УТВЕРЖДАЮ 
           
          Проректор _____________ 
           
          Н.С. Кирабаев 
           
           
          РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ 
          Клиническая ординатура 
           
          по специальности 14.01.01 «Акушерство и гинекология» 
           
          Кафедра: акушерства и гинекологии с курсом перинатологии 
           
          Дисциплина: ОД.О.03.02 клиническая фармакология 
           
          Статус дисциплины: фундаментальные дисциплины 
           
          ЗЕТ: 10 
           
          Руководитель дисциплины: д.м.н., проф. Радзинский В.Е. 
           
          Контактный телефон руководителя дисциплины: 8(903) 723 22 12 
           
          E-mail руководителя дисциплины: radzinsky@mail.ru 
          Общие профессиональные компетенции и компетенции специальности: 
           
          способен и готов реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с беременными и гинекологическими больными, коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом (ПК-1); 
           
          способен и готов к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на принципы доказательной медицины (ПК-2); 
           
          способен и готов проводить и интерпретировать опрос, клиническое обследование, проводить оценку состояния беременных, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного (ПК-3); 
           
          способен и готов владеть методами лабораторной и функциональной диагностики (ПК- 4); 
           
          способен и готов использовать методы оценки анамнеза в развитии болезней, коррекции факторов риска, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению болезней (ПК- 5); 
           
          способен и готов проводить профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний, осуществлять общеоздоровительные мероприятия, давать рекомендации по питанию и режиму труда и отдыха (ПК-6); 
           
          способен и готов применять углубленные знания в профессиональной деятельности (ПК-7); 
           
          способен и готов к постановке диагноза на основании результатов клинических и лабораторно-инструментальных методов обследований (ПК- 8); 
           
          способен и готов использовать знания анатомо-физиологических особенностей беременных и гинекологических больных для своевременной диагностики заболеваний (ПК- 9); 
           
          способен и готов выявлять основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом МКБ, выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний (ПК- 10); 
           
          способен и готов анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий для успешной лечебно-профилактической деятельности с учетом анатомо-физиологических особенностей беременных (ПК- 11); 
           
          способен и готов выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях и синдромах, способных вызвать тяжелые осложнения и/или летальный исход; своевременно выявлять жизнеопасные нарушения, использовать методики их немедленного устранения (ПК- 12); 
           
          способен и готов назначать адекватное лечение в соответствии с выставленным диагнозом и принципами антенатальной охраны плода, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной терапии беременных и гинекологических больных (ПК- 13); 
           
          способен и готов применять различные схемы антенатальной фармакотерапии (ПК- 14); 
           
          способен и готов определять показания и противопоказания к назначению средств немедикаментозной терапии при лечении беременных (ПК-15); 
           
          способен и готов к обучению среднего и младшего медицинского персонала принципам безопасной фармакотерапии (ПК-16); 
           
          способен и готов к обучению беременных и гинекологических больных принципам безопасной фармакотерапии (ПК- 17); 
           
          способен и готов использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации (например, МКБ-10) ( ПК-18); 
           
          способен и готов использовать знания по рациональной терапии в различные сроки гестации (ПК- 19); 
           
          способен и готов решать вопросы профилактики эмбрио- и тератогенеза (ПК- 20); 
           
          способен и готов получать и изучать отечественную и зарубежную научно-медицинскую информацию, готовить рефераты, обзоры, доклады; участвовать в решении отдельных научно-исследовательских и научно-прикладных задач, соблюдать основные требования информационной безопасности (ПК- 21). 
           
          способен и готов к участию в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ПК-22). 
           
          Организационно-тематическое построение дисциплины 
          Тематический план лекций: 
          
            
            
            
            
            
               
              № п/п
  | 
               
              Тема лекции
  | 
               
              Часы
  | 
               
              Лектор
  | 
             
            
               
              1.
  | 
               
              Пути и способы проникновения лекарственных средств плоду
  | 
               
              4
  | 
               
              Доц. Апресян С.В.
  | 
             
            
               
              2.
  | 
               
              Фармакотерапия беременных, понятия о токсическом действии лек.средств на плод
  | 
               
              4
  | 
               
              Доц. Апресян С.В.
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
              Итого часов:
  | 
               
              8
  | 
               
               
              
  | 
             
            
           
          Тематический план практических занятий: 
          
            
            
            
            
            
               
              № п/п
  | 
               
              Тема практического занятия
  | 
               
              Часы
  | 
               
              Ответственный
  | 
             
            
               
              1.
  | 
               
              Роль плаценты в переносе лекарственных средств
  | 
               
              4
  | 
               
              Доц. Гагаев Ч.Г.
  | 
             
            
               
              2.
  | 
               
              Категории лекарственных средств по FDA
  | 
               
              4
  | 
               
              Проф. Тотчиев Г.Ф.
  | 
             
            
               
              3.
  | 
               
              Антибактериальные препараты. Принципы использования при гестации
  | 
               
              4
  | 
               
              Проф. Тотчиев Г.Ф.
  | 
             
            
               
              4.
  | 
               
              Лекарственная в I триместре
  | 
               
              4
  | 
               
              Проф. Радзинский В.Е.
  | 
             
            
               
