры, сохраняющей и передающей нравственные ценности, традиции, этические нормы общения; 
              - осознавать себя гражданином России, понимать ценность многонациональной литературы своей страны и мира; 
              -проявлять доброжелательность и отзывчивость к другим людям, уважительное отношение к культуре других народов; 
               
              - работать с произведениями, книгами, проектами по темам и разделам индивидуально, в парах и группах, пользуясь коммуникативными универсальными умениями (умение слушать одноклассников и учителя, дискутировать с ними, грамотно выражая свою позицию и при этом уважая мнение и позицию собеседников); 
              - пользоваться регулятивными универсальными учебными действиями в организации своей работы с литературными произведениями (понимать учебную задачу, составлять алгоритм учебных действий, выполнять учебные действия, контролировать свои действия, оценивать результат работы); 
              
  | 
             
            
               
              Виды речевой и читательской деятельности
  | 
             
            
               
              Ученик научится: 
               
              - проявлять интерес к чтению, использовать чтение как универсальное умение для работы с любым произведением и любым источником информации, для обогащения читательского опыта; 
              - воспринимать умение читать как инструмент для своего интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического развития, способ приобретения знаний и опыта; 
              - пользоваться чтением для решения различных учебных задач и удовлетворение читательского интереса, поиска нужной информации на межпредметном уровне; 
              - читать вслух и молча в темпе, позволяющем понимать и осознавать прочитанное (читать вслух не менее 80 слов в минуту, молча не менее – 100 слов в соответствии с индивидуальными возможностями); 
              - читать выразительно подготовленные или изученные произведения из круга чтения, определяя задачу чтения в соответствии с орфоэпическими нормами; 
               
              - пользоваться разными видами чтения, осознавать и объяснять выбор вида и формы чтения для той или иной работы; 
              - различать художественную, научно-популярную, учебную и справочную литературу; 
               
              - ориентироваться в содержании художественного произведения, прослушанного или прочитанного; самостоятельно определять тему, жанр, авторскую принадлежность и главную мысль; выделять сюжетную линию: устанавливать причинно-следственную связь в развитии событий и их последовательность, отвечать на вопросы, задавать вопросы и дополнять ответы одноклассников по сюжету произведения; 
              - работать с учебным, научно- популярным и справочным текстами: понимать смысл, определять тему и выделять микротемы (подтемы), отвечать на вопросы и задавать вопросы по тексту, дополнять ответы и подтверждать их цитатами из текста; 
              - понимать и объяснять поступки героев, высказывать своё мнение о них, соотносить с нравственными нормами и определять авторскую позицию; 
              - пересказывать содержание произведения подробно, кратко или выборочно, устно или письменно; 
              - выразительно декламировать подготовленные стихотворные произведения; 
               
              - составлять по образцу краткую аннотацию и отзыв на литературное произведение или книгу; 
               
              - пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно находить нужную книгу в библиотеке;
  | 
               
              Ученик получит возможность научиться: 
               
              - воспринимать художественную литературу как вид искусства; 
              - определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к произведениям, героям и их поступкам; 
              - отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения художественного произведения; 
              - сравнивать художественные и научно-популярные произведения, выделяя 2-3 отличные особенности; 
              - формулировать свою мысль в форме монологического высказывания небольшого объёма (повествование, рассуждение, описание) с опорой на авторский текст; 
               
              -работать с детскими периодическими изданиями (журналы и газеты): находить нужную информацию, знакомиться с современной детской литературой; 
               
              
  | 
             
            
               
              Литературоведческая пропедевтика
  | 
             
            
               
              Ученик научится: 
               
              - различать тексты произведений: стихотворный и прозаический, учебный, художественный научно-популярный, соотносить типы текста с жанром; 
              - сопоставлять жанры произведений фольклора (сказка, былина, песня, пословица, загадка) по структуре; 
              - использовать в речи литературоведческие понятия: произведение, тема и главная мысль произведения, диалог, монолог, герой произведения, автор произведения, жанр произведения, автор – герой произведения, автор - рассказчик, главные и второстепенные герои, положительные и отрицательные герои произведения; 
              - практически находить в тексте произведения средства выразительности – эпитеты, сравнения, олицетворение, метафоры и объяснять их роль; 
              - подбирать к словам антонимы и синонимы, ориентируясь на их контекстное значение;
  | 
               
              Ученик получит возможность научиться: 
               
              - сравнивать и характеризовать тексты, используя литературоведческие понятия (прозаическая и стихотворная форма, фольклорное и авторское произведение); 
              - находить в тексте монологи и диалоги героев произведений, описания(пейзажи и портреты героев), повествования и рассуждения; 
              - различать понятия «произведение», «книга», «периодические издания» (газеты, журналы), использовать их для решения учебных задач;
  | 
             
            
               
              Творческая деятельность
  | 
             
            
               
              Ученик научится: 
               
              - читать по ролям литературное произведение, инсценировать произведение, моделировать «живые картины» к эпизодам произведения или элементам сюжета (вступление, кульминация, заключение); 
              - создать по аналогии произведения разных жанров (сказки, загадки, рассказы, былины); 
              - выполнять индивидуально, в парах или группах тематические проекты; 
               
              - писать небольшие сочинения на заданную тему по иллюстрациям или репродукциям картин к произведению; отзывы о произведениях, о героях произведений; 
              
  | 
               
              Ученик получит возможность научиться: 
               
              - творчески пересказывать текст произведения от имени героя, от лица автора, от своего имени; 
              - сочинять стихотворные тексты по заданным строфам и рифмам; 
               
              - пересказывать текст с зачитыванием отдельных эпизодов, читать произведение с рассказыванием и чтением наизусть отдельных эпизодов; 
              -создавать собственные тексты (повествование по аналогии; рассуждение – развёрнутый ответ на вопрос; описание – характеристика героя или пейзаж);
  | 
             
            
               
              Чтение: работа с информацией
  | 
             
            
               
              Ученик научится: 
               
              - находить и выделять главную и второстепенную информацию в тексте произведения; 
              - прогнозировать содержание книги, исходя из названия (фамилия автора и заголовок) и анализа её структуры (оглавление (содержание), аннотация, титульный лист); 
              - работать с моделями, таблицами, схемами: сравнивать, дополнять, составлять; использовать моделирование для решения учебных задач; 
              -использовать информацию из текстов произведений для описания пейзажей, портретов героев; 
              - пользоваться разными источниками информации, печатными и электронными справочниками (словари, энциклопедии), соответствующими возрасту, сравнивать информацию из разных источников;
  | 
               
              Ученик получит возможность научиться: 
               
              - находить явную и скрытную (контекстуальную) информацию в тексте; 
               
              - находить необходимую информацию о книгах, об авторах книг и произведений в справочниках и энциклопедиях, в том числе электронных; 
              -собирать информацию для выполнения проектов по темам и разделам, обобщать, развивая эрудицию и читательский кругозор; 
              - сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников, выявлять достоверную (противоречивую) информацию;
  | 
             
           
         |