  
           
          УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
          И ЭНЕРГЕТИКИ
          ПРАВИТЕЛЬСТВА ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ 
           
           
          ПРИКАЗ 
           
          09.01.2017 № __4__ 
          г. Биробиджан 
          Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Еврейской автономной области 
          В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ 
          «Об отходах производства и потребления», постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2016 № 197 «Об утверждении требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами» и постановлением правительства Еврейской автономной области от 04.03.2014 № 75-пп 
          «Об управлении жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области» 
           
          ПРИКАЗЫВАЮ: 
           
          1. Утвердить прилагаемую Территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Еврейской автономной области. 
           
          2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой. 
           
          3. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания. 
           
           
          Начальник управления А.Ю. Корж 
           
           
          УТВЕРЖДЕНА 
           
          приказом управления жилищно- 
           
          коммунального хозяйства 
          и энергетики правительства 
           
          Еврейской автономной области 
           
          от ___________ № ____ 
           
          ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА 
           
          ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ, ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ 
           
           
           
          г. Биробиджан 
           
          Раздел 1 
           
          «Введение» 
          Перечень принятых сокращений 
          Акционерное общество (АО); 
           
          Валовой региональный продукт (ВРП); 
           
          Водопроводно-канализационное хозяйство (ВКХ); 
           
          Вторичные материальные ресурсы (ВМР); 
           
          Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО); 
           
          Закрытое акционерное общество (ЗАО); 
           
          Индивидуальный предприниматель (ИП); 
           
          Канализационные насосные станции (КНС); 
           
          Крупногабаритные отходы (КГО); 
           
          Муниципальное унитарное предприятие (МУП); 
           
          Мусоросортировочный комплекс (МСК); 
           
          Общество с ограниченной ответственностью (ООО); 
           
          Объект размещения отходов (ОРО); 
           
          Отходы производства и потребления (ОПП); 
           
          Очистные сооружения водоснабжения (ОСВ); 
           
          Твёрдые бытовые отходы (ТБО); 
           
          Твёрдые коммунальные отходы (ТКО); 
           
          Тепловая электростанция (ТЭС); 
           
          Теплоэлектроцентраль (ТЭЦ); 
           
          Территориальная схема обращения с отходами (ТСОО); 
           
          Товарищество собственников жилья (ТСЖ); 
           
          Управляющая компания (УК); 
           
          Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО). 
          Основные приоритеты государственной политики в сфере обращения с отходами закреплены следующими нормативными правовыми актами: 
           
          1. Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; 
           
          2. Приказом Президента Российской Федерации от 30.04.2012 г №1102 «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года»; 
           
          3. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г №326 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 - 2020 годы; 
           
          4. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г №1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»; 
           
          5. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.08.2013 г №298 «Об утверждении комплексной стратегии обращения с твёрдыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации»; 
           
          6. Поручениями Президента Российской Федерации от 29.03.2011 г №Пр-781 и от 10.08.2012 г №Пр-2138. 
           
          Структура Территориальной схемы обращения с отходами (ТСОО) должна соответствовать требованиям к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2016 г №197. 
           
          Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.08.2013 г №298 утверждена «Комплексная стратегия обращения с твёрдыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации» [1, 2], которая представляет собой систему целей, задач, принципов, приоритетов и направлений действий, которые должны реализовываться в федеральных и региональных нормативных правовых актах, актах органов местного самоуправления, федеральных целевых, межотраслевых и отраслевых программах, региональных программах, инвестиционных проектах и комплексах внепрограммных мероприятий, направленных на создание и обеспечение экологически безопасного и экономически эффективного обращения с ТКО. 
           
          Комплексная стратегия основывается на Конституции Российской Федерации, принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации, а также на федеральных конституционных законах, федеральных законах, документах долгосрочного стратегического планирования, включая «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утверждённую распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г №1662-р и «Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», утверждённых Президентом Российской Федерации 30.04.2012 г №Пр-1102. 
           
