                                         Министерство образования Омской области 
          БПОУ ОО «Омский строительный колледж» 
           
           
          МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 
           
          по выполнению практических и лабораторных работ по дисциплине 
           
          ХИМИЯ 
          Специальности 
           
          21.02.08 Прикладная геодезия 
           
          21.02.04 Землеустройство 
           
          07.02.01 Архитектура 
           
          08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений 
           
          08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения 
           
          Омск, 2015 г. 
           
           
          Одобрено на заседании методического совета
          БПОУ ОО «Омский строительный колледж»
          протокол № _______ от « » ____________ 2015 г. 
           
          Химия. Методические указания по выполнению практических и лабораторных работ для студентов дневного обучения технических специальностей. – Омск: 2015.- 10 с. 
          
          Составители: преподаватели высшей квалификационной категории Железнова Н.Н., Пастухова С.В.
          
          Рецензент:
          Назарова Н.И. – руководитель областного МО преподавателей биологии, химии и экологии Омских СПУЗ, преподаватель высшей категории БПОУ ОО «Омский торгово-экономический колледж им.Г.Д.Зуйковой» 
          Аннотация 
           
          Методические указания предназначены для обучающихся по специальностям технического профиля 21.02.08 Прикладная геодезия 
           
          21.02.04 Землеустройство 
           
          07.02.01 Архитектура 
           
          08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений 
           
          08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения 
           
          с целью методического сопровождения реализации учебной программы дисциплины «Химия». 
           
          В пособии представлены перечень и содержание практических и лабораторных работ, матрица формирования компетенций, инструкция по ТБ при выполнении работ в кабинете химии и справочные таблицы. 
           
          СОДЕРЖАНИЕ 
           
          
            
            
            
            
               
               
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Стр.
  | 
             
            
               
              1.
  | 
               
              Пояснительная записка 
               
              
  | 
               
              4
  | 
             
            
               
              2.
  | 
               
              Перечень практических и лабораторных работ 
              
  | 
               
              5
  | 
             
            
               
              3.
  | 
               
              Матрица формирования компетенций 
              
  | 
               
              8
  | 
             
            
               
              4.
  | 
               
              Инструкция по ТБ при выполнении работ в кабинете химии 
              
  | 
               
              11
  | 
             
            
               
              5.
  | 
               
              Содержание практических и лабораторных работ 
              
  | 
               
              13
  | 
             
            
               
              6.
  | 
               
              Приложения 
              
  | 
               
               
              
  | 
             
            
           
          ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 
           Методические указания по выполнению практических и лабораторных работ по дисциплине «Химия» предназначены для студентов специальностей_21.02.08 Прикладная геодезия, 21.02.04 Землеустройство, 07.02.01 Архитектура, 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения 
           
          Данное учебно-методическое пособие содержит материалы по методике практического освоения обучающимися учебной дисциплины и подготовке к проверке знаний, с целью оказания помощи студентам по выполнению работ в объеме определенной темы или раздела. 
           
          В структуру пособия входят перечень практических и лабораторных работ, матрица компетенций с требованиями к результатам обучения, содержание заданий с теоретической частью, формами отчета и критериями оценки результатов. 
           
          Необходимым структурным элементом работы,  помимо самостоятельной деятельности студентов, согласно «Положения об организации и проведении практических занятий и лабораторных работ», является инструктаж, проводимый преподавателем. 
           
          В приложении представлены темы рефератов и справочные материалы – таблицы «Растворимость солей, кислот и оснований в воде», «Анализ катионов», «Анализ анионов», «Распознавание пластмасс», «Распознавание волокнистых материалов». 
           
          ПЕРЕЧЕНЬ 
           
          ПРАКТИЧЕСКИХ и ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ 
           
          
            
            
            
            
            
            
            
            
            
            
            
               
              № п/п
  | 
               
              Тема, раздел
  | 
               
              Вид работы
  | 
               
              Кол-во часов
  | 
               
              Форма контроля
  | 
             
            
              
                
                   
                  
  
                 
               | 
               
              Основные понятия и законы химии
  | 
               
              Практическая работа №1 
               
              Расчетные задачи на определение массовой доли химических элементов в сложном веществе, по уравнениям реакций.
  | 
               
              2
  | 
               
              Письменный отчет по решению задач
  | 
             
            
              
                
                   
                  
  
