МОУ Ниноровская ООШ 
           
           
          Утверждена приказом руководителя 
           
          образовательного учреждения 
           
          №________ от ________________ 
          Директор школы Новикова С.С. 
          Рабочая программа 
           
           учебного курса «Литературное чтение» для 4 класса. 
           
          Учитель: Чистякова Татьяна Ивановна 
           
          2014-2015 учебный год 
           
           
          Пояснительная записка. 
          Рабочая программа составлена на основе нормативно-методических материалов: 
          
             
            Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – Москва, Просвещение, 2010 г.
  
            
          - Примерная программа по литературному чтению - Москва, Просвещение, 2013 г. 
           
          - О.В.Кубасова Авторская программа «Литературное чтение» – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013г. 
           
          Логика изложения и содержание авторских программ полностью соответствуют требованиям ФГОС начального образования, поэтому в программу не внесено изменений 
           
          Учебно-методический комплект: 
           
          - Кубасова О.В. Учебник по литературному чтению для 4-го класса. В 4-х частях, 2014г. 
           
          - Кубасова О.В. Тетрадь с печатной основой по литературному чтению для 4-го класса. В 2-х частях, 2014г 
           
          - Кубасова О.В. Литературное чтение: тестовые задания к учебнику для 4-го класса, 2014 г. 
           
          - О.В.Кубасова Методические рекомендации к учебнику для 4 класса - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014г 
           
          - О.В.Кубасова Литературное чтение: Методические рекомендации к тестовым заданиям к учебникам для 1-4 классов общеобразовательных учреждений - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011г 
           
          Данная рабочая программа рассчитана на 34 учебные недели (136 часов) 
           
           
          Разделы «Общая характеристика учебного предмета «Литературное чтение», «Описание места учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане», «Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета», «Содержание учебного предмета «Литературное чтение» представлены в ООП МОУ Ниноровской ООШ. 
           
          ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ и ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ 
           
          УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» на конец 4-го класса 
           
          Личностные качества: положительная мотивация к обучению в школе, к урокам литературного чтения, к выбору и чтению книг; размышление о смысле жизни (смыслообразование); нравственно-этическая ориентация; формирование основ гражданской идентичности; уважение культуры народов других стран; формирование эстетических чувств и представлений; формирование экологического сознания; развитие рефлексии, эмпатии и эмоционально-личностной децентрации; культивирование дружеского отношения к другим детям. 
           
          Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу; использовать определённые учителем (учебником) ориентиры действия; планировать свою деятельность по выполнению задания; прогнозировать; осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией или с собственным планом; осуществлять самоконтроль при выполнении упражнений в чтении, при чтении произведения и при выполнении заданий к текстам; вносить коррективы в свою деятельность; оценивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников; вырабатывать способность к волевой саморегуляции. 
           
          Познавательные УУД: понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения (выборочное чтение); выявлять непонятные слова, интересоваться их значением, пользоваться толковыми и энциклопедическими словарями для школьников, определять смысл слова по контексту; выделять главное; составлять план; ориентироваться в отдельной книге и в мире детских книг; ориентироваться в Интернете; использовать полученную при чтении информацию в практической деятельности ; выдвигать гипотезы (в процессе прогнозирования читаемого); устанавливать элементарную логическую 
           
          причинно-следственную связь событий и действий героев произведения; выполнять действия анализа, характеризуя персонажей, выявляя подтекст и идею произведения; сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений; сравнивать произведения; анализировать особенности языкового оформления текста; подводить под понятие при определении типа текста, вида и жанра произведений и их языковых особенностей; синтезировать прочитанное при выполнении заданий творческого характера; обобщать прочитанное; ранжировать книги, произведения, информацию; обосновывать свои утверждения; решать учебные проблемы, поставленные самостоятельно или совместно с учителем . 
           
          Коммуникативные УУД: согласовывать свои действия с партнёром; уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке; готовность оказать помощь товарищу; пересказывать прочитанное подробно, кратко, выборочно, творчески; создавать небольшой текст (повествование, описание, рассуждение); выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеть (на определённом программой уровне) монологической и диалогической формами речи. 
          Поурочно-тематическое планирование 
           
          
            
            
            
            
            
            
            
               
              Дата\ 
               
              план
  | 
               
              Дата\ 
               
              факт
  | 
               
              Содержание курса
  | 
               
              Характеристика деятельности учащихся
  | 
               
              Форма контроля
  | 
               
              Использование ПО, ЦОР, учебного оборудования
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Урок No 1. 
               