          Главной целью комплексной стратегии является предотвращение вредного воздействия ТКО на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение компонентов, содержащихся в отходах (органика, металлолом, бумага, стеклянная и пластиковая тара, текстиль, изношенные автомобильные шины и другие), в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии. 
           
          Основными проблемами Еврейской автономной области в сфере охраны окружающей среды на протяжении многих лет остаются [3]: 
           
          1. Загрязнение поверхностных водных объектов сточными водами, не отвечающими нормативам очистки; 
           
          2. Отсутствие в отдельных населенных пунктах области очистных сооружений канализации; 
           
          3. Нарушение технологии очистки стоков; 
           
          4. Физический и моральный износ оборудования действующих очистных сооружений канализации; 
           
          5. Отсутствие систем очистки ливневых сбросов предприятий и населенных пунктов. 
           
          Для решения данной проблемы необходимы крупные капиталовложения, направленные на строительство и реконструкцию очистных сооружений. 
           
          Проблема утилизации твёрдых бытовых и промышленных отходов затрагивает все стадии обращения с ними, начиная со сбора, транспортировки и заканчивая уничтожением или захоронением неиспользуемых фракций. 
           
          Отходы содержат вредные вещества, и потому для решения вопроса об их возможном использовании необходимо проводить гигиеническую оценку и определять класс опасности, сферу возможного использования, способ утилизации. Присутствующие в их составе тяжелые металлы, такие как кадмий, свинец, хром, никель и др., обладают высокой биологической и миграционной активностью. Проникая в поверхностные и грунтовые воды, накапливаясь в растениях, они создают опосредованную опасность воздействия на организм человека. При определении мер по обезвреживанию и утилизации данной категории промышленных отходов необходимо располагать сведениями об их токсикологических свойствах. 
           
          С этой целью разрабатывается территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - территориальная схема обращения с отходами), для Еврейской автономной области. 
           
          Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается в соответствии с документами территориального планирования. 
           
          Территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя [4]: 
           
          1. Данные о нахождении источников образования отходов на территории Еврейской автономной области (с нанесением источников их образования на карту Еврейской автономной области); 
           
          2. Данные о количестве образующихся отходов на территории Еврейской автономной области с разбивкой по видам и классам опасности отходов; 
           
          3. Данные о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, установленных для Еврейской автономной области (с разбивкой по годам); 
           
          4. Данные о нахождении мест накопления отходов на территории Еврейской автономной области; 
           
          5. Данные о месте нахождения объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, в том числе ТКО; 
           
          6. Баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе ТКО, на территории Еврейской автономной области; 
           
          7. Схему потоков отходов, в том числе ТКО, от источников их образования до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; 
           
          8. Направления развития системы организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. 
          Основными задачами разработки территориальной схемы обращения с отходами на территории Еврейской автономной области являются [5, 6, 7, 8]: 
           
          1. Оценка существующего положения в области обращения с отходами на территории Еврейской автономной области; 
           
          2. Логистическое выстраивание схемы потоков отходов, в том числе ТКО, от источников их образования до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; 
           
          3. Снижение образования отходов, в том числе ТКО; 
           
          4. Уменьшение количества размещаемых отходов; 
           
          5. Предотвращение образования мест несанкционированного размещения отходов; 
           
          6. Снижение экологической нагрузки на окружающую среду при обращении с отходами; 
           
          7. Достоверность и доступность информации в области обращения с отходами. 
           
          Разработка территориальной схемы обращения с отходами (ТСОО) предполагает единый комплекс работ по созданию ее разделов, текстового, графического, картографического материала, баз данных, электронной модели территориальной схемы обращения с отходами, установлению параметров планируемого развития системы обращения с отходами на территории Еврейской автономной области. 
           
          В основу территориальной схемы обращения с отходами будет положен механизм управления региональной системой управления с отходами, основанный на межмуниципальном зонировании территорий Еврейской автономной области на 3 зоны деятельности регионального оператора в области обращения с отходами. 
           
          При разработке территориальной схемы с отходами будет учитываться приоритет переработки отходов над их захоронением, а также поэтапный запрет на захоронение отходов, не прошедших сортировку, механическую и химическую обработку, а также отходов, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья. 
           
