  
           
          Программа кружка «Юные инспектора движения» (ЮИД). 
          Пояснительная записка. 
          Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети. 
           
          Это происходит потому, что учащиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий нарушений. 
           
          Донести эти знания до детей, выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения для самосохранения - в этом и состоит задача учителя и кружка ЮИД. 
           
          Общение с сотрудниками ГИБДД, беседы и игры на данную тему в непринужденной обстановке производит на детей более сильное впечатление, чем традиционный урок. В атмосфере общего творчества все усваивается намного легче, поэтому полезно устраивать конкурсы рисунков, сочинений, проблемные ситуации. 
           
          Конкурсы шоу – программ по агитации дорожно-транспортной безопасности дают возможность детям проявить свои творческие способности. Умение донести до других информацию, которую ты знаешь в творческой форме, не такое уж легкое дело, а главное интересное. 
           
          Соревнования по фигурному вождению велосипеда с соблюдением правил дорожного движения дают возможность проявить себя на практике. 
           
          В том случае, когда учащийся чувствует себя водителем, отвечающим за положение на проезжей части дороги, помогает сознательней оценивать поведение пешехода и быть более требовательным к себе. Причем, знание основ медицинских знаний и умение оказывать первую медицинскую помощь в аварийной ситуации помогает учащимся уверенней чувствовать себя в жизни. 
           
          В конце курса дать возможность детям проверить свои знания и умения на школьных и городских соревнованиях «Безопасное колесо» является лучшей проверкой работы данного кружка. Лучшие участники могут проявить себя в краевых соревнованиях «Безопасное колесо». 
           
          Главные принципы: 
           
          1. Деятельность кружка не должна нарушать учебного процесса школы. 
           
          2. Использование наглядного пособия, ИКТ и всех средств наглядности. 
           
          3. Предполагает постепенное усложнение материала. 
           
          4. Добровольность участия в данном виде деятельности. 
           
          5. Активность и творческий подход к проведению мероприятий. 
           
          6. Доброжелательная и непринужденная обстановка работы кружка. 
          Цель: 
           
          Создание условий для охраны жизни и здоровья юных граждан посредством повышения уровня дорожной грамотности, используя различные формы деятельности. 
          Задачи: 
           
          1. Закрепление полученных знаний по ПДД учащимися на классных часах и углубление их. 
           
          2. Выработка навыков поведения на улице, дороге, перекрестках через решение проблемных ситуаций, игровые моменты, пропаганду безопасности движения. 
           
          3. Обучение грамотным действиям в непредвиденных чрезвычайных ситуациях на дороге. 
           
          4. Практическое закрепление знаний и умений по правилам вождения велосипеда на специально отведенной площадке. 
           
          5. Воспитание ответственного образцового участника дорожного движения, активного агитатора безопасности дорожного движения. 
           
          6. Сотрудничество с работниками ГИБДД в практической деятельности. 
          Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС 
          Основные методы, используемые для реализации программы кружка: 
           
          В обучении – практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод. 
           
          В воспитании –– методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности. 
          Программа кружка «ЮИД» относится к социальной направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта. 
          Работа кружка «ЮИД» основывается на различных видах деятельности: 
           
          - Создание уголка безопасности дорожного движения; 
           
          - Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах; 
           
          - Встречи и беседы с инспектором ГИБДД; 
          - Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике; 
           
          - Проведение практических занятий по вождению велосипеда; 
           
          - Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности; 
           
          - Проведение игр, конкурсов, соревнований в школе. 
          Виды и формы контроля по данной программе: обучение, применение знаний на практике через практические занятия, соревнования, 
           
          игры, практическая работа по проведению пропаганды безопасности дорожного движения через конкурсы, викторины, шоу-программы. 
          В работе кружка участвуют учащиеся 1-4 классов. Создается актив детей для оказания помощи изучения ПДД во всех классах начального и среднего звена через агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования. 
          Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 мин. Учебные занятиях проходят в помещениях с учетом санитарно- гигиенических норм 
           
          Программа направлена на достижение личностных, метапредметных результатов, изложенных в ФГОС 
           
          В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, ориентация на моральные нормы и их выполнение. 
           
          В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся смогут принимать и сохранять цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. 
           
          В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач. 
           
          В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, 
          Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств: 
          
             
            Самостоятельности в принятии правильного решения;
  
             
            Убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
  
             
            Внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения;
  
             
            Здорового образа жизни и навыка самостоятельного физического совершенствования.
  
            
           
          Учащиеся должны: 
           
          знать: 
          
             
            правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
  
             
            серии дорожных знаков и их представителей;
  
             
            способы оказания первой медицинской помощи;
  
             
            техническое устройство велосипеда.
  
            
          уметь: 
          
             
            работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
  
             
            работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога детства»;
  
             
            читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;
  
             
            оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
  
             
            управлять велосипедом.
  
