Пояснительная записка  
           
          В настоящее время российская промышленность испытывает острый недостаток специалистов технического профиля. Поэтому очень актуальным является поиск ребят, имеющих склонность к технике и развитие их способностей. 
           
          Современную жизнь невозможно представить без автомобильной техники. Карт – небольшой спортивный (гоночный) автомобиль, несложный по устройству, простой в управлении. Спортивно-технический клуб «Вираж» уже 25 лет учит мальчишек и девчонок быть с автомобилем на «ты» и дал «путёвку в жизнь» не одному десятку юношей и девушек. 
           
          Детское объединение по программе «Универсал 2» является структурным подразделением клуба «Вираж» и соблюдает все традиции клуба. На занятиях в объединении у кружковцев формируется и развивается познавательный интерес к технике, активное творческое мышление, конструкторские способности, формируются трудовые умения и навыки, воспитывается культура и эстетика труда, осуществляется профессиональная ориентация, воспитываются эмоционально-волевые качества спортсмена-водителя. 
           
          Программа «Универсал 2» предназначена для детей, прошедших предварительное обучение по программе «Картинг», обладающих определённой предметной компетентностью по профилю деятельности, устойчивой потребностью к самосовершенствованию и саморазвитию, достижению высоких спортивных результатов. 
           
          Актуальность данной программы состоит в том, что она представляет возможность непрерывного дополнительного образования для детей, являющихся «выпускниками» предыдущего уровня обучения в клубе «Вираж» по программе «Картинг» годичного образовательного цикла, но не достигших возраста поступления в техникум или колледж. Данная программа позволит им продолжить занятия по выбранному профилю, определиться с выбором будущей профессии. Основной акцент в программе делается на самостоятельную практическую деятельность, способствующую допрофессиональной подготовке обучающихся. Знание материальной части карта, полученные на занятиях, навыки вождения помогут ребятам в будущем уверенно получить квалификацию водителя категорий «А» и «В». 
           
          СТК «Вираж» - единственный клуб в Эжвинском районе г. Сыктывкара, который предоставляет услуги по данному профилю. Для реализации программы в клубе созданы необходимые условия. Есть боксы для обслуживания техники, необходимое станочное оборудование, ручной инструмент. Для проведения тренировок при клубе создан картодром. 
           
          Многолетняя работа клуба позволяет сделать выводы о том, что лучшие результаты даёт работа с группами, включающими в себя ребят разного возраста. В таких группах старшие кружковцы становятся наставниками для младших, их старшими товарищами, такое отношение к младшим сохранится у ребят и после того как они покинут стены клуба, в противовес принципам «дедовщины», укоренившимся в обществе. Кроме того, обучая младших и «новеньких», кружковцы сами гораздо лучше усваивают знания. Неоценимый опыт общения получают ребята в ситуации, когда младший по возрасту, но более опытный кружковец обучает старшего в атмосфере, не предполагающей какого-либо унижения или насмешки. 
           
          Непосредственной реализацией программы в клубе занят опытный педагог со стажем работы более 25 лет и имеющий высшую квалификационную категорию. У клуба есть многолетние дружеские связи с различными организациями и учреждениями, оказывающими материально-техническую помощь. Работа ведётся в тесном взаимодействии с детскими объединениями сходной направленности: кружки мотто-картинга при РЦДО, при центрах дополнительного образования в с. Визинга, пгт. Нижний Одес и др.. 
           
          Созданные условия помогут ребёнку, имеющему склонность к технике и техническим видам спорта развивать свои способности, а к моменту окончания школы определиться с выбором профессии. Ребята, у которых окончание обучения в клубе совпадает с окончанием школы, могут продолжить обучение в высших и средне-специальных учебных заведениях технического профиля. Кроме того, техническая подготовка, полученная в клубе позволяет человеку чувствовать себя уверенно в современном мире, где буквально на каждом шагу мы встречаемся с техническими устройствами. 
           