                 
               | 
               
              Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома.
  | 
               
              Практическая работа №2. Составление электронных формул атомов (Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов и переходных элементов больших периодов. Электронные конфигурации атомов химических элементов). 
              
  | 
               
              2
  | 
               
              Письменный отчет с написанием электронных формул атомов и ионов
  | 
             
            
              
                
                   
                  
  
                 
               | 
               
              Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация
  | 
               
              Лабораторная работа №1. Приготовление жесткой воды и устранение ее жесткости. 
              
  | 
               
              2
  | 
               
              Письменный отчет
  | 
               
               
              
  | 
             
            
              
                
                   
                  
  
                 
               | 
               
              Классификация неорганических соединений и их свойства
  | 
               
              Практическая работа №3. Решение экспериментальных задач (Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами, с оксидами металлов, с солями. Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с солями. Взаимодействие щелочей с солями. Разложение нерастворимых оснований. Взаимодействие солей друг с другом).
  | 
               
              2
  | 
               
              Письменный отчет с указанием солей в 3-х пробирках
  | 
             
            
              
                
                   
                  
  
                 
               | 
               
              Химические реакции 
              
  | 
               
              Лабораторная работа №2. Типы химических реакций. 
              
  | 
               
              2
  | 
               
              Письменный отчет
  | 
             
            
              
                
                   
                  
  
                 
               | 
               
              Металлы и неметаллы 
              
  | 
               
              Лабораторная работа №3. Ознакомление с химическими свойствами кальция. Распознавание минералов, содержащих кальций.
  | 
               
              2
  | 
               
              Письменный отчет
  | 
             
            
              
                
                   
                  
  
                 
               | 
               
              Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений. Классификация органических соединений.
  | 
               
              Практическая работа №4. Изготовление моделей молекул органических веществ. 
              
  | 
               
              2
  | 
               
              Таблица с ответами на вопросы и с фото составленных моделей
  | 
             
            
              
                
                   
                  
  
                 
               | 
               
              Углеводороды и их природные источники
  | 
               
              Лабораторная работа №4. Получение и свойства этилена и ацетилена 
               
              (Получение этилена реакцией дегидратации этанола, ацетилена – гидролизом карбида кальция. Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к растворам перманганата калия и бромной воде).
  | 
               
              2
  | 
               
              Письменный отчет
  | 
             
            
              
                
                   
                  
  
                 
               | 
               
              Кислородсодержащие органические соединения
  | 
               
              Лабораторная работа №5. Получение и свойства альдегидов (Окисление спирта в альдегид. Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди(II). Реакция серебряного зеркала альдегидов и глюкозы). 
              
  | 
               
              2
  | 
               
              Письменный отчет
  | 
             
            
               
              Лабораторная работа №6. Свойства карбоновых кислот и углеводов (Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди(II). Качественная реакция на крахмал). 
              
  | 
               
              2
  | 
               
              Письменный отчет
  | 
             
            
              
                
                   
                  
  
                 
               | 
               
              Азотсодержащие органические соединения. Полимеры
  | 
               
              Лабораторная работа №7. Свойства белков (Растворение и осаждение белков в воде. Обнаружение белков в молоке. Цветные реакции белков. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжелых металлов и при нагревании). 
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Письменный отчет
  | 
             
            
               
              Практическая работа №5. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. 
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Письменный отчет с указанием веществ в 3-х пробирках
  | 
             
            
               
              Практическая работа №6. Распознавание пластмасс и волокон. 
              
  | 
               
               
              
  | 
               
              Письменный отчет с указанием видов пластмасс и волокон
  | 
             
            
           
          МАТРИЦА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ 
          Данные методические рекомендации демонстрируют формирование конечных результатов обучения в виде общих компетенций (ОК), умений (У) и знаний (З): 
           
          
            
            
            
               
              ОК 1
  | 
               
              Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  | 
             
            
               
              ОК 2
  | 
               
              Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
  | 
             
            
               
              ОК 3
  | 
               
              Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
  | 
             
            
               
              ОК 4
  | 
               
              Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  | 
             
            
               
              ОК 5
  | 
               
              Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  | 
             
            
               
              ОК 6
  | 
               
              Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
  | 
             
            
               
              ОК 7
  | 
               
              Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
  | 
             
            
               
              ОК 8
  | 
               
              Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
  | 
             
            
               
              ОК 9
  | 
               
              Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
  | 
             
            
               