          Список использованных источников 
          1. Приказ Президента Российской Федерации от 30.04.2012 г №1102 «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года»; 
           
          2. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.08.2013 г №298 «Об утверждении комплексной стратегии обращения с твёрдыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации»; 
           
          3. Постановление Правительства Еврейской автономной области от 20.06.2016 №174-рп «О докладе об экологической ситуации в Еврейской автономной области в 2015 году»; 
           
          4. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.03.2016 г №197 «Об утверждении требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами»; 
           
          5. Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; 
           
          6. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г №326 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 - 2020 годы; 
           
          7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г №1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»; 
           
          8. Поручение Президента Российской Федерации от 29.03.2011 г №Пр-781 и от 10.08.2012 г №Пр-2138. 
           
           
          Раздел 2 
           
          «Описание Еврейской автономной области как объекта для разработки территориальной схемы обращения с отходами» 
          2.1. Описание Еврейской автономной области как объекта для разработки территориальной схемы обращения с отходами 
          Еврейская автономная область является субъектом Российской Федерации, входит в состав Дальневосточного Федерального округа. Площадь Еврейской автономной области составляет 36,266 тыс. кв. км [1]. В состав Еврейской автономной области входят 28 муниципальных образования, состоящих из 1 городского округа, 5 муниципальных районов, 10 городских поселений, 17 сельских поселений. 
           
          Еврейская автономная область расположена в южной части российского Дальнего Востока и имеет выгодное географическое положение. На западе граничит с Амурской областью, на востоке - с Хабаровским краем, на юге ее граница по реке Амур совпадает с государственной границей России и Китая. 
           
          Область находится в непосредственной близости к побережью Тихого океана и основным экономическим партнерам в этом регионе, имеет выход в моря Тихого океана через Амурский водный путь. По ее территории проходит Транссибирская магистраль, которая обеспечивает наикратчайшие маршруты из Западной Европы и Ближнего Востока в страны Азиатско-Тихоокеанского региона [1]. 
           
          По своим климатическим условиям область принадлежит к одному из самых благоприятных уголков Дальнего Востока. Зима малоснежная и холодная, лето тёплое и влажное [1]. 
           
          В ЕАО самым теплым месяцем является июль, самым холодным – январь. Средняя температура июля +20 градусов Абсолютный максимум температуры +40 градусов. Средняя температура января на юге -24 градуса. Абсолютный минимум достигает - 49о. Зима на территории области имеет продолжительность от 152 до 165 дней. Первые осенние заморозки начинаются 20 сентября - 7 октября, а устойчивый снежный покров обычно образуется в третьей декаде октября. 
           
          Земельный фонд области по данным УФА кадастра объектов недвижимости по ЕАО (на 01.01.2007 г) составляет 3626,6 тысяч гектаров. Из них 63% приходится на земли государственного лесного фонда, 11,4% занимают земли сельскохозяйственных предприятий, организаций и граждан, остальные отнесены к землям иных категорий [1]. 
           
          Площади сельскохозяйственных угодий – пашни, пастбища, сенокосы и другие – достаточно обширны (более 200 тыс. га) и предопределяют развитие в области сельского хозяйства. 
           
          Площадь земель лесного фонда (на 01.01.2008 г),в т.ч земель входящих в границы особо охраняемой природной территории заповедник "Бастак" лесной фонд – 2233.3 тыс. га, в том числе покрытая лесной растительностью - 1639,0 тыс. га [1]. Из них, площадь земель лесного фонда федеральной службы лесного хозяйства Российской Федерации - 2137,2 тыс. га, в том числе покрытая лесной растительностью - 1563,1 тыс. га. 
           
          С целью устойчивого социально-экономического развития Еврейской автономной области на настоящее время были утверждены и действуют следующие стратегии: 
           
          1. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г №2094-р); 
           
          2. Стратегия социально-экономического развития Еврейской автономной области на период до 2020 года (утверждена постановлением Правительства Еврейской автономной области от 20 марта 2012 г №118-пп). 
           
