  
            
            
            
                  
           
           
          Краткая презентация Программы 
           
            
           
          Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ детский сад «Золотой ключик» п. Ванино разработана рабочей группой педагогов учреждения самостоятельно и определяет содержание и организацию образовательной деятельности в учреждении. 
           
          Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста. 
           
          Цель Программы – 
           
          создать благоприятные условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, 
           
          формирование общей культуры воспитанников, развитие у них физических, интеллектуальных и личностных качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, 
           
          подготовка ребенка к жизни в современном обществе. 
           
          Задачи реализации Программы: 
           
          ● охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 
           
          ● обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); 
           
          ● обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования; 
           
          ● создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; 
           
          ● объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 
           
          ● формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности; 
           
          ● обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников; 
           
          ● формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим  и физиологическим особенностям детей; 
           
          ● обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; 
           
          ● определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого). 
           
          Программа может корректироваться в связи с изменениями: 
          
             
            нормативно-правовой базы дошкольного образования
  
             
            образовательного запроса родителей
  
             
            видовой структуры групп
  
            
            
           
          Программа  МБДОУ детский сад»Золотой ключик» п. Ванино ориентирована на детей от 1 года 6 месяцев до 7 лет. 
           
           Программа состоит из обязательной части, которая составляет 60% от ее общего объема и части, формируемой участниками образовательных отношений и оставляет 40%. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО. 
          Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений 
           
          Целевой раздел включает в себя пояснительную записку в которой отражены: цели и задачи реализации Программы; принципы и подходы к формированию Программы; планируемые результаты освоения Программы 
          Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей. 
           
          Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включает режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. 
          Обязательная часть Программы обеспечивает развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях: 
          
             
            социально-коммуникативное развитие
  
             
            познавательное развитие
  
             
            речевое развитие
  
             
            художественно-эстетическое развитие
  
             
            физическое развитие.
  
            
            
           
          Социально-коммуникативное развитие 
           
          направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в учреждении; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. 
           
          Познавательное развитие 
           
          предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. 
           
          Речевое развитие 
           
          включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. 
           
          Художественно-эстетическое развитие 
           
          предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной 
           
          творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). 
           
          Физическое развитие 
           
          включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). 
           
                          Реализация образовательных областей  ООП МБДОУ детский сад «Золотой ключик» п. Ванино осуществляется через следующее программно-методическое обеспечение: 
          
            
            
            
            
            
               
              Направления развития
  | 
               
              Программы
  | 
               
              Парциальные программы
  | 
               
              Методические пособия
  | 
             
            
               
              Физическое развитие (Физическая культура, здоровье)
  | 
               
              Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей в условиях детского сада (Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др.; Сост. Е. В. Соловьева). 
               
              Программа «Старт» Л.В. Яковлева, Р.А. Юдина. - М.: Владос, 2003.
  | 
               
              Программа «Росинка» Зимонина В.Н. 
              
  | 
               
              • Двигательная активность ребенка в детском саду / М.А. Рунова. - М.: Мозаика-синтез, 2000. 
               
              • Ознакомление с природой через движение / М.А. Рунова, А.В. Бутилова. - М.: Мозаика-синтез, 2006 
               
              • Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений / 
               
              • Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, М.А. Рунова. - М.: Мозаика-синтез, 1999. 
               
              • Физическая культура - дошкольникам / Л.Д. Глазырина. - М.: Владос, 2004. 
               
              • Физическая культура в младшей группе детского сада / Л.Д. Глазырина. - М.: Владос, 2005. 
               
              • Физическая культура в средней группе детского сада / Л.Д. Глазырина. - М.: Владос, 2005. 
               
              • Физическая культура в старшей группе детского сада / Л.Д. Глазырина. - М.: Владос, 2005. 
               
              • Физическая культура в подготовительной группе детского сада / Л.Д. Глазырина. - М.: Владос, 2005. 
               
              • Физкультура - это радость / Л.Н. Сивачева. - СПб.: Детство-пресс, 2001. 
               
              • Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении / Н.С. Галицына. -М.: Скрепторий, 2004. 
               
              • Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет / Л.В. Яковлева, Р.А. Юдина. - М.: Владос, 2003. 
               
              • Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении / А.П. Щербак. - М.: 
               
              Владос, 1999. 
               
              • Физкультурные праздники в детском саду / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак. - М.: Просвещение, 2003. 
               
              • Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет / Л.И. Пензулаева. - М.: Владос, 2002. 
               
              Физкультурные занятия с детьми 4-5 лет/ Л.И. Пензулаева 
               
              Программно-методическое пособие «Я и моё тело» Автор СЕ. Шукшина, «Школьная Пресса» М; 2010. 
               
              Разговор о правильном питании / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. - М.: Олма-Пресс, 2000. 
               
              Уроки здоровья / Под ред. С.М.Чечельницкой. 
               
              Как воспитать здорового ребенка / В.Г. Алямовская. - М.: linka- press, 1993. 
               
              Воспитание здорового ребенка / М.Д. Маханева. - М.: Аркти, 1997. 
               
              Современные методики оздоровления детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Л.В. Кочеткова. - М.: МДО, 1999. 
               
              Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду / Под ред. Т.С. Яковлевой. - М: Школьная пресса, 2006. 
               
              Растем здоровыми / В.А. Доскин, Л.Г. Голубева. - М.: Просвещение, 2002. 
               
              Развивающая педагогика оздоровления / В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров. - М: Линка-пресс, 2000. 
              
  | 
             
            
               
              Познавательно- развитие 
               
              (математическое развитие, 
              развитие экологической культуры и естественнонаучных представлений, игровая деятельность, конструирование) 
               
              
  | 
               
              1. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей в условиях детского сада (Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др.; Сост. Е. В. Соловьева).
  | 
               
              1.Тихонова А.Е. Мир вокруг меня:Региональная программа для воспитателей детских садов по познавательному развитию и экологии. - Хабаровск,2005 
               
              2.Программа «Юный эколог» НиколаеваС.Н. Мозаика Синтез 2000г. 
              
  | 
               
              • Гризик Т. Познавательное развитие детей 4-5 лет. - М., 1997. 
               
              • Цикл познавательных занятий под редакцией Т. Тризик «Я познаю мир», Н. Андреевой «Жизнь вокруг нас».. 
               
              • Дьяченко О.М. Понимаете ли вы своего ребенка? Советы психолога: Кн. для родителей. 
               
              - М.: просвещение, Учебная литература, 1996. 
               
              • Логика и математика для дошкольников / Автор-сост. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая / 
               
              (Библиотека программы «Детство»). - СПб.: Акцидент, 1997. 
               
              • Математика от трех до шести / Сост. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе. - СПб.: Акцидент, 
               
              1996. 
               
              • Михайлова З.Л. Игровые задачи для дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 1999. 
               
              • Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте (на 
               
              материале овладения действиями пространственного моделирования): Сб. научных трудов / Под ред. Л.А. Венгера. - М., 1980. 
               
              • Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Познание окружающего мира с детьми 3-7 лет. - М., 2009. Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей с 3 до 6 лет / Под ред. О.М. 
               
              • Дьяченко. -М.: Просвещение, 1991. 12.Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. - М.,1988 
               
              • Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя детского сада - М.,1983 
               
              • Арушанова А. Г., Рычагова Е. С. Игры со звучащим словом. - М., 2009. 
               
              • Гризик Т.П. ПОЗНАЮ МИР: ПРЕДМЕТЫ ВОКРУГ НАС: Развивающая кн. Для детей младшего дошкольного возраста. П.Гризик Т.И. ПОЗНАЮ МИР: Я ВО ВСЕМ ЛЮБЛЮ ПОРЯДОК: Развивающая кн. Для детей среднего дошкольного возраста 
               
              Гризик Т.И. ПОЗНАЮ МИР: ЗНАКИ И 
               
              СИМВОЛЫ: Развивающая кн. для детей старшего дошкольного возраста 
               
              • Гризик Т.И. ПОЗНАЮ МИР: Метод, рекомендации для воспитателей, работающих по программе "Радуга 
               
              • Комплект -Безруких М.М. «Ступеньки к школе».-М.: Дрофа, 2001. 
               
              • Л.В. Минкевич « Математика в детском саду».2-я младшая группа. - М.: «Скрипторий 
               
              2003» 
               
              .Метлина А.С. Занятия по математике в детском саду. 1985г. 
               
              • «Математические ступеньки» Е.В. Колесникова 
               
              • Соловьева Е.В. МОЯ МАТЕМАТИКА: КАКОЙ ОН. ЭТОТ МИР?: Развивающая кн.для детей младшего дошкольного возраста. 
               