          Программа является модифицированной, составлена на основе типовой программы по техническому творчеству «Кружок автоконструкторов-картингистов», опубликованной в сборнике «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ» М. «Просвещение» 1988г.: 
          Цели и задачи 
          Цели: 
           
          - формирование устойчивого интереса к технике; 
           
          - совершенствование спортивного мастерства; 
           
          - профессиональное самоопределение учащихся; 
          Задачи: 
           
          - сформировать потребность в самообразовании; 
           
          - создать поле деятельности для развития способностей ученика и роста его спортивного мастерства; 
           
          - сформировать актив клуба, развить навыки самоуправления; 
           
          - познакомить со спектром профессий спортивно-технического профиля. 
          Организационно-педагогические основы обучения 
           
          Выполнение программы рассчитано на один год. - Возрастная категория обучающихся преимущественно 12-16 лет – дети, прошедшие предварительную подготовку по программе «Картинг». 
           
          Организационные условия: 
           
          Основная форма занятий – по подгруппам. 
           
          Количество детей в группе - 10 человек 
           
          Группа разбивается на 2 подгруппы по 5 человек для проведения практических занятий и вождения. Занятия по вождению в каждой подгруппе проводятся 2 раза в неделю по 1 часу, практические занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. 
           
          Учебная нагрузка педагога часов - 8 часов в неделю. 
           
          Учебная нагрузка обучающихся - 4 часа в неделю. 
           
          Набор детей в группы – свободный, при наличии медицинской справки. 
           
          Группы разновозрастные. 
          Характеристика программы: 
           
          Тип программы – дополнительная. 
           
          Вид программы – модифицированная. 
           
          Направленность программы – спортивно-техническая. 
           
          Классификация: 
           
          По признаку – обще-профессиональная, обще-развивающая. 
           
          По цели обучения – профессионально-прикладная, спортивно-оздоровительная. 
           
          По возрасту – разновозрастная. 
           
          По масштабу действия – учрежденческая. 
           
          По срокам реализации – 1 год. 
          Прогнозируемые результаты 
           
          Окончив курс обучения по программе, учащиеся будут знать: 
           
          - устройство мотоцикла и карта, их отдельных узлов и агрегатов; 
           
          -ПДД и основы БД; 
           
          -правила соревнований; 
           
          -ТБ по работе с инструментами и спортивной техникой. 
          Окончив курс обучения по программе, учащиеся будут уметь: 
           
          -пользоваться слесарным и электроинструментом; 
           
          -готовить спортивную технику к заездам и участию в соревнованиях; 
           
          -осуществлять технический осмотр, техническое обслуживание и несложный ремонт техники. 
          Окончив курс обучения по программе, учащиеся будут обладать навыками: 
           
          -тактичного и уважительного общения со взрослыми и сверстниками; 
           
          -вождения спортивного мотоцикла и карта; 
           
          -участия в спортивных соревнованиях районного, городского и республиканского уровня. 
           
          
             
            Учебно-тематический план
  
            
           
           
          
            
            
            
            
            
            
               
               
              №
  | 
               
               
              Наименование разделов и тем
  | 
               
              Количество часов
  | 
             
            
               
              Всего
  | 
               
              Практика
  | 
               
              Вждение
  | 
             
            
               
              1
  | 
               
              Вводное организационное занятие. 
               
              Инструктаж по технике безопасности. 
               
              Цели и задачи объединения, обязанности обучающихся.
  | 
               
              2
  | 
               
              2
  | 
               
               
              
  | 
             
            
               
              2
  | 
               
              Общее устройство карта класса «Хонда 5,5». 
               
              Устройство шасси. 
               
              Устройство двигателя. 
               
              Устройство тормозов. 
              Тематический контроль.
  | 
               
              8 
               
              2
  | 
               
              4 
               
              1
  | 
               
              4 
               
              1
  | 
             
            
               
              3
  | 
               
              Общее устройство карта класса «Хонда 6,5». 
               
              Устройство шасси. 
               
              Устройство двигателя. 
               
              Устройство тормозов. 
              Тематический контроль.
  | 
               
              18 
               
              2
  | 
               
              9 
               
              1
  | 
               
              9 
               
              1
  | 
             
            
               
              4
  | 
               
              Общее устройство карта класса «Хонда 9,0». 
               
              Устройство шасси карта класса «Хонда 9,0». 
               
              Устройство двигателя карта класса «Хонда 9,0». 
               
              Устройство тормозов карта класса «Хонда 9,0». 
              Тематический контроль.
  | 
               
              14 
              2
  | 
               
              7 
              1
  | 
               
              7 
              1
  | 
             
            
               
              5
  | 
               
              Особенности устройства карта класса «Хонда-зима». 
               