            
           
           
          иметь навыки: 
          
             
            дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
  
             
            взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
  
             
            участия в конкурсах, соревнованиях.
  
             
            активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
  
            
           
          Методическое обеспечение программы Кружка «ЮИД». 
          Деятельность кружка «ЮИД» строится по методике коллективной творческой деятельности (КТД). 
           
          Конкретные методы, используемые при реализации программы: 
          
             
            в обучении - практический (практическая работа в библиотеках, практическая работа при оказании первой медицинской помощи, вождение велосипеда); наглядный (изучение правил ДД, демонстрация дорожных знаков, таблиц по оказанию первой помощи, аптечки…); словесный (как ведущий-инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой ( чтение, изучение, составление плана, поиск ответа на вопрос); видеометод (просмотр, обучение).
  
             
            в воспитании –– методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения); методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
  
            
           
           
          В практической работе по реализации программы можно использовать следующие формы деятельности: 
           
          1. Создание ситуации выбора ( разбор дорожно-транспортных происшествий). 
           
          2. Уроки творчества (составление викторин, сочинение писем водителю, стихов по ПДД, рисование рисунков, плакатов, выступление с агитбригадами) 
           
          3. Соревнования, состязания (по вождению велосипеда, по оказанию первой медицинской помощи пострадавшему в ДТП). 
           
          4. Час вопросов и ответов (встречи с инспектором ГИБДД, медсестрой, работа в группах). 
           
          5. Викторины, конкурсы, кроссворды. 
           
          6. Игра «Да – нет» (при проверке знаний по правилам ДД). 
           
          7. Проведение «минуток» по профилактике несчастных случаев на дороге в группе, в своих классах. 
           
          8. Составление схемы «Безопасный маршрут Дом – школа – дом» в начальных классах. 
           
          9. Различные методические разработки игр, мероприятий, конкурсов, викторин по ПДД. 
          Занятия проводятся в кабинете. 
          Техническое оснащение: 
           
          - компьютер с экраном и проектором; 
           
          - магнитофон; 
           
          - плакаты по ПДД; 
           
          - препятствия из автогородка. 
          Методическое: 
           
          - билеты по ПДД, страхованию, медицине. 
           
          - рисунки ребят с конкурсов по ПДД. 
           
          - разработки проведения различных игр, конкурсов, викторин, театрализованных представлений 
           
          - программа по изучению правил дорожного движения в школе 1-9 кл. 
           
          - методические рекомендации по организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. 
           
          - методические пособия для изучения ПДД по программе в классах. 
           
          - видеоматериалы для проведения пропаганды изучения ПДД в начальных классах 
          Подведение итогов осуществляется путем конкурсных встреч, проводимых по специальному плану на основе положения о Российском смотре «Безопасное колесо». 
           
          Критериями выполнения программы служат: активность участия детей в пропаганде, в конкурсах, в мероприятиях данной направленности, проявление творчества, самостоятельности. 
           
          Прогнозируемые результаты работы кружка 
          Результатами воспитательно-образовательной деятельности программы являются: развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания доврачебной медицинской помощи, разносторонняя физическая и психологическая подготовка учащихся, а также успешное выступление команды отряда на конкурсе «Безопасное колесо», других конкурсах данной направленности различного уровня. 
           
           
          Список литературы. 
          1. Авдеева Н.Н , Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах, 1997г. 
           
          2. Атлас медицинских знаний 
           
          3.Бабина Р.П. О чем говорит дорожный алфавит. Мет. Пособие. М: Издательство АСТ-ЛТД, 1997г. 
           
          4. Бабина Р.П. Безопасность на улицах и дорогах. Мет. пособие 1-4 кл. М: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997г. 
           
          5. Бабина Р.П. Увлекательное дорожное путешествие. Учебное пособие для учащихся начальной школы, 1997. 
           
          6. Бабина Р.П. Советы Дяди Степы, 4 кл.,1997. 
           
          7. Бабина Р.П. Уроки Светофорика, 2 кл.,1997. 
           
          8. Газета «Добрая дорога детства» 2005,2006,2008г. 
           
          9. Извекова Н.А. Правила дорожного движения. Учебное пособие для 3 кл., М: Просвещение, 1975г. 
           
          10. Инструкции лицам, работающим с детьми и обеспечивающим безопасность на дороге.2004г. 
           
          11 Косой Ю.М. Про дороги и про улицы, 1986г. 
           
          12. Кузьмина Т.А., Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, Волгоград, Издательство «Учитель», 2007. 
           
          13. Методические рекомендации по организации работы по безопасности дорожного движения в школе, 2004. 
           
          14.Программа по изучению ПДД «Правила дорожного движения 1-9 классы» 
           
          15.Правила дорожного движения Российской Федерации, М: Эксмо, 2007. 
           
          16. Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе. Пособие для учителей М.: Просвещение, 1981. 
           
