БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 
           
          ХАНТЫ-МАНСИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ 
           
          Лечебный факультет 
          Кафедра анестезиологии-реаниматологии, скорой медицинской помощи и клинической токсикологии 
           
          Р  
          УТВЕРЖДАЮ 
           
          Декан лечебного факультета 
           
          Коркин А.Л. ______________ 
           
          (подпись) 
           
          « » 2016 г.
  
          АБОЧАЯ ПРОГРАММА 
           
          Б.1.Б36 Медицина катастроф. 
          По специальности 31.05.01 Лечебное дело высшего профессионального образования 
           
          Форма обучения: очная 
           
          Регистрационный № ______ 
           
          Экз. №__________________ 
           
          
            
            
            
            
            
            
            
            
               
              Вид и объем занятий
  | 
               
              курс 6
  | 
               
              Всего по семестрам
  | 
             
            
               
              Семестр 11
  | 
               
              Семестр_
  | 
             
            
               
              Часов
  | 
               
              Зач. ед.
  | 
               
              Часов
  | 
               
              Зач. ед.
  | 
               
              Часов
  | 
               
              Зач. ед.
  | 
             
            
               
              Объем по учебному плану (всего)
  | 
               
              180
  | 
               
              5
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              180
  | 
               
              5
  | 
             
            
               
              В том числе:
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              Лекции
  | 
               
              28
  | 
               
              0,78
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              28
  | 
               
              0,78
  | 
             
            
               
              Семинары
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              Лабораторные
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              Практические
  | 
               
              68
  | 
               
              1,89
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              68
  | 
               
              1,89
  | 
             
            
               
              Самостоятельная работа обучающихся
  | 
               
              48
  | 
               
              1,33
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              48
  | 
               
              1,33
  | 
             
            
               
              Экзамен
  | 
               
              36
  | 
               
              1
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              36
  | 
               
              1
  | 
             
            
          
            
            
            
               
              Форма контроля
  | 
               
              Количество/ семестр
  | 
             
            
               
               
              Экзамен
  | 
               
              1/XI
  | 
             
            
               
              Зачет
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              Курсовая работа
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              Контрольная работа
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              Реферат
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              История болезни
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              Др. формы (в соответствии с учебным планом)
  | 
               
               
              
  | 
             
            
           
          Ханты-Мансийск — 2016 г. 
           
          Рабочая программа разработана на основании ФГОС ВО, утвержденного в 2016г. по специальности 
           
          31.05.01 Лечебное дело высшего профессионального образования. 
          Рабочую программу разработал 
           
          
            
            
            
            
            
               
              Фамилия И.О.
  | 
               
              Должность
  | 
               
              Ученая степень, ученое звание
  | 
               
              Кафедра
  | 
             
            
               
              1
  | 
               
              2
  | 
               
              3
  | 
               
              4
  | 
             
            
               
              Яцинюк Б.Б.
  | 
               
              Заведующий кафедрой анестезиологии-реаниматологии, скорой медицинской помощи и клинической токсикологии ГБОУ ВПО ХМАО-Югры ХМГМА
  | 
               
              к.м.н., доцент
  | 
               
              Кафедра анестезиологии-реаниматологии, скорой медицинской помощи и клинической тоскикологии
  | 
             
            
           
          Рецензент 
           
          
            
            
            
            
            
               
              Фамилия И.О.
  | 
               
              Должность
  | 
               
              Ученая степень, ученое звание
  | 
               
              Кафедра
  | 
             
            
               
              1
  | 
               
              2
  | 
               
              3
  | 
               
              4
  | 
             
            
               
              Зуевская Т.В.
  | 
               
              Профессор кафедры пропедевтики внутренних болезней и факультетской терапии БУ ВО ХМАО-Югры ХМГМА
  | 
               
              д.м.н., доцент
  | 
               
              Кафедра пропедевтики внутренних болезней и факультетской терапии
  | 
             
            
           
          Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры анестезиологии-реаниматологии, скорой медицинской помощи и клинической тоскикологии 
           
          Протокол № 17 от «20» мая 2016 г. 
           
          Зав. кафедрой к.м.н., доцент Яцинюк Б.Б.. (подпись) 
          Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании ЦМК дисциплин профессионального цикла ХМГМА 
           
          Протокол № от « » 20___г. 
           
