МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ 
           
          ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
           
          
            
              
              
                 
                «Утверждаю» 
                 
                Проректор по УР Гуляева Т.И. 
                 
                «____»_______________2013 г.
  | 
               
              
                 
                 
                
  | 
               
             
            
           
          Рабочая программа дисциплины (модуля) 
          «Современные машины и технологии в растениеводстве» 
          на основе модульной технологии обучения 
          Направление подготовки 110800 Агроинженерия 
          Профиль подготовки 110804 – Технический сервис в АПК 
          Квалификация (степень) бакалавр 
          Форма обучения - очная 
           
          Орел 2013 год 
           
          Составитель: к.т.н., доцент Булавинцев Р.А. _________ 
           
          «__» __________2013г. 
           
          Рецензент: к.т.н., доцент Головин С.И._________ 
           
          «__» __________2013г. 
           
          Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки (квалификация (степень))110800 – «Агроинженерия» бакалавр 
          Программа обсуждена на заседании кафедры МТП в АПК 
           
          протокол №____ от « » 2013г. 
           
          Зав. кафедрой к.т.н., доцент Волженцев А.В._________ 
           
          «__» __________2013г. 
           
           
          Лист согласования рабочей программы 
           
          Декан факультета агротехники и энергообеспечения 
           
          к.т.н., доцент Коношин И.В._________ 
           
          «__» __________2013г. 
           
           
          Программа принята учебно-методической комиссией факультета «Агротехники и энергообеспечения» протокол №_____ от __________2013г. 
          Председатель учебно-методической комиссии 
           
          к.т.н., доцент Коренев В.Н _________ 
           
          «__» __________2013г. 
           
          Заведующий выпускающей кафедрой 
          Заведующий кафедрой «Надежность и ремонт машин» 
           
          д.т.н., доцент Коломейченко А.В._________ 
           
          «__» __________2013г. 
           
           
          Директор научной библиотеки 
           
          Ишханова Е.В._________ 
           
          «__» __________2013г. 
           
          Оглавление 
          
             
            Введение 4 
             
            1.Цели освоения дисциплины. 7 
             
            2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. 7 
             
            3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. 8 
             
            4.Объем дисциплины и виды учебной работы 8 
             
            5.Содержание дисциплины 9 
             
            5.1. Содержание модулей и разделов дисциплины 9 
             
            5.2.Разделы дисциплин и виды занятий 11 
             
            5.3.Тематический план лекций 12 
             
            5.4.Лабораторный практикум 12 
             
            5. Самостоятельная работа студентов и активные формы обучения 13 
             
            6.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебнометодическое обеспечение самостоятельной работы студентов. 14 
             
            7.Учебно-методическое и информационное обеспечение 31 
             
            8.Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля). 32 
            
           
           
           
           Введение 
           
          Рабочая программа по дисциплине «Современные машины и технологии в растениеводстве» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 110800 Агроинженерия, профиль подготовки - «Технический сервис в АПК» квалификация (степень) «бакалавр». Включает: цели и задачи дисциплины, требования к уровню усвоения; структуру предмета и распределение часов по семестру; виды и трудоемкость занятий по темам; формы и объем самостоятельной работы; перечень дидактических (демонстрационных) материалов, применяемых при изучении курса и список используемой литературы. 
           
          Изучение дисциплины осуществляется по модульному принципу, сущность которого состоит в делении учебного материала на отдельные логически завершенные блоки (модули). Качество их освоения определяется с помощью специальных контрольных мероприятий. Модульное формирование курса позволяет осуществлять перераспределение времени, отводимого учебным планом на отдельные виды учебного процесса, расширяя долю самостоятельной работы студентов. В начале семестра сообщается: количество модулей в семестре, какие разделы дисциплины входят в каждый модуль, график проведения отчета по модулям, условия допуска к отчету по теме модуля. Все это также утверждается на заседании кафедры в начале семестра. Контроль по каждому модулю осуществляется на основе тестирования по основным положениям дисциплины. Тест включает задания в зависимости от темы модуля, на тестирование отводится до одного часа времени; 
           
          Основными формами контроля знаний являются самостоятельные работы, тестирование, а также зачеты. 
           
          Количество промежуточных этапов контроля учебной работы студентов, их форму, сроки и максимальную оценку их в рейтинговых баллах устанавливается на заседании кафедры “МТП в АПК”. Преподаватель кафедры, ведущий занятия со студенческой группой, обязан информировать группу об этом решении кафедры на первом занятии в семестре. 
           
          При изучении данной дисциплины широко используются активные формы обучения. Преподаватель в своей профессиональной деятельности использует ту классификацию и группу методов, которые наиболее полно помогают осуществлению тех дидактических задач, которые он ставит перед занятием. И активные методы обучения являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения студентов в учебно-познавательную деятельность. 
           
