  
           
          Типовая инструкция для инженерно-технических 
          работников, ответственных за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии 
           
          РД 10-275-99 
           
           
          www.fedinst.ru 
           
          8-800-700-01-87 
           
          Звонок бесплатный по всей Р.Ф. 
          Типовая инструкция для инженерно-технических 
          работников, ответственных за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии 
           
          РД 10-275-99 
           
          Содержание 
          
            
              
              
                 
                1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 
                 
                2. ОБЯЗАННОСТИ 
                 
                3. ПРАВА 
                 
                4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  | 
               
             
           
          Утверждена постановлением Госгортехнадзора России от 19.03.99 № 22 
           
          На основании настоящей Типовой инструкции каждая организация, эксплуатирующая краны-трубоукладчики, обязана разработать и утвердить должностную инструкцию для инженерно-технического работника,ответственного за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии. 
           
          Должностная инструкция должна содержать: основные указания настоящей Типовой инструкции; дополнительные требования, вытекающие из местных условий эксплуатации кранов-трубоукладчиков, и указания по содержанию кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии, изложенные в руководствах по эксплуатации кранов-трубоукладчиков. 
           1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 
          1.1. В соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации кранов-трубоукладчиков, утвержденными Госгортехнадзором России 20.11.97*, ответственность за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии владелец совместно с организацией, эксплуатирующей краны-трубоукладчики, должны возложить на инженерно-технического работника соответствующей квалификации, в подчинении у которого будет находиться персонал (кроме стропальщиков), обслуживающий краны-трубоукладчики. 
           
          * Далее по тексту - Правила. 
           
          1.2. Ответственность за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии должна быть возложена на одного инженерно-технического работника. 
           
          1.3. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии, назначается после прохождения им проверки знаний Правил, должностной инструкции и другихнормативных документов, касающихся его должностных обязанностей, аттестационной комиссией с участием инспектора госгортехнадзора и выдачи ему соответствующего удостоверения и должностной инструкции. Периодическая проверка знаний инженерно-технического работника, ответственного за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии, проводится не реже одного раза в 3 года аттестационной комиссиейбез участия инспектора госгортехнадзора. 
           
          1.4. Номер и дата приказа о назначении инженерно-технического работника, ответственного за содержаниекранов-трубоукладчиков в исправном состоянии, а также его должность, фамилия, имя, отчество и подпись должны заноситься в паспорт крана-трубоукладчика до его регистрации в органах госгортехнадзора, а также каждый раз после назначения другого ответственного лица. 
           
          1.5. На время отпуска, командировки, болезни и в других случаях отсутствия инженерно-технического работника, ответственного за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии, исполнение егообязанностей должно быть возложено на другого работника в порядке, установленном п. 1.4 настоящей Типовой инструкции и Правилами. 
           
          1.6. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии, должен знать: 
           
          1) Правила; 
           
          2) должностную инструкцию для инженерно-технического работника, ответственного за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии; 
           
          3) конструкцию кранов-трубоукладчиков, их назначение, точки смазки узлов и механизмов, методы ремонта в объеме, необходимом для проведения технического обслуживания и ремонта; 
           
          4) требования, изложенные в руководствах по эксплуатации кранов-трубоукладчиков, в частности периодичность технического обслуживания и ремонта узлов и механизмов, возможные повреждения металлоконструкций, узлов гидросистемы и способы проверки приборов безопасности, регулировки тормозов, перечень быстроизнашивающихся и заменяемых деталей и допуски на их износ, критерии предельного состояния кранов-трубоукладчиков для отправки в капитальный ремонт; 
           
          5) производственные инструкции для обслуживающего персонала - крановщиков (машинистов), слесарей,наладчиков приборов безопасности; 
           
          6) Инструкцию по надзору за изготовлением, ремонтом и монтажом подъемных сооружений (РД 10-08-92); 
           
          7) методические рекомендации и иные предписания органов Госгортехнадзора по предупреждению аварий и несчастных случаев при эксплуатации кранов-трубоукладчиков; 
           
          8) устройство кранов-трубоукладчиков, приборов безопасности и съемных грузозахватных приспособлений; 
           
