              
           
           ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" 
          РАСПОРЯЖЕНИЕ 
           
          от 5 ноября 2009 г. N 2255р 
          О ВВЕДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ 
           
          ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ВАГОНАХ 
           
          ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДОВ 
          В целях обеспечения пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов ОАО "РЖД": 
           
          1. Ввести в действие с 30 ноября 2009 г. "Инструкцию по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов" (далее - Инструкция). 
           
          2. Начальнику Департамента пассажирских сообщений ОАО "РЖД" Верховых Г.В., первому заместителю генерального директора Федеральной пассажирской дирекции - филиала ОАО "РЖД" Никитину О.А., начальникам железных дорог - филиалов ОАО "РЖД", начальникам региональных дирекций по обслуживанию пассажиров обеспечить: 
           
          - изучение установленным порядком Инструкции работниками, связанными с ремонтом, модернизацией, техническим обслуживанием и эксплуатацией вагонов на вагоноремонтных и эксплуатационных предприятиях; 
           
          - соблюдение требований Инструкции. 
           
          3. Главному инженеру Федеральной пассажирской дирекции Казакову А.В. обеспечить тиражирование и рассылку Инструкции в причастные подразделения. 
           
          4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на главного инженера Федеральной пассажирской дирекции Казакова А.В. 
          Вице-президент ОАО "РЖД" - 
           
          генеральный директор Федеральной 
           
          пассажирской дирекции 
           
          М.П.АКУЛОВ 
           Утверждена 
           
          распоряжением 
           
          от 5 ноября 2009 г. N 2255р 
          ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" 
          Департамент пассажирских сообщений ОАО "РЖД" 
          Открытое акционерное общество "Научно-исследовательский 
           
          институт железнодорожного транспорта" ОАО "ВНИИЖТ" 
           ИНСТРУКЦИЯ 
           
          ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ВАГОНАХ 
           
          ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДОВ 
           1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 
           1.1. Настоящая инструкция разработана в соответствии с "Инструкцией по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов", утвержденной МПС России от 04.04.1997 N ЦЛ-ЦУО/448 и другими нормативно-правовыми актами в области пожарной безопасности и распространяется на пассажирские вагоны локомотивной тяги, предназначена для обеспечения пожарной безопасности в вагонах пассажирских, вагонах-ресторанах, багажных, вагонах-электростанциях, вагонах-клубах, служебно-технических и других вагонов, эксплуатируемых ОАО "РЖД". 
           
          1.2. Пожарная безопасность пассажирских вагонов обеспечивается системами предотвращения пожара, противопожарной защиты и готовностью к действию средств пожаротушения. 
           
          Система пожарной безопасности должна: 
           
          - исключать возникновение пожара; 
           
          - обеспечивать безопасность пассажиров, обслуживающего персонала и материальных ценностей в случае пожара. 
           
          1.3. Инструкция обязательна для всех работников ОАО "РЖД", связанных с ремонтом, модернизацией, техническим обслуживанием и эксплуатацией вагонов на вагоноремонтных предприятиях, технических станциях, в пунктах формирования и оборота, на станциях по пути следования пассажирского поезда, при обслуживании вагонов, находящихся в отстое, а также для бригад пассажирских поездов, обслуживающих оборудование вагонов в пути следования. 
           
          1.4. Вновь разрабатываемые документы по ремонту и эксплуатации пассажирских вагонов, перечисленных в п. 1.1, в части обеспечения пожарной безопасности, должны соответствовать требованиям настоящей Инструкции и согласовываться с ФГП ВО ЖДТ России (Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации", далее по тексту - ведомственная пожарная охрана). 
           
          1.5. Ответственность за выполнение требований настоящей Инструкции по обеспечению пожарной безопасности, а также за наличие и готовность к действию средств пожаротушения возлагается на руководителей ремонтных и эксплуатационных предприятий, предприятий-арендаторов и лиц, выполняющих ремонт и техническое обслуживание вагонов. 
           
           1.6. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности, а также за организацию тушения пожаров и эвакуацию пассажиров в пути следования пассажирских поездов возлагается на: 
           
          1) начальников пассажирских поездов; 
           
          2) поездных электромехаников; 
           
          3) проводников пассажирских вагонов; 
           
          4) приемосдатчиков груза и багажа багажных вагонов; 
           
          5) директоров вагонов-ресторанов и вагонов-буфетов; 
           
          6) старших механиков-дизелистов вагонов-электростанций, а также лиц, допущенных к обслуживанию вагонов-клубов и служебно-технических вагонов. 
           