              ОК 10
  | 
               
              Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
  | 
             
            
               
              З1
  | 
               
              важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
  | 
             
            
               
              З2
  | 
               
              основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, периодический закон Д.И. Менделеева;
  | 
             
            
               
              З3
  | 
               
              основные теории химии; химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений;
  | 
             
            
               
              З4
  | 
               
              важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы.
  | 
             
            
               
              У1
  | 
               
              называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
  | 
             
            
               
              У2
  | 
               
              определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;
  | 
             
            
               
              У3
  | 
               
              характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;
  | 
             
            
               
              У4
  | 
               
              объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;
  | 
             
            
               
              У5
  | 
               
              выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;
  | 
             
            
               
              У6
  | 
               
              проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
  | 
             
            
               
              У7
  | 
               
              связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;
  | 
             
            
               
              У8
  | 
               
              решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;
  | 
             
            
           
          
            
              
              
              
              
              
              
              
              
              
              
              
              
              
              
              
                 
                ОК, знания, 
                 
                умения
  | 
                 
                ПР 
                 
                №1
  | 
                 
                ПР 
                 
                №2
  | 
                 
                ПР 
                 
                №3
  | 
                 
                ПР 
                 
                №4
  | 
                 
                ПР 
                 
                №5
  | 
                 
                ПР 
                 
                №6
  | 
                 
                ЛР 
                 
                №1
  | 
                 
                ЛР 
                 
                №2
  | 
                 
                ЛР 
                 
                №3
  | 
                 
                ЛР 
                 
                №4
  | 
                 
                ЛР 
                 
                №5
  | 
                 
                ЛР 
                 
                №6
  | 
                 
                ЛР 
                 
                №7
  | 
               
              
                 
                ОК 1
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                +
  | 
                 
                +
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                +
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
               
              
                 
                ОК 2
  | 
                 
                +
  | 
                 
                +
  | 
                 
                +
  | 
                 
                +
  | 
                 
                +
  | 
                 
                +
  | 
                 
                +
  | 
                 
                +
  | 
                 
                +
  | 
                 
                +
  | 
                 
                +
  | 
                 
                +
  | 
                 
                +
  | 
               
              
                 
                ОК 3
  | 
                 
                +
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
               
              
                 
                ОК 4
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                +
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
               
              
                 
                ОК 5
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                +
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
               
              
                 
                ОК 6
  | 
                 
                +
  | 
                 
                +
  | 
                 
                +
  | 
                 
                +
  | 
                 
                +
  | 
                 
                +
  | 
                 
                +
  | 
                 
                +
  | 
                 
                +
  | 
                 
                +
  | 
                 
                +
  | 
                 
                +
  | 
                 
                +
  | 
               
              
                 
                ОК 7
  | 
                 
                +
  | 
                 
                +
  | 
                 
                +
  | 
                 
                +
  | 
                 
                +
  | 
                 
                +
  | 
                 
                +
  | 
                 
                +
  | 
                 
                +
  | 
                 
                +
  | 
                 
                +
  | 
                 
                +
  | 
                 
                +
  | 
               
              
                 
                ОК 8
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                +
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
               
              
                 
                ОК 9
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                +
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
               
              
                 
                ОК 10
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
               
              
                 
                З1
  | 
                 
                +
  | 
                 
                +
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                +
  | 
                 
                +
  | 
                 
                +
  | 
               
              
                 
                З2
  | 
                 
                +
  | 
                 
                +
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
               
              
                 
                З3
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                +
  | 
                 
                +
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
               
              
                 
                З4
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                +
  | 
                 
                +
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                +
  | 
                 
                +
  | 
                 
                +
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                +
  | 
               
              
                 
                У1
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                +
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                +
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
               
              
                 
                У2
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                +
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                +
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                +
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                +
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                +
  | 
               
              
                 
                У3
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                +
  | 
                 
                +
  | 
                 
                +
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                +
  | 
                 
                +
  | 
               
              
                 
                У4
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                +
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                +
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                +
  | 
               
              
                 
                У5
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                +
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                +
  | 
                 
                +
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
               
              
                 
                У6
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                +
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
               
              
                 
                У7
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                +
  | 
                 
                +
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                +
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
               
              
                 
                У8
  | 
                 
                +
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
                 
                 
                
  | 
               
             
           
           
         |