              • Соловьева Е.В. МОЯ МАТЕМАТИКА: ЗНАКОМИМСЯ С ЧИСЛАМИ: Развивающая кн. для детей среднего дошкольного возраста 
               
              • Соловьева Е.В. МОЯ МАТЕМАТИКА: КОЛИЧЕСТВО И ЧИСЛО: Развивающая кн. для 
               
              детей старшего дошкольного возраста 
               
              • Соловьева Е.В. МАТЕМАТИКА И ЛОГИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ: Метод,рекомендации для воспитателей, работающих по программе "Радуга", 
               
              • Доронова Т.Н.; Гризик Т.И. «На пороге школы» 
               
              • Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала. М.2006. 
               
              • Парамонова Л.А.Развивающие занятия с детьми 2-3,3-4, 4-5, 5-6,6-7 лет. 
               
              • Цветные ладошки. / И.А.Лыкова. - М., 2007. 
               
              • Росинка. / Л.В.Куцакова, С.И.Мерзлякова. - М., 2003. 
               
              • Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд: Пособие для педагогов и родителей. - 
               
              М., 2007. 
               
              • Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: 
               
              • Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. - М., 2002.
  | 
             
            
               
              Речевое развитие 
               
              (Чтение детям художественной литературы, обучение грамоте)
  | 
               
              1. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей в условиях детского сада (Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др.; Сост. Е. В. Соловьева).
  | 
               
               
              
  | 
               
              • Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми дошкольного возраста.- 
               
              М.:Просвещение,1987. 
               
              • Курс занятий по обучению дошкольников грамоте: Методическое пособие/ Л.Е. Журова,Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова. - М.: Школьная пресса, 2001. 
               
              • «Буду говорить, читать, писать правильно» Н.Глинка. Для детей 4-5 лет. «Нева», 2006. 
               
              • Технология Ткаченко Т.А. «В первом классе без дефектов речи» 
               
              • Т.Филичева, Г.Чиркина «Программа обучения детей с ОНР и ФФН» 
               
              • Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1985. 
               
              • Грамматические игры в детском саду: Методические рекомендации в помощь 
               
              воспитателям дошкольных учреждений / Сост. Г.И. Николайчук. - Ровно, 1989. 
               
              • Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: Просвещение, 
               
              1993. 
               
              • Ю.Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М.: Просвещение, 1985. 
               
              • Литература и фантазия / Сост. Л.Е. Стрельцова. - М.: Просвещение, 1992. 
               
              • Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста. - М.:1987. 
               
              • Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М.: Просвещение, 1983. 14.Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников / Под ред. О.С.Ушаковой. -М.: Просвещение, 1966. 
               
              • Скажи по-другому / Речевые Иры, упражнения, ситуации, сценарии / Под ред. О.С.Ушаковой. - Самара, 1994. 
               
              • Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. - М.: Просвещение,1991. 
               
              • Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя дет. сада / В.А. Петровский, 
               
              • A.M. Виноградова, Л.М. Кларина и др. - М.: Просвещение, 1993. 
               
              • Гриценко 3. Пришли мне чтения доброго...: Методические рекомендации по детской 
               
              литературе для работающих с детьми 4-6 лет. - М., 1997. 
               
              • Гурович Л., Береговая Л., Логинова В. Ребенок и книга. - СПб., 1996. 
               
              • Крылова Н., Иванова В. Несколько советов педагогу. // Дошкольное воспитание. - 1994. 
               
              -№6. 
               
              • Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой. - М.: Сфера, 1998. 
               
              • Ушакова О.С. Знакомим дошкольников 3-5 лет с литературой. - М., 2010. 
               
              • Ушакова О.С. Знакомим дошкольников 5-7 лет с литературой. - М., 2010.
  | 
             
            
               
              Социально-коммуникативное развитие 
               
              (безопасность, социализация, труд)
  | 
               
              1. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей в условиях детского сада (Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др.; Сост. Е. В. Соловьева).8ш
  | 
               
              1.«Я - человек». - Программа социального развития ребенка. Козлова С.А. М.: Школьная Пресса, 2004. 
               
              2.Трудовое воспитание в детском саду. Программа для работы с детьми 2-7 лет ./ Т.С.Комарова Л.В.Куцакова, Л.Ю.Павлова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005 
               
              3.Тихонова А.Е. Мир вокруг меня: Региональная программа для воспитателей детских садов по познавательному развитию и экологии. - Хабаровск,2005 
               
              4.Программа «Юный эколог» С.Н.Николаева Мозаика Синтез 2000г. 
               
