| 
           
             
            Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10»г. Реутов Московской области Основная образовательная программа начального общего образования 
             
            2013-2014 
             
            
          МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   
           
          «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10» 
          
            
            
            
               
              143969 
               
              Московская область, г. Реутов 
               
              Юбилейный проспект д. 62
  | 
               
              тел: 8 (498) 661-26-24 
               
              mail: adm_school@mail.ru 
               
              сайт: www. 10s-reut.ru
  | 
             
            
               
              УТВЕРЖДАЮ 
               
              Директор МБОУ «СОШ №10» 
               
              ___________Кондрашова О.С. 
               
              «_____» _____________2013 г.
  | 
             
            
               
               
               
              ОДОБРЕНО 
               
              на заседании Педагогического совета 
               
              МБОУ «СОШ №10» 
               
              Протокол № __ от __________2013г.
  | 
             
            
           
            
           
           
            
          Директор школы Кондрашова Ольга Сергеевна 
           
          Год постройки школы – 2013 г. 
           
          Всего обучающихся - 324 
          ОСНОВНАЯ 
           
          ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ 
           
          ПРОГРАММА 
           
          НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 
           
          2013-2014 учебный год 
          Введение 
           
          Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья. 
           
          Основная образовательная программа образовательного учреждения является программой развития данного образовательного учреждения. 
           
          Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения в соответствии с требованиями Стандарта содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный. 
           
          Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы начального общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов. 
           
          Целевой раздел включает: 
          
             
            пояснительную записку;
  
             
            планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программыначального общего образования;
  
             
            систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
  
            
          Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и 
           
          включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе: 
          
             
            программу развития универсальных учебных действий на ступени начального общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  
             
            программы отдельных учебных предметов, курсов;
  
             
            программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени НОО;
  
             
            программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
  
             
            программа коррекционной работы.
  
            
          Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы. 
           
          Организационный раздел включает: 
          
             
            учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;
  
            
           
          МБОУ «СОШ №10» г. Реутов реализующая основную образовательную программу начального общего образования, обязана обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса: 
          
             
            с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы основного общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения;
  
             
            с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении.
  
            
          Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения всеми детьми основной образовательной программы начального общего образования, конкретизированы и закреплены в заключённом между ними и образовательным учреждением договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы. 
           
          
            
            
               
              Основная образовательная программа начального общего образования 
               
              1. Целевой раздел
  | 
             
            
               
              1.1.Пояснительная записка
  | 
             
            
               
              1.2. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования
  | 
             
            
               
              1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования
  | 
             
            
               
              2. Содержательный раздел
  | 
             
            
               
              2.1. Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
  | 
             
            
               
              2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности начального общего образования
  | 
             
            
               
              2.3. Программа духовно – нравственного развития, воспитания учащихся на ступени начального общего образования
  | 
             
            
               
              2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
  | 
             
            
               
              2.5. Программа коррекционной работы
  | 
             
            
               
              3. Организационный раздел
  | 
             
            
               
              3.1. Учебный план начального общего образования
  | 
             
            
               
              3.2. План внеурочной деятельности
  | 
             
            
               
              3.3. Система условий реализации основной образовательной программы начального общего образования 
              
  | 
             
            
           
          I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 
          1.1. Пояснительная записка 
          Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №10» г. Реутов являются: 
          
             
            обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
  
             
            становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.
  
            
          Начальный этап общего образования ставит перед МБОУ «СОШ №10» следующие задачи: 
          
            
               
              сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье и безопасность учащихся, обеспечить их эмоциональное благополучие;
  
               
              развить творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей; сохранить и поддержать индивидуальности каждого ребенка;
  
               
              сформировать у младших школьников основы теоретического и практического мышления и сознания; дать им опыт осуществления различных видов деятельности;
  
               
              создать педагогические условия, обеспечивающие не только успешное образование на данной ступени, но и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на следующие ступени образования и во внешкольную практику;
  
               
              участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
  
               
              помочь школьникам овладеть основами грамотности в различных ее проявлениях (учебной, двигательной, духовно-нравственной, социально-гражданской, визуально-художественной, языковой, математической, естественнонаучной, технологической);
  
               
              дать каждому ребенку опыт и средства ощущать себя субъектом отношений с людьми, с миром и с собой, способным к самореализации в образовательных и других видах деятельности.
  
