  
           
          Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кожевниковский техникум агробизнеса» 
           
          (ОГБПОУ «КТАБ») 
           
          636160, Томская обл., с.Кожевниково, ул.Гагарина, 36 
           
          Тел./факс: 8-(38-244)-2-17-45 
           
          e-mail: ktab70@yandex.ru 
          ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 
           
          ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 
           
          название дисциплины 
           
          Номинация: Лучшая программа урочной деятельности 
           
          обучения финансовой грамотности обучающихся 
           
          профессиональных образовательных организаций 
          Ф.И.О. авторов: 
           
          Морозова Любовь Владимировна, преподаватель 
           
          Полякова Татьяна Дмитриевна, преподаватель 
           
          2018 г. 
           
          Рабочая программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОУД. Основы финансовой грамотности по специальностям 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), по профессиям 19.01.17 Повар, кондитер, 38.01.02 Продавец, контролер-кассир разработана в соответствии с Фундаментальным ядром основного общего образования, Федеральным госудаственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413, письмом Минобрнауки России от 17 марта 2015 года № 06-259, со Стратегией повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 году, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р. 
           
          Организация-разработчик: Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кожевниковский техникум агробизнеса» (ОГБПОУ «КТАБ») 
          Разработчики: 
           
          Морозова Любовь Владимировна, преподаватель 
           
          Ф.И.О., ученая степень, звание, должность 
           
          Полякова Татьяна Дмитриевна, преподаватель 
           
          Ф.И.О., ученая степень, звание, должность 
          © ОГБПОУ « КТАБ» 
           
          © Морозова Любовь Владимировна 
           
          © Полякова Татьяна Дмитриевна 
           
          СОДЕРЖАНИЕ 
          
            
            
            
              
                
                   
                  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  
                  
                 
                 
               | 
               
               
              
  | 
             
            
              
                
                   
                  СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  
                  
                 
                 
               | 
               
               
              
  | 
             
            
              
                
                   
                  ПРИМЕРНЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
  
                 
               | 
               
               
              
  | 
             
            
              
                
                   
                  КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  
                  
                 
                 
               | 
               
               
              
  | 
             
            
              
                
                   
                  ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ПООП
  
                  
                 
                 
               | 
               
               
              
  | 
             
            
          1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 
           
          1.1. Область применения программы 
           
          Программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям и профессиям СПО: 
           
          38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) 
           
          19.01.17 Повар, кондитер 
           
          38.01.02 Продавец, контролер-кассир 
           
          Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по рабочей профессии 23369 Кассир. 
           
          1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы 
           
          Дисциплина относится к дополнительным образовательным программам по развитию основ финансовой грамотности обучающихся образовательных учреждений среднего профессионального образования. Количество часов определено за счет вариативной части циклов ОПОП. 
           
          1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: 
           
          Целью является создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан, в том числе за счет использования финансовых продуктов и услуг надлежащего качества. 
           
          В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания 
           
          
            
            
            
            
               
              Код 1 
               
              ПК, ОК
  | 
               
              Умения
  | 
               
              Знания
  | 
             
            
               
              ПК 1, ОК 1, ПК2, ОК2, ПК3, ОК3
  | 
               
              У1. Следить за состоянием личных финансов 
               
              У2. Планировать свои доходы и расходы 
               
              У3. Формировать долгосрочные сбережения и финансовую «подушку безопасности» для непредвиденных обстоятельств 
               
              У4. Жить по средствам, избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним 
               
              У5. Быть способным распознавать признаки финансового мошенничества 
               
              У6. Вести финансовую подготовку к жизни на пенсии
  | 
               
              З1. Иметь представление о том, как искать и использовать необходимую финансовую информацию 
               
              З2. Рационально выбирать финансовые услуги 
               
              З3. Знать, как отстаивать свои законные права как потребителя финансовых услуг 
               
              З4. Знать о рисках на рынке финансовых услуг 
               
              З5. Знать и выполнять свои обязанности налогоплательщика
  | 
             
            
          В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь использовать полученную информацию в процессе принятия решений: 
           
          - о сохранении и накоплении денежных средств; 
           
          - при оценке финансовых рисков; 
           
          - при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг в процессе выбора. 
           
          В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: 
           
          - существующие в России финансовые институты и финансовые продукты; 
           
          - способы получения информации о финансовых продуктах и институтах из различных источников; 
           
          - способы повышения благосостояния как инвестирование денежных средств, использование пенсионных фондов, создание собственного бизнеса; 
           
          - основы личного финансового планирования и формирования сбалансированных семейных бюджетов, позволяющих повышать свою финансовую независимость и материальное благосостояние на основе оптимального использования денежных средств. 
          
