Принято решением 
           
          педагогического совета 
           
          МБОУ «Гимназия №1» 
           
          имени Мусы Джалиля НМР РТ 
           
          Протокол №_____ от «__» _______2015 
          Утверждаю 
           
          Директор МБОУ «Гимназия №1» 
           
          имени Мусы Джалиля НМР РТ 
           
          ____________ А.С. Ахметзянова 
           
          Приказ №_________от «___»_______2015 
           
          
            
            
            
            ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
            
            начального общего образования
            
            муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
            
            «Гимназия №1» имени Мусы Джалиля
            
            Нижнекамского муниципального района
            
            Республики Татарстан
            
            Срок реализации: 4 года
            
            (на период 2015-2019 г.г.)
            
            Рассмотрена на заседании педагогического совета (протокол №1 от 28 августа 2015г.) Утверждена и введена в действие приказом директора 73/3 от 28 августа 2015г.
             
            г.Нижнекамск
             
            2015 год
            
             
            
           
          
             
            Содержание 
             
            
          Пояснительная записка. 
          Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Гимназия №1» имени Мусы Джалиля разработана на основе: 
           
          - закона Российской Федерации «Об образовании» статья 12 
           
          -федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. 
           
          - приказа Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; 
           
          - приказа Министерства образования и науки РФ № 2357 от 22 сентября 2011г. «О внесении изменений в ФГОС НОО, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. № 373; 
           
          - примерной основной образовательной программы начального общего образования одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. №1/5) 
           
          - образовательных программ: «Перспектива», «Школа 2100», «Начальная школа 21век». 
           
          -Устава ОУ. 
           
          Описание типа и вида ОУ.  
           
          Гимназия расположена в городе Нижнекамске РТ. Имеет статус муниципального общеобразовательного учреждения. Тип ОУ – общеобразовательное учреждение, вид ОУ – гимназия 
           
          Социокультурные особенности и потребности территории. 
           
          Учитывая социальное окружение, социальное положение учащихся, коллектив гимназии видит свою миссию в том, чтобы создать условия для развития и саморазвития каждого гимназиста, помочь каждому самоопределиться, самореализоваться как уникальной неповторимой личности. 
           
          Заказ родителей, выявленный в ходе микроисследования с целью дальнейшего развития системы школьного образования и воспитания, ориентирует школу на усиление предметов математического цикла и филологической образовательной области. 
           
          Следует отметить, что при сопоставлении образовательных потребностей учащихся и их родителей, отмечена практически одинаковая востребованность тех или иных предметов. 
           
          Адресность образовательной программы. 
           
          Программа адресована педагогическому коллективу МБОУ «Гимназия №1» имени Мусы Джалиля, учащимся 1-4 классов и их родителям. 
           
          Сроки освоения программы: 2015-2019 г.г. 
           
          Характеристика учащихся, которым адресована программа: возраст 6,5-11 лет. Состояние здоровья: 1-4 группы здоровья. 
           
          В первый класс пойдут 45 детей 
           
          Цели и задачи. 
           
          Цель и её обоснования. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется: 
          
             
            становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
  
             
            формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
  
             
            духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
  
             
            укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
  
            
          Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»): 
          
             
            любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  
             
            уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  
             
            любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  
             
            владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  
             
            готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
  
             
            доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;
  
             
            выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
  
            
          Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. 
           
          Задачи начального общего образования: 
          
             
            Формирование у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности.
  
             
            Овладение обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной); умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье.
  
             
            Формирование знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению; развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.
  
            
          Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка, связанный: 
          
             
            с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
  
             
            с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
  
             
            с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
  
             
            с формированием у школьника основ умения учиться к способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
  
             
            с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
  
             
            с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
  
            
          В основе реализации основной образовательной программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает: 
          
             
            воспитание и развитие качеств личности;
  
             
            переход к стратегии социального проектирования и конструирования;
  
             
            ориентацию на достижение цели и основного результата образования;
  
             
            признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
  
             
            учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
  
             
            обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего среднего (полного) общего и профессионального образования;
  
             
            разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
  
            
           
          Требования к комплектованию классов. 
           
          В 1-й класс принимаются дети, достигшие возраста 6,5 лет. 
           
          Технология комплектования 1-го класса: 
           
           
          
            
            
            
            
               
              Месяц
  | 
               
              Этапы работы
  | 
               
              Участники
  | 
             
            
               
              Январь
  | 
               
              Составление списков будущих первоклассников.
  | 
               
              Директор гимназии, заместитель директора по НО, учителя
  | 
             
            
               
              Январь
  | 
               
              Распространение информации о приёме в школу.
  | 
               
              Зам. директора
  | 
             
            
               
              Март
  | 
               
              Проведение родительского собрания совместно с д/с
  | 
               
              Учителя 1 классов, заместитель директора по НО
  | 
             
            
               
              Февраль - март
  | 
               
              Проведение подготовительных занятий для будущих первоклассников
  | 
               
              Учителя 1 классов
  | 
             
            
               
