  
           
          
            
            
            
            
               
              Проектировщик: 
               
              НПО ТиД-5
  | 
               
              Договор № 5-17/536
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
          «СВОД ПРАВИЛ «ТРАНСПОРТНО-ПЕРЕСАДОЧНЫЕ УЗЛЫ. 
           
          ПРАВИЛА ПРОЕКТИРОВАНИЯ» 
           
           
          Пояснительная записка 
           
          Раздел: Пояснительная записка к проекту свода правил 
           
          Этап 1. Подготовка первой редакции СП и установленного комплекса документации. 
           
          Том №1 Экземпляр № 
          
            
            
            
               
               
              
  | 
               
              Заказчик: 
               
              ЗАО «ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ» 
               
                
              
  | 
             
            
           
           
          Москва 2017 г. 
           
          
            
            
            
            
               
              Проектировщик: 
               
              НПО ТиД-5
  | 
               
              Договор № 5-17/536
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
          «СВОД ПРАВИЛ «ТРАНСПОРТНО-ПЕРЕСАДОЧНЫЕ УЗЛЫ. 
           
          ПРАВИЛА ПРОЕКТИРОВАНИЯ» 
           
          Пояснительная записка 
           Раздел: Пояснительная записка к проекту свода правил 
           
          Том №1 Экземпляр № 
          
            - 
              
                
                
                
                   
                   
                  
  | 
                   
                   
                  
  | 
                 
                
                   
                   
                  
  | 
                   
                   
                  
  | 
                 
                
                   
                  Руководитель НПО ТиД-5, к.т.н………………………………………..……
  | 
                   
                  (И.А. Бахирев)
  | 
                 
                
                   
                  Зам. руководителя НПО ТиД-5…………………………………………….. 
                  
  | 
                   
                  (Т.В. Сигаева) 
                   
                  
  | 
                 
                
                   
                  Начальник мастерской развития ТПУ и ТО, д.т.н…………………………
  | 
                   
                  (Д.Н. Власов)
  | 
                 
                
                   
                  Начальник сектора развития ТПУ, ответственный за выпуск…………….
  | 
                   
                  (А.М. Ивкина) 
                  
  | 
                 
               
             
            
           
          «Свод правил «Транспортно-пересадочные узлы. Правила проектирования» выполнен авторским коллективом в составе: 
           
          
            
            
            
            
               
              Должность
  | 
               
              Подпись
  | 
               
              Фамилия, И.О.
  | 
             
            
               
               
              1. Авторский коллектив НПО ТиД-5: 
              
  | 
             
            
               
              1.1 Руководитель НПО ТиД-5, к.т.н. 
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Бахирев И.А.
  | 
             
            
               
              1.2 Зам.руководителя НПО ТиД-5 
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Сигаева Т.В.
  | 
             
            
               
              1.3 Начальник мастерской развития ТПУ и ТО, д.т.н
  | 
               
               
              
  | 
               
              Власов Д.Н.
  | 
             
            
               
              1.4 Начальник сектора РНПТ 
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Новиков Г.А.
  | 
             
            
               
              1.5 Начальник мастерской РГТС и ОДД 
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Канеп С.Э
  | 
             
            
               
              1.6 Начальник сектора научного обеспечения развития ТК города  
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Боровик Е.Н.
  | 
             
            
               
              1.7 Начальник сектора развития ТПУ
  | 
               
               
              
  | 
               
              Ивкина А.М. 
              
  | 
             
            
               
              1.8 Начальник сектора РГТС, к.т.н 
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Кармадонова Н.Ю.
  | 
             
            
               
              1.9 Начальник сектора ОДД
  | 
               
               
              
  | 
               
              Мигалева М.А. 
              
  | 
             
            
               
              1.10 Главный специалист, к.т.н 
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Карасев А.А. 
              
  | 
             
            
               
              1.11 Научный сотрудник 
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Давыдов В.В.
  | 
             
            
               
              1.12 Научный сотрудник 
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Шамеев В.Э.
  | 
             
            
               
              1.13 Мл. научный сотрудник 
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Иванова Н.А.
  | 
             
            
               
              1.14 Ведущий инженер 
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Подлегаев М.А.
  | 
             
            
           
           
          Состав сдаваемых материалов 
          к «Свод правил «Транспортно-пересадочные узлы. Правила проектирования» 
           
          
            
            
            
            
               
              №/№ 
               
              тома
  | 
               
              Наименование материалов
  | 
               
              Перечень чертежей
  | 
             
            
               
              Том 1
  | 
               
              Пояснительная записка к «Своду правил «Транспортно-пересадочные узлы. Правила проектирования» 
               
              на листах
  | 
               
              
  | 
             
            
           
          СОДЕРЖАНИЕ 
           
          
            
            
            
            
               
               
              
  | 
               
              Введение…………………………………………………….
  | 
               
              5
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
              1. Теоретические основы формирования системы транспортно-пересадочных узлов ………………………. 
              
  | 
               
               
              9
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
              2. Приоритетные направления развития системы транспортно-пересадочных узлов агломерации 
              
  | 
               
              25
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
              3. Структура нормативной документации………………
  | 
               
              33
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
              4. Дополнительные материалы, разработка которых необходима для обеспечения эффективности использования «Свода правил. Транспортно-пересадочные узлы ………………………………………
  | 
               
               
              46
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              Литература…………………………………………………
  | 
               
               
              47
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              Уведомление о разработке проекта свода правил…….
  | 
               
               
              49
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
           
           
          ВВЕДЕНИЕ 
           
          Транспортно-пересадочный узел (ТПУ) – узловой элемент планировочной структуры города, в котором происходит транспортного каркаса города и городской среды. В нашей стране наиболее полное развитие система ТПУ получила в столице страны – Москве, поэтому систему требований к ТПУ, разрабатываемых в рамках нового Свода правил, рассмотрим на примере ТПУ Москвы. 
           
