Творческие задания и тесты на выявление творческих способностей детей 
           Творческие задания и тесты на выявление творческих способностей для детей 5-7-лет (разработаны преподавателем изобразительной деятельности И.В. Козловой). 
          1. Изучение оригинальности решения задач на воображение на основе упражнения «Дорисуй». 
           
          Подготовка исследования. Подобрать альбомные листы на каждого ребенка с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок - голова с двумя ушами и т. д., и простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д.). Подготовить цветные карандаши, фломастеры, мелки. Проведение исследования. Ребенка 5-8 лет просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка Предварительно можно провести вступительную беседу об умении фантазировать (вспомнить, на что бывают похожи облака на небе и т. д.). 
          Обработка данных. Выявляют степень оригинальности, необычности изображения. Устанавливают тип решения задач на воображение. 
           
          Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает 
          задачу на построение образа воображения с использованием данного элемента Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование). 
          Первый тип. Ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что 
          получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение 
          контурное, схематичное, лишенное деталей. 
           
          Второй тип. Также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями. 
          Третий тип. Изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку). 
          Четвертый тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой). 
           
          Пятый тип. Заданная фигура используется качественно по-новому. Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок - голова и т. д.), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа, воображения (треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину). 
          Далее высчитывается коэффициент оригинальности: сумма типов решения задач на воображение/количество детей. 
          2. Тест «Незаконченный рисунок». Коломенский Я.Л. и Панько Е. А. предлагают в качестве исходного шаблона использовать 10 окружностей, расположенных в два ряда друг под другом на листе А4. Материалы: лист А4 со следующим шаблоном: карандаши цветные и простой, ластик. 
           
          Инструкция: « Незнайка начал рисовать и забыл закончить рисунок. Давайте поможем ему дорисовать, когда закончите, придумаете своему рисунку название, я его подпишу». 
           
          Оценивание: задание оценивается по следующим показателям: Беглость - количество задействованных элементов. Разработанность - количество значимых деталей. Оригинальность. 
           
          0 б. - ребенок не дорисовывает шаблон, а рисует рядом что-то свое. 
          1 б. - Ребенок дорисовывает фигуру так, что получается изображение отдельного предмета, но изображение контурное, лишено деталей. 
           
          2 б. - изображен объект, но с разнообразными деталями. 
           
          3 б. - изображен отдельный объект, но включен в воображаемый сюжет. 
           
          4 б. - изображается несколько объектов по воображаемому образцу. 
           
          5 б. - на основе шаблона рисуется картина и эта фигура, как один из 
          второстепенных элементов включается в воплощаемый ребенком образ. 
           
          3. Задание «Нарисуй картинку» методика П. Торренса. 
           
          Материалы: элемент, сделанный из цветной бумаги, в форме капли с клейким слоем, лист А4, карандаши цветные и простой, ластик. 
           
          Инструкция: «Ребята, вы получили клейкую фигурку и чистый лист. Сейчас хорошенько подумайте, какую картинку можно нарисовать с помощью этой капельки, которую вы приклеете в любую часть листа, а потом дорисуете ее цветными карандашами. Полученную картинку обязательно назовите и я ее подпишу». 
          Оценивание: выполненное задание оценивается по следующим показателям: 
          Оригинальность: 
           
          0 б. - абстрактный узор, капля, курица, яйцо, цветок. 
           
          1 б. - жук, человек, черепаха, лицо, шар. 
           
          2 б. - нос, остров. 
           
          3 б. - гном, девочка, заяц, камень, кошка, НЛО, облако, инопланетянин, ракета, метеор, животное, крыса, птица, рыба. 
           
          4 б. - глаз, динозавр, дракон, рот, робот, самолет, слон, озеро, планета. 
           
          5 б. - остальные рисунки. 
           
          Разработанность: один балл за каждую значимую деталь. 
          Название: 
           
          0 - обычное название. 
           
          1 - простое описание. 
           
          2 - описательное название. 
           
          3 - релевантное название. 
           Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев) 
           
           
          1. Методика "Солнце в комнате" 
           
          Основание. Реализация воображения. 
           
          Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия. 
          Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш. 
           
          Инструкция к проведению. 
           
