  
          
             
             
           
           
          Принят 
           
          решением педагогического совета №___ «Утверждено 
           
           от ____ ______________2015г Директор МБОУ «Старо-Матакская 
           
          средняя общеобразовательная школа» 
           
          Алькеевского МР 
           
          ___________________ Чванова М.Н. 
           
          Основная образовательная программа 
           
          Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Старо-Матакская средняя общеобразовательная школа» 
           
          Алькеевского муниципального района Республики Татарстан 
           
          Основная школа 
           
          Содержание 
          
            
            
            
            
               
              1
  | 
               
              ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  | 
               
              4
  | 
             
            
               
              1.1.
  | 
               
              Пояснительная записка
  | 
               
              4
  | 
             
            
               
              1.2.
  | 
               
              Планируемые результаты освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования
  | 
               
              7
  | 
             
            
               
              1.2.1.
  | 
               
              Общие положения
  | 
               
              7
  | 
             
            
               
              1.2.2.
  | 
               
              Ведущие целевые установки
  | 
               
              9
  | 
             
            
               
              1.2.3.
  | 
               
              Планируемы результаты освоения учебных и междисциплинарных программ
  | 
               
              12
  | 
             
            
               
              1.2.3.1.
  | 
               
              Формирование универсальных учебных действий
  | 
               
              12
  | 
             
            
               
              1.2.3.2.
  | 
               
              Формирование ИКТ – компетентности учащихся
  | 
               
              15
  | 
             
            
               
              1.2.3.3.
  | 
               
              Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
  | 
               
              19
  | 
             
            
               
              1.2.3.4.
  | 
               
              Стратегии смыслового чтения и работа с текстом
  | 
               
              20
  | 
             
            
               
              1.2.3.5.
  | 
               
              Русский язык
  | 
               
              21
  | 
             
            
               
              1.2.3.6.
  | 
               
              Литература
  | 
               
              27
  | 
             
            
               
              1.2.3.7.
  | 
               
              Татарский язык и татарская литература
  | 
               
              28
  | 
             
            
               
              1.2.3.8.
  | 
               
              Иностранный язык. Второй иностранный язык (на примере английского языка)
  | 
               
              35
  | 
             
            
               
              1.2.3.9.
  | 
               
              История России. Всеобщая история
  | 
               
              38
  | 
             
            
               
              1.2.3.10
  | 
               
              Обществознание
  | 
               
              41
  | 
             
            
               
              1.2.3.11
  | 
               
              География
  | 
               
              45
  | 
             
            
               
              1.2.3.12
  | 
               
              Математика. Алгебра. Геометрия
  | 
               
              49
  | 
             
            
               
              1.2.3.13
  | 
               
              Информатика
  | 
               
              53
  | 
             
            
               
              1.2.3.14
  | 
               
              Физика
  | 
               
              55
  | 
             
            
               
              1.2.3.15
  | 
               
              Биология
  | 
               
              58
  | 
             
            
               
              1.2.3.16
  | 
               
              Химия
  | 
               
              59
  | 
             
            
               
              1.2.3.17
  | 
               
              Изобразительное искусство
  | 
               
              62
  | 
             
            
               
              1.2.3.18
  | 
               
              Музыка
  | 
               
              64
  | 
             
            
               
              1.2.3.19
  | 
               
              Технология
  | 
               
              66
  | 
             
            
               
              1.2.3.20
  | 
               
              Физическая культура
  | 
               
              68
  | 
             
            
               
              1.2.3.21
  | 
               
              Основы безопасности жизнедеятельности
  | 
               
              70
  | 
             
            
               
              1.2.3.22
  | 
               
              Основы духовно-нравственной культуры народов России
  | 
               
              73
  | 
             
            
               
              1.3.
  | 
               
              Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования
  | 
               
              75
  | 
             
            
               
              1.3.1.
  | 
               
              Общие положения
  | 
               
              75
  | 
             
            
               
              1.3.2.
  | 
               
              Особенности оценки личностных результатов
  | 
               
              75
  | 
             
            
               
              1.3.3.
  | 
               
              Особенности оценки метапредметных результатов
  | 
               
              75
  | 
             
            
               
              1.3.4.
  | 
               
              Особенности оценки предметных результатов
  | 
               
              76
  | 
             
            
               
              1.3.5.
  | 
               
              Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений
  | 
               
              76
  | 
             
            
               
              1.3.6.
  | 
               
              Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от основного к среднему (полному) общему образованию
  | 
               
              76
  | 
             
            
               
              1.3.7.
  | 
               
              Способы оценивания достижений
  | 
               
              77
  | 
             
            
               
              1.3.8.
  | 
               
              Планируемые результаты усвоения обучающимися универсальных учебных действий
  | 
               
              78
  | 
             
            
               
              2
  | 
               
              СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
  | 
               
              80
  | 
             
            
               