          В систему транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) Москвы входят узлы всех основных типов, начиная от крупнейших интермодальных хабов объединяющие в единое целое различные виды железнодорожного транспорта, обеспечивающих связь с аэропортами и городским транспортом, заканчивая локальными ТПУ, в основном, обеспечивающим транспортное обслуживание прилегающих территорий. На сегодняшний день, в действующих границах Москвы расположено более 350 существующих и планируемых транспортно-пересадочных узла 5. Если же учитывать роль Москвы, как центра Московской агломерации, то в границах Центральной кольцевой автодороги (ЦКАДа – которые многие специалисты признают границами Московской агломерации 4) расположено еще порядка 90 узлов, а в целом на территории Москвы и Московской области расположено более 750 ТПУ. 
           
          Транспортно-планировочный анализ большинства из этих ТПУ показывает, что условия пересадки пассажиров в них не соответствуют современным требованиям (движение пассажиров в ТПУ не упорядочено, пересекаются транспортные и пешеходные потоки, пассажир не защищен от атмосферных осадков и т.д., и т.п.), в составе ТПУ отсутствуют организованные «перехватывающие» стоянки, не обеспечиваются оптимальные технологические требования к работе пассажирского транспорта и др. 
           
          Значительные объемы пассажироперевозок выполняемые системой пассажирского транспорта Москвы и Московского региона, необходимость повышения скорости сообщения в системе пассажирского транспорта и требование повышения комфорта пассажиров, все это, выводит необходимость реконструкции существующих ТПУ Москвы на первое место, в числе приоритетных вопросов реконструкции и развития транспортной инфраструктуры города. 
           
          Одна из многих проблем ТПУ Москвы, то, что планировочные решения площадей у станций метро и железной дороги разрабатывались, в основном, в начале – середине ХХ века, исходя из действующих на тот момент норм и исходя из расчетных величин пассажиропотоков актуальных на тот момент. Настоящее издание, приводит общие походы и лучшие примеры реконструкции транспортно-пересадочных узлов, что, несомненно, будет способствовать развитию отечественной планировочной практики. 
           
          Развитие транспортной инфраструктуры входит в число приоритетных задач Правительства Москвы. Огромное внимание уделяется развитию транспортно-пересадочных узлов. Выпущен целый ряд распорядительных документов Правительства Москвы, посвященных вопросам реконструкции и развития ТПУ, последний из которых относится к 2016 году 5. Начата реализация большого количества проектов. 
           
          На сегодняшний день по всем транспортно-пересадочным узлам Москвы определены исполнители ответственные за реализацию проектов их развития и реконструкции (рис. 1). Определены два основных этапа реконструкции существующих узлов Москвы: 
          
             
            на первом этапе реализуется комплекс локально-реконструктивных мероприятий улучшающий условия пересадки пассажиров в узле. Для этого на территории ТПУ минимизируются объемы мелкорозничной торговли, увеличивается протяженность фронтов посадки-высадки на наземный пассажирский транспорт, выделяются стоянки для легальных такси, устраиваются «плоскостные перехватывающие» стоянки и т.д., и т.п. Т.е. происходит формирование так называемого «плоскостного» ТПУ;
  
             
            на втором этапе, в узлах, где это необходимо, будут размещены пересадочные комплексы.
  
            
          В период до 2013 года реконструированы (в «плоскостном» исполнении) 96 узлов, так же существует один капитальный ТПУ «Планерная». До 2016 года будут реконструированы 95 ТПУ в «плоскостном» исполнении (впоследствии, в части из них будут размещены пересадочные комплексы). Кроме того, намечено строительство пересадочных комплексов в составе ТПУ: 193 комплекса до 2020 г., и еще 2 пересадочных комплекса будут построены в более отдаленной перспективе. 
           
          Руководством Строительного комплекса Москвы принято решение об одновременном проектировании станций Московского метрополитена и транспортно-пересадочных узлов формируемых на их базе. Большая работа по формированию ТПУ ведется после запуска пассажирского движения по трассе Малого кольца Московской железной дороги (МКЖД - МЦК). 
           
           Таким образом, руководством города сделан огромный прорыв в области развития транспортно-пересадочных узлов столицы, но сделать надо еще больше, для чего, необходимо формирование системы приоритетов при развитии системы ТПУ, базирующейся на научно-методических исследованиях. 
          
            
            
               
               
  | 
             
            
               
               
               
              Рис.1 Существующие и проектируемые ТПУ Москвы
  | 
             
           
         |