          Председатель ЦМК к.м.н., доцент Вотинцев А.А. (подпись) 
           
          
            
            
            
            
               
              № п/п
  | 
               
              Название раздела
  | 
               
              Стр.
  | 
             
            
               
              Раздел 1.
  | 
               
              Паспорт рабочей программы и общие положения
  | 
               
              4
  | 
             
            
               
              1.1.
  | 
               
              Область применения рабочей программы
  | 
               
              4
  | 
             
            
               
              1.2.
  | 
               
              Место учебной дисциплины в структуре ООП (основной профессиональной образовательной программы)
  | 
               
              4
  | 
             
            
               
              1.3.
  | 
               
              Цели и задачи учебной дисциплины
  | 
               
              4
  | 
             
            
               
              1.4.
  | 
               
              Перечень практических навыков и умений
  | 
               
              4
  | 
             
            
               
              1.5.
  | 
               
              Перечень формируемых компетенций
  | 
               
              7
  | 
             
            
               
              Раздел 2.
  | 
               
              Содержание учебной дисциплины
  | 
               
              13
  | 
             
            
               
              2.1.
  | 
               
              Учебно-тематический план
  | 
               
              13
  | 
             
            
               
              2.2.
  | 
               
              Тематическое планирование лекционных занятий
  | 
               
              16
  | 
             
            
               
              2.3.
  | 
               
              Тематическое планирование семинарских занятий
  | 
               
              20
  | 
             
            
               
              2.4.
  | 
               
              Тематическое планирование лабораторных занятий
  | 
               
              20
  | 
             
            
               
              2.5.
  | 
               
              Тематическое планирование практических занятий
  | 
               
              21
  | 
             
            
               
              2.6.
  | 
               
              Тематическое планирование самостоятельной работы обучающихся
  | 
               
              29
  | 
             
            
               
              Раздел 3
  | 
               
              Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
  | 
               
              37
  | 
             
            
               
              3.1.
  | 
               
              Перечень контрольно-диагностических материалов «Медицина катастроф»
  | 
               
              37
  | 
             
            
               
              3.2.
  | 
               
              Материально-техническое обеспечение дисциплины
  | 
               
              66
  | 
             
            
               
              3.3.
  | 
               
              Список основной и дополнительной литературы, информационное обеспечение обучения
  | 
               
              69
  | 
             
            
               
              3.4.
  | 
               
              Учебно-методическое обеспечение дисциплин в компьютерной базе курса
  | 
               
              69
  | 
             
            
               
              Приложение 1
  | 
               
              Методические разработки для преподавателя к практическим занятиям
  | 
               
              представлен отдельной папкой
  | 
             
            
               
              Приложение 2
  | 
               
              Методические рекомендации для обучающихся к практическим занятиям
  | 
               
              представлен отдельной папкой
  | 
             
            
               
              Приложение 3
  | 
               
              Методические рекомендации для обучающихся к самостоятельной работе
  | 
               
              представлен отдельной папкой
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
              Аннотация к рабочей программе
  | 
               
              87
  | 
             
            
           
          Раздел 1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 
          1.1. Область применения рабочей программы 
           
          Программа учебной дисциплины Медицина катастроф является частью профессиональной программы по специальности 31.05.01 – Лечебное дело. 
          1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП (основной профессиональной образовательной программы) 
           
          1. Учебная дисциплина Медицина катастроф относится к базовой части программы специалитета: 
           
          2. Данная дисциплина, учитывая ее направленность – обучение оказанию неотложной медицинской квалифицированной и специализированной помощи при воздействии различных факторов чрезвычайных и экстремальных ситуаций, позволит обучающимся, опираясь на ранее полученные теоретические и клинические знания, получить врачебные навыки в медицине неотложных состояний. 
          1.3. Цели и задачи учебной дисциплины: 
           
          Цель дисциплины - предназначена для профессиональной подготовки выпускников медицинских вузов к работе по организации и проведения медицинского обеспечения населения в военное время и в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера мирного времени. 
           