          9) порядок регистрации и снятия с учета кранов-трубоукладчиков, установки и пуска их в эксплуатацию; 
           
          10) порядок передачи во временное пользование другим организациям кранов-трубоукладчиков для работы в других регионах; 
           
          11) систему планово-предупредительного ремонта кранов-трубоукладчиков, порядок вывода их в ремонт иввода в эксплуатацию после ремонта; 
           
          12) организацию и порядок проведения монтажа, ремонта, реконструкции и технического освидетельствования кранов-трубоукладчиков; 
           
          13) порядок оформления и выдачи нарядов-допусков в случаях, предусмотренных Правилами; 
           
          14) организацию надзора и обслуживания кранов-трубоукладчиков на предприятии; 
           
          15) нормы браковки стальных канатов. 
           2. ОБЯЗАННОСТИ 
          2.1. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии, обязан обеспечить: 
           
          1) содержание кранов-трубоукладчиков, съемных грузозахватных приспособлений и тары в исправном состоянии путем проведения периодических осмотров, технических обслуживании и ремонтов в установленныеграфиком сроки, систематического контроля за правильным ведением журнала периодических осмотров исвоевременного устранения выявленных неисправностей, а также регулярного личного осмотра кранов-трубоукладчиков, съемных грузозахватных приспособлений и тары; 
           
          2) обслуживание и ремонт кранов-трубоукладчиков обученным и аттестованным персоналом, обладающимдостаточными навыками для выполнения возложенных на него обязанностей, а также проведение периодической проверки знаний и инструктажей обслуживающего персонала; 
           
          3) контроль за выполнением крановщиками (машинистами) и ремонтным персоналом требований производственных инструкций по обслуживанию кранов-трубоукладчиков; 
           
          4) своевременную подготовку кранов-трубоукладчиков к техническому освидетельствованию, а также подготовку к обследованию кранов-трубоукладчиков, отработавших нормативный срок службы; 
           
          5) вывод в ремонт кранов-трубоукладчиков в соответствии с графиком; 
           
          6) хранение паспортов и технической документации на краны-трубоукладчики, съемные грузозахватные приспособления и тару, а также ведение журнала периодической проверки знаний обслуживающего персонала; 
           
          7) выполнение предписаний органов госгортехнадзора и службы по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин. 
           
          2.2. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание кранов-трубоукладчиков в исправномсостоянии, допускает к эксплуатации вновь установленный кран-трубоукладчик или кран-трубоукладчик, полученный после ремонта, только после проведения технического освидетельствования и при наличии разрешения на эксплуатацию, записанного в паспорт крана-трубоукладчика, а также обученного обслуживающего и ремонтного персонала. 
           
          2.3. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии, обнаружив в процессе монтажа или эксплуатации недостатки в их конструкции или изготовлении, а также несоответствие кранов-трубоукладчиков требованиям Правил, обязан приостановить их эксплуатацию, сообщив о выявленных недостатках владельцу крана-трубоукладчика или организации, его эксплуатирующей. 
           
          2.4. При монтаже, ремонте и реконструкции кранов-трубоукладчиков инженерно-технический работник, ответственный за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии, обязан строго соблюдатьтребования Правил и при этом не допускать выполнение указанных работ сторонними организациями, неимеющими разрешения (лицензии) органов госгортехнадзора на выполнение этих работ, а также без разработки проектов и технических условий. 
           
          2.5. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии, должен присутствовать при технических освидетельствованиях кранов-трубоукладчиков, обследовании кранов-трубоукладчиков, отработавших нормативный срок службы, а также при проверках кранов-трубоукладчиков инспектором госгортехнадзора и инженерно-техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией кранов-трубоукладчиков. 
           
