Министерство общего и профессионального образования 
           
          Свердловской области 
           
          ГАОУ СПО СО «Каменск-Уральский радиотехникум» 
           
          
          
          
          
          МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
          по написанию и оформлению методических материалов 
           
          Составитель: Яковлева Валентина Ивановна, 
          методист ГАОУ СПО СО «Каменск-Уральский радиотехникум»,
          первая квалификационная категория.
           
           
           
          Каменск-Уральский 
           
          2014 
           
          Составитель: Яковлева Валентина Ивановна, методист ГАОУ СПО СО «Каменск-Уральский радиотехникум», первая квалификационная категория. 
           
          Рецензенты: заместитель директора по методической работе Зарипова Миннигуль Минематовна, заместитель директора по учебной работе Щелева Татьяна Станиславовна. 
           
          Рекомендации по написанию и оформлению методических материалов – 
           
          ГАОУ СПО СО «Каменск-Уральский радиотехникум», 2014.-16с. 
          Методические рекомендации по написанию и оформлению методических материалов адресованы педагогическим работникам ГАОУ СПО СО Каменск-Уральский радиотехникум». Методиченские рекомендации содержат классификацию методических материалов, рекомендации по работе над методическими материалами и требования к их оформлению. 
           
          Методические рекомендации рассмотрены на заседании методического совета ГАОУ СПО СО «Каменск-Уральский радиотехникум», протокол № 2 от 17.11.2014 г 
          
          
          
          
          
          
          
           
           
          Содержание 
          Пояснительная записка………………..…………………………………………………...3 
           
          1. Виды методических материалов……………………………………………………….3 
           
          1.1 Методическая разработка………………………………………………………………3 
           
          1.2 Методические рекомендации…………………………………………………………. 6 
           
          1.3 Методическое пособие………………………………………………………………….8 
           
          2. Требования к оформлению текста методических материалов……………………….9 
           
          Список литературы и информационных источников…………………………………..10 
           
          Приложения………………………………………………………………………………..10 
           
          Пример оформления титульного листа…………………………………………………...11 
           
          Пояснительная записка 
          Настоящие рекомендации являются профессиональным ориентиром для педагогических работников радиотехникума, планирующих прохождение аттестации, а также для совершенствования учебно-методического обеспечения образовательного процесса. 
           
          Уровень культуры подачи и оформления методических материалов является одним из важных критериев оценки работ, представляемых на выставках и конкурсах. Поэтому в данной работе представлены описания видов методических материалов, приведена поэтапная инструкция, примерная структура, требования, которые предъявляются к каждому виду методических материалов, требования к графическому оформлению текста, литературных источников. Дан образец титульного листа. 
           
          Методические материалы, разработанные педагогом, должны быть рассмотрены методическим советом техникума, что подтверждается выпиской из протокола заседания, копиями отзывов, рецензий, экспертных заключений и т.д. 
           
          Цель методических рекомендаций: сформировать понятие о требованиях к составлению и оформлению методических материалов. Предназначено педагогическим работникам ГАОУ СПО СО «Каменск-Уральский радиотехникум». 
           
          1. Классификация методических материалов 
          1.1 Методическая разработка. 
           
          В зависимости от содержания методической разработки в информационных источниках (методическая, педагогическая литература) представлены разные определения. 
           
          Методическая разработка – логично структурированный и подробно описанный ход проведения учебного занятия, мероприятия. Описание последовательности действий должно также включать поставленные педагогом цели, средства их достижения, ожидаемые результаты и сопровождаться соответствующими методическими советами. 
           
          Методическая разработка – издание, содержащее конкретные материалы в помощь по проведению какого-либо мероприятия, сочетающее описание последовательности действий, отражающих ход его проведения, с методическими советами по его организации. 
           
          Методическая разработка – комплексная форма, которая может включать также сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки и т.д. 
           
