                                                                                                                                                                                                                    ДИАГНОСТИКА ПРЕДМЕТНОЙ ОДАРЕННОСТИ 
           
          Под предметной одаренностью понимается развитие уникальных способностей учащегося в определенных сферах знаний – математическая, физическая, гуманитарная, химико-биологическая и т.д. 
           
          Математическая одаренность 
           
          Диагностика математических способностей наиболее актуальна на сегодняшний день при изучении одаренности как детей, так и взрослых. Как справедливо указывает В.Н.Дружинин «причин этому несколько. Первая причина состоит в том, что математика одна из наиболее древних наук, является неотъемлемой частью человеческой культуры, и овладение ее основами или элементами - жизненная задача каждого человека. Вторая причина состоит в том, что для овладения математическим материалом и успешного решения математических задач требуется высокий уровень развития абстрактного мышления…..Третья причина в высокой разработанности общепсихологической теории мышления, - заимствование многих моделей математики» [5, С. 161-185]. 
           
          Одно из определений математической способности дается В.Н.Дружининым и его школой: «Математическая способность рассматривается как свойство психологической функциональной системы деятельности (математической деятельности), а отдельные элементарные способности как свойства систем, ответственных за протекание познавательных процессов» [там же]. 
           
          Существует несколько популярных классификаций математических способностей. 
           
          Виды элементарных процессов лежащих в основе математической познавательной деятельности по А. Кэймерону [там же]. 
           
          1) анализ математической структуры и перекомбинирование ее элементов; 
           
          2) сравнение и классификация числовых и пространственных данных; 
           
          3) применение общих принципов и оперирование абстрактными количествами; 
           
          4) сила воображения. 
           
          Несколько иной список предлагает В. Коммсрел (там же): 
           
          1) ясное и логическое мышление; 
           
          2) сила абстракции; 
           
          3) комбинаторные способности; 
           
          4) пространственные представления и операции; 
           
          5) критическое мышление; 
           
          6) память. 
           
          Г. Томас выделяет следующие элементарные способности, лежащие в основе математической деятельности. 
           
          1) абстракция; 
           
          2) логическое рассуждение; 
           
          3) специфическое восприятие; 
           
          4) сила интуиции; 
           
          5) умение использовать формулы; 
           
          6) математическое воображение. 
           
          Выдающийся американский психолог Э. Торндайк предложил следующий список элементарных математических способностей, основанный на результатах: 
           
          1) способность обращаться с символами; 
           
          2) способность выбора и установления отношений; 
           
          3) способность обобщения и систематизации; 
           
          4) способность к выбору элементов и данных; 
           
          5) способность к приведению в систему идей и навыков. 
           
          Аналогичный интроспективный список выдвинул А. Ф. Лазурский: 
           
          1) систематичность и последовательность мышления; 
           
          2) его отчетливость; 
           
          3) способность к обобщению; 
           
          4) сообразительность; 
           
          5) память в области чисел. 
           
          Ф. Митчел приводит такую последовательность математических способностей [5]: 
           
          1) классификация; 
           
          2) понимание и операции с символами; 
           
          3) дедукция; 
           
          4) манипуляция с абстракциями без опоры на конкретное. 
           
          Выдающийся советский математик А. Н. Колмогоров выделил следующие элементарные математические способности [22]: 
           
          1) алгоритмическая способность; 
           
          2) геометрическое воображение; 
           
          3) искусство логического рассуждения. 
           
          В советской психологии наиболее полно математические способности исследовал В. А. Крутецкий (Основы педагогической психологии. М., 2000). 
           
          На основе информационного подхода он выделил следующие математические способности при психологическом анализе познавательной деятельности школьников: 
           
          1) получение математической информации—способность к формализованному восприятию формальной структуры задачи; 
           
          2) переработка математической информации; 
           
          а) логическое мышление отношениями, числами, символами; 
           
          б) обобщение математических объектов, отношений, действий; 
           
          в) способность мыслить свернутыми структурами; 
           
          г) гибкость мыслительных процессов; 
           
          д) ясность, простота, экономичность и рациональность решений; 
           
          е) обратимость мыслительного процесса; 
           
          3) математическая память. 
           
          4) математическая направленность ума. 
           
          Исходя из приведенных выше критериев математической одаренности мы видим, что она не сводится к общему интеллекту, а представляет собой свойство системы познавательных процессов, проявляющееся в эффективном решении сложных познавательных задач, решение которых требует умственных операций с пространственным и символическим материалом без опоры на наглядность. 
           
          Поэтому наиболее продуктивным оказывается тест математических аналогий - «Задачи Гайштута» (ТМА). Авторские права не позволяют привести полностью этот тест, однако, описание теста и ссылки на интерактивные источники могут быть весьма полезны как для диагностики математической одаренности, так и для развития указанных способностей [23]. 
           
          Физическая и химико-биологическая одаренность 
           
          Физическая и химико-биологическая одаренность могут рассматриваться как уровень формирования естественно-научного мышления. В рамках критериальной диагностики разработаны тесты для диагностики естественнонаучного мышления (Г. А. Берулава, 1992). Тесты естественнонаучного мышления для учащихся 7 (ТЕМ - 7) и 8 класса (ТЕМ - 8) включают в себя систему заданий, являющихся моделью когнитивной организации предметной области естествознания. Каждый тест содержит родовые задачи, каждой из которых соответствует некоторый класс индивидуальных задач. В тесты включены лишь задачи качественного характера. В естественнонаучных предметах процент задач, решаемых по жесткому алгоритму, очень незначителен. Это связано с тем, что взаимодействие объектов, лежащих в основе любой естественнонаучной задачи, в значительной степени определяется условиями взаимодействия и индивидуальными свойствами объектов взаимодействия, в отличие, например, от математики, где данные факторы не имеют значения. При определении содержательной валидности тест должен ориентироваться на внешние социально обусловленные и педагогически адаптированные требования. Однако сам теоретический критерий валидности должен быть психологическим. При этом существенно, что он должен быть различным для дифференцированных моделей обучения, реализуемых в рамках школ различных типов. 
           
