Целевой раздел основной образовательной программы основного общего образования
  
                 
               | 
               
              6
  | 
            
            
              | 
                
               | 
               
              6
  | 
            
            
              
                
                  
                     
                    Цели и задачи реализации основной образовательной 
                    программы основного общего образования
  
                   
                 
               | 
               
              7 
              
  | 
            
            
               
              1.1.2. Принципы и подходы к формированию образовательной программы основного 
               
              общего образования
  | 
               
              8 
              
  | 
            
            
               
              1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
  | 
               
              10 
              
  | 
            
            
               
              1.2.1. Общие положения
  | 
               
              10
  | 
            
            
               
              1.2.2. Структура планируемых результатов
  | 
               
              10
  | 
            
            
               
              1.2.3. Личностные результаты освоения основной образовательной программы 
               
              основного общего образования
  | 
               
              12 
              
  | 
            
            
               
              1.2.4. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы 
               
              основного общего образования
  | 
               
              13 
              
  | 
            
            
               
              1.2.5. Предметные результаты
  | 
               
              18
  | 
            
            
               
              1.2.5.1. Русский язык
  | 
               
              18
  | 
            
            
               
              1.2.5.2. Литература
  | 
               
              20
  | 
            
            
               
              1.2.5.3. Иностранный язык (английский язык)
  | 
               
              23
  | 
            
            
               
              1.2.5.4. История России. Всеобщая история
  | 
               
              27
  | 
            
            
               
              1.2.5.5. Обществознание
  | 
               
              30
  | 
            
            
               
              1.2.5.6. География
  | 
               
              34
  | 
            
            
               
              1.2.5.7. Математика
  | 
               
              37
  | 
            
            
               
              1.2.5.8. Информатика
  | 
               
              55
  | 
            
            
               
              1.2.5.9. Физика
  | 
               
              58
  | 
            
            
               
              1.2.5.10. Биология
  | 
               
              63
  | 
            
            
               
              1.2.5.11. Химия
  | 
               
              66
  | 
            
            
               
              1.2.5.12. Изобразительное искусство
  | 
               
              69
  | 
            
            
               
              1.2.5.13. Музыка
  | 
               
              75
  | 
            
            
               
              1.2.5.14. Технология
  | 
               
              77
  | 
            
            
               
              1.2.5.15. Физическая культура
  | 
               
              83
  | 
            
            
               
              1.2.5.16. Основы безопасности жизнедеятельности
  | 
               
              85
  | 
            
            
               
              1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования
  | 
               
              88 
              
  | 
            
            
               
              1.3.1. Общие положения
  | 
               
              88
  | 
            
            
               
              1.3.2. Особенности оценки личностных результатов
  | 
               
              89
  | 
            
            
               
              1.3.3. Особенности оценки метапредметных результатов
  | 
               
              90
  | 
            
            
               
              1.3.4. Особенности оценки предметных результатов
  | 
               
              91
  | 
            
            
               
              1.3.5. Организация и содержание оценочных процедур
  | 
               
              91
  | 
            
            
              
                
                   
                  Содержательный раздел основной образовательной программы основного общего образования
  
                 
               | 
               
              95 
              
  | 
            
            
               
              2.1. Программа развития универсальных учебных действий, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности
  | 
               
              95 
               
              
  | 
            
            
              
                
                  
                     
                    Формы взаимодействия участников образовательного процесса при создании и реализации программы развития универсальных учебных действий
  
                   
                 
               | 
               
              95 
              
  | 
            
            
              
                
                  
                     
                    Цели и задачи программы, описание ее места и роли в реализации требований
  
                   
                  
                ФГОС 
               | 
               
              97 
              
  | 
            
            
              
                
                  
                     
                    Описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных
  
                   
                  
                действий (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и их связи с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью, а также места отдельных компонентов универсальных учебных действий в структуре образовательного процесса 
               | 
               
              97 
               
              
  | 
            
            
              
                
                  
