МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ИНТА» 
          МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ № 1 Г. ИНТЫ» 
          «1 №-а лицей Инта кар» муниципальнöй велöдан сьöмкуд 
           
          учреждение 
           
          
            
            
            
               
              СОГЛАСОВАНО 
               
              Протокол заседания 
               
              педагогического совета № 1 
               
              от « 31 » августа 2015 г. 
              
  | 
               
              УТВЕРЖДЕНО 
               
              Директор МБОУ «Лицей № 1 г.Инты» 
               
              Забавнова М.В. 
               
              « 01» сентября 2015 г. 
              
  | 
             
            
           
          РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 
           
          ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ» 
           
          5 – 8 КЛАССЫ 
           
          (основное общее образование, базовый уровень, срок реализации 4 года) 
           
           
          Автор-составитель рабочей программы: 
           
          Кращенко Т.С., 
           
          учитель технологии 
           
           
           
           
          г. Инта, Республика Коми 
           
          2015 год 
           
          Пояснительная записка 
           
          Рабочая программа учебного предмета, курса «Технология» для 5 - 8 классов разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897), соответствует ему, Приказа Министерства образования Республики Коми от 20.09.2011г. №289 "О введении ФГОС основного общего образования в системе образования Республики Коми"; Устава МБОУ "Лицей №1 г. Инты", на основе Примерной программы по учебным предметам «Технология. 5 - 9 классы» (Москва, Просвещение, 2010 год), ориентирована на обучающихся 5 - 9 классов, одного из трех направлений: «Технология ведения дома». ПРОГРАММЫ: Тищенко А.Т., Синица Н.В., Симоненко В.Д. Технология. Программа: 5-8 классы, ФГОС, М.: Вентана-граф, 2015 г. 
          Курс реализуется по учебно-методическому комплексу: линия учебников по технологии, подготовленных авторским коллективом под руководством профессора В. Д. Симоненко и изданных Издательским центром «Вентана - Граф», 2012-2013 гг. 
           
          Цель: 
          
             
            Формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.
  
            
           
          Задачи: 
          
             
            Формирование представлений школьника о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.
  
             
            Ознакомление с информационными и высокими технологиями,
  
             
            Формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения.
  
             
            Подготовка к профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентации.
  
             
            Подготовка к социально – трудовой адаптации в обществе.
  
             
            Овладение политехническими знаниями и готовности к самообразованию, восстановлению и сохранению семейных, национальных и региональных традиций и общечеловеческих ценностей.  
  
            
           
          Основная форма обучения — учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. 
           
          Наряду с традиционными методами обучения применяется метод проектов и кооперированная деятельность учащихся. 
           
          Каждый компонент программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, предваряется освоением учащимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на лабораторные исследования. 
           
          Особенностью и инновацией в отборе содержания программы является осуществление идеи развивающего обучения учащихся. Это нашло выражение в разделах «Проектирование и изготовление изделий». Структура подачи материала опирается на концептуальное дидактическое положение развивающего обучения о ведущей роли теоретических понятий. 
           
          Предусматривается освоение материала в следующих сквозных 
           
          образовательных линиях: 
          • технологическая культура производства; 
           
          • распространенные технологии современного производства; 
           
          • культура, эргономика и эстетика труда; 
           
          • получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации; 
           
          • основы черчения, графики, дизайна; 
           
          • элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства; 
           
          • знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов; 
           
          • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека; 
           
          • методы технической, творческой, проектной деятельности; 
           
          • история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники. 
          Место предмета в учебном плане: 
           
          Рабочая программа разработана для обучения школьников с V по VIII класс с учетом использования времени национально-регионального компонента. Рабочая учебная программа разработана на 68 часов для обязательного изучения направления образовательной области «Технология» в V, VI классах из расчета 2 учебных часа и 35 часов VII, VIII классах по 1 часу в неделю. 
           
          В рабочей программе выделен резерв свободного учебного времени в объеме 10 часов или 10% в национально-региональном компоненте и компоненте образовательного учреждения для учета местных условий реализации программы и для изучения коми ремесел и промыслов, национальных традиций, праздников, технологий изготовления элементов национального костюма, элементов декоративно-прикладного искусства. 
           
          Основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность — овладение общетрудовыми умениями и навыками. 
           
          Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. 
           
          Личностные результаты: 
           
          • проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности; 
           
          • выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей; 
           
          • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; 
           
          • овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда; 
           
          • самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации; 
           
          • становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности; 
           
          • планирование образовательной и профессиональной карьеры; 
           
          • осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации; 
           
          • бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; 
           
          • готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства; 
           
          • проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности; 
           
          • самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда. 
          Метапредметные результаты: 
           
          • алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; 
           
          • определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов; 
           
          • комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; 
           
          • проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирование или технологического процесса; 
           
          • поиск новых решений возникшей технической организационной проблемы; 
           
          • самостоятельная организация и выполнение творческих работ по созданию технических изделий; 
           
          • виртуальное и натурное моделирование тех объектов и технологических процессов; 
           
          • приведение примеров, подбор аргументов, формирование выводов по обоснованию технико-технологического организационного решения; отражение в устной или иной форме результатов своей деятельности; 
           
          • выявление потребностей, проектирование и объектов, имеющих потребительскую стоимость; 
           
          • выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных; 
           
          • использование дополнительной информации в проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость; 
           
          согласование и координация совместной познавательной трудовой деятельности с другими ее участниками; 
           
          • объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива; 
           
          • оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам; 
           
          • диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; 
           
          • обоснование путей и средств устранения ошибок разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах; 
           
          • соблюдение норм и правил культуры труда в соотвествии с технологической культурой производства; 
           