          При этом задачами дисциплины являются: 
           
          - овладение теоретическими основами в области медицины катастроф, токсикологии и медицинской защиты от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; 
           
          - формирование умений по организации и проведению мероприятий по оказанию медицинской помощи пострадавшему населению при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное и в военное время; 
           
          - формирование компетенций, необходимых в профессиональной деятельности специалиста - Лечебное дело по вопросам оказания медицинской помощи на этапах медицинской эвакуации, обеспечения граждан средствами индивидуальной и коллективной защиты, проведения (радиационной, химической и биологической разведки) в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; 
           
          - изучение нормативно-правовой базы в области медицины катастроф, токсикологии и медицинской защиты от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. 
          1.4. Перечень практических навыков и умений 
          Знать: 
          
             
            основы законодательства РФ по охране здоровья населения, основные нормативно –технические документы;
  
             
            основы законодательства о санитарно – эпидемиологическом благополучии населения, основные официальные документы, регламентирующие противоэпидемиологическое обслуживание населения при инфекционных и паразитарных заболеваниях;
  
             
            организацию врачебного контроля за состоянием здоровья населения, вопросы экспертизы нетрудоспособности и медико – юридической помощи населению;
  
             
            ведение типовой учетно-отчетной медицинской документации в медицинских организациях;
  
             
            этиологию, патогенез и меры профилактики наиболее часто встречающихся заболеваний;
  
             
            современную классификацию заболеваний;
  
             
            клиническую картину и особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний, протекающих в типичной форме у различных возрастных групп;
  
             
            методы диагностики, диагностические возможности методов непосредственного исследования больного терапевтического, хирургического и инфекционного профиля, современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных (включая эндоскопические, рентгенологические методы, ультразвуковую диагностику);
  
             
            критерии диагноза различных заболеваний;
  
             
            методы лечения и показания к их применению;
  
             
            клинические проявления основных хирургических синдромов;
  
             
            виды и методы современной общей анестезии (масочный, эндотрахеальный, внутривенный), способы и методы профилактики послеоперационных легочных осложнений, особенности ведения больных, находящихся в коматозном состоянии, интенсивную терапию пациентам, перенесшим критическое состояние;
  
             
            особенности оказания первой помощи и проведения реанимационных мероприятий пострадавшим при автодорожных травмах, утоплении, электротравме, странгуляционной асфиксией, способы восстановления проходимости верхних дыхательных путей;
  
             
            клинические симптомы повреждений опорно-двигательной системы, грудной клетки, брюшной полости, полости таза, головы и полости черепа;
  
             
            методику определения площади обожженной поверхности, особенности наложения контурных повязок при ожоговой болезни и холодовой травме;
  
             
            патогенез инфекционных болезней, их основные клинические проявления, основные методы лабораторной и инструментальной диагностики, применяемые в инфектологии (показания к применению, теоретические основы метода, трактовка результата);
  
             
            основные принципы лечения инфекционных болезней и реабилитации больных, показания к госпитализации инфекционного больного, специфическую и неспецифическую профилактику инфекционных болезней;
  
             
            структуру инфекционной службы, показания к амбулаторному лечению инфекционного больного, транспортировку инфекционного больного в стационар: правила изоляции при госпитализации больных, санитарно-гигиенические требования к устройству, организации работы и режиму инфекционных больниц, отделений, боксов;
  
             
            особенности организации работы с больными ВИЧ-инфекцией;
  
             
            клинико-фармакологическую характеристику основных групп лекарственных препаратов и рациональный выбор конкретных лекарственных средств при лечении основных патологических синдромов заболеваний и неотложных состояний у пациентов, включая основы антидопингового законодательства;
  
             
            систему организации производства судебно-медицинской экспертизы в Российской Федерации; права, обязанности и ответственность врача, привлекаемого к участию в процессуальных действиях в качестве специалиста или эксперта, основные способы и методы, применяемые при проведении судебно-медицинской экспертизы.
  
            
           
          Уметь: 
          
             
            определить статус пациента: собрать анамнез, провести опрос пациента и/или его родственников, провести физикальное обследование пациента (осмотр, пальпация, аускультация, измерение артериального давления, определение свойств артериального пульса и т.п.);
  
             
            оценить состояние пациента для принятия решения о необходимости оказания ему медицинской помощи;
  
             
            провести первичное обследование систем и органов: нервной, эндокринной, иммунной, дыхательной, сердечно-сосудистой, крови и кроветворных органов, пищеварительной, мочевыделительной, репродуктивной, костно-мышечной и суставов, глаза, уха, горла, носа;
  
             
            установить приоритеты для решения проблем здоровья пациента: критическое терминальное) состояние, состояние с болевым синдромом, состояние с хроническим заболеванием, состояние с инфекционным заболеванием, инвалидность, гериатрические проблемы, состояние душевно больных пациентов;
  