              Особенности устройства двигателя карта класса «Хонда-зима». 
               
              Особенности устройства рамы карта класса «Хонда-зима». 
               
              Особенности устройства тормозов карта класса «Хонда-зима». 
               
              Особенности устройства питания карта класса «Хонда-зима». 
               
              Промежуточный педагогический контроль.
  | 
               
              16 
               
              2
  | 
               
              8 
               
              1
  | 
               
              8 
               
              1
  | 
             
            
               
              6
  | 
               
              Общее устройство спортивного автомобиля «Карт-багги-зима». Особенности устройства рамы спортивного автомобиля «Карт-багги-зима». Особенности устройства тормозов спортивного автомобиля «Карт-багги-зима». 
               
              Особенности устройства питания спортивного автомобиля «Карт-багги-зима». 
              Тематический контроль.
  | 
               
              10 
               
              2
  | 
               
              5 
               
              1
  | 
               
              5 
               
              1
  | 
             
            
               
              7
  | 
               
              Общее устройство карта класса «Пионер-кадет-зима». 
               
              Особенности устройства двигателя карта класса «Пионер-кадет-зима». Особенности устройства рамы карта класса «Пионер-кадет-зима». 
               
              Особенности устройства тормозов карта класса «Пионер-кадет-зима». 
               
              Особенности устройства питания карта класса «Пионер-кадет-зима». 
              Тематический контроль.
  | 
               
              14 
               
              2
  | 
               
              7 
               
              1
  | 
               
              7 
               
              1
  | 
             
            
               
              8
  | 
               
              Общее устройство карта класса «Союзный». Устройство шасси карта класса «Союзный». 
               
              Устройство двигателя карта класса «Союзный». 
               
              Устройство тормозов карта класса «Союзный». 
               
              Устройство системы питания карта класса «Союзный». 
              Тематический контроль.
  | 
               
              14 
              2
  | 
               
              7 
              1
  | 
               
              7 
              1
  | 
             
            
               
              9
  | 
               
              Общее устройство карта класса «Ракет 60-80». 
               
              Устройство шасси карта класса «Ракет 60-80». 
               
              Устройство двигателя карта класса «Ракет 60-80». Устройство тормозов карта класса «Ракет 60-80». Устройство системы питания карта класса «Ракет 60-80». 
              Тематический контроль.
  | 
               
              16 
              2
  | 
               
              8 
              1
  | 
               
              8 
              1
  | 
             
            
               
              10
  | 
               
              Общее устройство карта класса «Ракет-120». 
               
              Устройство шасси карта класса «Ракет-120». 
               
              Устройство тормозов карта класса «Ракет-120». 
               
              Устройство системы питания карта класса «Ракет-120». 
              Итоговый педагогический контроль.
  | 
               
              14 
               
              2
  | 
               
              7 
               
              1
  | 
               
              7 
               
              1
  | 
             
            
               
               
              
  | 
               
              ИТОГО:
  | 
               
              144
  | 
               
              72
  | 
               
              72
  | 
             
            
           
          
             
            Содержание разделов и тем программы
  
            
           
           
          
            
            
            
               
              1
  | 
               
              Вводное организационное занятие (2 часа, практическое занятие) 
               
              Инструктаж по технике безопасности. 
               
              Цели и задачи объединения, обязанности учащихся. Противопожарная безопасность. Охрана труда. Техника безопасности при работе с электрооборудованием. Оказание первой медицинской помощи. Экскурсия по спортивно-техническому клубу «Вираж» (СТК «Вираж»). Ознакомление с оборудованием.
  | 
             
            
               
              2
  | 
               
              Общее устройство карта класса «Хонда 5,5» (практика 4 часа, вождение 4 часа) 
               
              Устройство шасси. 
               
              Практика: Общее устройство рамы. Управляемость. Прочность. 
               
              Вождение: трогание и движение по прямой со скоростью 10 км/ч. 
               
              Устройство двигателя. 
               
              Практика: Основные параметры двигателя. Отношение объема двигателя к мощности. 
               
              Вождение: Трогание и движение по прямой со скоростью 15 км/ч. 
               
              Устройство тормозов. 
               