          Основную организационную форму обучения, направленную на первичное овладение знаниями, представляет собой лекции. Главное назначение лекции - обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформировать у обучающихся ориентиры для самостоятельной работы над курсом. 
           
          Условно классификацию лекции можно представить следующим образом: 
           
          Лекция Проблемная лекция 
           
          Лекция-беседа 
           
          Лекция с разбором конкретных ситуаций 
           
          Лекция - визуализация 
           
          Лекция вдвоем 
           
          Лекция-дискуссия 
           
          Лекция с заранее запланированными ошибками 
           
          Лекция-пресс-конференция 
           
          Среди всего многообразия форм лекций в данном курсе предпочтение отдается лекции- визуализации. 
           
          Данный вид лекции является результатом нового использования принципа наглядности, содержание данного принципа меняется под влиянием данных психолого-педагогической науки, форм и методов активного обучения. 
           
          Психологические и педагогические исследования показывают, что наглядность не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет активизировать умственную деятельность, глубже проникать в сущность изучаемых явлений показывает его связь с творческими процессами принятия решений, подтверждает регулирующую роль образа в деятельности человека. 
           
          Лекция - визуализация учит студентов преобразовывать устную и пись-менную информацию в визуальную форму, что формирует у них профессио-нальное мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения. 
           
          Этот процесс визуализации является свертыванием мыслительных содержаний, включая разные виды информации, в наглядный образ; будучи воспринят, этот образ, может быть, развернут и служить опорой для мыслительных и практических действий. 
           
          Любая форма наглядной информации содержит элементы проблемной. Поэтому лекция - визуализация способствует созданию проблемной ситуации, разрешение которой в отличие от проблемной лекции, где используются вопросы, происходит на основе анализа, синтеза, обобщения, свертывания или развертывания информации, т.е. с включением активной мыслительной деятельности. Задача преподавателя использовать такие формы наглядности, которые на только дополняли - бы словесную информацию, но и сами являлись носителями информации. Чем больше проблемности в наглядной информации, тем выше степень мыслительной активности студента. 
           
          Подготовка лекции преподавателем состоит в том, чтобы изменить, переконструировать учебную информацию по теме лекционного занятия в визуальную форму для представления студентам через технические средства обучения или вручную (схемы, рисунки, чертежи и т.п.). К этой работе могут привлекаться и студенты, у которых в связи с этим будут формироваться соответствующие умения, развиваться высокий уровень активности, воспитываться личностное отношение к содержанию обучения. 
           
          Чтение лекции сводится к связному, развернутому комментированию преподавателем подготовленных наглядных материалов, полностью раскрывающему тему данной лекции. Представленная таким образом информация должна обеспечить систематизацию имеющихся у студентов знаний, создание проблемных ситуаций и возможности их разрешения; демонстрировать разные способы наглядности, что является важным в познавательной и профессиональной деятельности. 
           
          Лучше всего использовать разные виды визуализации - натуральные, изобразительные, символические, - каждый из которых или их сочетание выбирается в зависимости от содержания учебного материала. При переходе от текста к зрительной форме или от одного вида наглядности к другому может теряться некоторое количество информации. Но это является преимуществом, т.к. позволяет сконцентрировать внимание на наиболее важных аспектах и особенностях содержания лекции, способствовать его пониманию и усвоению. 
           
          В лекции-визуализации важна определенная наглядная логика и ритм подачи учебного материала. Для этого можно использовать комплекс технических средств обучения, рисунок, в том числе с использованием гротескных форм, а также цвет, графику, сочетание словесной и наглядной информации. Важны дозировка использования материала, мастерство и стиль общения преподавателя со студентами. 
           
          При визуализации знаний важно учитывать: 
           
          1) Какую информацию мы визуализируем? 
           
          Это могут быть: 
           
          • Данные. Визуальное представление количественных данных (например, графики). 
           
          • Информация. Наглядное представление данных. Данные переводятся в рисунок, чтобы заполнить выделенное пространство (экран, страница). 
           
          • Концепции. Визуализация идей, планов, результатов аналитической работы. 
           
          • Стратегии. Систематическое использование взаимодополняющих мето-дов визуализации анализа, развития, определения и взаимодействия элементов в стратегии команды, группы. 
           
          • Метафоры. Использование визуальных метафор, чтобы организовать и структурировать знания. Передача понимания о представляемой информации через ключевые характеристики. 
           
          • «Солянка». Взаимодополняющее использование различных методов визуализации в одной схеме или рисунке. 
           
          2) Что визуализируем? 
           
          Это может быть как структура, так и различного рода процессы. 
           
          3) Как подробно визуализируем? 
           