             
            оценить социальные факторы, влияющие на состояние физического и психологического здоровья пациента: культурные, этнические, религиозные, индивидуальные, семейные, социальные факторы риска (безработица, насилие, болезнь и смерть родственников и пр.);
  
             
            поставить предварительный диагноз - синтезировать информацию о пациенте с целью определения патологии и причин, ее вызывающих;
  
             
            наметить объем дополнительных исследований в соответствии с прогнозом болезни, для уточнения диагноза и получения достоверного результата;
  
             
            определить по рентгенограмме наличие перелома и вывиха, свободного газа в брюшной полости, гидро-пневмоторакса;
  
             
            подобрать индивидуальный вид оказания помощи для лечения пациента в соответствии с ситуацией: первичная помощь, скорая помощь, госпитализация;
  
             
            сформулировать клинический диагноз;
  
             
            разработать план терапевтических (хирургических) действий, с учетом протекания болезни и ее лечения;
  
             
            сформулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и патогенетических средств, обосновать фармакотерапию у конкретного больного при основных патологических синдромах и неотложных состояниях, определить путь введения, режим и дозу лекарственных препаратов, оценить эффективность и безопасность проводимого лечения;
  
             
            применять различные способы введения лекарственных препаратов;
  
             
            поставить предварительный диагноз - синтезировать информацию о пациенте с целью определения патологии и причин, ее вызывающих;
  
             
            наметить объем дополнительных исследований в соответствии с прогнозом болезни, для уточнения диагноза и получения достоверного результата;
  
             
            оказывать первую помощь при неотложных состояниях, первую врачебную помощь пострадавшим в очагах поражения в чрезвычайных ситуациях;
  
             
            обследовать пациентов при различных травматических повреждениях, с гнойно-септическими состояниями, выявлять жизнеопасные нарушения при кровотечениях, наложить транспортные шины, бинтовые и косыночные повязки, ввести медикаменты через дренажи и микроирригаторы, оценить пригодность крови и ее препаратов к трансфузии, проводить контроль за показателями гемодинамики и дыхания;
  
             
            проводить реанимационные мероприятия при возникновении клинической смерти;
  
             
            перед операцией и хирургическими манипуляциями обработать руки, операционное поле, одеть стерильную хирургическую маску, одеть или сменить стерильные перчатки, стерильный халат самостоятельно и с помощью операционной сестры;
  
             
            заполнять историю болезни, выписать рецепт;
  
             
            применить правовые и медицинские аспекты констатации смерти человека, констатировать биологическую и клиническую смерть, проводить осмотр трупа на месте его обнаружения, выявлять вещественные доказательства биологического происхождения и организовывать их направление на экспертизу;
  
             
            проводить судебно-медицинское освидетельствование живых лиц и трактовать результаты лабораторных исследований объектов судебно-медицинской экспертизы.
  
            
           
          Владеть: 
          
             
            правильным ведением медицинской документации;
  
             
            методами общеклинического обследования;
  
             
            интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики;
  
             
            алгоритмом развернутого клинического диагноза;
  
             
            алгоритмом постановки предварительного диагноза с последующим направлением пациента к соответствующему врачу-специалисту;
  
             
            основными врачебными диагностическими и лечебными мероприятиями по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях.
  
            
           
           
          
            
               
              Перечень формируемых компетенций
  
             
            
          Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих компетенций: 
          Общекультурные компетенции. 
           
          способность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-4); 
           
          готовность использовать приемы окзания первой медицинской помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-7). 
          Профессиональные компетенции. 
           
          общепрофессиональные: 
           
          готовность к обеспечению организации ухода за больными и оказанаю первичной доврачебной медико-санитарной помощи (ОПК-10); 
           
          профессиональные: 
           
          способность и готовность к осуществлению комплекса меропритий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждения возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1); 
           
          способность и готовность к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных черзвычайных ситуациях (ПК-3); 
           
          готовность к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов его осмотров, лабораторных, интрументальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания (ПК-5); 
           
          способность к определению у пациента основных патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм, в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, Х пересмотра (ПК-6); 
           
          способность к опредению тактики ведения пациентов с различными нозологическими формами (ПК-8); 
           
          готовность к участию в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе участие в медицинской эвакуации (ПК-13). 
           