          2.6. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии, должен подготовить машину к техническому освидетельствованию, при этом проверяются в работе ее механизмы, приборы безопасности, тормоза, аппараты управления, узлы гидросистемы, освещение,сигнализация. Если инженерно-техническому работнику, ответственному за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии, поручалось проведение смотра отдельных узлов и механизмов кранов-трубоукладчиков до его полного технического освидетельствования, то при полном техническом освидетельствовании он должен проверить: 
           
          1) состояние металлоконструкций, сварных, болтовых, клепаных соединений (отсутствие трещин, деформаций, утонения стенок деталей вследствие коррозии и других дефектов), а также кабины, лестниц, площадок и ограждений; 
           
          2) состояние крюка, блоков, барабанов, элементов тормозов; 
           
          3) состояние канатов и их крепление; 
           
          4) соответствие массы противовеса и балласта значениям, указанным в паспорте. Результаты осмотров и проверок должны оформляться актом, подписанным инженерно-техническим работником, ответственным засодержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии. 
           
          2.7. При замене изношенных грузовых, стреловых, вантовых, несущих и тяговых канатов инженерно-технический работник, ответственный за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии, обязан: 
           
          1) произвести выбор каната в соответствии с паспортными данными; 
           
          2) произвести расчет каната; 
           
          3) проверить правильность запасовки и надежность крепления концов каната; 
           
          4) произвести обтяжку каната рабочим грузом; 
           
          5) занести сведения о выполненных работах в паспорт крана-трубоукладчика. 
           
          2.8. При осмотре приборов безопасности инженерно-технический работник, ответственный за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии, обязан проверить: 
           
          1) установку концевого выключателя механизма подъема. При этом зазор между грузозахватным органом после его остановке и упором должен составлять для кранов-трубоукладчиков не менее 200 мм; 
           
          2) правильность установки шкалы указателя грузоподъемности и вылета. 
           
          2.9. Если на инженерно-технического работника, ответственного за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии, возложены обязанности по содержанию в исправном состоянии грузозахватных приспособлений и тары, то он обязан производить их периодические осмотры в сроки, установленные Правилами, а также их ремонт в соответствии с нормативными документами. 
           
          2.10. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание кранов-трубоукладчиков в исправномсостоянии, обязан обеспечить их обслуживание постоянно закрепленным персоналом и не допускать переводкрановщиков (машинистов) для работы с одного крана-трубоукладчика на другой без его ведома. 
           
          При необходимости перевода крановщика (машиниста) с одного крана-трубоукладчика на другой того жетипа, изготовленный на том же предприятии, он обязан ознакомить крановщика (машиниста) с руководством по эксплуатации этого крана-трубоукладчика и обеспечить его стажировку, а также проверить его практические навыки. 
           
          Перевод крановщиков (машинистов) с кранов-трубоукладчиков одного типа (например, с механическим приводом лебедки) на другой (например, с гидромеханическим или гидравлическим приводом) или изготовленный на другом предприятии, может быть допущен только после обучения и аттестации их в порядке, установленном Правилами. 
           
          2.11. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии, должен установить такой порядок, чтобы работники, на которых возложены обязанности по обслуживанию кранов-трубоукладчиков: крановщики (машинисты), слесари, наладчики приборов безопасности, вели наблюдение за порученным им оборудованием путем осмотра и проверки его работоспособности и поддерживали его в исправном состоянии. Крановщики (машинисты) должны производить осмотр кранов-трубоукладчиков перед началом работы, для чего им должно быть выделено соответствующее время. Результаты осмотра и проверки кранов-трубоукладчиков должны записываться в вахтенный журнал. 
           
          Проверка ведения вахтенного журнала инженерно-техническими работниками, ответственными за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии, должна производиться не реже одного раза в месяц. 
           
          2.12. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии, должен систематически проводить инструктажи крановщиков (машинистов) и слесарей по безопасному обслуживанию и ремонту кранов-трубоукладчиков, анализируя допущенные ими нарушения, случаи травматизма и аварий. 
           