              2.1.
  | 
               
              Оценка результатов деятельности школы
  | 
               
              80
  | 
             
            
               
              2.2.
  | 
               
              Программы отдельных учебных предметов, курсов
  | 
               
              80
  | 
             
            
               
              2.2.1.
  | 
               
              Русский язык
  | 
               
              80
  | 
             
            
               
              2.2.2.
  | 
               
              Литература
  | 
               
              85
  | 
             
            
               
              2.2.3.
  | 
               
              Татарский язык
  | 
               
              95
  | 
             
            
               
              2.2.4.
  | 
               
              Татарская литература
  | 
               
              98
  | 
             
            
               
              2.2.5.
  | 
               
              Татарский язык для русскоязычных обучающихся
  | 
               
              108
  | 
             
            
               
              2.2.6.
  | 
               
              Татарская литература для русскоязычных обучающихся
  | 
               
              112
  | 
             
            
               
              2.2.7.
  | 
               
              Английский язык
  | 
               
              118
  | 
             
            
               
              2.2.8.
  | 
               
              История
  | 
               
              125
  | 
             
            
               
              2.2.9.
  | 
               
              Обществознание
  | 
               
              140
  | 
             
            
               
              2.2.10.
  | 
               
              Математика
  | 
               
              143
  | 
             
            
               
              2.2.11.
  | 
               
              Информатика и ИКТ
  | 
               
              148
  | 
             
            
               
              2.2.12.
  | 
               
              Физика
  | 
               
              151
  | 
             
            
               
              2.2.13.
  | 
               
              География
  | 
               
              153
  | 
             
            
               
              2.2.14.
  | 
               
              Биология
  | 
               
              161
  | 
             
            
               
              2.2.15.
  | 
               
              Химия
  | 
               
              164
  | 
             
            
               
              2.2.16.
  | 
               
              Искусства (ИЗО)
  | 
               
              165
  | 
             
            
               
              2.2.17.
  | 
               
              Искусство (Музыка)
  | 
               
              167
  | 
             
            
               
              2.2.18.
  | 
               
              Искусство
  | 
               
              169
  | 
             
            
               
              2.2.19.
  | 
               
              Технология (обслуживающий труд)
  | 
               
              170
  | 
             
            
               
              2.2.20.
  | 
               
              Физическая культура
  | 
               
              172
  | 
             
            
               
              2.2.21.
  | 
               
              Основы безопасности жизнедеятельности
  | 
               
              175
  | 
             
            
               
              2.2.22
  | 
               
              Основы духовно-нравственной культуры народов России
  | 
               
              176
  | 
             
            
               
              2.3
  | 
               
              Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования
  | 
               
              177
  | 
             
            
               
              2.4
  | 
               
              Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
  | 
               
              182
  | 
             
            
               
              3
  | 
               
              ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
  | 
               
              202
  | 
             
            
               
              3.1.
  | 
               
              Учебный план основного общего образования МАОУ «БМСОШ»
  | 
               
              202
  | 
             
            
               
              3.2.
  | 
               
              Оценочные материалы
  | 
               
              204
  | 
             
            
               
              3.3
  | 
               
              Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования
  | 
               
              204
  | 
             
            
               
              3.4.
  | 
               
              Перспективы и ожидаемые результаты школы
  | 
               
              204
  | 
             
            
               
              3.5 
              
  | 
               
               Система условий реализации основной образовательной программы
  | 
               
              205
  | 
             
            
               
              3.5.1
  | 
               
              Кадровое обеспечение
  | 
               
              206
  | 
             
            
               
              3.5.2
  | 
               
              Наличие рабочих программ по всем предметам учебного плана
  | 
               
              207
  | 
             
            
               
              3.5.3
  | 
               
              Обеспеченность учебной, учебно-методической и художественной литературой.
  | 
               
              208
  | 
             
            
               
              3.5.4
  | 
               
              Материально-технические условия реализации основной образовательной программы.
  | 
               
              208
  | 
             
            
               
              3.5.5
  | 
               
              Финансовое обеспечение
  | 
               
              208
  | 
             
            
               
              3.5.6
  | 
               
              Информационно-методические условия реализации ООП ООО
  | 
               
              209
  | 
             
            
               
              3.5.7
  | 
               
              Сетевой график (дорожная карта) по формированию необходимой системы условий реализации ООП ООО образовательного учреждения
  | 
               
              212
  | 
             
            
               
              3.5.8
  | 
               
              Контроль за состоянием системы условий.
  | 
               
              215
  | 
             
            
               
              3.5.9
  | 
               
              Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий.
  | 
               
              216
  | 
             
            
               
              3.6.
  | 
               
              Заключение
  | 
               
              218
  | 
             
            
               
              4
  | 
               
              Используемые методические материалы
  | 
               
              218
  | 
             
            
               
              5
  | 
               
              Приложение 1. Критерии выставления отметок по предметам.
  | 
               
              228
  | 
             
            
               
              6
  | 
               
              Приложение 2. Модель организации внеурочной деятельности 
              в условиях реализации ФГОС ООО
  | 
               
              274
  | 
             
            
          I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 
           
           
           
           
          1.1. Пояснительная записка 
           
          Образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Старо-Матакская средняя общеобразовательная школа» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан разработана в соответствии с: 
          
             
            Федеральным законом №273 «Об образовании в Российской Федерации» от 1 сентября 2013года.
  