          
            
            
            
            
            
               
              Компетенции
  | 
               
              Знать
  | 
               
              Уметь
  | 
               
              Владеть
  | 
             
            
               
              ОК-4 
               
              ОК-7
  | 
              
                
                   
                  основы законодательства РФ по охране здоровья населения, основные нормативно – технические документы;
  
                   
                  основы законодательства о санитарно – эпидемиологическом благополучии населения, основные официальные документы, регламентирующие противоэпидемиологическое обслуживание населения при инфекционных и паразитарных заболеваниях;
  
                   
                  организацию врачебного контроля за состоянием здоровья населения, вопросы экспертизы нетрудоспособности и медико – юридической помощи населению.
  
                 
               | 
              
                
                   
                  Оценить социальные факторы, влияющие на состояние физического и психологического здоровья пациента: культурные, этнические, религиозные, индивидуальные, семейные, социальные факторы риска (безработица, насилие, болезнь и смерть родственников и пр.);
  
                  
                 
                 
               | 
              
                
                   
                  правильным ведением медицинской документации.
  
                  
                 
                 
               | 
             
            
               
              ОПК-10
  | 
              
                
                   
                  основы законодательства РФ по охране здоровья населения, основные нормативно –технические документы;
  
                   
                  основы законодательства о санитарно – эпидемиологическом благополучии населения, основные официальные документы, регламентирующие противоэпидемиологическое обслуживание населения при инфекционных и паразитарных заболеваниях;
  
                   
                  организацию врачебного контроля за состоянием здоровья населения, вопросы экспертизы нетрудоспособности и медико – юридической помощи населению;
  
                   
                  ведение типовой учетно-отчетной медицинской документации в медицинских организациях.
  
                  
                 
                 
               | 
              
                
                   
                  подобрать индивидуальный вид оказания помощи для лечения пациента в соответствии с ситуацией: первичная помощь, скорая помощь, госпитализация;
  
                   
                  сформулировать клинический диагноз;
  
                   
                  разработать план терапевтических (хирургических) действий, с учетом протекания болезни и ее лечения;
  
                  
                сформулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и патогенетических средств, обосновать фармакотерапию у конкретного больного при основных патологических синдромах и неотложных состояниях, определить путь введения, режим и дозу лекарственных препаратов, оценить эффективность и безопасность проводимого лечения. 
               | 
               
              правильным ведением медицинской документации.
  | 
             
            
               
              ПК-1
  | 
              
                
                   
                  ведение типовой учетно-отчетной медицинской документации в медицинских организациях;
  
                   
                  этиологию, патогенез и меры профилактики наиболее часто встречающихся заболеваний;
  
                   
                  клиническую картину и особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний, протекающих в типичной форме у различных возрастных групп;
  
                   
                  методы диагностики, диагностические возможности методов непосредственного исследования больного терапевтического, хирургического и инфекционного профиля, современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных (включая эндоскопические, рентгенологические методы, ультразвуковую диагностику);
  
                   
                  критерии диагноза различных заболеваний.
  
                  
                 
                 
               | 
              
                
                   
                  Определить статус пациента: собрать анамнез, провести опрос пациента и/или его родственников, провести физикальное обследование пациента (осмотр, пальпация, аускультация, измерение артериального давления, определение свойств артериального пульса и т.п.);
  
                   
                  Оценить состояние пациента для принятия решения о необходимости оказания ему медицинской помощи;
  
                   
                  Провести первичное обследование систем и органов: нервной, эндокринной, иммунной, дыхательной, сердечно-сосудистой, крови и кроветворных органов, пищеварительной, мочевыделительной, костно-мышечной и суставов;
  
                   
                  Заполнять историю болезни, выписать рецепт.
  
                  
                 
                 
               | 
              
                
                   
                  правильным ведением медицинской документации;
  
                   
                  методами общеклинического обследования;
  
                   
                  интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики;
  
                  
                4.алгоритмом постановки предварительного диагноза с последующим направлением пациента к соответствующему врачу-специалисту. 
               | 
             
            
               
              ПК-3
  | 
              
                
                   
                  этиологию, патогенез и меры профилактики наиболее часто встречающихся заболеваний;
  
                   
                  современную классификацию заболеваний;
  
                   
                  клиническую картину и особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний, протекающих в типичной форме у различных возрастных групп;
  
                   
                  методы диагностики, диагностические возможности методов непосредственного исследования больного терапевтического,хирургического и инфекционного профиля, современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных (включая эндоскопические, рентгенологические методы, ультразвуковую диагностику);
  
                   
                  критерии диагноза различных заболеваний;
  
                   
                  методы лечения и показания к их применению;
  