           Методическая разработка – это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом. Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя. 
          Таким образом, методическая разработка может представлять собой: 
          
             
            разработку темы учебной дисциплины;
  
             
            разработку серии учебных занятий;
  
             
            разработку конкретного учебного занятия;
  
             
            программу внеурочной деятельности обучающихся (студентов);
  
             
            программу кружка, факультатива, курса по выбору в рамках предпрофильной подготовки, элективного курса;
  
             
            программу дополнительного образования;
  
             
            описание новых форм, методов или средств обучения и воспитания (словари, справочники, альбомы, плакаты, учебные карты, таблицы, схемы, видеофильмы, звукозаписи, средства информационно-коммуникационных технологий и др.);
  
             
            сборник практических заданий и упражнений, способствующих достижению современных целей образования;
  
             
            комплект оценочных средств и инструкцию по их использованию;
  
             
            описание информационно-образовательной среды и механизм ее создания;
  
             
            разработку частной (авторской) методики преподавания дисциплины.
  
            
          Прежде чем приступить к написанию методической разработки необходимо: 
          
             
            тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.
  
             
            важно правильно определить цель методической разработки.
  
            
          Например, цель может быть следующей:  
          
             
            определение форм и методов изучения содержания темы;
  
             
            раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы учебной программы;
  
             
            описание видов деятельности педагога и обучающихся;
  
             
            описание методики использования современных технических и информационных средств обучения;
  
             
            осуществление связи теории с практикой на занятиях;
  
             
            использование современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т.д.
  
           
          
             
            внимательно изучить литературу, методические пособия, педагогический опыт по выбранной теме; составить план и определить структуру методической разработки; определить направления предстоящей работы.
  
            
           
           
          Требования, предъявляемые к методической разработке: 
           
          
             
            методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить? Как организовать образовательный процесс?»;
  
             
            содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели;
  
             
            содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения;
  
             
            авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать
  
            
          вопросы, изложенные в общепедагогической литературе; 
          
             
            материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко;
  
             
            язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным;
  
             
            рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт;
  
             
            методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические
  
            
          условия осуществления учебно-воспитательного процесса; 
          
             
            ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применения активных форм и методов обучения;
  
             
            должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, планы занятий, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки-схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).
  
            
           
          Структура методической разработки. 
           
          Методическая разработка обязательно должна иметь титульный лист, аннотацию, содержание, введение, основную часть, заключение, список литературы и интернет-источников, оглавление, при необходимости - приложения. 
           
           
          На титульном листе методической разработки приводится: 
          
             
            наименование образовательной организации, в соответствии с лицензией, (вверху страницы);
  
             
            название работы (в центре листа);
  
             
            cведения об авторе - должность, место работы, ФИО, (справа внизу);
  
             
            место и год написания разработки (по центру внизу).
  
            
           
           
           
          Указываются: 
          
             
            проблема, которой посвящена методическая разработка;
  
             
            вопросы, которые она раскрывает;
  
             
            потенциальные пользователи (кому может быть полезна разработка). Рекомендуемый объем - до 10 предложений.
  
           
           
          Раскрываются: 
          
             
            актуальность данной работы (автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования);
  
             
            новизна методической разработки;
  
             
            цель методической разработки;
  
             
            условия применения (что нужно для того, чтобы методическая разработка была бы реализована в практике образования);
  
             
            трудоемкость, ограничения, риски.
  
            
          Рекомендуемый объем - до 2 страниц печатного текста. 
          
             
            Основная часть – представляет собой непосредственно разработанный методический продукт (материал)
  
            
          Учитываются: 
          
             
            специфика методической разработки (в соответствии с приведенной в п.2 классификацией);
  
             
            существующие требования (рекомендации) к методической разработке с учетом ее специфики (например, требования к разработке урока (учебного занятия);
  
             
            требования к программе (учебной дисциплины, МДК, внеурочной деятельности требования к программе дополнительного образования и т.д.);
  
             
            замысел автора и логика разработки (на усмотрение автора основная часть может быть структурирована и разделена на составляющие части).
  
            
          Рекомендуемый объем - не менее половины общего объема работы. 
          