          В структуре валового регионального продукта в 2013 г основными видами экономической деятельности являлись: транспорт и связь – 17,4%, государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование – 16,4; строительство – 13,5; оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 9,8% [2]. 
           
          Объём валового регионального продукта (ВРП) Еврейской автономной области за 2015 год – 41 741,8 млн рублей [3]. 
           
          В 2015 году темпы роста ВРП по сравнению с 2014 годом составляют 99,8%. 
           
          Структура ВРП региона (по предварительным данным Еврстата за 2014 год) [3]: 
           
          Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – 9,89%; 
           
          Рыболовство, рыбоводство – 0,06%; 
           
          Добыча полезных ископаемых – 1,71%; 
           
          Обрабатывающие производства – 5,85%; 
           
          Производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 6,08%; 
           
          Строительство – 8,94%; 
           
          Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 9,86%; 
           
          Гостиницы и рестораны – 1,11%; 
           
          Транспорт и связь – 18,43%; 
           
          Финансовая деятельность – 0,23%; 
           
          Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – 6,88%; 
           
          Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное страхование – 15,67%; 
           
          Образование – 4,85%; 
           
          Здравоохранение и предоставление социальных услуг – 8,27%; 
           
          Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг – 2,17%. 
           
          Индекс промышленного производства по сравнению с 2013 г. составил 113,3%, по видам деятельности «Добыча полезных ископаемых» – 110,4%, «Обрабатывающие производства» – 113,0%, «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» – 113,9%. В объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по добыче полезных ископаемых автономная область занимает 73 место в России (в федеральном округе – 9), по обрабатывающим производствам – 78 (7), по производству и распределению электроэнергии, газа и воды – 78 (9) [2]. 
           
          Сельское хозяйство Еврейской автономной области специализируется на мясомолочном скотоводстве, свиноводстве. В долине реки Амур культивируют сою, зерновые культуры (ячмень, пшеницу, овес). На востоке, в долине реки Бира, выращивают овощи и картофель [2]. 
           
          Основными пользователями сельскохозяйственных угодий являются организации и граждане, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции [4]. В составе земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственные угодья имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. 
           
          В структуре сельскохозяйственных угодий площадь пашни составила 94,6 тыс. га, залежи – 70,3 тыс. га, многолетних насаждений – 3,1 тыс. га, сенокосов – 119,2 тыс. га, пастбищ – 250,0 тыс. га. 
           
          В 2015 году площадь сельскохозяйственных угодий, используемых сельскохозяйственными предприятиями, увеличилась на 1,4 тыс. га и составила 48 тыс. га, или 8,9 процента, от общей площади сельскохозяйственных угодий области. 
           
          Гражданами, занимающимися производством сельскохозяйственной продукции, в 2015 году использовалось 182,1 тыс. га сельскохозяйственных угодий, или 33,8 процента, от общей площади сельскохозяйственных угодий области, в сравнении с прошлым годом произошло увеличение на 4,4 тыс. га. 
           
          Сельское хозяйство автономной области специализируется на мясомолочном скотоводстве, свиноводстве. В долине реки Амур культивируют сою, зерновые культуры (ячмень, пшеницу, овес). На востоке, в долине реки Бира, выращивают овощи и картофель [2]. 
           
          Оборот розничной торговли составил 19,9 млрд. руб., или 98,5% (в сопоставимых ценах) к 2013 года. По уровню оборота розничной торговли на душу населения автономная область так же, как и в 2013 г, заняла 69 место в Российской Федерации. В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 52,6%, непродовольственных товаров – 47,4% (в 2013 г – соответственно 52,8 и 47,2%) [2]. 
           
          Оборот общественного питания составил 0,9 млрд. руб., или 97,3% (в сопоставимых ценах) к 2013 году [2]. 
           
          Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности организаций составил – 6 907 млн руб.) [2]. 
           
          В объеме инвестиций в основной капитал 14,8% заняли собственные средства, 85,2% – привлеченные средства [2]. 
           