          1.7. Работники, виновные в нарушении правил пожарной безопасности, в зависимости от характера нарушений и их последствий несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 
           
          1.8. Каждый работник при проведении технического обслуживания и эксплуатации пассажирских вагонов обязан: 
           
          1) знать и выполнять Правила пожарной безопасности, не допускать действий, которые могут привести к пожару; 
           
          2) выполнять требования технологических процессов и инструкций по обеспечению пожарной безопасности при подготовке вагонов в рейс; 
           
          3) знать место расположения средств пожаротушения и правила пользования ими. 
           
           1.9. Правом проверки противопожарного состояния поездов и вагонов в пунктах формирования, оборота и в пути следования обладают представители: 
           
          1) Ведомственной пожарной охраны на железнодорожном транспорте; 
           
          2) Департамента пассажирских сообщений ОАО "РЖД"; 
           
          3) Федеральной пассажирской дирекции ОАО "РЖД"; 
           
          4) Региональных дирекций по обслуживанию пассажиров железных дорог. 
           
          Проверки пассажирских поездов в пути следования осуществляются по согласованным графикам, утвержденным в установленном порядке. 
           
          Результаты проверки записываются в рейсовый журнал (рейсовый лист). 
           
          1.10. Руководители вагонных депо (участков), дирекций по обслуживанию пассажиров разрабатывают и согласовывают с ведомственной пожарной охраной на железнодорожном транспорте программу обучения и организации проведения занятий по мерам пожарной безопасности с работниками, связанными с эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом пассажирских вагонов согласно требованиям НПБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", Приказ МЧС России от 12.12.2007 N 645. 
           
          Программы должны предусматривать изучение: 
           
          1) требований пожарной безопасности в вагонах, находящихся в пунктах формирования, оборота и в пути следования поездов; 
           
          2) мер пожарной безопасности в вагонах при техническом обслуживании и ремонте; 
           
          3) возможных причин возникновения пожара в вагонах и меры их предупреждения; 
           
          4) устройство средств пожаротушения, установок пожарной сигнализации и пожаротушения, находящихся в вагонах, принципа их действия и мер безопасности при их применении; 
           
          5) эвакуации пассажиров при возникновении пожара и в аварийных ситуациях; 
           
          6) порядка вызова подразделений противопожарной службы; 
           
          7) обязанностей начальника поезда, поездного электромеханика, проводников и других работников, перечисленных в п. 1.6, при возникновении пожара. 
           
          1.11. Программы обучения разрабатываются на основе конкретных материалов, относящихся к эксплуатируемым или ремонтируемым вагонам в данном депо (на заводе) или на участке. При обучении необходимо использовать технические средства обучения (компьютеры, телевидение и др.), натурные образцы, вагоны-тренажеры. 
           
          1.12. Работники, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом вагонов, а также поездные бригады и работники вагонов-ресторанов должны проходить пожарно-техническую подготовку по программам, разрабатываемым начальниками соответствующих депо (участков), ремонтирующих и эксплуатирующих вагоны. Программы пожарно-технической подготовки должны соответствовать "Правилам пожарной безопасности на железнодорожном транспорте" N ЦУО-112 с изменениями и дополнениями, утвержденными указанием МПС России от 26.05.1998 N 616у. Лица, не прошедшие подготовку или не сдавшие зачеты по программам обучения, к работе не допускаются до устранения обстоятельств, являющихся основанием для недопущения к работе. 
           
          Тематический план типовой учебной программы для руководителей, лиц, ответственных за пожарную безопасность при эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте пассажирских вагонов, представлен в таблице 1. 
           Таблица 1 
           
          
            
            
            
            
               
              N темы
  | 
               
              Наименование тем
  | 
               
              Часы
  | 
             
            
               
              1
  | 
               
              Введение.
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              2
  | 
               
              Общие понятия о горении, пожаре. Классификация 
               
              пожаров по природе горючего вещества. Основные 
               
              показатели пожароопасных свойств веществ и 
               
              материалов.
  | 
               
              4
  | 
             
            
               
              3
  | 
               
              Возможные причины возникновения пожара в вагонах и 
               
              меры их предупреждения.
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              4
  | 
               
              Установки пожарной сигнализации и пожаротушения.
  | 
               
              4
  | 
             
            
               
              5
  | 
               
              Действия при пожаре.
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              6
  | 
               
              Требования пожарной безопасности к путям эвакуации.
  | 
               
              1
  | 
             
            
               
              7
  | 
               
              Меры пожарной безопасности при техническом 
               
              обслуживании, модернизации и ремонте вагонов.
  | 
               
              2
  | 
             
            
               
              8
  | 
               
              Практическое занятие.
  | 
               
              4
  | 
             
            
               
              9
  | 
               
              Зачет.
  | 
               
              2
  | 
             
            
               
              Итого
  | 
               
              20
  | 
             
            
           
          Начальники депо (участков), Дирекций по обслуживанию пассажиров своими приказами устанавливают: 
           
          1) порядок и сроки проведения занятий по разработанной программе пожарно-технического минимума; 
           
          2) место проведения; 
           
          3) список должностных лиц, на которых возлагается проведение занятий; 
           
          4) перечень работников, работников, принятых временно, в том числе аутсорсинговых компаний, учащихся, студентов, прибывших на практику, а также прикомандированных лиц, связанных с техническим обслуживанием, эксплуатацией и ремонтом вагонов, которые должны проходить обучение; 
           
          5) порядок направления вновь принимаемых на работу для прохождения первичного противопожарного инструктажа. 
           