              5. Коломийченко Л.В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников.-М.: ТЦ Сфера, 2015. 
              
  | 
               
              • Степанкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения .- М.:Просвещение, 1979. 
               
              • Симонова Л.В. Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста.//Управление ДОУ, №1, 2003,с.100 
               
              • Тарасова О.В., Фролова Н.В. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности.//Управление ДОУ, №1, 2003,с.Ю4 
               
              • Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева. - М.: ООО «Издательство ACT-ЛТД», 1997. 
               
              • Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателей детского сада. / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2005. - 24 с. 
               
              Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. 2004г. 
               
              Кулакова Нравственно-эстетические беседы и игры с дошкольниками. 2007 Москва. 
               
              Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2000. 
               
              Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. - М.: Книголюб, 2004. 
               
              Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности детей 5-8 лет. - М.: Сфера, 2005. 
               
              • Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991. 
               
              • Смирнова Е.О., Богуславская З.М. Развивающие игры для детей. - М.: Просвещение, 1991. 
               
              • Михайленко И.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. - М.: Сфера, 2008. 
               
              • Михайленко И.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком? - М.: Сфера, 2008. 
               
              • Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Я - ребенок, и я имею право. - М.: «Издательство Скрипторий», 2003. 
               
              • Жукова Р.А. Правовое воспитание. - ИТД «Корифей», 2007. 
               
              • «Воспитание положительного отношения к труду» Година Г.Н., «Усвоение правил как средство воспитания положительного отношения к труду» Шатова А.Д.. / Под ред. Виноградовой A.M. - М.: Просвещение, 1989. 
               
              • Конструирование и ручной труд в детском саду. Пособие для воспитателей /Л.В. Куцакова. -М: Просвещение, 1990. 
               
              • Беседы с дошкольниками о профессиях. / Т.В. Потапова- М: Сфера,2005.(Серия «Вместе с дошкольниками»). 
               
              • Рукотворный мир. Сценарии игр-занятий для дошкольников. / О.В.Дыбина. -М: Сфера, 2001. 
               
              • Чудесные поделки из бумаги. Книга для воспитателей детского сада. / З.А.Богатеева. -М.: Просвещение, 1992. 
               
              • Ознакомление дошкольников с секретами кухни. Сценарии игр-занятий. / Под ред.О.В.Дыбиной. -М: Сфера, 2003. 
               
              • Конструирование из природного материала. / Л.А. Парамонова. - М: Карапуз. 
               
              • Кукольный домик (детское рукоделие). / Л.В. Пантелеева. - М: Карапуз, 2005. 
               
              • Печворк (аппликация и поделки из лоскутков)./ Л.В.Пантелеева. - М: Карапуз. 
               
              • Тематический словарь в картинках. Мир человека. Современные профессии. 
               
              Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. Дорогою добра. Занятия для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию- М.: ТЦ Сфера, 2015. 
               
              Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. Дорогою добра. Занятия для детей 5 - 6 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию- М.: ТЦ Сфера, 2015. 
               
              Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. Дорогою добра. Занятия для детей 6 – 7 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию- М.: ТЦ Сфера, 2015. 
               
              
  | 
             
            
               
              Художественно – эстетическое развитие 
               
              (Музыка, художественное творчество)
  | 
               
              1. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей в условиях детского сада (Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др.; Сост. Е. В. Соловьева).
  | 
               
              1.Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет Лыкова И.А. «Цветные ладошки». - М.: Карапуз-дидактика, 2007. 
               
              2.Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. - М.:«Издательство ГНОМ и Д», 2000. -(Музыка для дошкольников и младших школьников.) 
               
              3.Программа «Театр, творчество, дети» Сорокина Н.Ф. 
              
  | 
               
              • Грибовская А.А. Детям о народном искусстве. 
               
              • Грибовская А.А. Аппликация в детском саду (в 2-х частях). 
               
              • Грибовская А.А. Дошкольникам о графике, живописи, архитектуре и скульптуре. - М. 
               
              МИПКРО, 2001. 
               
              • Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: Академия, 1997. 
               
              • Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. 
               
              М.: Просвещение, 1995. 
               
              • Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. - М., 2002. 
               
              • Казакова Т.Г. Занятие с дошкольниками по изобразительной деятельности: Кн. для 
               
              воспитателей дет. сада и родителей. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1996. 
               
              • Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников: Пособие для 
               
              воспитателя.- М.: Просвещение, 1980. 
               
              • Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество (Конспекты занятий рисованием, 
               
              лепкой, аппликацией): Пособие для воспитателей дет. сада.- М.: Просвещение, 1985. 
               
              • Комарова Т.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. для 
               
              воспитателя дет.сада.- 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1991. 
               
              • Комарова Т.С, Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. - М.: Пед. 
               
              общество России, 2002. 
               
              • Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, 
               
              методические рекомендации (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: 
               
              • Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (средняя, старшая 
               
              группы). - М.: Владос, 2001. 
               
              • Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 1981. - 240 с, нот. - (Б-ка воспитателя дет. сада). 
               
              • Дзержинская И.Л., Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада, (из опыта работы) - М.: Просвещение , 1985 - 160с, нот. 
               
              • Коренева Т.Ф., «Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста» в 2частях. - Учеб.-метод, пособие. - (Воспитание и дополнительное образование детей). - 
               
              • (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки). - М.: Гуманит. изд.центр «ВЛАДОС», 2001. - чЛ. -112с: ноты. 
               
              • Куцакова Л.В., Мерзлякова С И. Воспитание ребенка - дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире, прекрасного: Програм.-метод. пособие. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 368с: ил. - («Росинка»). 
               
              • Петрова В.А. Музыка-малышам. - М.: Мозаика-Синтез, 2001. 
               
              • Петрова В.А., Мы танцуем и поем. - М.: Карапуз, 2003. 
               
              • Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. - 384 с. 
               
              • Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку: методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. - М.: Мозаика-синтез, 2001. 
               
              • • Фольклор - музыка - театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программ.-метод, пособие / под ред. С. И. Мерзляковой. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003г. - 216 с: ил. - (Воспитание и доп. образование детей) 
               
              • Трубникова М. А. «Играем в оркестре по слуху». - М: Центр «Гармония», 1994. 
               
              • Методическое обеспечение программы Т.Ф. Кореневой «В мире музыкальной драматургии»: 
               
              • Т.Ф. Коренева «Музыкально - ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного 
               
              возраста» в 2частях. - Учеб.-метод. Пособие. - (Воспитание и дополнительное образование детей). - 
               
              • (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки). - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. - ч 1. -112с: ноты. 
               
              • Методическое обеспечение программы В.А. Петровой «Малыш»: 
               
              • D В.А. Петрова МУЗЫКА-МАЛЫШАМ. - М.: Мозаика-Синтез, 2001. 
               
              • В.А. Петрова «Мы танцуем и поем». - М.: «Карапуз», 1998. 
               
              • «Хрестоматия музыкального репертуара» (сост. В. А. Петрова). - М.: Центр «Гармония», 1995. 
               
              Пособия для педагогов 
               
              • Аудиокассеты с записями музыкальных произведений (сост. В. А. Петрова). - М.: ГДРЗ, 1995. 
               
              Методическое обеспечение программы О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры» 
               
              • О.П. Радынова «Музыкальное развитие детей» в двух частях. - М.: «Владос», 1997. 
               
              Г «Баюшки-баю». Методическое пособие. - М.: «Владос», 1995. 
               
              Пособия для педагогов 
               
              • О.П. Радынова «Беседы о музыкальных инструментах». Комплект из 3 аудиокассет с дидактическим 
               
              альбомом. -М., 1997. 
               
              • «Мы слушаем музыку». Учебное пособие. Комплект из 6 аудиокассет с методическими рекомендациями (сост. О. П. Радынова). - М.: 1997. 
               
              • Методическое обеспечение программы К.В. Тарасовой «Синтез»: 
               
              • «Хрестоматия музыкального репертуара». Пятый год жизни. - М.: Центр «Гармония», 1993. 
               
              • «Хрестоматия музыкального репертуара». Шестой год жизни. - М.: «Виоланта», 1998. 
               
              Пособия для педагогов 
               
              • С Аудиокассеты с записями произведений камерной и оперной музыки. Пятый год жизни. - М.: Центр «Гармония», 1993. 
               
              • Аудиокассеты с записями камерной и оперной музыки. Шестой год жизни. - М.: «Виоланта», 1998. 
               
              • Тютюнникова Т.Э., «Элементарное музицирование с дошкольниками». 
               
              Методическое обеспечение технологии Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование»: Алексеева Л.Н. , Тютюнникова Т.Э. «Музыка». Учебно-наглядное пособие «Музыка». - М.: ACT, 1998.
  | 
             
           
         |