          
             
            основные выводы по теме разработки;
  
             
            информация о том, где, когда и в какой форме разработка была представлена профессиональному сообществу.
  
           
          
             
            Информационные источники
  
             
            Приложения
  
            
           
          1.2 Методические рекомендации 
           
          Методические рекомендации – вид методической продукции, 
           
          раскрывающий порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия. В методических рекомендациях акцент делается не столько на последовательность осуществляемых действий (как в методической разработке), сколько на 
           
          раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Задача методических рекомендаций – пропагандировать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе - мероприятию). В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных мероприятий, иллюстрирующих описываемую методику на практике. 
           
          Кроме этого, методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе к мероприятию). В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике. Методические рекомендации должны иметь точный адрес - указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, кураторам и т.д.) Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций. 
           
           Пояснения к отдельным структурным элементам методических рекомендаций 
          
             
            На титульном листе должны быть обозначены:
  
           
          
             
            название образовательной организации (в порядке нисходящей подчиненности);
  
             
            название методических рекомендаций;
  
             
            фамилия, имя, отчество автора;
  
             
            название города;
  
             
            год разработки.
  
           
          
             
            На втором листе вверху приводится аннотация, включающая лаконичные сведения о
  
           
          
             
            сути рассматриваемых вопросов;
  
             
            предназначении данных методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа);
  
             
            источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать, на базе какого опыта разработаны данные методические рекомендации);
  
             
            возможных сферах приложения предлагаемого вида методической продукции (в каких областях гуманитарного знания могут быть использованы настоящие рекомендации).
  
            
          Внизу второго листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф.И.О., должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон. 
          
             
            Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:
  
           
          
             
            обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются мероприятия (действия, методики и др.), сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения
  
            
          реализации соответствующей федеральной или региональной программы; 
          
             
            разъяснение о том, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации;
  
             
            определение цели предлагаемых методических рекомендаций (например: оказать методическую помощь преподавателям, организаторам воспитательной работы по вопросам … ; составить алгоритм подготовки и проведения … мероприятия и т.п.);
  
             
            краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе образования (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным дисциплинам; может способствовать повышению мотивации студентов и т.п.);
  
            - 
              
 
               обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области. 
             
           
          
             
            Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.п. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме. Например, его можно структурировать в следующей логике:
  
            
           
           
          
             
            описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов;
  
             
            дать советы по
  
             
            решению организационных вопросов (например, разработать план работы оргкомитета; определить этапы проведения мероприятия и сроки информирования его потенциальных участников, распределить поручения, обеспечить рекламную кампанию и т.д.); материально-техническому обеспечению (Интернет-ресурсы);
  
             
            финансовому обеспечению (источники и фиксированные суммы финансирования данного мероприятия),
  
             
            кадровому обеспечению (требования к экспертам);
  
             
            вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта).
  
           
          
             
            Список рекомендуемой литературы и интернет-источников по теме рекомендаций составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников.
  
           
          
             
            Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок «Содержание». В числе приложений могут быть:
  
           
          
             
            планы проведения конкретных дел, мероприятий;
  
             
            тестовые задания;
  
             
            методики создания практических заданий, адресованных студентам;
  
             
            примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;
  
             
            методики определения результатов по конкретным видам деятельности;
  
             
            схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов;
  
             
            примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.
  
            
          1.3 Методическое пособие 
           Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, включающий в себя особым образом систематизированный материал, раскрывающий суть, отличительные особенности и методики какого-либо образовательного курса. Как правило, методическое пособие, помимо теоретического, содержит обширный дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, диаграмм, рисунков, а также образцы документов, разработанных в соответствии с заявленной тематикой. 
           
          Авторами методических пособий являются, как правило, педагоги, имеющие опыт работы в выбранном направлении и способные систематизировать практический материал собственной работы и работы коллег, учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик теоретические разработки современной педагогики. 
           
          Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера. 
           