              С. Михалков 
               
              «Гимн Российской Федерации»; 
               
              «Что мы 
               
              читали летом»;
  | 
               
              Знакомятся с учебником, используя его содержание (оглавление). 
               
              Читают правильно и бегло. 
               
              Читают выборочно. 
               
              Читают выразительно, передавая эмоциональный и смысловой характер читаемого. 
               
              Анализируют и оценивают качество собственного выразительного чтения и выразительного чтения одноклассников. 
               
              Оформляют каталожную карточку. 
               
              Составляют небольшой текст на заданную тему
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              Учебная тема: «Что за прелесть эти сказки!..» (Сказки) (26 ч)
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Урок No 2. 
               
              И. Токмакова «В чудной 
               
              стране»; русская народная сказка «Пётр I 
               
              и мужик». Характеристика персонажей, сочинение на заданную тему.
  | 
               
              Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно. 
               
              Читают выборочно. 
               
              Используют контекстный способ чтения. 
               
              Характеризуют персонажей. 
               
              Классифицируют народные сказки. 
               
              Сочиняют на заданную тему. 
               
              Характеризуют прочитанную книгу. 
               
              Делают презентацию прочитанной книги. 
               
              Заучивают наизусть стихотворный текст
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Урок No 3. 
               
              Русская народная сказка «Марья и ведьмы». Выборочное чтение, идея произведения. Классификация сказок.
  | 
               
              Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно. 
               
              Читают выборочно. 
               
              Прогнозируют содержание текста перед его чтением. 
               
              Расширяют словарный запас. 
               
              Выявляют и формулируют идею произведения. 
               
              Сравнивают произведения. 
               
              Классифицируют сказки
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Уроки No 4. 
               
              Русская народная сказка 
               
              «Василиса Прекрасная». Характеристика персонажей. Выборочное чтение. Прогнозирование содержания. 
               
              Урок №5. Русская народная сказка 
               
              «Василиса Прекрасная». 
               
              Художественный частичный пересказ; словесное иллюстрирование. Чтение по ролям. 
               
              Урок №6. Русская народная сказка 
               
              «Василиса Прекрасная». 
               
              Составление словесного диафильма.
  | 
               
              Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно. 
               
              Читают по ролям. 
               
              Читают выборочно. 
               
              Соблюдают орфоэпические нормы. 
               
              Пополняют словарный запас. 
               
              Прогнозируют содержание читаемого в процессе чтения. 
               
              Характеризуют персонажей. 
               
              Сравнивают персонажей одного произведения. 
               
              Выявляют подтекст. 
               
              Выявляют и формулируют идею произведения. 
               
              Выделяют эпизод. 
               
              Делают художественный частичный пересказ прочитанного. 
               
              Классифицируют сказки. 
               
              Иллюстрируют словесно и графически. 
               
              Составляют словесный диафильм
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Урок No 7. 
               
              Обобщение по 
               
              теме «Русские 
               
              народные сказки». Сравнение персонажей. Знакомство с литературоведческими терминами.
  | 
               
              Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно. 
               
              Читают выборочно. 
               
              Обсуждают прочитанное. 
               
              Характеризуют персонажей. 
               
              Сравнивают персонажей. 
               
              Классифицируют сказки. 
               
              Знакомятся с литературоведческими терминами. 
               
              Находят и читают книги на заданную тему. 
               
              Участвуют в литературной викторине. 
               
              Читают по ролям. 
               
              Инсценируют прочитанное. 
               
              Пересказывают прочитанное. 
               
              Сочиняют по заданным параметрам.
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Урок No 8. 
               
              «Книги со сказками разных народов»; бразильская 
               
              сказка «Жизнь 
               
              человека». Характеристика персонажей. Чтение по ролям. Письмо читательского отзыва.
  | 
               
              Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно. 
               