              Практика: Детали тормозной системы. Устройство главного тормозного цилиндра. 
               
              Вождение: Трогание и движение по прямой со скоростью 20 км/ч. 
               
              Трогание и движение по прямой со скоростью 25 км/ч. 
               
              Тематический контроль (практика 1 час, вождение 1 час) 
               
              Практика: Проверка знаний основных дидактических единиц и навыков вождения карта класса «Хонда 5,5 ».
  | 
             
            
               
              3
  | 
               
              Общее устройство карта класса «Хонда 6,5» (практика 9 час., вождение 9 час.) 
               
              Устройство шасси. 
               
              Практика: Общее устройство рамы. Управляемость. Прочность. Техническое обслуживание и устройство передних и задних колес.Детали системы управления. Допустимый размер люфта. Обслуживание системы управления – смазка. 
               
              Вождение: Трогание и движение по прямой со скоростью 10 км/ч. Трогание и движение по прямой со скоростью 15 км/ч. Трогание и движение по прямой со скоростью 20 км/ч. 
               
              Устройство двигателя. 
               
              Практика: Основные технические характеристики двигателя. Отношение объема двигателя к мощности.Устройство и обслуживание двигателя. 
               
              Вождение: Трогание и движение по прямой со скоростью 25 км/ч. Трогание и движение по прямой со скоростью 30 км/ч. Трогание и движение по прямой с скоростью 35 км/ч. 
               
              Устройство тормозов. 
               
              Практика: Детали тормозной системы. Устройство главного тормозного цилиндра. 
               
              Устройство рабочего тормозного цилиндра. Регулировка системы тормозов. 
               
              Вождение: Трогание и движение по подъемам и спускам. Трогание и движение по прямой со скоростью 50 км/ч. Отработка выхода из заноса при подъеме. Отработка выхода из заноса при спуске. 
               
              Тематический контроль (практика 1 час, вождение 1 час) 
               
              Практика: Проверка знаний основных дидактических единиц и навыков вождения карта класса «Хонда 6,5 ».
  | 
             
            
               
              4
  | 
               
              Общее устройство карта класса «Хонда 9,0». (практика 7 час., вождение 7 час.) 
               
              Устройство шасси карта класса «Хонда 9,0». 
               
              Практика: Контроль и обслуживание оболочки безопасности карта. Контроль, обслуживание и регулировка силовой передачи карта. 
               
              Вождение: Трогание и движение по грязевой поверхности дороги со скоростью 10-15 км/ч. 
               
              Трогание и движение по грязевой поверхности дороги со скоростью 20-25 км/ч. 
               
              Устройство двигателя карта класса «Хонда 9,0». 
               
              Практика: Контроль и обслуживание системы смазки двигателя. Контроль и обслуживание системы смазки муфты сцепления. Контроль и обслуживание системы очистки воздуха. 
               
              Вождение: Трогание и движение по различным траекториям со скоростью 40 км/ч. 
               
              Трогание и движение по различным траекториям со скоростью 45 км/ч. Отработка движения по трассе с соперником. 
               
              Устройство тормозов карта класса «Хонда 9,0». 
               
              Практика: Контроль, регулировка и обслуживание механического привода тормозов. 
               
              Контроль и технология замены изнашиваемых деталей. 
               
              Вождение: Трогание и движение по прямой со скоростью 55 км/ч. Трогание и движение по прямой с максимальной скоростью. 
               
              Тематический контроль (практика 1 час, вождение 1 час) 
               
              Практика: Проверка знаний основных дидактических единиц и навыков вождения карта класса «Хонда 9,0 ».
  | 
             
            
               
              5
  | 
               
              Особенности устройства карта класса «Хонда-зима». (практика 8 час., вождение 8 час.) 
               
              Особенности устройства двигателя карта класса «Хонда-зима». 
               
              Практика: Особенности эксплуатации двигателя при пониженных температурах. 
               
              Особенности контроля и обслуживания системы смазки двигателя и муфты сцепления. 
               
              Вождение: Выработка навыков трогания и движения по рыхлой поверхности дороги. 
               
              Разворот на месте при помощи ручного тормоза. 
               
              Особенности устройства рамы карта класса «Хонда-зима». 
               
