МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» 
           
          ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 
           
          КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 
           
           
          МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ 
           
          ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ 
           
          магистратура 
           
          направление 38.04.01 «Экономика» 
           
          программа «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» 
           
          Н.Новгород 
           
          2016 
          СОДЕРЖАНИЕ 
          1. Государственная итоговая аттестация выпускников магистратуры ............ 
           
          1.1. Общие положения .............................................................................................. 
           
          1.2. Требования к качеству теоретических и прикладных знаний ....................... 
           
          1.3. Порядок проведения Государственной итоговой аттестации .................... 
           
          2. Рекомендации по подготовке магистерских диссертаций ................................ 
           
          2.1. Цель и задачи ...................................................................................................... 
           
          2.2. Выбор и утверждение темы ............................................................................. 
           
          2.3. Научное руководство ....................................................................................... 2.4. Составление и согласование плана ................................................................. 
           
          2.5. Основные этапы работы ................................................................................... 
           
          2.6. Структура магистерских диссертаций ............................................................ 
           
          3. Правила оформления магистерских диссертаций ........................................... 
           
          3.1. Общие требования ........................................................................................... 
           
          3.2. Основная часть .................................................................................................. 
           
          3.3. Список источников ........................................................................................... 
           
          3.4. Содержание приложений ................................................................................. 
           
          3.5. Раздаточный материал ..................................................................................... 
           
          4. Рекомендации по содержанию и защите магистерских диссертаций ........... 
           
          4.1. Рекомендации по содержанию ........................................................................ 
           
          4.2. Рекомендации по рецензированию ................................................................. 
           
          4.3. Защита магистерских диссертаций ................................................................ 
           
          Список рекомендуемых источников ...................................................................... 
           
          Приложения ............................................................................................................. 
           
          1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ 
          ВЫПУСКНИКОВ МАГИСТРАТУРЫ 
          
          1.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 
           
          Государственная итоговая аттестация позволяет выявить уровень профессиональной подготовки выпускника высшего учебного заведения в соответствии с требованиями Приказа Минобрнауки России от 30.03.2015 N 321 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.01 Экономика (уровень магистратуры)» и проводится в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 29.06.2015 N 636 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры" 
           
          Государственная итоговая аттестация студентов, обучающихся по направлению «Экономика» магистерской программы «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», включает защиту магистерской диссертации. Профильная направленность основной образовательной программы (ООП) магистратуры определяется высшим учебным заведением. 
           
          К государственной итоговой аттестации допускаются студенты успешно завершившие обучение по ООП, разработанной ННГУ им. Н.И. Лобачевского. 
           
          При условии успешного прохождения аттестационных испытаний (положительные оценки) входящих в государственную итоговую аттестации выпускнику высшего учебного заведения присваивается соответствующая степень магистра и выдается диплом о высшем образовании государственного образца. 
           
          Выпускные квалификационные работы для степени «магистр» выполняются в форме магистерской диссертации. 
           
           Тематику магистерских диссертаций и порядок выбора темы студентом устанавливает выпускающая кафедра бухгалтерского учета Института экономики и предпринимательства ННГУ им. Н.И. Лобачевского. При этом выбор темы с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки осуществляется обучающимся по согласованию с научным руководителем. Научный руководитель, в соответствии с заявлением соискателя, назначается Заведующим кафедрой бухгалтерского учета. Замена научного руководителя в процессе выполнения магистерской диссертации не допускается. 
           
          Магистерские диссертации выполненные по завершении основных образовательных программ подготовки магистров подлежат рецензированию. В качестве рецензентов могут привлекаться главные бухгалтеры, финансовые директора предприятий и организаций, их заместители и другие специалисты с соответствующей профилю магистерской диссертации квалификацией, профессора и преподаватели других вузов, специалисты государственных учреждений, законодательных и общественных организаций. 
           
          Порядок рецензирования устанавливается кафедрой бухгалтерского учета Института экономики и предпринимательства (далее ИЭП). Внешняя рецензия по оформлению, структуре и содержанию должна соответствовать требованиям, установленным кафедрой бухгалтерского учета ИЭП ННГУ. 
           
          Основные требования к проведению государственной итоговой аттестации утверждаются ученым советом ИЭП ННГУ на основании Приказа Минобрнауки России от 29.06.2015 N 636 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры" а также ФГОС ВО. Об условиях и сроках выполнения магистерских диссертаций студентов информирует выпускающая кафедра бухгалтерского учета. 
           
          1.2. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ПРИКЛАДНЫХ ЗНАНИЙ 
          В соответствии с приказом Минобрнауки России от 30.03.2015 N 321 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.01 Экономика (уровень магистратуры)» у обучающегося должны быть сформированы следующие компетенции, указанные в таблице 1. Для проверки сформированности компетенций кафедрой бухгалтерского учета разработаны следующие задания 
          Таблица 1.
          
          ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ ВО ВРЕМЯ ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ НА ОСНОВЕ ОЦЕНКИ
          ВЫПОЛНЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ЗАДАНИЙ
          
            
            
            
            
            
            
            
            
            
              
                 
                Виды профессиональной деятельности
  | 
                 
                Профессиональные компетенции
  | 
                 
                Профессиональные задачи
  | 
                 
                Задания
  | 
                 
                Результаты оценивания
  | 
               
            
            
              
                 
                неуд
  | 
                 
                уд
  | 
                 
                хор
  | 
                 
                отлично
  | 
               
            
            
              
                 
                1
  | 
                 
                2
  | 
                 
                3
  | 
                 
                4
  | 
                 
                5
  | 
                 
                6
  | 
                 
                7
  | 
                 
                8
  | 
               
            
            
              
                 
                Научно-исследовательская
  | 
                 
                Способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований (ПК-1)
  | 
                
                  
                     
                    разработка рабочих планов и программ проведения научных исследований и разработок, подготовка заданий для групп и отдельных исполнителей;
  
                     
                    разработка инструментария проводимых исследований, анализ их результатов;
  
                     
                    подготовка данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций;
  
                     
                    сбор, обработка, анализ и систематизация информации по теме исследования, выбор методов и средств решения задач исследования;
  
                     
                    организация и проведение научных исследований, в том числе обследований и опросов;
  
                   
                  
                     
                    разработка теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к сфере профессиональной деятельности, оценка и интерпретация полученных результатов;
  
                   
                 | 
                 
                Осуществлять сбор, обработку и обобщение информации, необходимой для проведения исследования. 
                 
                Составлять программу проведения исследований. 
                 
                Анализировать отечественные и зарубежные источники информации в соответствии с темой исследования. 
                 
                Формировать выводы по результатам исследований.
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
               
            
            
              
                 
                Способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования (ПК-2)
  | 
                
                  Обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования.
                 | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
               
            
            
              
                 
                Способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой (ПК-3).
  | 
                
                   
                  Определять этапы проведения научных исследований. 
                   
                  Анализировать информацию об объекте исследования, определять научную новизну. 
                   
                  Определять научные подходы к выполнению магистерской диссертации с учетом использования современных инновационных технологий. 
                   
                  Выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы. 
                  Составлять теоретические и эконометрические модели для анализа экономических явлений и процессов.
                 | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
               
            
            
              
                 
                 
                Проектно-экономическая 
                 
                Аналитическая
  | 
                 
                Способность представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада (ПК-4).
  | 
                
                  Соблюдать требования и стандарты к подготовке научных докладов и
                  оформлению публикаций.
                  Обобщать и систематизировать результаты проведенного
                  научного исследования.
                  Отбирать материал и готовить сообщения, доклады, обзоры, научные публикации, иные материалы по собственному научному исследованию, а также готовить презентации к сообщениям.
                  Интерпретировать полученные результаты, соотносить результаты собственных исследований с другими исследованиями в данной отрасли знания.
                  Готовить презентацию по теме доклада.
                  Комментировать
                  результаты научных исследований и разработок.
                 | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
               
            
            
              
                 
                Способность самостоятельно осуществлять подготовку заданий и разрабатывать проектные решения с учетом фактора неопределенности, разрабатывать соответствующие методические и нормативные документы, а также предложения и мероприятия по реализации разработанных проектов и программ (ПК-5).
  | 
                
                  
                     
                    подготовка заданий и разработка проектных решений с учетом фактора неопределенности;
  
                     
                    подготовка заданий и разработка методических и нормативных документов, а также предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ;
  
                     
                    подготовка заданий и разработка системы социально-экономических показателей хозяйствующих субъектов;
  
                     
                    составление экономических разделов планов предприятий и организаций различных форм собственности;
  
                     
                    разработка стратегии поведения экономических агентов на различных рынках
  
                   
                 | 
                 
                Определять перечень методических и нормативных документов. 
                 
                Указывать методы принятия и разработки проектных 
                 
                решений. 
                 
                Исследовать факторы, влияющие на выбор адекватной финансовой политики. 
                 
                Разрабатывать критерии оценки эффективных проектных решений с учетом фактора неопределенности. 
                 
                Разрабатывать методические и нормативные документы, обеспечивающие реализацию адекватных проектных решений. 
                 
                Определять методы разработки адекватных проектных решений. Формулировать выводы, предложения и мероприятия по реализации разработанных проектов.
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
               
            
            
              
                 
                Способность оценивать эффективность проектов с учетом фактора неопределенности (ПК-6).
  | 
                 
                Анализировать показатели финансовой отчетности, сформированной в соответствии с российскими и международными стандартами, устанавливать причинно-следственные связи изменений за отчетный период, оценивать потенциальные риски и возможности экономического субъекта в обозримом будущем.
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
               
            
            
              
                 
                Способность разрабатывать стратегии поведения экономических агентов на различных рынках (ПК-7)
  | 
                 
                Предлагать методики реализации стратегии 
                 
                поведения экономических агентов в соответствии с конкретным видом их деятельности. 
                 