          Все задания носят качественный характер. При этом сюжетная форма заданий, без наличия в их условиях каких - либо абстрактных символов и знаков, не позволяет ассоциировать их с какой - либо абстрактной теорией. Каждый тест для диагностики сформированности у учащихся естественнонаучного мышления содержит задачи, в основе которых лежит 5 естественнонаучных законов, являющихся для усвоения учебного материала в 7 и 8 классах основополагающими. Каждому закону соответствуют шесть задач, три из которых составлены на материале физики, в рамках которого изучались данные законы, и три - на межпредметном материале (биологии и физики в 7 классе, биологии, физики и химии - в 8). Каждый тест содержит два субтеста, один из которых диагностирует сформированность дифференциально - синтетической стадии естественнонаучного мышления, а второй – синтетической. 
           
          Приведем примеры заданий из дифференциально - синтетического субтеста теста естественнонаучного мышления для 7 класса (ТЕМ - 7). 
           
          Задание: «Почему нельзя тушить горящий керосин, заливая его водой: 
           
          а) вода будет испаряться с поверхности горящего керосина; 
           
          б) вода будет смешиваться с керосином вследствие явления диффузии; 
           
          в) плотность воды больше плотности керосина, поэтому вода будет опускаться вниз, а керосин будет всплывать наверх и не закроет доступ воздуха, необходимого для горения керосина. 
           
          Варианты ответов для задания субтеста (их по три в каждой задаче) позволяют диагностировать преимущественный способ мышления учащегося: эмпирически - бытовой (ему в данном задании соответствует 1- й вариант ответа), эмпирически - научный (ему соответствует 2 - й вариант ответа) или дифференциально - синтетический (3 - й вариант ответа), который характеризует уже теоретический тип мышления. Аналогичную структуру имеют задания синтетического субтеста. 
           
          Задание: « Почему кит, оказавшись на мели, погибает?: 
           
          а) сила трения, имеющаяся на твердой почве, мешает ему добраться до воды; 
           
          б) кит задыхается от воздуха; 
           
          в) вследствие закона Архимеда вес кита оказывается незначительным, на суше выталкивающая сила отсутствует, и кит погибает под действием собственного веса. 
           
          В основе решения данной задачи лежит закон Архимеда, в то же время она построена на нехарактерном для курса физики биологическом материале. Эмпирически - бытовому способу мышления в данном случае соответствует 2 - й вариант ответа, эмпирически - научному - 1 - й вариант, теоретическому (дифференциально - синтетическому) способу мышления соответствует 3 - й вариант ответа. При разработке структуры теста естественнонаучного мышления для 8 класса (ТЕМ - 8) был использован тот же принцип построения, но законы, лежащие в его основе, являются уже репрезентативными для естественнонаучного познания учащихся 8 класса. Задания дифференциально - синтетического субтеста ТЕМ - 8 имеют структуру, аналогичную заданиям дифференциально - синтетического субтеста ТЕМ - 7. 
           
          Задание: «Почему притертую стеклянную пробку легко вынуть из флакона, если потереть его горлышко сухой тряпкой или бумагой?: 
           
          а) при натирании горлышка бутылки совершается механическая работа, благодаря чему увеличивается внутренняя энергия горлышка, оно нагревается и расширяется; 
           
          б) из - за колебаний горлышка бутылки пробка расшатывается, и ее легче вынуть из бутылки; 
           
          в) в результате силы трения горлышко расшатывается, и поэтому пробку легче вынуть из бутылки. 
           
          Вариант ответа "б" при этом соответствует эмпирически - бытовому способу мышления, "в" - эмпирически - научному. Первый вариант ответа характеризует теоретический способ мышления (в данном случае его дифференциально - синтетическую стадию). В основе решения предложенной задачи лежит закон сохранения энергии. В рамках дифференциально - синтетического субтеста ему соответствуют две задачи, построенные на характерном для курса физики материале. В синтетическом субтесте данный закон применяется в условиях, адекватных материалу, используемому в курсах биологии и химии. 
           
          Структура теста позволяет оценить сформированность процесса теоретического обобщения, понимаемого как восхождение от абстрактного к конкретному. Это обеспечивается тем, что каждому естественнонаучному закону соответствует серия задач одинаковой объективной сложности, в которых варьируются лишь конкретные условия применения закона. 
           
          Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что разработанные тесты удовлетворяют необходимым статистическим критериям. Диагностика сформированности естественнонаучного мышления с помощью разработанных тестов создает возможность не только определить тип естественнонаучного мышления (эмпирический или теоретический), но и стадию их сформированности. В рамках эмпирического типа - это эмпирически - бытовая и эмпирически - научная стадии. 
           
          Качественная обработка результатов позволяет также сделать вывод, какие типы связей (законов) вызывают затруднение у учащихся, и произвести в этом направлении целенаправленную коррекцию. 
         |