                                       
           
          Надым 2014   
          Сборник методических разработок учителей –победителей муниципального этапа конкурса 
           
          на получение денежного поощрения лучшими 
           
          учителями общеобразовательных учреждений ЯНАО, проведенного в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»   
          ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ 
           
          АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАДЫМСКИЙ РАЙОН
   
           
          Актуальный педагогический опыт надымского учителя. Сборник методических разработок учителей-победителей муниципального этапа конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями общеобразовательных организаций Ямало-Ненецкого автономного округа, проведенного в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2014 году. - Надым: Департамент образования Надымского района, 2014 год, 108 с. 
           
            
           
            
           
          Редакционный совет: 
           
            
           
          Л.М. Марченко, начальник Департамента образования Надымского района; 
           
            
           
          И.Ю. Елизарьева, заместитель начальника Департамента образования Надымского района; 
           
            
           
          О.Е. Рудакова, заместитель начальника Департамента образования Надымского района; 
           
            
           
          С.Г. Барабаш, начальник управления организационно-методического обеспечения муниципальных образовательных учреждений; 
           
            
           
          Р.Х. Камалова, методист отдела организационно-методического обеспечения муниципальных образовательных учреждений. 
           
            
           
            
           
           В информационно-методическом сборнике «Актуальный педагогический опыт надымского учителя» представлены разработки уроков, программы по внеклассной деятельности, информационно-педагогические модули учителей-победителей муниципального этапа конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями общеобразовательной организации Ямало-Ненецкого автономного округа в 2014 году, проведенного в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». 
           
          Актуальный педагогический опыт – это результаты учебно-воспитательной работы, содержащей в себе элементы творческого поиска, оригинальности. 
           
          Данный сборник предназначен для специалистов Департамента образования Надымского района, руководителей образовательных учреждений, педагогических работников и других заинтересованных лиц. 
          СОДЕРЖАНИЕ: 
           
          
            
            
            
            
               
              Обладатели Гранта Президента РФ
  | 
             
            
               
              1
  | 
               
              Меренкова Людмила Леонидовна, учитель географии МОУ СОШ №1 г.Надыма
  | 
               
              3
  | 
             
            
               
              2
  | 
               
              Норд Юлия Евгеньевна, учитель английского языка МОУ СОШ №3 г.Надыма
  | 
               
              13
  | 
             
            
               
              Обладатели Гранта Губернатора ЯНАО
  | 
             
            
               
              3
  | 
               
              Николаева Ирина Анатольевна, учитель начальных классов МОУ СОШ №2 п.Пангоды
  | 
               
              20 
               
              
  | 
             
            
               
              4
  | 
               
              Катюкова Ольга Викторовна, учитель начальных классов МОУ СОШ №6 г.Надыма
  | 
               
              31 
               
              
  | 
             
            
               
              5
  | 
               
              Перерва Ольга Михайловна, учитель начальных классов МОУ СОШ 
              №6 г.Надыма
  | 
               
              40 
               
              
  | 
             
            
               
              6
  | 
               
              Кравченко Надежда Александровна, учитель начальных классов МОУ СОШ №1 п.Пангоды
  | 
              
                 
                 52 
               | 
             
            
               
              7
  | 
               
              Краснобаева Валентина Михайловна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №9 г.Надыма
  | 
               
              71
  | 
             
            
               
               
              Обладатели Гранта Главы Администрации муниципального образования Надымский район
  | 
             
            
               
              8
  | 
               
              Каримова Раушания Изгиновна, учитель английского языка МОУ СОШ №1 г.Надыма
  | 
               
              78 
               
              
  | 
             
            
               
              9
  | 
               
              Вагнер Ольга Юрьевна, учитель информатики и ИКТ МОУ Гимназия г.Надыма
  | 
               
              88 
               
              
  | 
             
            
           
          ОБЛАДАТЕЛИ ГРАНТА ПРЕЗИДЕНТА РФ 
           
            
           
           
          Меренкова Людмила Леонидовна,  
          учитель географии 
           
          высшей квалификационной категории 
          МОУ «Средняя общеобразовательная 
           
          школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Надыма 
           
          Педагогический стаж: 32 года 
           
           
          Дополнительная образовательная программа 
           
          «Знатоки природы» 
           
           Цель: формирование экологической культуры в рамках реализации программы дополнительного образования учащихся младшего и среднего звена школы «Знатоки природы», осознанного отношения детей к природе, экологической культуры, любви к природе родного края. 
           
           Информационный блок 
           
           Содержание информационного блока: 
          
             
            Пояснительная записка
  
            - 
              
 
               Дополнительная образовательная программа для учащихся младшего и среднего звена «Знатоки природы». 
             
            
           
           
          Пояснительная записка 
           
          «Кто был глух к природе с детства, 
           
          кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, 
           
          не открыл для себя красоты первой весенней травы, 
           
          к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, 
           
          чувство поэзии, а может быть, и простая человечность» 
           
          (В.А. Сухомлинский) 
           
          Настоящая программа является составительской, выполнена на основе программ: 
          
             
            Программы для внешкольных учреждений и образовательных школ /Под редакцией М.Б Коваль. // Юные натуралисты – Просвещение, М., 2009 г.
  
            
          2. Сборник «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Исследователи природы» Бидюков Г.Ф., Благосклонов К.Н., Вершинина Т.А.- «Просвещение», М., 2008 г. 
          Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может тот, кто ее знает, изучает, понимает. 
           
          Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому главная задача экологического образования – формирование у детей экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений и мышления. 
           