              Практика:Особенности конструкции зимней рамы. Разновидности и применение зимних шин 
               
              Вождение: Выработка навыков трогания и движения по ледяной поверхности дороги. 
               
              Заезд в ворота на задней передаче. 
               
              Особенности устройства тормозов карта класса «Хонда-зима». 
               
              Практика: Способы контроля и устранения неисправностей тормозной системы. Настройка тормозов для вождения карта в зимний период. 
               
              Вождение: Выработка навыков трогания и движения по ледяной поверхности дороги. 
               
              Отработка движения по трассе с соперником. 
               
              Особенности устройства питания карта класса «Хонда-зима». 
               
              Практика: Состав топливной смеси, используемой для вождения карта при низких температурах. Особенности устройства фильтра для очистки воздуха в зимний период. 
               
              Вождение: Переезд и остановка на эстакаде. Переезд через трамплин. Трогание и движение по прямой с максимальной скоростью. 
               
              Промежуточный педагогический контроль (практика 1 час, вождение 1 час.) 
               
              Практика: Проверка знаний основных дидактических единиц и навыков вождения карта класса «Хонда-зима».
  | 
             
            
               
              6
  | 
               
              Общее устройство спортивного автомобиля «Карт-багги-зима». (практика 5 час., вождение 5 час.) 
               
              Особенности устройства рамы спортивного автомобиля «Карт-багги-зима». 
               
              Практика: Устройство и назначение и эксплуатация каркаса безопасности спортивного автомобиля «Карт-багги-зима». Отработка способов безопасной посадки и высадки из спортивного автомобиля «Карт-багги-зима», в том числе, при опрокидывании на бок. 
               
              Вождение: Выход из заноса. Торможение без блокировки колес. 
               
              Проезд в узкие ворота на скорости. Отработка действий при опрокидывании. 
               
              Особенности устройства тормозов спортивного автомобиля «Карт-багги-зима». 
               
              Практика: Выработка приемов торможения с применением объемной картинг-шины. 
               
              Вождение: Разворот на месте при помощи ручного тормоза. 
               
              Особенности устройства питания спортивного автомобиля «Карт-багги-зима». 
               
              Практика: Состав топливной смеси, используемой в зимнее время, в том числе, для увеличения мощностных характеристик двигателя. Реконструкция механического привода системы питания для эксплуатации на спортивных режимах. 
               
              Вождение: Максимальное ускорение по прямой. Движение по рыхлой поверхности со скоростью 30 км/ч. 
               
              Тематический контроль (практика 1 час, вождение 1 час.) 
               
              Практика: Проверка знаний основных дидактических единиц и навыков вождения спортивного автомобиля «Карт-багги-зима».
  | 
             
            
               
              7
  | 
               
              Общее устройство карта класса «Пионер-кадет-зима». (практика 7 час., вождение 7 час.) 
               
              Особенности устройства двигателя карта класса «Пионер-кадет-зима». 
               
              Практика: Особенности эксплуатации трехступенчатой коробки передач (ТКП). Правила, применяемы при работе со сцеплением. 
               
              Вождение: Движение по рыхлой поверхности со скоростью 40 км/ч. Отработка действий при заносе на рыхлой поверхности. 
               
              Особенности устройства рамы карта класса «Пионер-кадет-зима». 
               
              Практика: Увеличение дорожного просвета (клиренса) зимней рамы. Способы, назначение. 
               
              Устройство деталей и регулировка развал-схождения колес. 
               
              Вождение: Движение по рыхлой поверхности со скоростью 50 км/ч. Замена колеса на время. 
               
              Особенности устройства тормозов карта класса «Пионер-кадет-зима». 
               
              Практика: Контроль исправности, способы регулировки и применения гидравлических дисковых тормозов на трассах с нетвердым покрытием. 
               
              Вождение: Движение по рыхлой поверхности с максимальной скоростью. 
               
              Особенности устройства питания карта класса «Пионер-кадет-зима». 
               
              Практика: Составляющие компоненты рабочей смеси для двухтактных двигателей. 
               
              Устройство, анализ исправности, устранение неполадок и эксплуатация системы питания при использовании в спорте. 
               
              Вождение: Движение по рыхлой поверхности с максимальной скоростью. Движение «змейкой» на задней передаче. 
               
              Тематический контроль (практика 1 час, вождение 1 час.) 
               