              Январь-август
  | 
               
              Регистрация и сверка предварительных списков детей, поступающих в 1-й клас
  | 
               
              Директор, медсестра, учителя
  | 
             
            
               
              В течение года
  | 
               
              Подготовка учебно-методического комплекта образовательного процесса.
  | 
               
              Учителя
  | 
             
            
               
              Апрель-август
  | 
               
              Комплектование 1-го класса.
  | 
               
              Директор гимназии, заместитель директора по НО
  | 
             
            
               
              Сентябрь-октябрь
  | 
               
              Педагогическое совещание по проблемам адаптации учащихся 1-го класса к школьному обучению
  | 
               
              Директор гимназии, зам. директора по УР, учителя 1 классов
  | 
             
            
           
          Кадровый состав, обеспечивающий реализацию ООП НОО. 
           
          Поиск подходов к практической реализации образовательной программы начальной школы осуществляется педагогическим коллективом, численность которого составляет 14 человек. 
           
          В школе 1 ступени работают: 7учителей; 
           
          Среди педагогов начальной школы: 
           
          имеют первую квалификационную категорию 7 человек; 
           
          Педагогические работники гимназии: 
           
          учителя начальных классов 7 человек; 
           
          учитель музыки 1 человек; 
           
          учителя английского языка 2 человека; 
           
          учителя русского языка и литературы -3; 
           
          учителя математики -1; 
           
          учитель информатики -1; 
           
          учитель физики -1; 
           
          учитель химии-1; 
           
          учитель биологии -1; 
           
          учитель географии-1; 
           
          учителя татарского языка и литературы-2; 
           
          учителя физической культуры- 2; 
           
          учитель изобразительного искусства -1; 
           
          библиотекарь 1 человек. 
           
          Гимназия обладает достаточной кадровой базой для организации образовательного процесса, вакансий нет. 
          Условия реализации образовательной программы в соответствии со спецификой ОУ, соответствие СанПиН. 
           
          Организационно-педагогические условия: 
           
          - режим 6-дневной рабочей недели при соблюдении валеологических требований к организации учебного процесса: учебный план и расписание уроков составлены в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, не допускают перегрузки учащихся; 
           
          - организация занятий в одну смены; 
           
          - продолжительность уроков 45 минут;(I полугодие для первоклассников -35 минут) 
           
          - наполняемость классов 20,8 человек; 
           
          - основная форма организации обучения – классно-урочная; 
           
          - учебный год начинается 1 сентября, заканчивается – 30 мая (в 1 классе – 25 мая), 
           
          - продолжительность учебного года 34 недели, в 1 классе – 32 недели; 
           
          - учебный год разбит на 4 четверти; 
           
          - продолжительность каникул в течение учебного года – 30 дней; 
           
          - дополнительные каникулы в 1 классе – в феврале; 
           
          - последняя учебная неделя отводится на проведение переводной аттестации. 
           
          Начало занятий в 8-00, до начала занятий проводится ежедневная зарядка. После каждого урока организованы перемены, продолжительностью 15 минут для обеда учащихся и учителей. 
          Особенности первой ступени общего образования 
           
          как фундамента всего последующего обучения. 
           
          Образовательная программа учитывает специфику начальной школы – особый этап в жизни ребенка, связанный: 
          
             
            с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
  
             
            освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
  
             
            принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
  
             
            формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
  
             
            изменением при этом самооценки ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлексии;
  
             
            с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
  
            
          Учитываются также характерные навыки для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет): 
          
             
            центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;
  
             
            развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.
  
            
           
          Структура и содержание образовательной программы. 
          Обучение в школе I ступени осуществляется по программам «Школа 2100» , «Перспектива» и»Начальная школа 21век».Учебно-методические комплекты разработаны с учётом требований нового Федерального комплекта государственного образовательного стандарта начального общего образования и нового базисного учебного плана. 
           
          Успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированности у младших школьников учебных умений. Их формирование должно осуществляться на каждом уроке любого учебного предмета. 
           
          Учебные умения не зависят от содержания конкретного учебного предмета и с этой точки зрения являются общеучебными. При этом каждый учебный предмет, учитывая специфику своего содержания, вносит вклад в этот процесс, что находит отражение в конкретных учебниках и рабочих тетрадях по каждому учебному предмету. 
           
          Для формирования умений учиться существенное значение имеет сформированность учебно-познавательных мотивов. Они включают: устойчивый интерес к решению различных учебных задач, желание ребенка учиться, улучшать результаты своей деятельности. Необходимо развивать у школьников интерес не только к занимательным фактам и явлениям, но и к их существенным свойствам, а затем и к закономерностям. 
           
          Итак, в учебно-методических комплектах реализованы следующие идеи: 
          
            
               
              обучение строится с учетом психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей;
  
               
              методика изучения каждого учебного предмета ориентируется на общее развитие ребенка, формирование учебной деятельности, восполнение его духовной и эмоциональной культуры;
  
               
              обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
  
             
           
         |