             
            Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. N 19993);
  
             
            Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Старо-Матакская средняя общеобразовательная школа» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан;
  
             
            Правилами внутреннего распорядка МБОУ «Старо-Матакская средняя общеобразовательная школа» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан.
  
            
          Актуальность программы. 
           
          Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования - от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика. 
           
          Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия. Образовательная программа направлена на: 
          
             
            совершенствование форм и методов обучения;
  
             
            использование в учебном процессе современных ИКТ;
  
             
            развитие системы дополнительного образования;
  
             
            вовлечение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность
  
            
          Образовательная программа основного общего образования МБОУ «Старо-Матакская средняя общеобразовательная школа» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан создана с учётом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих большие возможности обучающимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности различной направленности. 
           
          Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования являются: 
          
             
            обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями учащегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
  
             
            становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.
  
            
          Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач: 
          
             
            обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Стандарта;
  
             
            обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
  
             
            обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми учащимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  
             
            установление требований к воспитанию и социализации учащихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого учащегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;
  
             
            обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
  
             
            выявление и развитие способностей учащихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему секций, кружков, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
  
             
            организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
  
             
            участие учащихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
  
             
            сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья учащихся, обеспечение их безопасности.
  
            
           В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: 
          
             
            воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
  
             
            формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня личностного и познавательного развития учащихся;
  
             
            ориентацию на достижение цели и основного результата образования;
  
             
            развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности учащегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  
             
            признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития учащихся;
  
             
            учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения.
  
            
          Основная образовательная программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11 - 15 лет, связанных: 
          
             
            с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на уровне основной школы в единстве мотивационно - смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции учащегося
  
             
            направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
  
             
            с осуществлением на каждом возрастном уровне (11 - 13 и 13 - 15 лет) благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно - предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки учащимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;
  
             
            с формированием у учащегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
  
             
            с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях учащихся с учителем и сверстниками;
  
             
            с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.
  
             
            Второй этап подросткового развития (14 - 15 лет, 8 - 9 классы) характеризуется:
  
             
            бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;
  
             
            стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
  
             
            особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
  
             
            процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;
  
             
            обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;
  
             
            сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);
  
             
            изменением социальной ситуации развития - ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий - объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет);
  
            
           Программа основного общего образования МБОУ «Старо-Матакская средняя общеобразовательная школа» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан дает возможность: 
          
             
            реализовать права учащихся на получение образования;
  
             
            соблюсти соответствие локальных актов (устава школы, рабочих программ, учебного плана школы и пр.) государственным документам, регламентирующим образовательный процесс для реализации государственной программы образования;
  
             
            проанализировать материально-техническое оснащение школы и определить пути улучшения его для наилучшей реализации Образовательной Программы школы;
  
             
            проанализировать педагогические возможности школы и определить пути, повышения квалификации, переквалификации учителей, способствующие наиболее полной реализации цели Образовательной Программы;
  
             
            определить предпочтения учащихся и родителей в получении образования в рамках образовательного пространства учебного учреждения;
  
             
            определить приоритетные пути развития школы с учетом интересов всех сторон, задействованных в образовательном процессе;
  
             
            продолжить формирование нормативно-правовой базы по методической работе (положения, приказы, локальные акты);
  
             
            усилить работу по сохранению здоровья школьников. Внедрять в практику работы всех педагогов школы здоровьесберегающие технологии;
  
             
            способствовать развитию дополнительного образования в школе.
  
            
           Для осуществления образовательного процесса в школе сформирован стабильный педагогический коллектив. 
           
          Специфика кадров МБОУ «Старо-Матакская средняя общеобразовательная школа» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан определяется высоким уровнем профессионализма. Все учителя владеют современными образовательными технологиями. Педагоги имеют успешный опыт использования инновационных технологий в педагогической практике. 
           
          К числу сильных сторон образовательного учреждения следует отнести достаточно высокую теоретическую подготовку педагогов, наличие научно - методической поддержки усилий учителей в совершенствовании образовательной деятельности, благоприятный нравственно-психологический климат в педагогическом коллективе, средний уровень образовательной подготовки выпускников школы. В последние годы расширяются возможности использования информационной среды, улучшается материально - техническая база. 
           
           
           
         |