          У детей занимающихся в кружке формируется экологическая культура, которая выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчивость; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивные взаимодействия, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботится о живом. Дети узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения, сохранение многообразие видов организмов, охрана природы, как необходимое условие сохранение здоровья людей. Дети получают представления о заповедниках как одно из важнейших форм охраны природы. 
           
          В отличие от многих программ, данная программа выполняет важную социальную функцию, помогая детям через активное познание окружающего мира войти в новые современные социально-экономические отношения, и, преодолевая негативные проявления, получить опыт здорового образа жизни. Ее социальная направленность выражается в формировании экологизированного мировоззрения, разумных взаимоотношений человека с социумом и природой, а также в широкой начальной профессиональной ориентации. 
           
          Сроки реализации образовательной программы 
           
          Программа «Знатоки природы» реализуется в течение одного учебного года, рассчитана на 32 часа. I полугодие - 16 часов. II полугодие - 16 часов. 
           
          Содержание программы направлено на развитие экологического образования, целью которого в общеобразовательной школе является формирование ответственного отношения обучающихся к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе. 
           
          Отличительные особенности образовательной программы и ее новизна определяются включением в содержание материала, связанного с изучением собственной местности, в условиях города Надым и близлежащих экологических систем, а также используемыми формами организации образовательной деятельности школьников, адаптированными к их индивидуальным особенностям. 
           
          Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время экологическая ситуация, сложившаяся в мире, требует пересмотра нравственных норм и принципов по отношению к природе. Необходимостью формировать у обучающихся активную жизненную личностную позицию. Главной задачей в области экологического и нравственного воспитания детей 9-11 лет является формирование нравственных мотивов: сознательного желания сохранять и улучшать собственное здоровье, внутренней потребности в бережном отношении и поведении в окружающей среде. Особенностью данной программы является то, что она дает возможность детям познакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, способствует развитию мировоззрения, ценностным ориентациям, установкам и активной деятельности по охране окружающей среды. 
           
          Цели программы: 
          
            
               
              обеспечение условий воспитания основ экологической культуры обучающихся;
  
               
              формирование осознанного, ответственного отношения к окружающей среде, здоровью человека в целом и своему в частности.
  
               
              Воспитание всесторонне развитой, биологически, географически и экологически образованной личности.
  
             
            
           Задачи: 
          
             
            формирование экологических знаний об экосистемной организации природы и пределах ее устойчивости;
  
             
            формирование умений применения полученных знаний для изучения окружающей среды своей местности и поведения человека в ней;
  
             
            воспитание стремления распространения идей экологии среди ровесников и окружающих людей;
  
             
            развитие интеллектуальных способностей к анализу региональных и местных экологических ситуаций, причин их возникновения и путей решения; волевых усилий, направленных на самоограничение в поведении, не допускающему негативных поступков по отношению к природе, личному здоровью и здоровью окружающих людей;
  
             
            формирование навыков и умений в практической деятельности, навыков исследовательской деятельности в области экологии, обработки результатов наблюдений и исследований.
  
             
            формирование творческой активности учащихся.
  
             
            привлечение обучающихся к работе по изучению и сохранению исторических и культурных ценностей своего края, по изучению проблем экологического состояния природной среды и практическому участию в решении природоохранных задач.
  
            
           
          Формы и режим занятий 
           
          Занятия проводятся в нетрадиционной, активной форме: занятий-игр, экскурсий, занятий- путешествий; используются различные формы организации образовательной деятельности школьников: парные, групповые, индивидуализированные; длительность занятий 40 минут 1 раз в неделю. 
           
          Ключевые понятия и последовательность образовательного процесса: 
          
            
            
            
               
              Образовательный процесс
  | 
               
              Решение познавательных задач Опыт познавательной деятельности Знание
  | 
             
            
               
              Решение практических задач и различных упражнений Опыт исследовательской деятельности 
               
              Мастерство
  | 
             
            
               
              Решение творческих задач (развитие интересов и способностей) 
               
              Опыт творческой деятельности Развитие способностей
  | 
             
            
               
              Решение ситуативных задач Опыт эмоционально-ценностных отношений Объединение детей и взрослых
  | 
             
            
               
              Решение задач самоопределения Опыт практической деятельности Постановка цели самореализации в постшкольном пространстве
  | 
             
            
               
              Решение задач физического здоровья Опыт познания своего организма Развитие чувства самосохранения
  | 
             
            
          Содержание программы 
           
          Программа дополнительного образования «Знатоки природы» включает в себя пять разделов. 
          
             
            Раздел (9 часов). «Мы живем на Ямале»
  
            
          Основной задачей раздела является расширение и углубление знаний учащихся о географических особенностях «малой родины». Содержание материала отражено в следующих темах: «Наш город, район, округ на карте России», «Представление о климате округа», «Разнообразие форм рельефа округа». Дается понятие экологической катастрофы. 
           
          Требования к знаниям и умениям обучающихся, на конец изучения раздела должны знать понятия: территория округа, площадь округа, границы округа, географическое положение; название города, его местоположение, название главных водоемов (река Надым), объекты промышленной части города (авто предприятие, хлебозавод, АЗС, СТО), местоположение микрорайона. Основные понятия - климат, воздушные массы, увлажнение территории, вечная мерзлота, экологическая катастрофа, рельеф, его формы; формы рельефа ЯНАО. 
           
          должны уметь: находить по карте России свой округ, на карте Тюменской области, округа свой город; находить на карте города основные объекты, микрорайон, в котором находятся школа, дом. Работать с картой климата, сравнивать климат своего округа с климатами других регионов, делать выводы об особенностях климата, в котором проживают. Находить на физической карте различные формы рельефа округа. 
          
             
             
           
         |