                   
                  патогенез инфекционных болезней, их основные клинические проявления, основные методы лабораторной и инструментальной диагностики, применяемые в инфектологии (показания к применению, теоретические основы метода, трактовка результата);
  
                   
                  основные принципы лечения инфекционных болезней и реабилитации больных, показания к госпитализации инфекционного больного, специфическую и неспецифическую профилактику инфекционных болезней;
  
                   
                  структуру инфекционной службы, показания к амбулаторному лечению инфекционного больного, транспортировку инфекционного больного в стационар: правила изоляции при госпитализации больных, санитарно-гигиенические требования к устройству, организации работы и режиму инфекционных больниц, отделений, боксов;
  
                   
                  особенности организации работы с больными ВИЧ-инфекцией;
  
                  
                 
                 
               | 
              
                
                   
                  подобрать индивидуальный вид оказания помощи для лечения пациента в соответствии с ситуацией: первичная помощь, скорая помощь, госпитализация;
  
                   
                  разработать план терапевтических (хирургических) действий, с учетом протекания болезни и ее лечения;
  
                   
                  сформулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и патогенетических средств, обосновать фармакотерапию у конкретного больного при основных патологических синдромах и неотложных состояниях, определить путь введения, режим и дозу лекарственных препаратов, оценить эффективность и безопасность проводимого лечения;
  
                   
                  поставить предварительный диагноз - синтезировать информацию о пациенте с целью определения патологии и причин, ее вызывающих;
  
                   
                  оказывать первую помощь при неотложных состояниях, первую врачебную помощь пострадавшим в очагах поражения в чрезвычайных ситуациях;
  
                  
                 
                 
               | 
              
                
                   
                  алгоритмом постановки предварительного диагноза с последующим направлением пациента к соответствующему врачу-специалисту;
  
                   
                  основными врачебными диагностическими и лечебными мероприятиями по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях.
  
                  
                 
                 
               | 
             
            
               
              ПК-5
  | 
              
                
                   
                  методы диагностики, диагностические возможности методов непосредственного исследования больного терапевтического, хирургического и инфекционного профиля, современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных (включая эндоскопические, рентгенологические методы, ультразвуковую диагностику);
  
                  
                 
                 
               | 
              
                
                   
                  Наметить объем дополнительных исследований в соответствии с прогнозом болезни, для уточнения диагноза и получения достоверного результата;
  
                   
                  Определить по рентгенограмме наличие перелома и вывиха, свободного газа в брюшной полости, гидро-пневмоторакса;
  
                  
                Наметить объем дополнительных исследований в соответствии с прогнозом болезни, для уточнения диагноза и получения достоверного результата. 
               | 
               
              1.алгоритмом постановки предварительного диагноза с последующим направлением пациента к соответствующему врачу-специалисту; 
               
              2.основными врачебными диагностическими и лечебными мероприятиями по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях. 
              
  | 
             
            
               
              ПК-6
  | 
              
                
                   
                  методы диагностики, диагностические возможности методов непосредственного исследования больного терапевтического, хирургического и инфекционного профиля, современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных (включая эндоскопические, рентгенологические методы, ультразвуковую диагностику);
  
                  
                 
                 
               | 
               
              1.Наметить объем дополнительных исследований в соответствии с прогнозом болезни, для уточнения диагноза и получения достоверного результата; 
               
              2.Определить по рентгенограмме наличие перелома и вывиха, свободного газа в брюшной полости, гидро-пневмоторакса; 
               
              3.Наметить объем дополнительных исследований в соответствии с прогнозом болезни, для уточнения диагноза и получения достоверного результата.
  | 
               
              1.методы диагностики, диагностические возможности методов непосредственного исследования больного терапевтического, хирургического и инфекционного профиля, современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных (включая эндоскопические, рентгенологические методы, ультразвуковую диагностику);
  | 
             
            
               
              ПК-8
  | 
              
                
                   
                  этиологию, патогенез и меры профилактики наиболее часто встречающихся заболеваний;
  
                   
                  клиническую картину и особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний, протекающих в типичной форме у различных возрастных групп;
  
                   
                  методы диагностики, диагностические возможности методов непосредственного исследования больного терапевтического, хирургического и инфекционного профиля, современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных (включая эндоскопические, рентгенологические методы, ультразвуковую диагностику);
  
                   
                  критерии диагноза различных заболеваний.
  