              Практика: Проверка знаний основных дидактических единиц и навыков вождения карта класса «Пионер-кадет-зима».
  | 
             
            
               
              8
  | 
               
              Общее устройство карта класса «Союзный». (практика 7 час., вождение 7 час.) Устройство шасси карта класса «Союзный». 
               
              Практика: Увеличение дорожного просвета (клиренса) зимней рамы. Способы, назначение. 
               
              Устройство деталей и регулировка развал-схождения колес. 
               
              Вождение: Заезд в ворота на задней передаче. Переезд и остановка на эстакаде. 
               
              Устройство двигателя карта класса «Союзный». 
               
              Практика: Особенности эксплуатации четырехступенчатой коробки передач (ЧКП). 
               
              Правила, применяемы при работе со сцеплением. 
               
              Вождение: Переезд через трамплин. Движение по твердой поверхности. Проезд в узкие ворота на скорости. Отработка действий при опрокидывании. 
               
              Устройство тормозов карта класса «Союзный». 
               
              Практика: Контроль исправности, способы регулировки и применения механических барабанных тормозов на трассах с нетвердым покрытием. 
               
              Вождение: Движение по рыхлой поверхности с максимальной скоростью. 
               
              Устройство системы питания карта класса «Союзный». 
               
              Практика: Составляющие компоненты рабочей смеси для двухтактных двигателей. 
               
              Устройство, анализ исправности, устранение неполадок и эксплуатация системы питания при использовании в спорте. 
               
              Вождение: Движение по рыхлой поверхности с максимальной скоростью. Отработка движения по трассе с соперником. 
               
              Тематический контроль (практика 1 час, вождение 1 час.) 
               
              Практика: Проверка знаний основных дидактических единиц и навыков вождения карта класса «Союзный».
  | 
             
            
               
              9
  | 
               
              Общее устройство карта класса «Ракет 60-80». (практика 8 час., вождение 8 час.) 
               
              Устройство шасси карта класса «Ракет 60-80». 
               
              Практика: Особенности устройства задней передачи. 
               
              Вождение: Движение по поверхности с водными преградами. Движение по поверхности с водными преградами.Подбор и регулировка передаточного отношения. 
               
              Устройство двигателя карта класса «Ракет 60-80». 
               
              Практика: Устройство и особенности эксплуатации муфты сцепления. Способы запуска двигателя. Регулировки мощностных характеристик и холостого хода. 
               
              Вождение: Движение по бездорожью. Приемы выезда при пробуксовке. 
               
              Устройство тормозов карта класса «Ракет 60-80». 
               
              Практика: Контроль исправности, способы регулировки и принципы маневрирования без тормозов на трасах с нетвердым покрытием. Навыки по разборке, сборке и замене изношенных деталей. 
               
              Вождение: Движение по бездорожью. Разворот на месте при помощи ручного тормоза. 
               
              Устройство системы питания карта класса «Ракет 60-80». 
               
              Практика: Ремонт и обслуживание карбюратора двигателя импортного производства малого объема. Устройство системы тонкой очистки топлива для двухтактного двигателя импортного производства малого объема. 
               
              Вождение: Движение по бездорожью. Приемы выезда при пробуксовке. 
               
              Тематический контроль (практика 1 час, вождение 1 час.) 
               
              Практика: Проверка знаний основных дидактических единиц и навыков вождения карта класса «Ракет 60-80».
  | 
             
            
               
              10
  | 
               
              Общее устройство карта класса «Ракет-120». (практика 7 час., вождение 7 час.) 
               
              Устройство шасси карта класса «Ракет-120». 
               
              Практика: Особенности устройства силовой передачи.Подбор передаточного отношения относительно изменяющихся условий трассы. 
               
              Вождение: Трогание и движение по различным траекториям со скоростью 40 км/ч. 
               
              Временная замена колеса. 
               
              Устройство тормозов карта класса «Ракет-120». 
               
              Практика: Регулирование деталей дисковой тормозной системы с гидравлическим приводом. 
               
              Вождение: Трогание и движение по различным траекториям со скоростью 50 км/ч. 
               
              Устройство системы питания карта класса «Ракет-120». 
               
              Практика: Замена штатного карбюратора высокого давления на карбюратор поплавковой системы. Его устройство, регулировка и обслуживание. 
               