          Объём финансовых вложений, поступивших в экономику автономной области, составил 5458 млн. руб. [2]. 
           
          Сальдо прямых иностранных инвестиций, по данным Банка России, составило 63 млн. долл. США [2]. 
           
          Внешнеторговый оборот автономной области составил 94,1 млн долл. США, в том числе экспорт – 23,6 млн долл. США, или 131,7% к уровню 2013 г, импорт – соответственно 70,5 млн долл. США и 83,6% [2]. 
           
          Удельный вес домашних хозяйств, имевших доступ к сети Интернет, в общем числе домашних хозяйств (по данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств), составил 70,2% [2]. 
           
          Через территорию Еврейской автономной области с запада на восток проходит Транссиб. Река Амур с её притоками на юге области судоходна и пригодна для водного транспорта. По территории области проходит две шоссейные дороги: одна тянется с запада на восток через всю область от Облучья до Хабаровска, а вторая проходит с юга на север в направлении от Нижне-Ленинского через Лазарево до Биробиджана. 
           
          Транспортная инфраструктура области является составной частью транспортных коридоров – Федеральной автомобильной дороги «Амур» - автомобильной дороги федерального значения Чита — Хабаровск, железнодорожного пути Москва-Владивосток. 
           
          Еврейская автономная область занимает 82-ое место по численности населения среди субъектов РФ, на Дальнем Востоке России -7-ое место (численность населения области по данным Еврстата составляет 166 120 чел. (2016 г). Средняя плотность населения (4,58 чел./кв. км) скрывает различия между более плотно заселенной центральной частью, где находится город Биробиджан, и редкозаселёнными южными и юго-западными районами [3]. 
           
          Город Биробиджан – административный центр Еврейской автономной области, город областного значения, образующий одноимённый городской округ (муниципальное образование «Город Биробиджан»)[1]. Численность населения Биробиджан – 74 559 чел., или 44,88% от численности населения всей области [3]. 
           
          Одной из наиболее актуальных экологических проблем Еврейской автономной области является проблема обращения с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО). 
           
          Сложившаяся на территории Еврейской автономной области система обращения с ТКО основана на захоронении основной массы образующихся отходов. 
           
          Сегодня в Еврейской автономной области насчитывается 72 объекта размещения отходов, в том числе свалок, нуждающихся в рекультивации. Из них только 3 включено в ГРОРО, в том числе 2 объекта размещения ТКО [5]. 
           
          В соответствии с пунктом 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.98 г №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» [6] запрещается размещение отходов на объектах, не внесённых в государственный реестр объектов размещения отходов. С 01.08.2014 г после принятия на федеральном уровне необходимых подзаконных актов в части регулирования порядка ведения кадастра отходов данная норма федерального закона вступила в действие [4]. 
           
          В связи с тем, что все остальные места размещения отходов не отвечают требованиям, предъявляемым к сооружениям по захоронению отходов, они не могут быть включены в государственный реестр объектов размещения отходов и, следовательно, размещать отходы на них нельзя. 
           
          Отсутствие обустроенных в соответствии с санитарно-эпидемиологическими и экологическими требованиями мест захоронения отходов, подъездных путей к отведенным местам размещения отходов, специализированной техники ведет к опасному загрязнению окружающей среды и создает реальную угрозу здоровью населения. 
           
          Сегодня одной из первоочередных задач становится создание комплексных систем управления отходами. Основа комплексного управления отходами состоит в том, что отходы, которые состоят из различных компонентов, в идеале не должны смешиваться, а должны утилизироваться отдельно друг от друга наиболее экономичными и экологическими способами. 
           
          Проблема обращения с твёрдыми бытовыми и промышленными отходами усложняется тем, что: 
           
          1. Объём отходов постоянно возрастает как на душу населения, так и в абсолютных величинах; 
           
          2. Состав отходов усложняется, так как появляется все большее количество экологически опасных компонентов; 
           
          3. Отношение населения к свалкам меняется и становится резко отрицательным; 
           
          4. Появляются новые технологии по переработке твердых отходов, включающие системы разделения отходов, мусоросжигающие заводы и полигоны захоронения отходов; 
           
          5. Экономика и управление отходами усложняется, возрастает цена утилизации отходов; 
           
          6. Сбор и переработка отходов требуют крупных инвестиций. 
           