                  
                 
                 
               | 
              
                
                   
                  Поставить предварительный диагноз - синтезировать информацию о пациенте с целью определения патологии и причин, ее вызывающих;
  
                   
                  Наметить объем дополнительных исследований в соответствии с прогнозом болезни, для уточнения диагноза и получения достоверного результата.
  
                  
                 
                 
               | 
              
                
                   
                  этиологию, патогенез и меры профилактики наиболее часто встречающихся заболеваний;
  
                   
                  клиническую картину и особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний, протекающих в типичной форме у различных возрастных групп;
  
                   
                  методы диагностики, диагностические возможности методов непосредственного исследования больного терапевтического, хирургического и инфекционного профиля, современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных (включая эндоскопические, рентгенологические методы, ультразвуковую диагностику);
  
                   
                  критерии диагноза различных заболеваний.
  
                 
               | 
             
            
               
              ПК-13
  | 
              
                
                   
                  этиологию, патогенез и меры профилактики наиболее часто встречающихся заболеваний;
  
                   
                  современную классификацию заболеваний;
  
                   
                  клиническую картину и особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний, протекающих в типичной форме у различных возрастных групп;
  
                   
                  методы диагностики, диагностические возможности методов непосредственного исследования больного терапевтического, хирургического и инфекционного профиля, современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных (включая эндоскопические, рентгенологические методы, ультразвуковую диагностику);
  
                   
                  критерии диагноза различных заболеваний;
  
                   
                  клинические проявления основных хирургических синдромов;
  
                   
                  клинические симптомы повреждений опорно-двигательной системы, грудной клетки, брюшной полости, полости таза, головы и полости черепа;
  
                   
                  методику определения площади обожженной поверхности, особенности наложения контурных повязок при ожоговой болезни и холодовой травме;
  
                   
                  Патогенез инфекционных болезней, их основные клинические проявления, основные методы лабораторной и инструментальной диагностики, применяемые в инфектологии (показания к применению, теоретические основы метода, трактовка результата);
  
                  
                особенности организации работы с больными ВИЧ-инфекцией. 
               | 
              
                
                   
                  Поставить предварительный диагноз - синтезировать информацию о пациенте с целью определения патологии и причин, ее вызывающих;
  
                   
                  Наметить объем дополнительных исследований в соответствии с прогнозом болезни, для уточнения диагноза и получения достоверного результата;
  
                   
                  Определить по рентгенограмме наличие перелома и вывиха, свободного газа в брюшной полости, гидро-пневмоторакса;
  
                   
                  Сформулировать клинический диагноз;
  
                   
                  Поставить предварительный диагноз - синтезировать информацию о пациенте с целью определения патологии и причин, ее вызывающих;
  
                   
                  Наметить объем дополнительных исследований в соответствии с прогнозом болезни, для уточнения диагноза и получения достоверного результата;
  
                   
                  Обследовать пациентов при различных травматических повреждениях, с гнойно-септическими состояниями, выявлять жизнеопасные нарушения при кровотечениях, наложить транспортные шины, бинтовые и косыночные повязки, ввести медикаменты через дренажи и микроирригаторы, оценить пригодность крови и ее препаратов к трансфузии, проводить контроль за показателями гемодинамики и дыхания;
  
                  
                 
                 
               | 
               
              1.этиологию, патогенез и меры профилактики наиболее часто встречающихся заболеваний; 
               
              2.современную классификацию заболеваний; 3.клиническую картину и особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний, протекающих в типичной форме у различных возрастных групп; 
               
              4.методы диагностики, диагностические возможности методов непосредственного исследования больного терапевтического, хирургического и инфекционного профиля, современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных (включая эндоскопические, рентгенологические методы, ультразвуковую диагностику); 
               
              5.критерии диагноза различных заболеваний; 
               
              6.клинические проявления основных хирургических синдромов; 
               
              7.клинические симптомы повреждений опорно-двигательной системы, грудной клетки, брюшной полости, полости таза, головы и полости черепа; 
               
              8.методику определения площади обожженной поверхности, особенности наложения контурных повязок при ожоговой болезни и холодовой травме; 
               
              9.Патогенез инфекционных болезней, их основные клинические проявления, основные методы лабораторной и инструментальной диагностики, применяемые в инфектологии (показания к применению, теоретические основы метода, трактовка результата); 
               
              10.особенности организации работы с больными ВИЧ-инфекцией.
  | 
             
            
         |