              Вождение: Трогание и движение по различным траекториям с максимальной скоростью. 
               
              Движение «змейкой» на задней передаче. 
               
              Устройство двигателя карта класса «Ракет-120». 
               
              Практика: Знание усовершенствованных и дополнительно установленных деталей. 
               
              Понимание принципов работы деталей, прошедших форсировку и их обслуживание. 
               
              Вождение: Отработка движения по трассе с соперником. 
               
              Трогание и движение по твердой поверхности с максимальной скоростью. 
               
              Итоговый педагогический контроль (практика 1 час, вождение 1 час.) 
               
              Практика: Проверка знаний основных дидактических единиц и навыков вождения карта класса «Ракет-120».
  | 
             
            
           
          
             
            Условия реализации программы
  
            
           
          Программа «Универсал 2» реализуется на базе МОУДОД «ЦДТ». Для занятий используется отдельно стоящее строение, включающее в себя боксы для обслуживания картов, а так же подсобные и учебные помещения. 
           
          Для проведения тренировок на территории клуба создан асфальтированный картодром. 
           
          Материально - техническое обеспечение: 
           
          Помещение клуба оснащено необходимой мебелью, ручным инструментом, имеются комплекты гаечных ключей, слесарных инструментов, щупов. Есть в клубе станочное оборудование - 6 единиц. Имеются в клубе два сварочных аппарата, два компрессора, три подъёмника, стенд для изготовления рам картов и ремонтных работ, трактор для очистки картодрома, карты в количестве 30 шт., комплекты запасных покрышек для зимних гонок, комплекты запасных частей. 
           
          Информационно-методическое обеспечение: 
           
          Имеются технические средства обучения: компьютеры, видеомагнитофон, телевизор, мультимедийная установка, звуковоспроизводящая аппаратура. Имеются дидактические материалы: электронные версии материалов по ремонту спортивной техники, видеоматериал «Мастер-класс по ремонту двигателей картов» (составители Марчук Е.Н., Сокерин С.В., Бережных И. Ю.), видеоматериалы и плакаты по технике безопасности, плакаты по устройству и ремонту багги, инструкции по техническому обслуживанию картов, справочники «Машиностроение», летописи мероприятий и соревнований в клубе за предыдущие годы. 
           
          В обеспечении учебного процесса большую помощь оказывают клубу спонсоры, родители учащихся. 
           
          Внешние условия: 
           
          Поддерживаются связи с детскими объединениями, учебными, производственными учреждениями аналогичного профиля: 
           
          -картинг-клуб «Автомиг» 
           
          -стк «Виктория» 
           
          -Нижнеодесский картинг-клуб 
           
          -картинклуб при «РЦДО» 
           
          -мото-картинг клуб при «РЦДО» филиал в с. Визинга. 
          Методическое обеспечение программы 
           
          Работа спортивно-технического клуба «Вираж» построена на следующих ПРИНЦИПАХ: 
           
          -принцип систематического и последовательного обучения; 
           
          -принцип доступности обучения; 
           
          -принцип воспитывающего обучения; 
           
          -принцип наглядности; 
           
          -принцип сознательного усвоения знаний, творческой активности; 
           
          -принцип связи обучения с практикой. 
          Методы и приёмы обучения 
           
          Работа педагога направлена на создание в д/о творческой доброжелательной атмосферы, способствующей максимальному развитию способностей детей с учётом их интересов, возможностей, состояния здоровья. Для формирования у обучающихся позитивного отношения к занятиям техническим творчеством, используются следующие 
           
          МЕТОДЫ: 
           
          -словесные (рассказ, объяснение, беседа и т. д.); 
           
          -наглядные ( иллюстрации, наглядные пособия, Т .С. О.); 
           
          -практические (ремонт и техническое обслуживание спортивной техники). 
           
          ПРИЁМЫ: 
           
          -создание проблемной ситуации; 
           
          -использование сравнений и аналогий; 
           
          -постановка наводящих вопросов, помогающих осознать информацию; 
           
          -создание ситуации занимательности (необычные факты, необычное в обычном); 
           
          -эмоциональное изложение материала; 
           
          -опора на жизненный опыт обучающегося; 
           
          -создание ситуации успеха через оказание дифференцированной помощи учащимся; 
           
          -использование различных познавательных игр. 
           