          17. Смушкевич Е.С., Якупов А.М. Мы идем по улице. Сборник материалов и мет. Рекомендаций к изучению правил безопасного движения в 1кл., 1997. 
           
          18. Смушкевич Е.С., Якупов А.М. Мы идем по улице. Сборник материалов и мет. Рекомендаций к изучению правил безопасного движения во 2кл., 1997. 
           
          19. Смушкевич Е.С., Якупов А.М. Мы идем по улице. Сборник материалов и мет. Рекомендаций к изучению правил безопасного движения в 3 кл., 1997. 
           
          20. Терехова Е.А. Образовательная программа «Дети - дорога – дети», Ставрополь, 1995г. 
           
          21.Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах. Учебное пособие для 7-8 кл., 1997г. 
           
          22. Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах. Учебное пособие для 9-11 кл., 1997г. 
           
          23. Школа светофорных наук, г.Киров, 2000. 
           
          24. Якупов А.М. Безопасность на улицах и дорогах, 1-3 кл., 1997. 
           
          25. Журнал «Педсовет» 
          ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 
           
          по программе «ЮИД» 
           
          
            
            
            
            
            
            
               
              №
  | 
               
              Дата
  | 
               
              Тема
  | 
               
              Кол-во часов
  | 
             
            
               
              Т
  | 
               
              П
  | 
             
            
               
              
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Цели, задачи кружка ЮИД.Организационные вопросы. Оформление уголка ЮИД. Правила поведения на кружке Правила поведения на улице во время прогулки, экскурсии
  | 
               
              1
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Правила поведения на улице во время прогулки, экскурсии
  | 
               
               
              
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Обязанности пешеходов и пассажиров. Правила поведения в организованной колонне
  | 
               
              1
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Что такое улица и дорога. Элементы. Жилая зона. Загородная дорога
  | 
               
              2
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Экскурсия на улицу Патрулирование
  | 
               
               
              
  | 
               
              2
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Составление индивидуального безопасного маршрута
  | 
               
              2
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              История создания первого светофора. Принцип работы современного светофора
  | 
               
              2
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Виды светофоров
  | 
               
              1
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Регулировщик. Назначение. Сигналы регулировщика.
  | 
               
              3
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Перекрёсток и его виды. Проезд перекрёстков
  | 
               
              2
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Экскурсия «Правила перехода через перекрёсток» Патрулирование
  | 
               
               
              
  | 
               
              2
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения. История дорожных знаков. Дорожные знаки и их группы.
  | 
               
              2
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Дорожные знаки и их группы.
  | 
               
               
              
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Предупреждающие знаки.
  | 
               
              2
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Изготовление макетов дорожных знаков.
  | 
               
               
              
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Знаки приоритета. Запрещающие знаки.
  | 
               
              2
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Изготовление макетов дорожных знаков.
  | 
               
               
              
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Предписывающие знаки. Знаки особых предписаний.
  | 
               
              2
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Информационные знаки. Знаки сервиса.
  | 
               
              1
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Расположение транспортных средств на проезжей части. Остановка. Стоянка. Стоянка и остановка двухколёсных транспортных средств
  | 
               
              2
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Остановка общественного транспорта.
  | 
               
              1
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Патрулирование
  | 
               
               
              
  | 
               
              2
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Ситуации дорожных «ловушек». Обсуждение. Работа со схемами
  | 
               
              1
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Устройство и техническое обслуживание велосипеда. Снаряжение велосипеда. Экипировка.
  | 
               
              2
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Правила движения велосипедистов. Перевозка людей и груза на велосипеде 
              
  | 
               
              1
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода. Движение групп велосипедистов.
  | 
               
              2
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Велосипедист в дорожном движении. Разбор дорожной ситуации в рабочей тетради
  | 
               
               
              
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Велосипедист в дорожном движении. Работа учащихся с электронным экзаменатором
  | 
               
               
              
  | 
               
              2
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Автодорога. Дополнительные требования. На железной дороге
  | 
               
              2
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              ДТП. Причины ДТП. Ответственность за нарушение ДТП.
  | 
               
              1
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Патрулирование
  | 
               
               
              
  | 
               
              2
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Первая медицинская помощь. Транспортировка пострадавших
  | 
               
              2
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Просмотр видеофильма по ПДД
  | 
               
               
              
  | 
               
              6
  | 
             
            
               
               
              
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Викторины. Конкурсы.
  | 
               
               
              
  | 
               
              2
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Работа учащихся с электронным экзаменатором
  | 
               
               
              
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Подготовка игр и конкурсов по ПДД для учащихся
  | 
               
               
              
  | 
               
              2
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Проведение игр и конкурсов по ПДД для учащихся
  | 
               
               
              
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Встреча с сотрудниками ОГИБДД
  | 
               
              2
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Итоговое занятие: подведение итогов работы за год , утверждение плана работы на следующий год 
               
              Проведение линеек
  | 
               
              1 
              4
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
              Итого:
  | 
               
               
              
  | 
               
              68
  | 
             
            
            
         |