                     
                    Типовые задачи применения универсальных учебных действий
  
                   
                 
               | 
               
              98
  | 
            
            
              
                
                  
                     
                    Описание особенностей, основных направлений и планируемых результатов
  
                   
                  
                учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся 
                 
                (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, 
                 
                игровое, творческое направление проектов) в рамках урочной и внеурочной 
                 
                деятельности по каждому из направлений, а также особенностей формирования 
                 
                ИКТ-компетенций 
               | 
               
              99 
              
  | 
            
            
              
                
                  
                     
                    Описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности по
  
                   
                  
                развитию информационно-коммуникационных технологий 
               | 
               
              101 
              
  | 
            
            
              
                
                  
                     
                    Перечень и описание основных элементов ИКТ-компетенции и инструментов
  
                   
                  
                их использования 
               | 
               
              102 
              
  | 
            
            
              
                
                  
                     
                    Планируемые результаты формирования и развития компетентности
  
                   
                  
                обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий 
               | 
               
              104 
               
              
  | 
            
            
              
                
                  
                     
                    Виды взаимодействия с учебными, научными и социальными организациями,
  
                   
                  
                формы привлечения консультантов, экспертов и научных руководителей 
               | 
               
              106 
              
  | 
            
            
              
                
                  
                     
                    Описание условий, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий у обучающихся, в том числе организационно-методического и ресурсного обеспечения учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся
  
                   
                 
               | 
               
              107 
               
              
  | 
            
            
              
                
                  
                     
                    Методика и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения
  
                   
                  
                обучающимися универсальных учебных действий 
               | 
               
              107
  
              
  | 
            
            
               
              2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов
  | 
               
              108
  | 
            
            
               
              2.2.1. Общие положения
  | 
               
              108
  | 
            
            
               
              2.2.2. Основное содержание учебных предметов на уровне основного общего образования
  | 
               
              109
  | 
            
            
               
              2.2.2.1. Русский язык
  | 
               
              109
  | 
            
            
               
              2.2.2.2. Литература
  | 
               
              113
  | 
            
            
               
              2.2.2.3. Иностранный язык
  | 
               
              124
  | 
            
            
               
              2.2.2.4. История России. Всеобщая история
  | 
               
              128
  | 
            
            
               
              2.2.2.5. Обществознание
  | 
               
              147
  | 
            
            
               
              2.2.2.6. География
  | 
               
              149
  | 
            
            
               
              2.2.2.7. Математика
  | 
               
              158
  | 
            
            
               
              2.2.2.8. Информатика
  | 
               
              172
  | 
            
            
               
              2.2.2.9. Физика
  | 
               
              177
  | 
            
            
               
              2.2.2.10. Биология
  | 
               
              181
  | 
            
            
               
              2.2.2.11. Химия
  | 
               
              188
  | 
            
            
               
              2.2.2.12. Изобразительное искусство
  | 
               
              190
  | 
            
            
               
              2.2.2.13. Музыка
  | 
               
              193
  | 
            
            
               
              2.2.2.14. Технология
  | 
               
              198
  | 
            
            
               
              2.2.2.15. Физическая культура
  | 
               
              203
  | 
            
            
               
              2.2.2.16. Основы безопасности жизнедеятельности
  | 
               
              205
  | 
            
            
               
              2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся
  | 
               
              207
  | 
            
            
              
                 2.3.1. Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и
                социализации обучающихся
               | 
               
              210 
              
  | 
            
            
              
                2.3.2. Направления деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и
                социализации, профессиональной ориентации обучающихся, здоровьесберегающей
                деятельности и формированию экологической культуры обучающихся
               | 
               
              212 
               
              
  | 
            
            
              
                 2.3.3. Содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися
                 (по направлениям духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
                обучающихся)
               | 
               
              214 
               
              
  | 
            
            
              
                 2.3.4. Формы индивидуальной и групповой организации профессиональной
                ориентации обучающихся
               | 
               
              216 
              
  | 
            
            
              