             
            
          К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены: 
          
            
               
              личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  
               
              метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  
               
              предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
  
             
            
          В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: 
          
            
               
              воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;
  
               
              переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу;
  
               
              ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
  
               
              признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
  
               
              учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
  
               
              обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;
  
               
              разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
  
             
            
          Основная образовательная программа формируется с учѐтом психолого-педагогических особенностей развития детеймладшего школьного возраста(от 6,5 до 11 лет), связанных: 
          
             
            с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
  
             
            с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
  
             
            с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
  
             
            с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
  
             
            с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
  
             
            с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
  
            
           
          1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования 
           
          Компетентному человеку присущ творческий подход к решению любых встающих перед ним задач, при котором он может быть независимым от ожиданий своего окружения, способен контролировать свои действия на основе собственных чувств, мыслей и ценностей, действовать самостоятельно, а не быть орудием чьих-то действий, быть автором собственной жизни. Определенный уровень компетентности может быть достигнут в условиях соответствующего обучения уже к концу младшего школьного возраста. 
           
          Компетентное поведение предполагает: 
          
             
            автономное (независимое, самостоятельное, инициативное, ответственное) действие;
  
             
            гибкое использование орудий (включая язык и понятия), согласно их предназначению;
  
             
            функционирование в социально гетерогенных группах.
  
            
          К концу начального образования в соответствии сданной ООП НОО младший школьник сможет быть социально компетентен (иметь социальный опыт): 
          
            
               
              в ориентировке в окружающем пространстве (выборе цели передвижения, планировании маршрута и др.) и времени (определении времени по часам в часах и минутах, определении времени события, последовательности событий);
  
               
              в проведении и организации культурного семейного досуга (досуга с друзьями, в разновозрастных группах) — спортивных и других игр, совместного музицирования, коллективного чтения и постановки театрализованных представлений, посещения художественных выставок, оценки произведений искусства (выражения собственного мнения), организации семейных и школьных праздников и пр.;
  
               
              в проведении индивидуального культурного досуга (подборе художественной литературы для чтения, чтении и понимании художественного текста; подборе музыкальных произведений для прослушивания; самостоятельном сочинении несложных литературных и музыкальных произведений, создании несложных выразительных художественных произведений - графических, скульптурных, поделочных и пр.);
  
               
              в получении ответов на возникающие у него вопросы об окружающем мире — определении подходящего способа получения ответа (самостоятельное наблюдение, экспериментирование, поиск информации в разнообразных информационных источниках), осуществление своей цели;
  
               
              в осуществлении простейших трудовых (бытовых) дел — уборке территории, квартиры; несложном ремонте изделий; изготовлении несложных конструкций из разных материалов для решения собственных задач (в том числе, оценке величины предметов «на глаз»); пользовании инструментами; использовании образцов, схем, эскизов, чертежей; выборе материалов с учетом свойств по внешним признакам; соблюдении последовательности технологических операций при изготовлении и сборке изделия;осуществлении декоративного оформления и отделки изделий; решении расчетных задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др., в том числе, с применением технических средств);
  
               
              в осуществлении ухода за своим телом по мере необходимости — осуществлении поддерживающих гигиенических мероприятий, закаливающих процедур, умении почувствовать и осознать симптомы начинающейся болезни (в том числе, обращении за помощью к взрослому в нужный момент), осуществлении простейшей саморегуляции, самообслуживания;
  
               
              в культурном и безопасном поведении в окружающем мире (доме, жилой местности, на природе); ведении культурного диалога в условиях бытового общения;
  
               
              в осуществлении учебной работы в школе (в классе, группе, паре, разновозрастных группах, индивидуально) и самостоятельной учебной работы (выбор занятия, самоорганизация, простейшее планирование и т.д.).
  
             
            
          Для приобретения социального опыта особое значение имеют следующие ключевые компетентности, которые должны быть сформированы к концу обучения в начальной школе: 
          
             
            В отношении предметного мышления (решения задач, проблем):
  
           
          
             
            умение отличать известное от неизвестного;
  
             
            умение в недоопределенной ситуации указать, каких знаний и умений не хватает для успешного действия;
  
             
            умение формулировать предположения о том, как искать недостающий способ действия (недостающее знание);
  
             
            находить информацию, недостающую для решения задачи, в литературе, у взрослых, в других источниках информации (в том числе, в поисковых компьютерных системах, словарях, справочниках и пр.).
  
           
          
            
               
              2. В отношении содержательной коммуникации (коммуникативная компетентность):
  
             
           
          
             
            владение способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия при решении учебных задач;
  
             
            умение представить свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других);
  
             
            умение осуществлять продуктивное взаимодействие с другими участниками совместного исследования или учения (в том числе, пробы общения в сети Интернет);
  
             
            умение понимать несложные научно-популярные тексты, выделяя в них существенное по отношению к предстоящей задаче;
  
             
            способность воспринимать художественные произведения (литературные, музыкальные, изобразительного искусства), выступая в разных позициях (автора, зрителя, критика);
  
             
            способность понимать позиции разных участников коммуникации и продолжать их логику мышления.
  