             
            СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  
            
          2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 
          
            
            
            
               
              Вид учебной работы
  | 
               
              Объем часов
  | 
             
            
               
              Максимальная учебная нагрузка (всего)
  | 
               
              58
  | 
             
            
               
              Обязательные аудиторные учебные занятия (всего)
  | 
               
              39
  | 
             
            
               
              в том числе:
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              лабораторные занятия (если предусмотрено)
  | 
               
              0
  | 
             
            
               
              практические занятия (если предусмотрено)
  | 
               
              6
  | 
             
            
               
              контрольные работы (если предусмотрено)
  | 
               
              0
  | 
             
            
               
              курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
  | 
               
              0
  | 
             
            
               
              Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа (всего)
  | 
               
              19
  | 
             
            
               
              в том числе:
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              самостоятельная работа над курсовым проектом (работой) (если предусмотрено)
  | 
               
              0
  | 
             
            
               
              Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии
  | 
               
              0
  | 
             
            
               
              Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
  | 
             
            
          2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины 
          
            
            
            
            
            
            
               
              Наименование разделов и тем
  | 
               
              Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
  | 
               
              Уровень освоения
  | 
               
              Объем часов
  | 
               
              Осваиваемые элементы компетенций
  | 
             
            
               
              1
  | 
               
              2
  | 
               
              3
  | 
               
              4
  | 
               
              5
  | 
             
            
               
              Тема 1. Доходы и расходы 
              
  | 
               
              Понятие «доходы». Понятие «расходы».
  | 
               
              1
  | 
               
              4
  | 
               
              У1, З1,З2
  | 
             
            
               
              Практическое занятие: «Баланс доходов и расходов»
  | 
               
              2
  | 
               
              У1, З1,З2
  | 
             
            
               
              Самостоятельная работа. Составить глоссарий по теме «Доходы и расходы». Подготовить сообщение «Деньги в нашей жизни»
  | 
               
              2
  | 
               
              У1, З1,З2
  | 
             
            
               
              Тема 2. Финансовое планирование и бюджет
  | 
               
              Роль планирования в жизни человека
  | 
               
              1
  | 
               
              2
  | 
               
              У2, З1,З3,З5
  | 
             
            
               
              Цели и задачи финансового планирования. Значимость финансового планирования в нашей жизни
  | 
               
              2
  | 
               
              3
  | 
               
              У2,З1,З2,З5
  | 
             
            
               
              Практическое занятие «Семейный бюджет»
  | 
               
              3
  | 
               
              У2,З1,З2,З5
  | 
             
            
               
              Самостоятельная работа. Составить бюджет своей семьи. Спланировать поступления и расход денежных средств в разрезе календарного года (помесячно)
  | 
               
              2
  | 
               
              У2,З1,З2,З5
  | 
             
            
               
              Тема 3. Личные сбережения
  | 
               
              Зачем откладывать деньги?
  | 
               
              2
  | 
               
              1
  | 
               
              У3, З3,З4
  | 
             
            
               
              Копить или взять кредит?
  | 
               
              2
  | 
               
              2
  | 
               
              У3,З3,З4
  | 
             
            
               
              Понятия и категории личных сбережений
  | 
               
              1
  | 
               
              2
  | 
               
              У3,З3,З4
  | 
             
            
               
              Самостоятельная работа. Сообщение на выбранную тему: дефицитный бюджет, профицитный бюджет, сбалансированный бюджет. Определение типа Вашего семейного бюджета.
  | 
               
              3
  | 
               
              У3,З3,З4
  | 
             
            
               
              Тема 4. Кредитование
  | 
               
              Банковская система и кредит
  | 
               
              1
  | 
               
              2
  | 
               
              У4,З2,З3,З4
  | 
             
            
               
              Виды кредитов
  | 
               
              1
  | 
               
              2
  | 
               
              У4,З2,З3,З4
  | 
             
            
               
              Практическое занятие. Расчет стоимости кредита
  | 
               
              1
  | 
               
              У4,З2,З3,З4
  | 
             
            
               
              Самостоятельная работа. Рассчитать стоимость кредита по имеющимся данным
  | 
               
              2
  | 
               
              У4,З2,З3,З4
  | 
             
            
               
              Тема 5. Инвестирование
  | 
               
              Понятие инвестиций. Категории инвесторов
  | 
               
              1
  | 
               
              2
  | 
               
              У4,У5,З2,З4
  | 
             
            
               
              Источники и методы финансирования
  | 
               
              1
  | 
               
              2
  | 
               
              У4,У5,З2,З4
  | 
             
            
               
              Как стать инвестором?
  | 
               
              2
  | 
               
              1
  | 
               
              У4,У5,З2,З4
  | 
             
            
               
              Самостоятельная работа. Заполнить таблицу: Источники и методы финансирования
  | 
               
              2
  | 
               
              3
  | 
               
              У4,У5,З2,З4
  | 
             
            
               