          Типовая структура методического пособия включает: 
          
             
            введение, где формулируются цель и задачи данного пособия, указывается, на какую конкретную группу обучающихся они направлены и какие конкретные результаты может дать педагогам использование данного пособия;
  
             
            теоретическую часть, где излагается, как правило, в краткой форме (при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к системе профессионального образования как сфере образования, обладающей своими специфическими чертами;
  
             
            практическую часть, где систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся характерные примеры тех или иных форм и методик работы;
  
             
            дидактическую часть, в которой сосредоточены дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал.
  
            
          Кроме того, в состав методического пособия могут включаться необходимые нормативные документы, использование которых позволит педагогу организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями. 
          Обязательной частью методического пособия является список литературы и интернет-источников, который желательно оформить с разделением на тематические рубрики (в соответствии с конкретными задачами, решаемыми в данном пособии) и, по возможности, с краткими аннотациями наиболее полезных педагогам рекомендуемых работ. 
           
           
           
           
          2. Требования к оформлению текста методических материалов 
          При оформлении работы учитываются требования к документам, принятые в радиотехникуме: СТО КУРТ. 
           
          Работа должна быть выполнена на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х297 мм) через полтора интервала. Цвет шрифта должен быть черным. Гарнитура шрифта основного текста — «Times New Roman» или аналогичная, кегль (размер) т 12 до 14 пунктов. Размеры полей (не менее): правое — 15 мм, верхнее, нижнее  — 20 мм, левое – 30 мм. Формат абзаца: полное выравнивание («по ширине»), отступ — 8–12 мм, одинаковый по всему тексту. 
           
          Список литературы 
           
          1. Приказ Министерства образования РФ №10 от 15.01.2007 «О рецензировании учебных изданий, используемых в образовательном процессе образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования». 
           
          2. «Методические рекомендации по составлению и оформлению методических разработок» / Сост. Левкович Н.Ф. – МГУМЦ ПО, 2004.  
           
          Электронные ресурсы 
          
             
            Краткая инструкция о порядке оформления научно-учебно-методической литературы [Электронный ресурс] / Филиал ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»; сост. И. Р. Гарайшина, Т. В. Любина. – Анжеро-Судженск, 2005 - Режим доступа: http://www.asf.ru/upload/doc/kr_instr.pdf
  
            
           
           
          
             
            Методическое пособие для педагогов «Правила и требования оформления методической разработки» [Электронный ресурс] / МБУ «Городской методический центр»; сост. Гайнуллина И.В. – Югорск, 2010 - Режим доступа:
  
            
          http://www.86prometey.edusite.ru/DswMedia/gaynulina.pdf 
           
          Приложение 
           
          Образец оформления титульного листа 
           
          Министерство общего и профессионального образования 
           
          Свердловской области 
           
          ГАОУ СПО СО ”Каменск-Уральский радиотехникум» 
          
          МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
          ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТОВ, ДОКЛАДОВ, СООБЩЕНИЙ 
          для педагогов и студентов 
           
           
          Составитель: Яковлева Валентина Ивановна, 
          методист ГАОУ СПО СО «Каменск-Уральский радиотехникум», 1 квалификационная категория.
           
           
          Каменск-Уральский 
           
          2014 
           Образец оформления оборотной стороны титульного листа 
          Составитель: Яковлева Валентина Ивановна, 
          методист ГАОУ СПО СО «Каменск-Уральский радиотехникум», первая квалификационная категория. 
           
          Рецензенты: заместитель директора по методической работе Зарипова Миннигуль Минематовна, заместитель директора по учебной работе Щелева Татьяна Станиславовна. 
           
          Методические рекомендации по написанию рефератов, докладов, сообщений – 
           
          ГАОУ СПО СО «Каменск-Уральский радиотехникум, 2014.-17с. 
           
          Методические рекомендации по написанию рефератов, докладов, сообщений содержат: рекомендательный материал по работе над рефератом, требования к оформлению реферата, рекомендации по написанию доклада (сообщения). 
          Рекомендации рассмотрены на заседании методического совета ГАОУ СПО СО «Каменск-Уральский радиотехникум». 
           
          Протокол №__от ___.___._____ 
          
           
           
           
         |