          • Только детали 
           
          • Только общий вид 
           
          • Или то, и другое одновременно 
           
          4) Для чего визуализируем? 
           
          Цель визуализации. Что хотим получить в итоге? Использовать суще-ствующие данные или создать новое знание? 
           
          Лекцию-визуализацию лучше всего использовать на этапе введения сту-дентов в новый раздел, тему, дисциплину. Возникающая при этом проблемная ситуация создает психологическую установку на изучение материала, развитие навыков наглядной информации в других видах обучения. 
           
          
            - 
              
 
               Цели освоения дисциплины. 
             
            
           
          Цель дисциплины – дать будущим инженерам знания по устройству, конструкции, теории технологических и рабочих процессов, обоснованию и настройке современных сельскохозяйственных машин на заданные условия работы. 
           
          Для достижения цели решаются следующие задачи изучения: 
           
          - познакомиться с конструкцией и технологическими настройками сельскохозяйственных машин; 
           
          - познакомиться с современными технологиями в растениеводстве. 
           
          
            - 
              
 
               Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. 
             
            
           
          Дисциплина «Современные машины и технологии в растениеводстве» относиться к вариативной части основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 110800 Агроинженерия, профиль подготовки - «Технический сервис в АПК». 
           
          
            - 
              
 
               Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. 
             
            
           
          В результате изучения данной учебной дисциплины у обучающихся формируются следующие общекультурные компетенции: 
           
          - стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, владение навыками самостоятельной работы (ОК-6); 
           
           - готовность к профессиональной эксплуатации машин и технологического оборудования для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (ПК-11). 
          В результате освоения дисциплины обучающийся должен: 
           
          Знать: 
          
             
            устройства, конструкцию, рабочие и технологические процессы, регулировки и режимы работы современных машин;
  
             
            основные направления и тенденции развития научно-технического прогресса в области сельскохозяйственной техники;
  
             
            современные и перспективные способы обработки почвы;
  
             
            ресурсо- и энергосберегающие технологиях сельскохозяйственного производства.
  
            
          Уметь: 
          
             
            обосновывать применяемые системы машин с учетом производственных ситуаций и экологических требований;
  
             
            настраивать машины на заданные условия работы и работать на них;
  
             
            обнаруживать и устранять неисправности в их работе;
  
           
          
             
            самостоятельно осваивать конструкции и рабочие процессы новых сельскохозяйственных машин и технологических комплексов;
  
             
            оценивать качество и эффективность механизированных работ.
  
            
          Владеть: 
          
             
            навыками выполнения настроек оборудования для различных операций;
  
             
            методами анализа причин возникновения неисправностей и отказов при работе машин и оборудования;
  
            
           
           
          
            - 
              
 
               Объем дисциплины и виды учебной работы 
             
            
           
          Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа/2зач.ед. 
          
            
              
              
              
              
                
                   
                  Виды учебной нагрузки
  | 
                   
                  Всего 
                   
                  часов/ 
                   
                  зач.ед
  | 
                   
                  Семестр 7
  | 
                 
              
              
                
                   
                  Аудиторные занятия (всего)
  | 
                   
                  36
  | 
                   
                  36
  | 
                 
              
              
                
                   
                  В том числе
  | 
                   
                   
                  
  | 
                   
                   
                  
  | 
                 
              
              
                
                   
                  Лекции 
                   
                  из них с активными формами обучения
  | 
                   
                  16 
                   
                  8
  | 
                   
                  16 
                   
                  8
  | 
                 
              
              
                
                   
                  Лабораторные работы (ЛР) 
                   
                  из них с активными формами обучения
  | 
                   
                  20 
                   
                  10
  | 
                   
                  20 
                   
                  10
  | 
                 
              
              
                
                   
                  Самостоятельная работа (всего)
  | 
                   
                  36
  | 
                   
                  36
  | 
                 
              
              
                
                   
                  В том числе
  | 
                   
                   
                  
  | 
                   
                   
                  
  | 
                 
              
              
                
                   
                  Самостоятельное изучение теоретического материала
  | 
                   
                  10
  | 
                   
                  10
  | 
                 
              
              
                
                   
                  Подготовка к ЛЗ
  | 
                   
                  16
  | 
                   
                  16
  | 
                 
              
              
                
                   
                  Подготовка к отчету по модулям
  | 
                   
                  10
  | 
                   
                  10
  | 
                 
              
              
                
                   
                  Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
  | 
                   
                  зачет
  | 
                   
                  зачет
  | 
                 
              
              
                
                   
                  Общая трудоемкость час/зач. ед
  | 
                   
                  72
  | 
                   
                  72
  | 
                 
                
                   
                  2
  | 
                   
                  2
  | 
                 
              
             
           
          
            
           
         |