              Темы 6. Страхование
  | 
               
              Понятие страхования
  | 
               
              1
  | 
               
              1
  | 
               
              У6,З2
  | 
             
            
               
              Функции и виды страхования
  | 
               
              1
  | 
               
              2
  | 
               
              У6,З2
  | 
             
            
               
              ОСАГО и КАСКО
  | 
               
              2
  | 
               
              2
  | 
               
              У6,З2
  | 
             
            
               
              Самостоятельная работа. Подготовить сообщение на одну из выбранных тем (виды страхования)
  | 
               
              3
  | 
               
              У6,З2
  | 
             
            
               
              Тема 7. Риски и финансовая безопасность
  | 
               
              Риски и финансовая безопасность граждан РФ
  | 
               
              1
  | 
               
              2
  | 
               
              У5,З4
  | 
             
            
               
              Финансовое мошенничество
  | 
               
              2
  | 
               
              2
  | 
               
              У5,З4
  | 
             
            
               
              Финансовые преступления и ответственность
  | 
               
              1
  | 
               
              1
  | 
               
              У5,З4
  | 
             
            
               
              Самостоятельная работа. Сообщение на тему: Как обезопасить себя в современных рыночных отношениях?
  | 
               
              4
  | 
               
              У5,З4
  | 
             
            
               
              Всего:
  | 
               
              58
  | 
               
              Х
  | 
             
            
          Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 
           
          1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.); 
           
          2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 
           
          3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач). 
          
             
            УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
  
            
           
          3.1. Материально-техническое обеспечение 
           
          Реализация программы предполагает наличие учебных кабинетов экономика и информатика. 
           
          Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: 
           
          Мебель: стол учительский, столы ученические, стулья, доска школьная, шкафы книжные. 
           
          Технические средства обучения: компьютеры, проектор. 
           
          Документация: план работы кабинета, перечень учебного оборудования, рабочие программы по дисциплинам, календарно-тематические планы, учебная и методическая литература, образцы рефератов, инструкция по технике безопасности, режим работы кабинета, график консультаций. 
          3.2. Информационное обеспечение обучения 
           
          Основные источники: 
          
             
            Важенин А.Г. Обществознание: учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений / А.Г. Важенин. – 3-е изд., стереитип. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 368 с.
  
             
            Гомола А.И. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля : учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / А.И. Гомола, В.Е. Кириллов, П.А. Жанин. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 352 с.
  
             
            Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.А. Певцова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2017 – 480 с.
  
            
           
          Дополнительные источники: 
          
             
            Конституция РФ
  
             
            Трудовой Кодекс РФ
  
             
            Гражданский Кодекс РФ
  
             
            Горелов А.А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А.А, Горелов, Т.А. Горелова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 368 с.
  
             
            Лапуста М.Г. Предпринимательство: Учебник. / М.: ИНФРА-М, 2016. – 384 с.
  
             
            Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Румынина. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 224 с.
  
            
           
          
             
            КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  
            
           
          Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. 
           
          
            
            
            
            
               
              Результаты обучения
  | 
               
              Критерии оценки
  | 
               
              Формы и методы оценки
  | 
             
            
               
              Знать как искать и использовать необходимую финансовую информацию 
               
              Знать, как рационально выбирать финансовые услуги 
               
              Знать, как отстаивать свои законные права как потребителя финансовых услуг 
               
              Знать о рисках на рынке финансовых услуг 
               
              Знать и выполнять свои обязанности налогоплательщика
  | 
               
              Знание и использование финансовой информации, финансовых услуг, понимание риска.
  | 
               
              Оценка результатов выполнения практической работы, самостоятельной работы. Промежуточная аттестация: диф. Зачет.
  | 
             
            
               
              Уметь следить за состоянием личных финансов 
               
              Уметь планировать свои доходы и расходы 
               
              Уметь формировать долгосрочные сбережения и финансовую «подушку безопасности» для непредвиденных обстоятельств 
               
              Уметь жить по средствам, избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним 
               
              Уметь быть способным распознавать признаки финансового мошенничества 
               
              Уметь вести финансовую подготовку к жизни на пенсии
  | 
               
              Умение следить за состоянием личных финансов, планировать свой бюджет, распознавать признаки финансового мошенничества, вести финансовую подготовку к жизни на пенсии.
  | 
               
              Оценка результатов выполнения практической работы, самостоятельной работы. Промежуточная аттестация: диф. Зачет.
  | 
             
            
           
          
             
            Возможности использования программы в других ПООП
  
            
           
           
          15.01.05 Сварщик ручной и частично механизированной сварки (наплавки) 
           
          13.01.10 Электромонтер по ремонту электрооборудования (по отраслям) 
           
         |