          2.13. При инструктаже крановщиков (машинистов) до начала работ особое внимание должно быть обращено на: 
           
          1) наличие и исправность ограждений легкодоступных движущихся частей кранов-трубоукладчиков, которые могут быть причиной несчастного случая (барабаны, валы, зубчатые передачи и т.п.); 
           
          2) исправность действия приборов и устройств безопасности; 
           
          3) состояние тормозов, блоков, барабанов, канатов, крановых металлоконструкций, уровни и состояние смазочно-охлаждающих жидкостей; 
           
          4) соблюдение установленного порядка приема и сдачи смены; 
           
          5) строгое выполнение требований нарядов-допусков в случаях, предусмотренных Правилами; 
           
          6) состояние ходовой части; 
           
          7) условия загрузки и разгрузки платформ и полувагонов; 
           
          8) недопустимость перегруза кранов-трубоукладчиков; 
           
          9) необходимость запирания дверей кабины по окончании работы или уходе с крана-трубоукладчика; 
           
          10) недопустимость установки кранов-трубоукладчиков для работы под линией электропередачи, а такжеближе 30 м от нее без наряда-допуска; 
           
          11) порядок установки кранов-трубоукладчиков на уклонах, на краю траншей и котлованов, вблизи строений, штабелей грузов и т.п.; 
           
          12) недопустимость нахождения людей под перемещаемым грузом и вблизи работающего крана-трубоукладчика; 
           
          13) необходимость строгого соблюдения стропальщиками способов строповки грузов и применения соответствующих характеру и массе грузов съемных грузозахватных приспособлений; 
           
          14) соблюдение указаний, содержащихся в руководстве по эксплуатации, о возможности совмещения операций при работе крана-трубоукладчика и условиях опускания стрелы с грузом. 
           
          2.14. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание кранов-трубоукладчиков в исправномсостоянии, должен: 
           
          1) обеспечить крановщиков вахтенными журналами; 
           
          2) обеспечить наличие на кране-трубоукладчике табличек с указанием регистрационного номера, грузоподъемности и даты следующего испытания, а также предупредительных надписей и плакатов; 
           
          3) направлять краны-трубоукладчики на участок производства работ только по заявке, в которой должны быть указаны фамилии лица, ответственного за безопасное производство работ кранами-трубоукладчиками, и стропальщиков, номера их удостоверений, вид работы, сведения о наличии линии электропередачи илидействующего трубопровода. Указанные данные должны быть внесены в путевой лист; 
           
          4) вести учет наработки кранов-трубоукладчиков в моточасах. 
           
          2.15. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание кранов-трубоукладчиков в исправномсостоянии, не должен допускать их работу при: 
           
          1) наличии в крановых металлоконструкциях опасных дефектов (трещин, деформаций, утонения стенок и др.); 
           
          2) ослаблении креплений в соединениях металлоконструкций или деталей механизмов; 
           
          3) неисправности приборов и устройств безопасности; 
           
          4) неисправности механизмов и тормозов и недопустимом износе их деталей, видимых поврежденияхгидросистем и признаках неисправности работы гидромеханических передач и гидроузлов; 
           
          5) обнаружении недопустимых дефектов стальных канатов и их креплений и неисправности крюка и его подвески; 
           
          6) истечении срока технического освидетельствования или нормативного срока службы кранов-трубоукладчиков; 
           
          7) запрещении работы кранов-трубоукладчиков инспектором госгортехнадзора или инженерно-техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией кранов-трубоукладчиков. Когда кран-трубоукладчик остановлен принудительно с опломбированием, пломба может быть снята только с разрешения этих работников, а ответственность за сохранность ее с момента постановки до снятия возлагается на инженерно-технического работника, ответственного за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии. 
           3. ПРАВА 
          3.1. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии, имеет право: 
           
          1) посещать в любое время участки, где работают краны-трубоукладчики, и проверять их техническое состояние и соблюдение персоналом производственных инструкций; 
           
          2) выводить краны-трубоукладчики из работы для проведения их технических обслуживании, ремонтов,освидетельствований, специальных обследований и диагностирования; 
           
          3) отстранять от обслуживания кранов-трубоукладчиков персонал, нарушающий производственные инструкции; 
           
          4) ставить вопрос перед руководством организации, эксплуатирующей кран-трубоукладчик, или владельцем о принятии мер дисциплинарного воздействия за нарушение работниками требований Правил и производственных инструкций. 
           4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 
          Инженерно-технический работник, ответственный за содержание кранов-трубоукладчиков в исправномсостоянии, несет ответственность в соответствии с действующим законодательством за нарушение правилбезопасности и должностных инструкций. 
          
         |