              Читают выборочно 
               
              Обмениваются читательским опытом. 
               
              Характеризуют персонажей. 
               
              Пересказывают прочитанное. 
               
              Классифицируют сказки. 
               
              Знакомятся с новыми словами, в том числе с лингвистическим термином диалог. 
               
              Находят и читают книги на заданную тему. 
               
              Читают по ролям. 
               
              Пишут читательский отзыв.
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Урок No 9. 
               
              X. К. Андерсен 
               
              «Русалочка». Выборочное чтение. Поиск нужной информации в Интеренете. Ответы на вопросы цитатой из текста. 
               
              Урок №10. X. К. Андерсен 
               
              «Русалочка»; Прогнозирование содержания в процессе чтения. Выявление идеи, кульминации. 
               
              Урок №11. X. К. Андерсен 
               
              «Русалочка»; Характеристика персонажей. Сравнение персонажей одного произведения. 
               
              Урок №12. X. К. Андерсен 
               
              «Русалочка»; Озаглавливание эпизодов и иллюстраций. Творческий частичный пересказ. 
               
              Урок №13. X. К. Андерсен 
               
              «Русалочка»; Художественный пересказ эпизодов. Составление высказываний-описания, рассуждения. 
               
              Урок №14. X. К. Андерсен 
               
              «Русалочка»; Оформление каталожной карточки. Составление аннотации. 
              
  | 
               
              Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно. 
               
              Читают выборочно. 
               
              Пополняют словарный запас. 
               
              Находят информацию в произведении, в книгах, в Интернете. 
               
              Отвечают на вопрос цитатой из текста. 
               
              Прогнозируют содержание читаемого в процессе чтения. 
               
              Выявляют мотивацию поступков персонажей. 
               
              Характеризуют персонажей. 
               
              Сравнивают персонажей одного произведения 
               
              Выявляют идею произведения. 
               
              Выделяют эпизод. 
               
              Выявляют кульминацию. 
               
              Озаглавливают эпизод произведения. 
               
              Озаглавливают иллюстрацию. 
               
              Анализируют иллюстрации с точки зрения их соответствия 
               
              характеру произведения. 
               
              Делают творческий частичный пересказ прочитанного. 
               
              Делают художественный пересказ эпизода. 
               
              Иллюстрируют прочитанное словесно и графически. 
               
              Знакомятся с лингвистическими терминами. 
               
              Находят и читают книги на заданную тему. 
               
              Участвуют в литературной викторине. 
               
              Оперируют ключевыми словами для определения названия 
               
              произведения. 
               
              Составляют небольшие высказывания типа описания, рас- 
               
              суждения, повествования 
               
              Составляют аннотацию. 
               
              Оформляют каталожную карточку
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Урок No 15. 
               
              А. С. Пушкин 
               
              «Сказка о мёртвой царевне и о семи богаты- 
               
              рях»; Выборочное чтение. Обмен впечатлениями о прочитанном. 
               
              Урок №16. А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; Выявление мотивации поступков персонажей. Характеристика персонажей. 
               
              Урок №17. А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; Сопоставление персонажей. Нахождение образных средств и их роль. 
               
              Урок №18. А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; Чтение по ролям. Литературная викторина. Чтение наизусть. 
              
  | 
               
              Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно. 
               
              Читают выборочно. 
               
              Обмениваются впечатлениями о прочитанном. 
               
              Пополняют словарный запас 
               
              Находят информацию в произведении, в книгах, в Интернете. 
               
              Выявляют мотивацию поступков персонажей. 
               
              Выявляют отношение автора к персонажам. 
               
              Характеризуют персонажей. 
               
              Сопоставляют персонажей одного произведения. 
               
              Выявляют идею произведения. 
               
              Находят в тексте образные средства и определяют их роль 
               
              в произведении. 
               
              Наблюдают над использованием приёма противопоставления. 
               
              Сравнивают произведения. 
               
              Анализируют иллюстрации с точки зрения их соответствия 
               
              характеру произведения. 
               
              Иллюстрируют прочитанное словесно. 
               
              Находят и читают книги на заданную тему. 
               
              Участвуют в литературной викторине 
               
              Делают высказывания с элементами описания, рассуждения, повествования. 
               