                Обобщать основные факторы, влияющие на поведение 
                 
                экономических агентов в рыночной среде. 
                 
                Применять инструментарий экономического анализа 
                 
                исследования рыночных структур агентами.
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
               
            
            
              
                 
                Способность готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне (ПК-8).
  | 
                
                  
                     
                    разработка и обоснование социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов, и методик их расчета;
  
                     
                    поиск, анализ и оценка источников информации для проведения экономических расчетов;
  
                     
                    проведение оценки эффективности проектов с учетом фактора неопределенности;
  
                     
                    анализ существующих форм организации управления; разработка и обоснование предложений по их совершенствованию;
  
                     
                    прогнозирование динамики основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом;
  
                   
                 | 
                 
                Определять подходы к формированию аналитической базы совершенствования финансовой политики. 
                 
                Обобщать направления аналитической работы в организации и их задачи. 
                 
                Сформировывать программу анализа стратегических решений и оценки их эффективности. Анализировать текущее состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия и его изменение. 
                 
                Выявлять факторы, оказывающие влияние на изменение показателей финансово-хозяйственной деятельности, и оценивать их численное влияние.
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
               
            
            
              
                 
                 
                
  | 
                 
                Способность анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов (ПК-9).
  | 
                 
                Обобщать особенности учета важнейших хозяйственных процессов, связанных с ними расчетных и финансовых отношений. 
                 
                Определять типичные механизмы возникновения документальных, учетных и экономических 
                 
                несоответствий как специфических проявлений признаков искажений. 
                 
                Анализировать объекты, предмет, методы, приемы контроля. 
                 
                Оформлять рабочие документы в процессе контрольных мероприятий. 
                 
                Обобщать результаты контрольных процедур.
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
               
            
            
              
                 
                Способность составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом (ПК-10)
  | 
                 
                Анализировать и оценивать риски деятельности организаций. 
                 
                Выявлять и оценивать риски, способные повлиять на показатели финансово-хозяйственной деятельности. 
                 
                Разрабатывать адекватные меры для снижения рисков до приемлемо низкого уровня. 
                 
                Определять прогнозные значения финансовых показателей деятельности организации с поправкой на риск.
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
               
            
            
              
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
               
            
            
              
                 
                Готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1)
  | 
                 
                 
                
  | 
                
                  Выбирать в зависимости от требуемых целей законы, формы, правила, примы познавательной деятельности мышления, которые составляют содержание культуры мышления.
                  Применять систему современного русского и иностранного языков на разных его уровнях - фонетическом, лексико-фразеологическом, словообразовательном, морфологическом, синтаксическом.
                  Определять терминологически правильно любую лексическую, фонетическую и грамматическую категорию. Совершать квалифицированный лексико-грамматический анализ любого текста. 
                  Знать фонетику, лексику, грамматику, фразеологию, профессиональную терминологию. 
                   
                  Логично и связно представлять информацию в устной и письменной форме. 
                  Владеть основами устной и письменной коммуникации на иностранном языке. Владеть иностранным языком на уровне контакта с субъектами образовательного процесса с целью быть понятым по кругу жизненных и профессиональных вопросов.
                  Владеть навыками грамотного письма.
                 | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
               
            
            
              
                 
                Готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-2);
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                Обобщать основные общенаучные и частнонаучные методы 
                 
                руководства коллективом. 
                 
                Определять нормы и принципы современного управления, основные 
                 
                культурные требования к социальным группам и 
                 
                коллективам. 
                 
                Соотносить индивидуальные 
                 
                знания и умения с социальными потребностями и тенденциями развития науки. 
                 
                Выбирать соответствующую методику организации трудовых процессов в 
                 
                профессиональной сфере деятельности. 
                 
                Владеть методикой проведения научных 
                 
                исследований в профессиональной сфере. Реализовывать современные методы исследования в области экономики.
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
               
              
                 
                 
                Способность принимать организационно-управленческие решения (ОПК-3).
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                Определять понятие организационно-управленческих решений в 
                 
                профессиональной сфере. 
                 
                Охарактеризовывать принципы и методы 
                 
                принятия организационно-управленческих решений в 
                 
                профессиональной сфере. 
                 
                Оценивать риски принимаемых решений. 
                 
                Определять необходимую информационную базу для принятия организационно- 
                 
                управленческих решений.
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
               
            
            
              
                 
                Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1).
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                Применять основные принципы, законы и категории философских знаний в их логической целостности и последовательности. 
                 
                Использовать основы философских знаний для оценивания и анализа различных социальных тенденций, явлений и фактов. 
                 
                Анализировать, синтезировать получаемую информацию.
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
               
            
            
              
                 
                Готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3).
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                Оформлять магистерскую диссертацию в соответствии с требованиями методических указаний по государственной итоговой аттестации. 
                 
                Представлять магистерскую диссертацию в ГЭК в сроки, определенные приказом Минобрнауки РФ от 29.06.2015 № 636.
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
               
            
           
         |