          1.13. Лица, назначаемые на должности начальников поездов, поездных электромехаников, проводников, директоров и работников вагонов-ресторанов, директоров вагонов-буфетов, старших механиков-дизелистов вагонов-электростанций, сдают экзамены в объеме настоящей Инструкции. Экзамены принимает комиссия, созданная при начальнике вагонного депо (участка) или начальнике резерва проводников с участием представителей ведомственной пожарной охраны. Экзамены сдают также лица, обслуживающие служебно-технические вагоны и вагоны-клубы. 
           
          Результаты экзаменов отражают в акте формы ТНУ-16. Лица, не сдавшие экзамены, к работе не допускаются до устранения обстоятельств, являющихся основанием для недопущения к работе. 
           
          1.14. Контроль за своевременностью и качеством проведения занятий по пожарной безопасности возлагается на лиц, обладающих правом проверки противопожарного состояния пассажирских поездов и вагонов, указанных в п. 1.9, а учет обучаемых - на лиц, назначаемых начальником вагонного депо (участка), резерва проводников, дирекций по обслуживанию пассажиров. 
           
          1.15. Периодичность проведения занятий с последующим принятием зачетов от работников, связанных с ремонтом, эксплуатацией вагонов по вопросам противопожарной защиты и действиям при возникновении пожара - не реже двух раз в год. 
           
          1.16. Вагоны, поступившие с вагоностроительных и вагоноремонтных заводов и предназначенные для обращения в поездах, должны быть укомплектованы средствами пожаротушения в соответствии с настоящей Инструкцией. 
           2. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРОВ В ВАГОНАХ 
           
          ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДОВ 
          2.1. Нарушение правил монтажа и неисправности электрооборудования: 
           
          - нарушения правил прокладки проводов, особенно при выходе их из труб или металлорукавов, а также соединение проводов пайкой или скруткой в непредусмотренных местах; 
           
          - установки аппаратов токовой защиты без проверки на соответствие номинальным данным плавких вставок предохранителей и без испытания автоматических выключателей и магнитных пускателей; 
           
          - отказов в электрической цепи или потребителе электроэнергии с перегрузкой проводов при завышенных номиналах или при нетиповых плавких вставках предохранителей, а также неисправном состоянии автоматических выключателей или магнитных пускателей; 
           
          - наличия в защищаемой цепи предохранителей с прогоревшими фибровыми корпусами или без наполнителя; 
           
          - неисправности дугогасящих устройств коммутационных аппаратов, приводящих к выбросу пламени; 
           
          - нарушения и пониженного сопротивления изоляции электрических цепей потребителей и систем электроснабжения, в том числе и источников питания; 
           
          - перенапряжения, возникающего при отказах регуляторов напряжения и неисправной защите; 
           
          - подключения к системе электроснабжения бытовых электроприборов, мощность которых выше установленной электросхемой вагона; 
           
          - слабой затяжки контактных соединений, приводящей к чрезмерному их нагреву. 
           
          К возникновению пожаров могут привести также и неисправности в подвагонном электрооборудовании: 
           
          - короткозамкнутые аккумуляторы в аккумуляторной батарее; 
           
          - пониженный уровень электролита в аккумуляторах; 
           
          - пониженная емкость аккумуляторной батареи; 
           
          - пониженное сопротивление изоляции аккумуляторной батареи; 
           
          - повышенный зарядный ток аккумуляторной батареи по причине неисправности блока управления зарядом или ограничителя тока батареи или генератора; 
           
          - неудовлетворительное состояние контактных соединений, выводов батареи; 
           
          - неисправная работа генератора (короткозамкнутые витки обмоток, износ электрических щеток и коллектора); 
           
          - прослабление контакта в пинцетах ножевых предохранителей аккумуляторной батареи и несоответствие номинала их плавких вставок; 
           
          - несоответствие плавких вставок и предохранителей, установленных в подвагонном высоковольтном ящике; 
           
          - плохое состояние высоковольтных и низковольтных проводов и их изоляции; 
           
          - плохое (неплотное) соединение проводов с аппаратами, приборами; 
           
          - плохое состояние контакторов, реле и других контактных аппаратов; 
           
          - отсутствие дугогасительных камер или неправильная их установка. 
         |