           
          
             
            В отношении владения информацией (информационная компетентность):
  
           
          
             
            правильно, осознанно читать (про себя) простой научно-популярный текст (независимо от скорости); определять главную мысль текста; находить в тексте незнакомые слова, определять их значение разными способами, составлять простейший план несложного текста для пересказа; рассказывать несложный текст по плану, описывать устно объект наблюдения;
  
             
            классифицировать объекты; использовать сравнение для установления общих и специфических свойств объектов; высказывать суждения по результатам сравнения;
  
             
            представлять результаты данных в виде простейших таблиц и диаграмм;
  
             
            читать простейшие картосхемы с внесенной туда информацией о природных и социальных объектах;
  
             
            читать простейшие графики, диаграммы и таблицы, содержащие информацию об объектах и процессах;
  
             
            находить в справочниках, словарях и поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос;
  
             
            следовать инструкции по правильному применению приборов, инструментов и технических устройств в соответствии с их назначением и правилами техники безопасности;
  
             
            работать с модельными средствами (знаковыми, графическими, словесными) в рамках изученного материала.
  
           
          
             
            В отношении саморазвития (учебная или образовательная) компетентность:
  
           
          
             
            способность осуществлять сознательный выбор заданий разного уровня трудности, материала для тренировки и подготовки творческих работ;
  
             
            способность критично и содержательно оценивать ход своей предметной работы и полученный результат, сознательно контролировать свои учебные действия;
  
             
            самостоятельность суждений, критичность по отношению к своим и чужим действиям и высказываниям, инициативность, способность и склонность к преобразованию сложившихся способов действия, если эти способы действий входят в противоречие с новыми условиями действования;
  
             
            определять последовательность действий для решения предметной задачи, осуществлять простейшее планирование своей работы;
  
             
            обнаруживать свои трудности в выполнении действия тем или иным способом;
  
             
            уметь на основе установленных ими причин ошибок подбирать задания, позволяющие самостоятельно корректировать выполнение действия известным им способом, определять объем таких заданий, способы их выполнения;
  
             
            предполагать, какие ошибки можно допустить при решении того или иного задания в рамках действия освоенными способами;
  
             
            определять степень сложности заданий; находить образцы для проверки работы;
  
             
            сопоставлять свою работу с образцом; оценивать свою работу по критериям, выработанным в классе;
  
             
            сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека (учителя, одноклассника, родителей); осуществлять свободный выбор продукта, предъявляемого «на оценку» учителю и классу, назначая самостоятельно критерии оценивания.
  
            
          В ходе формирования социальных (социального опыта), предметных и ключевых компетентностей происходит становление личности младшего школьника. 
           
          Личностные результаты освоения ООП начального общего образования отражают: 
          
             
            формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
  
             
            формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  
             
            истории и культуре других народов;
  
             
            принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла умения;
  
             
            развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  
             
            формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  
             
            развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  
             
            развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  
             
            формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  
            
          Цели, характеризующие систему учебных действий 
           
          в отношении опорного учебного материала 
           
          Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится»к каждому разделу учебной программы. 
           
          Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. 
           
          Планируемые результаты, описывающие указанную группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться». 
           
          Чтение 
           
          Работа с текстом 
           
          Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного 
           
          Выпускник научится: 
          
             
            находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
  
             
            определять тему и главную мысль текста;
  
             
            делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
  
             
            вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
  
             
            сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
  
             
            понимать информацию, представленную в неявном виде (например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение);
  
             
            понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
  
             
            понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нём информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства текста;
  
             
            использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
  
             
            ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
  
            
          Выпускник получит возможность научиться: 
          
             
            использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
  
             
            работать с несколькими источниками информации;
  
             
            сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
  
             
            
  
            
          Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации 
           
          Выпускник научится: 
          
             
            пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
  
             
            соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую;
  
             
            формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
  
             
            сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
  
             
            составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
  
            
          Выпускник получит возможность научиться: 
          
             
            делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
  
             
            составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
  
             
            
  
            
          Работа с текстом: оценка информации 
           
          Выпускник научится: 
          
             
            высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
  
             
            оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
  
             
            на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
  
             
            участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
  
            
          Выпускник получит возможность научиться: 
          
             
            сопоставлять различные точки зрения;
  
             
            соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
  
             
            в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
  
            
          Русский язык. 
           
          Содержательная линия «Система языка» 
           
         |