          • соблюдение норм и правил безопасности позновательно-трудовой деятельности и созидательного труда. 
          Предметные результаты: 
           
          В познавательной сфере: 
           
          • рациональное использование учебной и дополни технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда; 
           
          • оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения; 
           
          • ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда; 
           
          • владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; 
           
          • классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства; 
           
          • распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; 
           
          • владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации; 
           
          • применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; 
           
          • владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства; 
           
          • применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов. 
          В трудовой сфере: 
           
          • планирование технологического процесса и процесса труда; 
           
          • подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии; 
           
          • проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда; 
           
          • подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов; 
           
          • проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ; 
           
          • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений; 
           
          • соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены; 
           
          • соблюдение трудовой и технологической дисциплины; 
           
          • обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда; 
           
          • выбор и использование кодов, средств и видов представления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения; 
           
          • подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения; 
           
          • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; 
           
          • выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления; 
           
          • документирование результатов труда и проектной деятельности; 
           
          • расчет себестоимости продукта труда; 
           
          • примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг. 
          В мотивационной сфере: 
           
          • оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности; 
           
          • оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности; 
           
          • выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения; 
           
          • выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; 
           
          • согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности; 
           
          • осознание ответственности за качество результатов труда; 
           
          • наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ; 
           
          • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда. 
          В эстетической сфере: 
           
          • дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ; 
           
          • моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ; 
           
          • разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда; 
           
          • эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда; 
           
          • рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды. 
          В коммуникативной сфере: 
           
          • формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива; 
           
          • выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации; 
           
          • оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов; 
           
          • публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги; 
           
          • разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов; 
           
          • потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы. 
          В физиолого-психологической сфере: 
           
          • развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; 
           
          • достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций; 
           
          • соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований; 
           
          • сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности. 
          Программа дает возможность осуществить высокий эстетический уровень образования без понижения технико-технологического уровня. 
           
          Годовая и промежуточная аттестация включает в себя практические, тестовые работы, стартовую, промежуточную и итоговую диагностики, составленные в соответствии с обязательным минимумом основного общего образования. 
          В разделах «СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ» указаны часы для изучения теоретических сведений, практическая работа над проектом проводится параллельно с изучаемой темой, совпадающей с темой проекта. 
           
           
          Срок реализации программы – 4 года. 
           
          Планируемые результаты изучения учебного предмета «Технология» 
           
           Направление «Технологии ведения дома» 
           
          Раздел «Кулинария» 
           
          Выпускник научится: 
          
             
            самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные блюда из сырых и варёных овощей и фруктов, молока и молочных продуктов, яиц, рыбы, мяса, птицы, различных видов теста, круп, бобовых и макаронных изделий, отвечающие требованиям рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы.
  
            
          Выпускник получит возможность научиться: 
          
             
            составлять рацион питания на основе физиологических потребностей организма;
  
             
            выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах, минеральных веществах;
  
             
            организовывать своё рациональное питание в домашних условиях;
  
             
            применять различные способы обработки пищевых продуктов в целях сохранения в них питательных веществ;
  
             
            экономить электрическую энергию при обработке пищевых продуктов;
  
             
            оформлять приготовленные блюда, сервировать стол;
  
             
            соблюдать правила этикета за столом;
  
             
            определять виды экологического загрязнения пищевых продуктов;
  
             
            оценивать влияние техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека;
  
             
            выполнять мероприятия по предотвращению негативного влияния техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека.
  
            
           Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» 
           
          Выпускник научится: 
          
             
            изготовлять с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных и декоративно-прикладных работ, швейной машины простые по конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической документацией;
  
             
            выполнять влажно-тепловую обработку швейных изделий.
  
            
          Выпускник получит возможность научиться: 
          
             
            выполнять несложные приёмы моделирования швейных изделий;
  
             
            определять и исправлять дефекты швейных изделий;
  
             
            выполнять художественную отделку швейных изделий;
  
             
            изготовлять изделия декоративно-прикладного искусства, региональных народных промыслов;
  
             
            определять основные стили одежды и современные направления моды.
  
            
           Раздел «Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности» 
           
          Выпускник научится: 
          
             
            планировать и выполнять учебные технологические проекты:
  
             
            выявлять и формулировать проблему;
  
             
            обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата;
  
             
            планировать этапы выполнения работ;
  
             
            составлять технологическую карту изготовления изделия;
  
             
            выбирать средства реализации замысла;
  
             
            осуществлять технологический процесс;
  
             
            контролировать ход и результаты выполнения проекта;
  
             
            представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации;
  
             
            готовить пояснительную записку к проекту;
  
             
            оформлять проектные материалы;
  
             
            представлять проект к защите.
  
            
          Выпускник получит возможность научиться: 
          
             
            организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений;
  
             
            планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;
  
             
            осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведённого продукта как товара на рынке;
  
             
            разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
  
            
           
          СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 
          Содержание программы 5 класс 68 часов 
          Вводный урок (2ч) 
           
          Теоретические сведения. Технология как учебная дисциплина и как наука. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 5 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Санитарно-гигиенические требования и правила внутреннего распорядка при работе в школьных мастерских. Организация теоретической и практической частей урока. 
           
          Практические работы. Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология» в 5 классе. 
           
          Знакомство с библиотечкой кабинета, электронными средствами обучения. 
           
          Варианты объектов труда. Учебник «Технология» для 5 класса (вариант для девочек), библиотечка кабинета. 
           
          Электронные средства обучения. 
           Раздел «Технологии домашнего хозяйства» ( 2ч) 
           
           
         |