                2.3.5. Этапы организации работы в системе социального воспитания в рамках
                образовательной организации, совместной деятельности образовательной
                организации с предприятиями, общественными организациями, в том числе с
                организациями дополнительного образования
               | 
               
              217 
              
  | 
            
            
              
                 2.3.6. Основные формы организации педагогической поддержки социализации
                обучающихся по каждому из направлений с учетом урочной и внеурочной
                деятельности, а также формы участия специалистов и социальных партнеров по
                направлениям социального воспитания
               | 
               
              218 
              
  | 
            
            
              
                 2.3.7. Организация работы по формированию экологически целесообразного,
                здорового и безопасного образа жизни
               | 
               
              219 
              
  | 
            
            
              
                2.3.8. Описание деятельности организации, осуществляющей образовательную
                 деятельность, в области непрерывного экологического здоровьесберегающего
                образования обучающихся
               | 
               
              220 
               
              
  | 
            
            
              
                 
                 2.3.9. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся 
               | 
               
              221 
              
  | 
            
            
              
                 2.3.10. Критерии, показатели эффективности деятельности образовательной
                 организации в части духовно-нравственного развития, воспитания и
                социализации обучающихся
               | 
               
              222 
               
              
  | 
            
            
              
                 2.3.11. Методика и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития,
                воспитания и социализации обучающихся
               | 
               
              224 
              
  | 
            
            
              
                 2.3.12. Планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и
                 социализации обучающихся, формирования экологической культуры,
                 культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся
               | 
               
              225 
               
              
  | 
            
            
               
              2.4. Программа коррекционной работы
  | 
               
              226
  | 
            
            
               
              2.4.1. Цели и задачи программы коррекционной работы с обучающимися при получении 
               
              основного общего образования
  | 
               
              227 
              
  | 
            
            
               
              2.4.2. Перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений 
               
              работы, способствующих освоению обучающимися с особыми образовательными 
               
              потребностями основной образовательной программы основного общего образования
  | 
               
              228 
               
              
  | 
            
            
               
              2.4.3. Система комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки 
               
              обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающая комплексное 
               
              обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения основной 
               
              образовательной программы основного общего образования
  | 
               
              229 
              
  | 
            
            
               
              2.4.4. Механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую 
               
              стратегическую направленность работы с учетом вариативно-деятельностной тактики 
               
              учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, специальной 
               
              психологии, медицинских работников организации, осуществляющей образовательную 
               
              деятельность, других образовательных организаций и институтов общества, 
               
              реализующийся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности
  | 
               
              231 
              
  | 
            
            
               
              2.4.5. Планируемые результаты коррекционной работы
  | 
               
              232
  | 
            
            
              
                
                   
                  Организационный раздел основной образовательной программы основного общего образования
  
                 
               | 
               
              234 
              
  | 
            
            
               
              3.1. Учебный план основного общего образования
  | 
               
              234
  | 
            
            
               
              3.1.1. Календарный учебный график
  | 
               
              238
  | 
            
            
               
              3.1.2. План внеурочной деятельности
  | 
               
              239
  | 
            
            
               
              3.2. Система условий реализации основной образовательной программы
  | 
               
              240
  | 
            
            
               
              3.2.1. Описание кадровых условий реализации основной образовательной программы основного общего образования
  | 
               
              240 
              
  | 
            
            
               
              3.2.2. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования
  | 
               
              243
  | 
            
            
               
              3.2.3. Финансово-экономические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования
  | 
               
              251 
              
  | 
            
            
               
              3.2.4. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы
  | 
               
              257
  | 
            
            
               
              3.2.5. Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования
  | 
               
              258 
              
  | 
            
            
               
              3.2.6. Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий
  | 
               
              261
  | 
            
            
               
              3.2.7. Сетевой график (дорожная карта) по формированию необходимой системы условий 
               
              реализации основной образовательной программы основного общего образования
  | 
               
              262 
              
  | 
            
            
               
              Условные сокращения
  | 
               
              266
  |