Организация проектно-исследовательской работы в основной школе 
           
          Учитель математики МБОУ «СОШ №10» 
           
          города Набережные Челны 
           
          Степанова Лидия Александровна 
           
           
          Содержание 
          Введение ……………………………………………………………………………3 
           
          1. Специфика метода проектов как личностно-ориентированной образовательной технологии…………………………………………………....4 
           
          2. Экспериментальное определение готовности школьников к проектной деятельности............................................................................................................11 
           
          2.1. Констатирующий эксперимент………………………………………………14 
           
          2.2. Формирующий эксперимент…………………………………………………17 
           
          Выводы по экспериментальной работе ……18 
           
          Литература…………………………………………………………………………..20 
           
          Приложения ……………………………………………………………………… 21 
           
           
          Введение 
          Базой исследования выступило МБОУ «СОШ №10» г. Набережные Челны Республики Татарстан. В эксперименте принимали участие учащиеся 9-А и 9-Г классов, общее количество респондентов составило 49 человек. 
           
          Цель экспериментальной работы – выявление эффективности метода проектов как технологии личностного развития учащихся среднего и старшего школьного возраста. 
           
          Задачи исследования: 
           
          1. Изучить специфику метода проектов как личностно-ориентированной образовательной технологии. 
           
          2. Выявить условия эффективности влияния метода проектов на личностное развитие учащихся средней и старшей школы. 
           
          В соответствии с целями и задачами проводимого исследования запланированы и осуществлены 3 этапа эксперимента: 
           
          I этап – изучение специфики метода проектов как личностно-ориентированной образовательной технологии. 
           
          II этап – Определение готовности школьников к проектной деятельности, работа школьников над созданием проекта. 
           
          III. Контрольный этап – мониторинг результативности. 
          Специфика метода проектов как личностно-ориентированной образовательной технологии 
          Умение учащихся самостоятельно добывать знания и совершенствовать их гораздо важнее прочности приобретаемых знаний, потому что современному обществу, производству нужны работники и руководители, способные быстро и правильно решать постоянно возникающие конкретные задачи, вести диалог, самостоятельно принимать решения. Поэтому и учителю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие современным требованиям. 
           
          Одной из таких является «технология проектов». Суть ее заключается в организации самостоятельной, творческой деятельности учащихся. Данная технология призвана активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также формировать и далее развивать мотивацию обучения. Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Метод проектов может с успехом применяться как на уроках, так и во внеклассной работе. Проектный метод является общей формой, в которой реализуется искусство планирования, изобретения, созидания, исполнения и оформления. Проект дает возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них форме. 
           
                   Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. 
           
                    Метод проектов – совокупность учебно–познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных  действий  учащихся с обязательной презентацией этих результатов. 
           
                     Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. 
           
                  В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению. 
          Основные требования к проекту. 1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. 2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. 3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы. 4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. 5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта. То есть проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др. Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт! 
           
            Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются по крайней мере  три различные классификации:  Практико – ориентированный проект  нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.  Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.  Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы. 
           
           Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п. Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор? По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов. 
           
          1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности. 2)  Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть: - внутриклассными; - внутришкольными; - региональными; - межрегиональными; - международными. Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий. 
           Классификация проектов по продолжительности. 
           
           Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее. Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.  Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.  Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время. 
            Презентация проектов. 
           
           Как уже отмечалось, одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор “типичных” форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии ( в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов – артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.п.)
  
           
           
          Виды презентационных проектов могут быть различными, например: 
            - Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа). - Деловая игра. - Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий. - Диалог исторических или литературных персонажей. - Защита на Ученом Совете. - Игра с залом. - Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций… - Инсценировка реального или вымышленного исторического события. - Научная конференция. - Отчет исследовательской экспедиции. - Пресс-конференция. - Путешествие. - Реклама. - Ролевая игра. - Соревнования. - Спектакль. - Спортивная игра. - Экскурсия. 
          В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное нами продуктом работы над проектом, требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления. Вид продукта определяет форму проведения презентации. Педагогической целью проведения презентации является выработка и/или развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся умения: - кратко, достаточно полно и лаконично(укладываясь в 10-12 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта; - демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения; - анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения; -демонстрировать найденное решение; - анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом; - проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивать решение. 
           
                     Проектная деятельность учащихся дает наилучшие результаты в старших классах. Но подготовка к серьезной проектной деятельности начинается еще в начальной школе. 
           
                   Исследований, посвященных использованию метода проектов   в целях личностного развития учащихся среднего и старшего   школьного  возраста, не обнаружено.  
          2. Экспериментальное определение готовности школьников к проектной деятельности 
           
                     Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 15-16 лет, а также беря во внимание опыт применение метода проектов началось с данными респондентами с 5 класса. 
           
          Показатели готовности школьников к проектной деятельности: 
           
            1. Сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится: 
           
          - умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий); 
          - умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали); 
          - умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументированно его доказывать); 
          - умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение). 
           
          Данные умения формируются еще в начальной школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний. 
           
           2. Развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя: 
           
          - развитие аналитико-синтетических действий; 
          - сформированность алгоритма сравнительного анализа; 
          - умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи; 
          - возможность выделять общий способ действий; 
          - перенос общего способа действий на другие учебные задачи. 
           
          При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся являются широта, мера самостоятельности и обоснованность. 
           
          К “интеллектуальной зрелости” также относится наличие у школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность. 
           
          Целенаправленное формирование как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с 1-го класса в русле работы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста - теоретического мышления через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом. 
           
                   3. Дифференцированная самооценочная и оценочная деятельность, которая способствует формированию у школьников следующих необходимых умений: 
           
          - адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников; 
          - обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное; 
          - выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания. 
           
          Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности школьника в процессе обучения. 
           
          Для определения степени готовности респондентов к проектной деятельности были проведены тесты: в 5 классе – «Определение интенсивности познавательной потребности ребенка», в 8 классе – «Аналитические математические способности», в 9 классе – «Профессиональные склонности и способности». 
           
         |