          В определении последовательности и содержании прохождения учащимися программы учитываются следующие факторы: 
           
          - возрастные особенности детей. 
           
          - индивидуальные психологические и физические особенности учащихся. 
           
          - состояние межличностных отношений в группе; 
           
          - состояние материально-технической базы; 
           
          - календарные даты и времена года. 
          Воспитательная работа 
           
          Воспитательная работа в клубе «Вираж» является неотъемлемой частью учебного процесса и направлена на: 
           
          - развитие личностных творческих способностей каждого ребёнка; 
           
          - создание ситуации успеха для каждого обучающегося; 
           
          - создание условий для сплочения коллектива; 
           
          - развитие умения общаться с людьми разных возрастов, формирование навыков культуры общения, умения организовать досуг. 
           
          -патриотическое воспитание. 
           
          Воспитательные мероприятия в клубе, обычно, проводятся в дни школьных каникул, проводятся клубные дни. 
           
          Беседы, конкурсы, экскурсии, выставки, соревнования и пр. проводятся в течение всего учебного года согласно плану. 
           
          Традиционными в клубе стали мероприятия: 
           
          «Дни открытых дверей», на которые приглашаются учащиеся школ района и их родители; соревнования по картингу среди образовательных учреждений района; «Парад техники», проходящий ежегодно 9 Мая. 
          Работа с родителями 
           
          В начале учебного года для родителей учеников проводится родительское собрание, на котором они знакомятся с уставом клуба, учебной программой, расписанием занятий, планом мероприятий на учебный год. Обсуждаются существующие проблемы, намечаются пути их разрешения и возможности посильного участия родителей в жизни клуба. 
           
          Родители кружковцев приглашаются на мероприятия клуба, привлекаются к их подготовке. 
           
          Поощряются совместные занятия детей и их родителей. 
          Педагогический контроль 
           
          Тематический педагогический контроль качества освоения учащимися программного материала проводится по разделам образовательной программы, результаты диагностики фиксируются в журнале. 
           
          Промежуточный педагогический контроль проводится по итогам I полугодия, итоговый педконтроль проводится в апреле-мае. 
           
          В ходе педагогического контроля проверяются ЗУН по устройству карта, технологии выполнения ТО и ремонтных работ, навыки практического вождения. 
           
          Результаты промежуточного и итогового педагогического контроля протоколируются. 
           
          V. Список литературы 
          Нормативно – правовые документы 
           
          
             
            Конституция РФ. Администрация Президента РФ. // Юридическая литература- 1997г. Официальное издание. //
  
             
            Конституция РК. Принята Верховным Советом РК 17.02.1994 года с изменениями и поправками.
  
             
            ФЗ № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».
  
             
            Конвенция о правах ребёнка.// Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от20 ноября 1989 года. Ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от13.06.1990г. №1559-1.//
  
             
            Указ президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей» от 01.06.2012 №761.
  
             
            Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения). // СанПиН 2.4.4.1251-03//.
  
             
            Нормативно-правовые акты Министерства образования РФ, Министерства образования РК.
  
             
            Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Письмо Министерства образования и науки РФ //от 11.12.2006г. № 06-1844//
  
             
            Устав муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества»//Утверждён Главой администрации МО ГО «Сыктывкар», 2010 г.//
  
            
           
           
          ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА: 
          1. Ерецкий Т.И. «Автомобиль, карт в школе» М. ДОСААФ 1976г. 
           
          2. Мелентьев Ю.А. «Организация соревнований, автоспорт» ДОСААФ 
           
          1994г. 
           
          3. Программа. ТТУ, 1998 г. 
           
          4. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных 
           
          школ. М. «Просвещение», 1982г. 
          ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: 
          1. Вершигора В.А., Игнатов М.В «Автомобили. Устройство и ремонт» 
           
          1990г. 
           
          2. Григорьев И. М. «Мотоцикл без секретов» ДОСААФ 1973г. 
           
          3. Рехтор Т. «Картинг» Машиностроение 1988г. 
           
          4. Силин А. Н. «Пособие по ремонту мотоциклов» 1987г. 
           
          5. Сингуринди С. В. «Спортивные автомобили» 1980
         |