ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 
           
          СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
           
          АНЖЕРО-СУДЖЕНСКИЙ ГОРНЫЙ ТЕХНИКУМ 
           
          ПМ.01 Ведение технологических процессов горных и взрывных работ 
          МДК.01.04 Механизация и электроснабжение горных работ, электропривод и автоматизация горных машин и комплексов 
           
          МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 
           
          ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ 
           
          для студентов специальности 
           
          130405 Подземная разработка месторождений полезных ископаемых 
           
          2012 
           
          Содержание 
           
          
            
            
            
               
              Введение
  | 
               
              3
  | 
             
            
               
              Практическая работа № 1. Изучение устройства и эксплуатация вентиляторов местного проветривания типа ВМ
  | 
               
              7
  | 
             
            
               
              Практическая работа 2. Вентиляторные установки с центробежными вентиляторами.
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              Практическая работа № 3. Изучение устройства и принципа действия измерительных приборов для контроля работы вентилятора.
  | 
               
              12
  | 
             
            
               
              Практическая работа № 4. Выбор вентиляторной установки местного проветривания по индивидуальным заданиям
  | 
               
              22
  | 
             
            
               
              Практическая работа № 5. Изучение устройства центробежного насоса.
  | 
               
              31
  | 
             
            
              
                 Практическая работа 6. Изучение центробежных консольных насосов типа К.
               | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              Практическая работа № 7. Изучение устройства и порядка технического обслуживания винтового насоса.
  | 
               
              40
  | 
             
            
               
              Практическая работа № 8. Изучение измерительных приборов для контроля работы водоотливной установки.
  | 
               
              46
  | 
             
            
               
              Практическая работа № 9. Эксплуатация и ремонт насосов типа ЦНС.
  | 
               
              50
  | 
             
            
               
              Практическая работа № 10. Выбор водоотливной установки по индивидуальным заданиям.
  | 
               
              60
  | 
             
            
               
              Список литературы и интернет – источников
  | 
               
              68
  | 
             
            
               
              Приложение 1
  | 
               
              69
  | 
             
            
               
              Приложение 2
  | 
               
              70
  | 
             
            
               
              Приложение 3
  | 
               
              78
  | 
             
            
           
          Введение 
          Практические занятия служат одним из основных средств осуществления связи между теоретическим обучением и производственно-технологической практикой. 
           
          Задача проведения практических работ – познакомить обучающихся с технологическими процессами и их закономерностями, с техническими устройствами и их характеристиками. Познакомить не путем прямого показа или объяснения преподавателя, а через направленную преподавателем практическую деятельность самих обучающихся. 
           
          Деятельность их должна быть творческой, близкой к исследовательской работе. 
           
          Цели и задачи практических занятий это: 
           
          - убедиться в истинности приобретенных знаний проверять результаты расчетов; 
           
          - отработать основные методы исследования различных технических устройств и их схемных решений, изучить методы оформления технических документаций; 
           
          - получить навыки самостоятельной работы; 
           
          - уметь анализировать изучаемые теоретические и практические положения, устанавливать связь между ними. 
           
          Для успешного решения этих задач необходимо учитывать ряд дидактических требований: 
           
          1. Каждое практическое задание должно быть тщательно подготовлено; 
           
          2. Содержание его должно соответствовать уровню знаний обучающихся на данном этапе обучения; 
           
          3. Практические работы должны обучающиеся выполнять самостоятельно; 
           
          При организации и проведении практических работ преподаватель должен руководствоваться следующими методическими указаниями: 
           
          а) заранее тщательно и детально подготовить каждое практическое занятие; 
           
          б) требовать от обучающихся постоянно строжайшего выполнения правил безопасности; 
           
          в) продумывать, предельно конкретно раскрывать обучающимся цель каждой практической работы; 
           
          г) следить за тем, чтобы все обучающиеся, занятые практической работой, были загружены одинаково; 
           
          д) требовать своевременной сдачи отчетов; 
           
          е) сопровождать прием отчета опросом по существу темы проведения работы и порядку ее выполнения, чтобы выяснить, насколько глубоко усвоил обучающийся содержание практической работы; 
           
          ж) допускать обучающегося к очередному практическому занятию только после того, как он сдал отчет по предыдущей работе; 
           
          з) отчет должен быть составлен самостоятельно каждым обучающимся, групповые отчеты недопустимы. 
           
          Отчет оформлять необходимо в строгом соответствии ЕСКД. Структура практического занятия в основном сводятся к следующему: 
           
          - сообщение темы и цели работ; 
           
          - актуализация теоретических знаний, которые необходимы для рациональной работы с оборудованием, осуществления эксперимента или другой практической деятельности; 
           
          - непосредственное проведение практических работ; 
           
          - обобщение и систематизация полученных результатов; 
           
          - подведение итогов занятия. 
           
          Эффективность практических занятий зависит в значительной степени от того, как проинструктированы обучающиеся о выполнении практических работ. Обучающиеся используют инструкции для самостоятельного проведения таких работ. Инструкции позволяют не описывать подробно весь ход выполняемой работы, а уделить внимание наиболее существенным моментам: актуализации занятия по теме, практическим действиям, теоретическому обоснованию выполняемых заданий. 
           