              5.
  | 
               
              Критические периоды развития плода
  | 
               
              4
  | 
               
              Проф. Оразмурадов А.А.
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
              Итого часов:
  | 
               
              20
  | 
               
               
              
  | 
             
            
           
          Самостоятельная работа по дисциплине (116 часов) 
           
          Темы для самостоятельной работы 
          
             
            Эмбриогенез
  
             
            Плацента (защитный барьер)
  
             
            Фетогенез
  
             
            Категории антибиотиков
  
             
            Принципы антибактериальной терапии в I триместре
  
             
            Принципы антибактериальной терапии в II триместре
  
             
            Принципы антибактериальной терапии в III триместре
  
             
            Немедикаментозные методы лечения в акушерстве
  
             
            Этапы образования внезародышевых органов
  
             
            Влияние лекарственной терапии на образование внезародышевых органов
  
             
            Врожденные пороки развития плода. Связь с фармакотерапией
  
             
            Влияние лекарственных препаратов на эндокринную функцию плаценты
  
            
           
          Аттестационные критерии и балльная структура оценки 
           
          От ординаторов требуется посещение занятий, выполнение заданий руководителя дисциплины, знакомство с рекомендованной литературой и др. При аттестации обучающегося оценивается качество работы на занятиях, уровень подготовки к самостоятельной деятельности в избранной области, качество выполнения заданий руководителя дисциплины. 
           
          Балльная структура оценки: 
           
          участие в аудиторных занятиях: до 40% баллов по дисциплине; 
           
          выполнение заданий руководителя дисциплины: до 40% баллов по дисциплине; 
           
          выполнение заданий повышенной сложности (участие в научной работе): до 20% баллов по дисциплине. 
          Обязательная литература 
           
          
             
            Акушерская агрессия. Радзинский В.Е. М.: Status praesens, 2011.
  
             
            Акушерский риск. Максимум информации - минимум опасности для матери и младенца. Радзинский В.Е. и соавт. М.: Эксмо. 2009.
  
             
            Акушерство: национальное руководство. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.
  
             
            Акушерство: учебник/ Под ред. В.Е. Радзинского. М.: ГЭОТАР – Медиа., 2008.
  
             
            Беременность и роды при экстрагенитальных заболеваниях. Апресян С.В. Под ред. Радзинского В.Е. М.: ГЕОТАР-Медиа. 2009.
  
             
            Женская консультация. Под ред. В.Е. Радзинского. Петрозаводск: ИнтелТек., 2007.
  
            - 
              
 
              Плацентарная недостаточность: реалии и перспективы. Метод. реком. Оразмурадов А.А. М. 2009. 
             
             
            Ранние сроки беременности. Под ред. В.Е. Радзинского. М.: Status praesens, 2009.
  
             
            Репродуктивное здоровье: учебное пособие. Под ред. В.Е. Радзинского. М.: РУДН, 2011.
  
             
            Руководство к практическим занятиям по акушерству: учебное пособие для студентов и ординаторов. Под ред. В.Е. Радзинского. М.: ГЭОТАР – Медиа., 2007.
  
             
            Гинекология: национальное руководство /под ред. В.И. Кулакова, И.Б. Манухина, В.Е. Радзинского, Г.М. Савельевой - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.
  
             
            Гинекологическая эндокринология. Серов В.Н. и соавт. М.: МЕДпресс-информ. 2008.
  
             
            Лекарственные растения в акушерстве и гинекологии. Радзинский В.Е. М.: изд. Эксмо. 2008.
  
             
            Руководство к практическим занятиям по гинекологии: учебное пособие для студентов и ординаторов / Под ред. В.Е. Радзинского. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.
  
             
            Руководство к практическим занятиям по гинекологии: учебное пособие для студентов и ординаторов. Под ред. В.Е. Радзинского. М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2005.
  
             
            Руководство по амбулаторно-поликлинической помощи в акушерстве и гинекологии. Кулаков В.И., Прилепская В.Н., Радзинский В.Е. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.
  
            
           
          Дополнительная литература 
           
          
             
            Акушерство и перинатология: методические разработки для студентов / Под ред. В.Е. Радзинского. М.: Изд-во РУДН., 2007.
  
             
            Кокрановское руководство: Беременность и роды: пер. с англ. М.: Логосфера, 2010.
  
             
            Невынашивание беременности. Руководство для врачей. Сидельникова В.М., Сухих Г.Т. М.: ООО МИА. 2011.
  
             
            Невынашивание беременности: патогенез, диагностика, лечение. Клиническое руководство. Под ред. Стрижакова А.Н. М. 2011.
  
             
            Бесплодный брак. Современные подходы к диагностике и лечению. Сухих Г.Т., Назаренко Т.А. М. 2010.
  
             
            Папилломовирусная инфекция: диагностика, лечение и профилактика. Прилепская В.Н. и соавт. М.: МЕДпресс-информ, 2007.
  
             
            Репродуктивное здоровье женщин. Пересада О.А. М.: ООО МИА. 2009.
  
            
           
          Руководитель дисциплины: (В.Е. Радзинский) 
           
          Заведующий кафедрой: (В.Е. Радзинский) 
           
           
         |