              Читают по ролям. 
               
              Учат наизусть фрагмент произведения. 
               
              Оформляют каталожные карточки.
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Урок No 19. 
               
              Д. Джекобс «Рыба и кольцо». Характеристика персонажей. Составление цитатного плана. Словесное иллюстрирование.
  | 
               
              Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно. 
               
              Читают выборочно. 
               
              Характеризуют персонажей. 
               
              Выявляют мотивацию поступков персонажей. 
               
              Определяют своё отношение к персонажам. 
               
              Выявляют идею произведения. 
               
              Выделяют элементы развития действия. 
               
              Цитируют. 
               
              Составляют цитатный план. 
               
              Словесно иллюстрируют прочитанное
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Урок No 20 А. Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон». Выборочное чтение.Обмен мнениями о прочитанном. 
               
              Урок №21. А. Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон». Характеристика персонажей. Словесное иллюстрирование 
               
              Урок №22. А. Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон». Составление плана. Составление диафильма.
  | 
               
              Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно. 
               
              Читают выборочно. 
               
              Обмениваются мнениями о прочитанном. 
               
              Характеризуют персонажей. 
               
              Выявляют мотивацию поступков персонажей. 
               
              Определяют своё отношение к персонажам 
               
              Составляют сложный план. 
               
              Словесно иллюстрируют прочитанное. 
               
              Составляют диафильм
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Уроки No 23 
               
              Дж. Родари «Эти бедные 
               
              привидения»; «Книги Джанни Родари». Выборочное чтение. 
               
              Урок №24. Дж. Родари «Эти бедные привидения»; Наблюдение над композицией произведения. 
               
              Урок №25. Дж. Родари «Эти бедные привидения»; Сочинение продолжения текста. Презентаця книги.
  | 
               
              Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно. 
               
              Читают выборочно. 
               
              Расширяют словарный запас. 
               
              Наблюдают над композицией произведения. 
               
              Выделяют эпизоды. 
               
              Находят и читают книги на заданную тему. 
               
              Словесно иллюстрируют прочитанное. 
               
              Делают музыкальное иллюстрирование. 
               
              Сочиняют продолжение текста. 
               
              Делают воображаемую экранизацию произведения. 
               
              Ищут и читают книги на заданную тему. 
               
              Делают презентацию книги
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Уроки No 26. 
               
              К. Драгунская 
               
              «Лекарство от 
               
              послушности»; 
               
              «Книги со сказками 
               
              современных 
               
              отечественных 
               
              писателей»; 
               
              Урок №27.обобщение по теме «Сказки». Составление интервью с персонажем.
  | 
               
              Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно. 
               
              Читают выборочно. 
               
              Обмениваются мнениями о прочитанном. 
               
              Анализируют название произведения. 
               
              Выделяют эпизоды. 
               
              Задают вопросы по содержанию произведения. 
               
              Делают выборочный пересказ. 
               
              Делают сообщение типа «рассуждения». 
               
              Словесно и графически иллюстрируют прочитанное. 
               
              Читают по ролям. 
               
              Составляют интервью с персонажем. 
               
              Сочиняют сказку. 
               
              Составляют аннотацию. 
               
              Находят и читают книги на заданную тему. 
               
              Систематизируют книги.
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              Учебная тема: «О доблестях, о подвигах, о славе...» (Былины) (5 ч)
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Уроки No 28, 29. 
               
              «Добрыня и Змей» (пересказ А. Нечаева); 
               
              «Добрыня и Змей» (обработка Ю. Круглова). Выборочное чтение. Признаки жанра былины.Приём противопоставления.. Озаглавливание иллюстраций.
  | 
               
              Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно. 
               
              Читают выборочно. 
               
              Используют поисковый способ чтения. 
               
              Знакомятся с признаками жанра былины. 
               
              Пополняют словарный запас. 
               
              Характеризуют персонажей. 
               
              Сравнивают персонажей. 
               
              Обосновывают ответ ссылкой на текст. 
               
              Находят в тексте образные средства. 
               
              Наблюдают над использованием приёма противопоставления. 
               
              Сравнивают произведения. 
               
              Озаглавливают иллюстрацию
  | 
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
             
           
         |