          В состав ТКО входит до 80% вторичных материальных ресурсов (ВМР): макулатуры, лома черных и цветных металлов, полимерных материалов, стекла, текстильных отходов, пищевых отходов и так далее. В структуре предприятий по сбору ВМР преобладают пункты приема лома черных и цветных металлов. Основная масса ВМР захороняется совместно с ТКО. 
           
          Существующие объекты размещения ТКО характеризуются длительным и интенсивным негативным воздействием на окружающую среду. Обустройство и содержание объектов, как правило, не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» и инструкции по проектированию и эксплуатации полигонов для ТКО, некоторые объекты исчерпали свой ресурс. 
           
          На территории области имеется 24 места захоронения биологических отходов, из них 2 объекта законсервированы, 22 объекта – захоронения трупов погибших от сибирской язвы животных. Места захоронения не обустроены должным образом, не соответствуют ветеринарным и санитарным правилам. Одно сибиреязвенное захоронение подвержено затоплению при поднятии уровня воды в р. Амур более 9 метров. В соответствии с распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 30.04.2014 г №238-рг «Об утверждении Комплексного плана мероприятий по обеспечению безопасности мест захоронения животных на территории Еврейской автономной области» планируется приведение мест захоронения животных в соответствие с ветеринарно-санитарным законодательством [4]. 
           
          Негативные последствия отсутствия комплексного подхода к обращению с отходами и ВМР на территории Еврейской автономной области накапливались в течение десятилетий, и их невозможно устранить путем реализации отдельных инвестиционных проектов или краткосрочных мероприятий даже при активной поддержке Правительства Еврейской автономной области и органов местного самоуправления. Решение проблемы отходопереработки должно носить системный характер и осуществляться программно-целевым методом. 
           
          С целью снижения антропогенной нагрузки твердых бытовых и промышленных отходов на окружающую среду в рамках государственной программы Еврейской автономной области «Экология Еврейской автономной области» на 2015 – 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Еврейской автономной области от 30.09.2014 г №479-пп, действует подпрограмма «Обращение с твёрдыми бытовыми и промышленными отходами на территории Еврейской автономной области» [7]. Данная подпрограмма предусматривает: 
           
          1. Разработку проектно-сметной документации, а также строительство помещения для установки по обезвреживанию опасных медицинских отходов методом пиролиза; 
           
          2. Разработку проектно-сметной документации, а также строительство полигона твердых бытовых отходов в городе Биробиджане; 
           
          3. Разработку проектно-сметной документации, а также строительство мусороперерабатывающего завода в городе Биробиджане; 
           
          4. Разработку генеральной схемы очистки территории Еврейской автономной области. 
          Список использованных источников 
           
          1. Официальный сайт Органов государственной власти Еврейской автономной области - http://www.eao.ru/ (Режим доступа – 10.10.2016 г); 
           
          2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики - http://gks.ru/ (Режим доступа – 10.10.2016 г); 
           
          3. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Еврейской автономной области - http://evrstat.gks.ru/ (Режим доступа – 10.10.2016 г); 
           
          4. Постановление Правительства Еврейской автономной области от 20.06.2016 №174-рп «О докладе об экологической ситуации в Еврейской автономной области в 2015 году»; 
           
          5. Письмо Управления Росприроднадзора по Еврейской автономной области от 07.09.2016 г № 06-04/2179; 
           
          6. Федеральный закон «Об отходах потребления и производства» №89-ФЗ от 24 июня 1998 года; 
           
          7. Постановление правительства Еврейской автономной области от 30.09.2014 №479-пп «Об утверждении государственной программы «Экология Еврейской автономной области» на 2015 - 2025 годы». 
           
         |