          При подготовке и работе по инструкции обучающиеся получают возможности спланировать свою деятельность. 
           
          В инструкциях обычно выделяют следующие разделы: 
           
          1. Тема. 
           
          2. Цель работы. 
           
          3. Оборудование 
           
          4. Ход работы. 
           
          5. Вопросы для самопроверки. 
           
          6. Список литературы и интернет – источников 
           
          7. Приложения 
           
          Педагогическая сущность этих инструкций заключается в том, что они представляют собой частную инструкцию для самостоятельной работы студентов. 
           
          Важную роль на практических занятиях играет педагогическое руководство. На начальных этапах обучения большое значение имеет четкая постановка познавательной задачи, а так же инструктаж к работе, в процессе которого обучающиеся осмысливают сущность задание, последовательность выполнения его отдельных элементов. Преподаватель должен проверить теоретическую и практическую готовность обучающихся к занятию, обратить внимание на трудности, которые могут возникнуть в процессе работы, ориентировать обучающихся на самоконтроль. 
           
          Потребность в руководстве преподавателя многие обучающиеся испытывают, когда приступают к выполнению задания. На этом этапе некоторым обучающимся нужна помощь, коррекция действий, проверка промежуточных результатов. Опытные преподаватели не спешат подсказать обучающимся готовое решение или исправить допущенную ошибку, а наоборот за действием обучающегося, одобряют или наоборот, предупреждают о возможной неудаче, ставят вспомогательные вопросы. Наблюдения за работой дают возможность направлять в нужное русло ход мыслей обучающихся, развивать его познавательную самостоятельность, творческую активность, регулировать темп работы. Последовательно от занятия к занятию наращиваются требования к самостоятельности обучающихся при выполнении практических работ. 
           
          Перечень практических работ 
          
            
            
            
            
               
              № 
               
              работы
  | 
               
              Наименование работы
  | 
               
              Кол-во часов на работу
  | 
             
            
               
              1.
  | 
               
              Практическая работа № 1. Изучение устройства и эксплуатация вентиляторов местного проветривания типа ВМ
  | 
               
              2
  | 
             
            
               
              2.
  | 
               
              Практическая работа 2. Вентиляторные установки с центробежными вентиляторами.
  | 
               
              2
  | 
             
            
               
              3.
  | 
               
              Практическая работа № 3. Изучение устройства и принципа действия измерительных приборов для контроля работы вентилятора.
  | 
               
              2
  | 
             
            
               
              4.
  | 
               
              Практическая работа № 4. Выбор вентиляторной установки местного проветривания по индивидуальным заданиям
  | 
               
              2
  | 
             
            
               
              5.
  | 
               
              Практическая работа № 5. Изучение устройства центробежного насоса.
  | 
               
              2
  | 
             
            
               
              6.
  | 
              
                 Практическая работа 6. Изучение центробежных консольных насосов типа К.
               | 
               
              2
  | 
             
            
               
              7.
  | 
               
              Практическая работа № 7. Изучение устройства и порядка технического обслуживания винтового насоса.
  | 
               
              2
  | 
             
            
               
              8
  | 
               
              Практическая работа № 8. Изучение измерительных приборов для контроля работы водоотливной установки.
  | 
               
              2
  | 
             
            
               
              9
  | 
               
              Практическая работа № 9. Эксплуатация и ремонт насосов типа ЦНС.
  | 
               
              2
  | 
             
            
               
              10
  | 
               
              Практическая работа № 10. Выбор водоотливной установки по индивидуальным заданиям.
  | 
               
              2
  | 
             
            
           
          Практическая работа № 1. Изучение устройства и эксплуатация вентиляторов местного проветривания типа ВМ 
          Цель работы: изучить назначение, область применения, конструкцию вентилятора типа ВМ; приобрести навыки эксплуатации вентилятора местного проветривания. 
          Необходимое оборудование: вентилятор местного проветривания типа ВМ-6, глушитель шума типа ГШ-6 для вентиляторов местного проветривания. Инструкция по эксплуатации вентиляторов типа ВМ. 
          План отчета 
          1. Назначение и область применения осевых вентиляторов типа ВМ. Основные технические данные вентилятора типа ВМ. 
           
          2. Конструкция вентиляторов типа ВМ. 
           
          3. Эксплуатация вентиляторов типа ВМ. 
           
           Порядок выполнения работы 
           
          1. Ознакомится с назначением вентиляторов типа ВМ с аэродинамическими характеристиками вентиляторов. 
           
          2. По справочникам ознакомиться с техническими данными вентилятора типа ВМ. 
           
          3. Изучить конструкцию вентилятора типа ВМ, используя технический чертеж, а так же вентилятор в разрезе. Затем изучить конструкцию глушителя шума типа ГШ, используя, глушитель шума и технический чертеж. При изучении необходимо обращать внимание на назначение и конструкцию каждого элемента вентилятора и глушителя. 
           
          4. Используя паспорт проветривания тупиковой выработки установить требования ПБ место установки вентилятора местного проветривания. Используя инструкцию по эксплуатации вентилятора местного проветривания, изучить вопросы проверки исправности вентилятора, разборки, сборки вентилятора, возможные неисправности и способы их устранения. 
           
          5. Составить отчет. 
           
         |