          Показываем ребенку картинку: "Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано". По перечислении деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) психолог дает следующее задание: "Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной". 
          Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для "исправления" картинки. 
           
          Обработка данных. 
           
          В ходе обследовании оцениваются попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе: 
           
          1. Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю, как исправить", "Картинку исправлять не нужно") - 1 балл. 
           
          2. "Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) -2 балла. 
          3. Содержательное устранение несоответствия: а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - "Солнышко на улице") -3 балла. б) сложный ответ (переделать рисунок - "Сделать из солнышка лампу") - 4 балла. 
           
          4. Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации ("Картинку сделать", "Нарисовать окно", "Посадить солнышко в рамку" и т.д.) - 5 баллов. 
          2. Методика "Складная картинка" 
           
          Основание. Умение видеть целое раньше частей. 
           
          Цель. Определение умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения. 
           
          Материал. Складывающаяся картонная картинка с изображением утки, имеющая четыре сгиба (размер 10 * 15 см). 
           
          Инструкция к проведению. 
           
          Предъявляем ребенку картинку: "Сейчас я тебе дам эту картинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано?" Выслушав ответ, складываем картинку и спрашиваем: "Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?" После ответа ребенка картинка расправляется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот же вопрос. Всего применяется пять вариантов складывания - "угол", "мостик", "домик", "труба", "гармошка". 
           
          Обработка данных. В ходе обследования ребенка педагог фиксирует общий смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществляется по трехбалльной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка. 
           
          Максимальная оценка за каждое задание - 3 балла. Всего -15 баллов. 
          Выделяются следующие уровни ответов: 
           
          1. Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю", " Ничего не станет", "Так не бывает") - 1 балл. 
           
          2. Ответ описательного типа, перечисление деталей рисунка, находящихся в поле зрения или вне его, т.е. утеря контекста изображения ("У утки нет головы", "Утка сломалась", "Утка разделилась на части" и т. д.) - 2 балла 
           
          3. Ответы комбинирующего типа: сохранение целостности изображения при сгибании рисунка, включение нарисованного персонажа в новую ситуацию ("Утка нырнула", "Утка заплыла за лодку"), построение новых композиций ("Как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку") и т. д. - 3 балла. Некоторые дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения "привязано" не к какой-либо ситуации, а к конкретной форме, которую принимает картинка при складывании ("Утка стала домиком", "Стала похожа на мостик" и т. д.). Подобные ответы относятся к комбинирующему типу и также оцениваются в 3 балла. 
          3. Методика "Как спасти зайку". 
           
          Основание. Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений. 
          Цель. Оценка способности и превращение задачи на выбор, в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию. 
          Материал. Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка сдутый воздушный шарик, лист бумаги. 
           
          Инструкция к проведению. 
           
          Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги. Педагог, беря в руки зайчика: "Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?" 
           
          Обработка данных. В ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.  Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка — 1 балл. 
           
          Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка - 2 балла 
           
          Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик ("Зайка на шарике может улететь") или сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка. Оценка - 3 балла. 
          4. Методика "Дощечка" 
           
          Основание. Детское экспериментирование. 
           
          Цель. Оценка способности к экспериментированию с преобразующимися объектами. 
          Материал. Деревянная дощечка, представляющая собой соединение на петлях четырех более мелких квадратных звеньев (размер каждого звена 15*15 см) 
          Инструкция к проведению. 
           
          Дощечка в развернутом виде лежит перед ребенком на столе. 
           
          Педагог: "Давай теперь поиграем вот с такой доской. Это не простая доска, а волшебная: ее можно сгибать и раскладывать, тогда она становится на что-нибудь похожа. Попробуй это сделать". 
           
          Как только ребенок сложил доску в первый раз, педагог останавливает его и спрашивает: "Что у тебя получилось? На что теперь похожа эта доска?" 
          Услышав ответ ребенка, педагог вновь обращается к нему: "Как еще можно сложить? На что она стала похожа? Попробуй еще раз". И так до тех пор, пока ребенок не остановится сам. 
           
          Обработка данных. При обработке данных оценивается количество неповторяющихся ответов ребенка (называние формы получившегося предмета в результате складывания доски ("гараж", "лодочка" и т.д.), по одному баллу за каждое название. Максимальное количество баллов изначально не ограничивается.
         |